Просмотр содержимого документа
«Анализ работы по подготовке выпускников 9 класса к ОГЭ»
Справка
о готовности обучающихся 9 класса
МОБУ «СОШ с. Ракитное» Дальнереченского муниципального района к сдаче ОГЭ (ГИА).
Цель проверки:
провести анализ работы по подготовке выпускников 9 класса к ОГЭ в 2016 году.
Дата проверки: «14-25» марта 2016 г
Основание проверки: ВШК.
Проверяющий: заместитель директора по УР Демочко Г.Я.
В ходе контрольных мероприятий:
1.Проведен анализ работы по подготовке выпускников 9 класса к ОГЭ в 2016 году:
- посещены уроки биологии, обществознания, географии, русского языка;
- проведены контрольные срезы в процессе посещенных уроков;
- проведено анкетирование и собеседование учащихся и родителей по вопросу проведения итоговой аттестации в 9 классе;
- проведены собеседования заместителя директора по УР Демочко Г.Я. с учителями-предметниками по подготовке обучающихся по предметам (по выбору);
- проведены классные собрания с обучающимися 9 класса, а также родительское собрание выпускников 9 класса;
- проверены стенды и папки с материалами учителей - предметников по подготовке к аттестации.
В ходе проверки можно отметить следующее:
В феврале 2016 заместитель директора по УР Демочко Г.Я. провела анкетирование учащихся по вопросу проведения итоговой аттестации в 9 классе.
В классе – 20 обучающихся.
Опрошено -13 обучающихся (7- отсутствуют по болезни).
1. Знакомы ли Вы, с процедурой итоговой аттестации в форме независимого оценивания (как проходит экзамен, как заполняются бланки, что можно приносить на экзамен и т.п.)?
Да, знаком- 30%
Нет, не знаком- 0%
Частично- 69%
2. Как Вы собираетесь продолжить обучение после окончания 9 класса?
а. В школе (укажите школу) – 53%
б. В другом учебном учреждении (колледж, техникум, ПУ и т.п.)- 0,7%
в. Пока не знаю – 38,4%
г. Другое - 0%
3. Как Вы считаете, готовы ли Вы к сдаче экзаменов в форме независимого оценивания?
Да- 46%
Нет – 0%
Затрудняюсь ответить – 61,5%
4. Как Вы считаете, достаточно ли работы, проводимой в школе для качественной подготовки к экзаменам?
Да – 76,9%
Нет -0,7%
Затрудняюсь ответить – 0%
5. Какая работа поводилась с Вами школой по вопросу подготовки к Г(И)А?
Дополнительные занятия учителей- 92%
Занятия психолога
Буклеты с рекомендациями
Информационный стенд в школе -15%
Работа с экзаменационными бланками – 15%
Другое 0%
6. Каково Ваше отношение к проведению итоговой аттестации в форме независимого оценивания?
Положительное – 15%
Отрицательное – 23%
Затрудняюсь ответить – 38,4%
7. Какая помощь Вам нужна для подготовки к экзаменам?
Со стороны педагогов - 84%
Со стороны родителей - 15%
Другое (укажите, что именно) учить самому
Анкета по индивидуальным стратегиям подготовки к экзамену показала в целом положительное отношение учащихся к самому факту экзамена, и к процедуре экзамена, считают, что ГИА – проверка знаний, очень важный экзамен и этап в жизни школьника.
Вопросы анкеты позволили выявить основные проблемные зоны с целью формирования картины по отдельным ученикам и по классу в целом. Наиболее значимые результаты по отдельным пунктам анкеты представлены ниже:
а) Обозначились некоторые вопросы по процедуре экзамена:
- не все учащиеся знают причины, при которых могут удалить с экзамена;
- в каких случаях можно сдавать экзамены экстерном;
б) Среди трудностей при подготовке к экзамену указываются:
- непонимание учебного материала;
- нехватка времени для подготовки;
- лень.
в) Анкета выявила дисбаланс в распределении времени:
- 35% учащихся первое место по объему времени вне школы отвели отдыху, прогулкам.
