Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку
Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку
Особое внимание уделяется на методическую готовность тех педагогов, которые ведут подготовку учащихся к ЕГЭ по английскому языку. С целью повышения качества обучения и уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции учителям следует
• провести анализ нормативных документов, регламентирующих разработку КИМ: спецификация экзаменационной работы для выпускников 11-х (12-х) классов общеобразовательных учреждений (единая по английскому, немецкому, французскому языкам); кодификаторы элементов содержания (отдельно по английскому, немецкому, французскому языкам) для составления КИМ ЕГЭ, демонстрационные варианты КИМ по английскому, немецкому, французскому языкам (с особым вниманием к критериям оценивания);
• следить за изменениями в структуре и содержании контрольных измерительных материалов;
• анализировать федеральные и региональные отчеты о результатах ЕГЭ;
• использовать при обучении учащихся только учебники и пособия, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ и ФИПИ;
• перестроить процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции, а именно: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной;
• анализировать с учащимися работы участников ЕГЭ и тестирования с точки зрения их содержания и формы выполнения, сильных и слабых сторон;
• проводить специальные уроки по обучению написания письменных высказываний с элементами рассуждений в формате ЕГЭ;
• систематически включать в уроки задания на аудирование в формте ЕГЭ;
• задействовать ИКТ в качестве средства для повышения качества обученности во всех видах речевой деятельности и аспектов языка;
• обращать больше внимания на:
– внимательное прочтение учащимися всего коммуникативного задания;
– использование в учебном процессе проблемных коммуникативных заданий, в том числе и в формате ЕГЭ;
– применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
– игнорирование незнакомых слов в читаемом или звуковом тексте и развитие языковой догадки;
– ознакомление учащихся с текстами различных жанров и типов;
– развитие умений обосновывать и аргументировать свою точку зрения;
– формирование умений делить письменное сообщение на абзацы;
– совершенствование лексико-грамматических навыков во всех видах речевой деятельности и в коммуникативно-ориентированном контексте;
– развитие общеучебных умений, таких, как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, обобщать, делать заключения, развивать свои тезисы, приводя конкретные примеры и аргументы, отличать факты от мнений, весомые аргументы от слабых, принимать логичные решения на основе полученной информации;
– заполнение учащимися бланков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку »
Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по английскому языку
Назначение единого государственного экзамена по иностранным языкам заключается в определении уровня подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью отбора при поступлении в учебные заведения системы высшего и среднего профессионального образования. ЕГЭ по иностранным языкам является экзаменом по выбору. В отличие от традиционного экзамена по иностранному языку ЕГЭ обеспечивает объективное выявление у учащихся уровня сформированности умений во всех видах речевой деятельности и способности учиться в учебном заведении системы высшего или среднего профессионального образования.
Контрольные измерительные материалы по иностранным языкам носят деятельностный характер и построены на коммуникативно-когнитивном и компетентностном подходах. Они проверяют, не что знает экзаменуемый о языке, а насколько он реально владеет иностранным языком. Содержание КИМ, требования, предъявляемые выпускникам школы в рамках ЕГЭ, уже оказали значительное влияние на содержание обучения иностранным языкам в школе.
Система подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку, помимо собственно обучения языку и развития умений и навыков в четырех видах речевой деятельности, должна включать в себя аспекты информационного характера, которые должны отражать специфику учебного предмета и включать в себя: (Слайд 1)
информирование об особенностях процедуры ЕГЭ по иностранным языкам;
ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, то есть заданий части С (письмо);
ознакомление с критериями оценивания заданий части С (письмо);
информирование о возможных вариантах подготовки к ЕГЭ по английскому языку.
Учебно-методический аспект подготовки учащихся к ЕГЭ предполагает наличие:(Слайд 2)
программ подготовки учащихся, учитывающих особенности образовательного учреждения, потребности учащихся в соответствии с выбранными направлениями получения профессионального образования;
КИМ для выявления уровня подготовленности учащихся с целью организации дифференцированной подготовки;
комплектов рекомендованных пособий и Цифровых Образовательных Ресурсов
по подготовке к ЕГЭ по английскому языку;
методических пособий для учителя английского языка.
Особое внимание уделяется на методическую готовность тех педагогов, которые ведут подготовку учащихся к ЕГЭ по английскому языку. С целью повышения качества обучения и уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции учителям следует (Слайд 3)
• провести анализ нормативных документов, регламентирующих разработку КИМ: спецификация экзаменационной работы для выпускников 11-х (12-х) классов общеобразовательных учреждений (единая по английскому, немецкому, французскому языкам); кодификаторы элементов содержания (отдельно по английскому, немецкому, французскому языкам) для составления КИМ ЕГЭ, демонстрационные варианты КИМ по английскому, немецкому, французскому языкам (с особым вниманием к критериям оценивания);
• следить за изменениями в структуре и содержании контрольных измерительных материалов;
• анализировать федеральные и региональные отчеты о результатах ЕГЭ;
• использовать при обучении учащихся только учебники и пособия, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ и ФИПИ;
• перестроить процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции, а именно: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной;
• анализировать с учащимися работы участников ЕГЭ и тестирования с точки зрения их содержания и формы выполнения, сильных и слабых сторон;
• проводить специальные уроки по обучению написания письменных высказываний с элементами рассуждений в формате ЕГЭ;
• систематически включать в уроки задания на аудирование в формте ЕГЭ;
• задействовать ИКТ в качестве средства для повышения качества обученности во всех видах речевой деятельности и аспектов языка;
• обращать больше внимания на:
– внимательное прочтение учащимися всего коммуникативного задания;
– использование в учебном процессе проблемных коммуникативных заданий, в том числе и в формате ЕГЭ;
– применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
– игнорирование незнакомых слов в читаемом или звуковом тексте и развитие языковой догадки;
– ознакомление учащихся с текстами различных жанров и типов;
– развитие умений обосновывать и аргументировать свою точку зрения;
– формирование умений делить письменное сообщение на абзацы;
– совершенствование лексико-грамматических навыков во всех видах речевой деятельности и в коммуникативно-ориентированном контексте;
– развитие общеучебных умений, таких, как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, обобщать, делать заключения, развивать свои тезисы, приводя конкретные примеры и аргументы, отличать факты от мнений, весомые аргументы от слабых, принимать логичные решения на основе полученной информации;
– заполнение учащимися бланков.