г) В ответе на вопросы, направленные на выявление эмоционального фона в подготовительный период 24% учащихся отмечают, что не испытывают вообще никаких переживаний в связи с предстоящим экзаменом.
Выводы исследования:
Результаты диагностики показали достаточный уровень характеристик, входящих в общую субъективную картину готовности к экзамену: осведомленность о процедуре, сформированность представлений о стратегиях достижения целевых оценок, в целом позитивный эмоциональный фон.
Слабой стороной готовности учащихся является недооценка объективных трудностей при подготовке и сдаче ГИА.
Негативным фактором, снижающим уровень потенциальных возможностей учащихся, является несбалансированность затрат времени на подготовку к экзаменам и отдых.
Заполнение бланков.
В связи с тем, что определенную трудность для учащихся представляет заполнение бланков ГИА, то есть чисто техническая сторона итоговой аттестации, учителя проводят обучающие занятия (консультации согласно утвержденному графику).
Уроки русского языка в 9 классе преподает С.Н. Литвинчук (учитель I категории). 17.03.2016 г. посещен урок русского языка по теме «Обобщение изученного о бессоюзном сложном предложении». Задачи урока: повторить полученные знания о БСП; формировать умение расставлять знаки препинания в БСП; создать условия для подготовки к ГИА.
Методы обучения, которые использовались на уроке: наглядность, дифференцированное обучение, личностно – ориентированный подход, интеграция с литературой. Все методы, которые учитель использовал на уроке, соответствуют изучаемому материалу. В начале урока Светлана Николаевна эмоционально настроила ребят на урок, каждый из них поставил перед собой цель. Затем в ходе урока они повторили теорию по теме «Бессоюзное сложное предложение», выделили грамматические основы в предложениях, произвели пунктуационный и синтаксический анализ БСП, выполнили тест, тем самым вели подготовку к ОГЭ: отрабатывали задания 1,13,14. В конце урока были подведены итоги. Оценку своей деятельности учащиеся получили в ходе занятия. Все дидактические задачи на этапах урока выполнены в полном объеме. Урок прошел в оптимальном темпе, части урока логически связаны между собой. Разнообразие видов учебной работы, умело подобранной учителем, обеспечило стабильность учебно – познавательной атмосферы урока. Ученики готовы к проблемным ситуациям, а разнообразные виды заданий обеспечили занятость всех школьников с учетом способностей.
Результаты контрольного среза по теме «Бессоюзное сложное предложение»:
Всего уч-ся – 20
Выполняли работу – 20
Выполнили работу на «5» -2 – 1%
Выполнили работу на «4» -7 – 35%
Выполнили работу на «3» -9 – 45%
Выполнили работу на «2» -2- 1%
Допустили ошибки:
определение простых предложений в составе сложных – 2 уч-ся – 1%;
определение БСП -2 уч-ся- 1%;
определение знаков в БСП –
- тире – 7 уч-ся- 35%:
- двоеточие – 9 уч-ся – 45%;
- предложение с обобщающим словом – 5 уч-ся – 20%;
работа со схемой -3 уч-ся – 15%.
Рекомендации:
больше внимания обращать формированию коммуникативных умений и навыков учащихся, индивидуализации обучения;
на уроках шире использовать ТСО и ИКТ с целью повышения мотивации к изучаемому предмету.
21.03.16 г. посещен урок обществознания по теме: «Права человека», учитель Кузнецова И.В.(учитель I категории).
Цель урока:Создание условий для формирования у обучающихся целостной системы знаний о правах человека и гражданина. Задачи урока:образовательная: формирование у обучающихся практико-ориентированных и актуальных для гражданина России правовых знаний, умений и навыков; развивающая:организация практической деятельности, способствующей накоплению опыта правомерного и социально активного поведения по реализации и защите своих прав, развитию коммуникативных умений и навыков, актуальных в общественной жизни; воспитательная:воспитание у обучающихся гражданской позиции, уважения к закону, самостоятельности и ответственности.
Цели и задачи, поставленные на уроке, были выполнены. Обучающие в ходе урока продемонстрировали знания ключевых понятий, связанных с правами человека; основных положений Конституции РФ по правам человека; права и обязанности граждан России. В ходе урока обучающиеся продемонстрировали имеющиеся и продолжили овладение следующими умениями: аргументации своей точки зрения, нахождения проявления права в жизни, публичного выступления, показали навыки работы в малой группе, работы с источниками, таблицей, представления своих работ, создания презентаций, творческого подхода к решению поставленных перед ними задач, самооценки. Обучающиеся имели право выбора: формы и темы творческого задания, варианта выполнения заданий на уроке. Обозначили гражданскую позицию по отношению к правам человека, уважения к закону, самостоятельность и ответственность. Учителем на уроке созданы условия для эмоциональной открытости и доверия.
Рекомендации:
предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей.
выходить за рамки общеобразовательных программ.
16.03.2016 г. посещен урок географиипо теме «Западная Сибирь – особенности хозяйственной специализации», учитель Федько Е.Б. (учитель I категории).
Цель урока: Организовать работу по усвоению особенностей экономико-географического положения, ресурсной базы и хозяйственной специализации Западной Сибири.
Преподавание географии ведётся по программе для общеобразовательных учреждений, с использованием учебников, рекомендованных Мин Образования. Из анализа посещённого урока и индивидуальных бесед было выявлено, что учитель владеет методикой преподавания географии, использует в своей работе различные формы и методы обучения, широко использует ресурсы интернета.
Урок прошел в оптимальном темпе, разнообразные виды учебной работы обеспечили стабильность учебно-познавательной атмосферы. На уроке учитель привлекает учащихся к объяснению нового материала, опираясь на жизненный опыт, включая в познавательную деятельность всех учеников образовательного процесса. Для развития познавательных интересов и творческой активности учащихся Федько Е.Б. использует подготовку сообщений, работу со слабыми учащимися у доски по карте, работа с учебником и дополнительной литературой. В рабочих тетрадях обучающихся прослеживается разнообразие письменных работ: географический диктант, самостоятельная работа, работа по заполнению таблиц, составление схем.
Учитель географии владеет методикой преподавания географии, учитывает все методические аспекты при планировании и проведении уроков.
Анализ диагностической работы №1
Всего писало -19 уч-ся;
Кол-во «5»-2 уч-ся- 10,5%;
Кол- во «4»-13 уч-ся -68,4%;
Кол-во «3»-4 уч-ся – 21%.
Основные ошибки связанны с историческим освоением территории Западной Сибири.
Анализ диагностической работы №2
Всего писало -19 уч-ся;
Кол-во «5» - 7 уч-ся – 36,8%;
Кол- во «4» - 10уч-ся – 52,6%;
Кол-во «3» - 2уч-ся – 10,5%.
Грубых ошибок нет.
Анализ посещённого урока, собеседование с учителем, результаты контрольного среза показали, что уровень знаний обучающихся (100%) соответствует требованиям Госстандарта.
Рекомендации:
для эффективности преподавания географии в системе использовать информационные технологии, технологию проектного обучения;
усилить индивидуальную работу с сильными и слабыми учащимися на уроке и во внеурочное время.
.
17.03.2016г. посещен урок биологиипо теме: «Формы борьбы за существование», учитель Н.А. Гунько (учитель I категории).
Биологию в школе ведёт Гунько Н.А., учитель I категории. Анализ посещённого урока показал, что учитель владеет теорией и методикой преподавания биологии.
Наталья Артемьевна широко использует возможности кабинета биологии для проведения урока, наглядные средства обучения, проводит лабораторные работы.
Урок биологии прошел в оптимальном темпе, разнообразие видов учебной работы обеспечивают стабильность учебно-познавательной атмосферы. Учитель владеет объяснительными, инструктивно-практическими методами обучения. На данном уроке Наталья Артемьевна проводила подготовку к ОГЭ: отрабатывались задания 5.3, 5.2, 5.1.
В журнал выставляются оценки за рефераты, доклады. Но необходимо обратить внимание на накопляемость оценок у слабоуспевающих учащихся.
Практическая часть программы выполняется вовремя. Отставаний по программе нет.