Подготовка учащихся к ЕГЭ по английскому языку может быть организована в разных вариантах.
В образовательных учреждениях реализующих программы базового уровня обучения английскому языку подготовка к ЕГЭ предполагает обеспечение готовности к выполнению заданий базового уровня. Подготовка к выполнению заданий повышенного и высокого уровней сложности может осуществляться во внеурочной деятельности в таких формах как факультатив, элективный курс, курс дистанционной подготовки и т.д.
Подготовка к сдаче ЕГЭ при помощи различных видов УМК( слайды 4-12)
На сегодняшний день в распоряжении, как учителей, так и самих учеников есть целый арсенал различных средств для формирования необходимых навыков и подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку. К ним относятся всевозможные пособия с тестами (КИМами) для самоподготовки, различные он-лайн тренажеры, обучающие компьютерные программы и конечно нельзя списывать со счетов традиционные УМК.
И, тем не менее, при всем разнообразии средств для подготовки к сдаче ЕГЭ какими бы хорошими они ни были, они не способны заменить учебник.
Задача тестов – измерить, а задача учебника – научить (в том числе и как выполнять тесты). Учебники, точнее УМК не только обучают, но и развивают и воспитывают учащихся.
Несмотря на то, что большинство приемов обучения могут быть использованы и как приемы контроля, нельзя ставить знак равенства между упражнениями и тестами.
В современных отечественных УМК заложена система объективного контроля, соотносящаяся с ЕГЭ и целенаправленно готовящая, но не натаскивающая на него. Одним из хороших примеров таких УМК может быть серия учебников «Happy English.ru 5-11» под редакцией Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.
Использование компьютерных технологий при подготовке к единому государственному экзамену
Тем не менее, при всех очевидных плюсах использования традиционных УМК для подготовки к сдаче ЕГЭ, налицо один очевидный недостаток: все эти задания невозможно в полном объеме обхватить, используя их во время урока. На один тип задания один учитель уделит больше внимания, на другой – меньше. Это зависит от ряда причин, например, от общего уровня способностей учеников, не всегда задания пообобраны идеально, учителю зачастую приходится использовать дополнительный материал на уроке, чтобы закрепить определенный материал. Приходится обращаться к дополнительным источникам. Поэтому не удивительно, что компьютерные программы при обучении иностранному языку находят все большее применение в организации учебного процесса в средних учебных заведениях. Уникальность дидактических свойств компьютерных технологий состоит в продуктивном рассмотрении всех возможных аспектов (от лингвистического до культуроведческого), в реализации как традиционных, так и дистанционных методов и средств развития, совершенствования иноязычной речевой деятельности.
При постоянной и систематической работе (начиная с простого и постепенно переходя к сложному) реализуются следующие концептуальные дидактические возможности:
· возможность систематической работы с учебной информацией;
· предоставление учителю надежной обратной связи с учеником и непосредственно связанной с этим возможности оперативного управления процессом обучения;
· возможность интенсивной коммуникации с компьютером.
В целом обучение иностранному языку посредством компьютерных технологий характеризуется следующими особенностями:
· возможность индивидуального двустороннего общения ученика с учителем, партнерами по обучению;
· широким доступом к колоссальным по объему и разнообразию источникам языковой информации.
Что касается методических аспектов обучения иностранному языку с компьютерной поддержкой, то можно отметить следующие моменты:
· большая информационная емкость учебного материала;
· интенсификация самостоятельной работы каждого ученика;
· создание коммуникативной ситуации в таких видах деятельности как аудирование, проговаривание, чтение, письмо;
· овладение различными языковыми моделями и структурами;
· повышение познавательной активности ученика, а также усиление мотивации учения.
Одной из самых заметных новинок, которая часто используется в преподавательской практике при подготовке к ЕГЭ – это курс иноязычного компьютерного обучения «Professor Higgins» (Профессор Хиггинс).
При работе с данной программой можно добиться успеха в решении и освоении тех видов работ, которые вызывают наибольшую сложность при изучении английского языка, например, употребление грамматического материала.
Программа «Professor Higgins» состоит из двух независимых частей: курсов фонетики и грамматики.
Грамматический курс напоминает книгу, снабженную элементами гипертекста. Упражнения оригинальны, составлены носителями языка по учебнику Murphy «English Grammar in Use» Кембриджского издания.( Слайд 13)
Уроки построены по классической схеме: теоретический аспект, объясняющий на примерах тему, и практический аспект, предназначенный для проверки усвоения грамматики. Грамматический материал представлен на примерах современного разговорного английского языка. Обилие примеров и иллюстраций также помогает лучшему восприятию, закреплению грамматических конструкций. Здесь же заложены грамматические задания разной степени сложности, что позволяет организовать эффективную работу с учениками.
Используя данную программу, можно способствовать развитию грамматических навыков учащихся при подготовке к Единому государственному экзамену по английскому языку в 11 классе общеобразовательной школы.