Анализ контрольного теста по теме: «Основы учения об эволюции».
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об основных положениях эволюционного учения, проверить качество их усвоения учащимися.
работа выполнялась в двух вариантах.
Всего уч-ся – 20
Выполняли работу – 15
Выполнили работу на «5» -0 – 0%;
Выполнили работу на «4» -5 – 33,3%;
Выполнили работу на «3» -10 – 66,6%;
Выполнили работу на «2» -0 – 0%.
С тестом справились все.
Необходимо конкретизировать:
три группы доказательств эволюции;
конвергентное и дивергентное видообразование.
Развести понятия:
конвергентное и дивергентное видообразование и гомологичные и аналогичные органы.
Конкретизировать понятия:
два вида наследственности (хромосомная и цитологическая);
два вида изменчивости (наследственная и ненаследственная).
Рекомендации:
Использовать на уроках и во внеурочной деятельности ИКТ, ресурсы интернета;
Продолжить работу по выработке прочных знаний у учащихся 9 класса по предмету, т.к. экзамен по биологии сдают 89 % учащихся;
Вовлекать учеников в исследовательскую работу в рамках изучаемого материала.
На основе своей работы учителя- предметники определили учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что в свою очередь, помогло не только грамотно спланировать уроки, но и консультации с учащимися. Работа по всем предметам ведётся целенаправленно, с учетом всех факторов, способных повлиять на результаты экзамена. Каждое задание из ГИА анализируется, дается необходимая теоретическая база для его решения. Учителя на первых консультациях познакомили учащихся с формой проведения ГИА, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Показали справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке, предложили учащимся Internet-ресурсы для успешной подготовки к сдаче ГИА. 4. Учителями – предметниками подготовлен материал, создан банк КИМов. В методическую копилку каждого учителя входят демоверсии ГИА, КИМы, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), диагностические работы, разработанные учителями школы тестовые задания по всем темам. Учителя-предметники продолжает расширять базу тестовых заданий школьного курса. Учащиеся не должны чувствовать недостаток информации об итоговой аттестации, с этой целью в школе на стенде «Готовимся к ГИА» и в кабинетах размещена вся необходимая для учащихся информация. Учителя-предметники регулярно отслеживают результаты работы, осуществляют обмен опытом, оперативно обмениваются информацией. Проведена инструктивно-методическая работа с классным руководителем, учителями-предметниками, родителями о целях и технологиях проведения ГИА (Протокол родительского собрания).
Итоги анкетирования родителей по вопросу проведения итоговой аттестации в 9 классе.
В классе – 20 обучающихся.
Опрошено -13 родителей (по количеству присутствующих учащихся на данное время).
1. Получаете ли вы в школе информацию по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся IX класса в течение текущего учебного года?
Да – 61,5%
Нет -30,7%
Затрудняюсь ответить -0%
2. Знакомы ли Вы, с процедурой итоговой аттестации в форме независимого оценивания (как проходит экзамен, как заполняются бланки и т.п.)?
Да, знаю - 38,4%
Нет, не знаю – 38,4%
Затрудняюсь ответить- 23%
3. Как Ваш ребенок собирается продолжить обучение после окончания 9 класса?
В школе (укажите школу, профиль)- 46%
В другом учебном учреждении (колледж, техникум, ПУ и т.п.) – 0,7%
Пока не знаем – 32%
Другое – 0%
4. Считаете ли Вы, что ваш ребенок готов к сдаче экзамена в форме независимого оценивания?
Да – 46%
Нет – 53,8%
Затрудняюсь ответить – 0%
5. Как Вы считаете, достаточно ли работы, проводимой в школе для качественной подготовки к экзаменам?
Да – 23%
Нет -53,8%
Не знаю – 0,7%
6. Какая работа поводилась с Вами по вопросу подготовки к Г(И)А?
Родительские собрания -92,3%
Буклеты с рекомендациями – 0%
Информационный стенд в школе – 30,7%
Другое - 0%
7. Каково Ваше отношение к проведению итоговой аттестации в форме независимого оценивания?
а. Положительное – 15%
б. Отрицательное – 30,7%
в. Затрудняюсь ответить – 46%
10. Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы Ваш ребенок успешно сдал экзамены в независимой форме?
Со стороны администрации образовательного учреждения – 15% (создать благоприятные условия, пригласить к подготовке психологов);
Со стороны педагогического коллектива – 46% (дополнительные занятия, консультации, качественная подготовка);
Со стороны учащегося – 23% (самоподготовка).
Выводы исследования:
Результаты диагностики показали достаточный уровень характеристик, входящих в общую субъективную картину готовности к экзамену: осведомленность о процедуре, сформированность представлений о стратегиях достижения целевых оценок.
Слабой стороной готовности отрицательный эмоциональный фон на проведение итоговой аттестации в форме ОГЭ.
6. Постоянно в поле зрения классного руководителя 9 класса Есиповой Н.В., администрации школы, находится успеваемость и посещаемость учащихся 9 класса. С целью предупреждения неуспеваемости, пропусков учебных занятий без уважительной причины, проводятся индивидуальные беседы с родителями и учениками. Следует отметить, что большинство учащихся систематически посещают учебные занятия в течение всего учебного года и консультации по предметам.
7. В течение учебного года проводится индивидуально-коррекционная работа учителей предметников со слабоуспевающими учащимися:
консультирование;
индивидуальные занятия;
осуществление контроля над учебной деятельностью;
оказание помощи слабоуспевающим учащимся в планировании учебной деятельности;
стимулирование учебной деятельности;
дифференциация домашнего задания.
Классным руководителем систематически проводится работа с родителями данной категории обучающихся в таких формах, как индивидуально-консультативная и разъяснительная работа, постоянное ознакомление родителей с результатами контрольных диагностических работ, а также родительские собрания.
Администрация школы в соответствии с планом работы осуществляет проверку журналов с целью изучения объективности выставления четвертных оценок и системы работы со слабоуспевающими учащимися, осуществляет тематический контроль учителей - предметников «Организация подготовки к итоговой аттестации в 9-ом классе». Анализ записей в журнале 9 класса показал следующие результаты: Русский язык: знакомство с содержанием и типами заданий ГИА, разбор заданий по темам: фонетика, орфография, морфология, языковые и грамматические нормы, синтаксис и пунктуация и другие. Математика: решение заданий по темам и другие. Домашние задания включают задания из контрольно-измерительных материалов ГИА, решение демонстрационных вариантов. Биология, обществознание, физика, история, география: учащимся задаются индивидуальные задания из демонстрационных вариантов ГИА, проводятся итоговые работы в виде тестов, аналогичных по структуре тестам ГИА. Из беседы с учащимися можно сделать вывод, что они владеют методикой работы с тестами. Учащиеся выполняли тренировочные задания на бланках ГИА в основном по всем предметам. Руководителями МО осуществляется обмен опытом и взаимопосещения учителей-предметников по проблемам подготовки выпускников к ОГЭ.
Таким образом, учащиеся 9 класса имеют достаточные умения и навыки по работе с тестами, КИМами, бланками ОГЭ, ознакомлены с нормативной документацией.
Выводы и рекомендации:
Учителям-предметникам продолжить работу по закреплению навыков работами с тестами, с бланками ответов.
Сформировать план индивидуальной работы с учащимися слабомотивированными на учебную деятельность.
Освоить технологии поддерживающего обучения для создания ситуации успеха.
Продолжить работу по подготовке выпускников 9 класса к ОГЭ в 2016 году.
Посетить уроки математики, истории, физики.
Классному руководителю Есиповой Н.В. взять под строгий контроль посещение обучающимися дополнительных занятий по учебным предметам (консультации).
К справке прилагаются анкеты, конспекты посещенных уроков.
С результатом проверки ознакомлены:
Гунько Н.А. ________ __________
Федько Е.Б. ________ __________
Литвинчук С.Н. ________ __________
Кузнецова И.В. ________ __________
Есипова Н.В. ________ __________
31 марта 2016 г
Составил: заместитель директора по УР _______ /Г. Я. Демочко/