До начала заседания педагогического совета вывешивается на доске объявление (Приложение 1).
ХОД ПЕДСОВЕТА
I. «NewGeneration» (новые технологии в обучении)
Вспомним, как мы привыкли встречать Новый год. Обычно, загадываем желания, о чем-то мечтаем и хотим, чтобы все это сбылось в новом году. А давайте, загадаем, какими мы хотим видеть наше будущее, наших выпускников? А чтобы это желание сбылось, мы с вами сами должны построить это будущее. У нас с вами есть сегодня возможность построить макет будущего. А построение любого здания начинается с фундамента:
Фундамент – опыт, знания, история.
Стены – добро, любовь, милосердие, честность.
Крыша – природа.
Что возьмем с собой в дом – традиции, книги, картины, спорт, компьютер.
Итак, чтобы это здание – дом будущего стоял долго, был прочным, мы должны использовать New Generation – новые технологии в обучении. Какие инновации уже применяются преподавателями цикла, и какие, предполагается использовать, нам будут предложены на нашей галерее идей.
Время на ответ – 15 минут.
II. «Звездный опыт» (лучшие методические пособия и разработки преподавателей цикла)
Презентация лучших работ преподавателей цикла.
Критерии оценки:
-содержание, логика и глубина изложения;
-актуальность и перспективность опыта;
-результативность;
-мастерство управления собой, внешним видом;
-техника, выразительность и красота речи, направленность речи на аудиторию;
-внимание и интерес аудитории.
Время на ответ – 10 минут.
III. «Ликбез» (“вечные проблемы” преподавателя и учащегося и пути их решения)
Задание 1: Команде необходимо проявить знания и умения в анализе педагогической ситуации и решении педагогических задач. Если команда отвечает на поставленный вопрос полно, то набирает max баллы. Если ответ неполный, то другая команда имеет право ее дополнить и получить дополнительное количество баллов (Приложение 2).
Оценивается: max – 5 баллов, min - 2 балла
Время на ответ – 3 минуты
Проблемы, проблемы, проблемы. Взаимоотношения учителя и ученика хорошие и плохие были, есть и будут. Поэтому они и «вечные проблемы». Но говорят, учиться танцевать удобнее от печки, а жизнь изучать с яйца. Этому мудрому совету последуем и мы. Ну, а пойдем к этому круто, с юмором, шутками, интеллектом, вообще творчески. И посмотрим на это чудо природы не как на продукт питания, а глобально: и с физической, и биологической, и педагогической, и психологической точки зрения.
Каждой команде даются бумажные макеты яйца «яйцо с наполнителем».
Задание 2: Наполнить «яйцо» «крутыми» советами коллег о выходе с достоинством из «безвыходных» ситуаций во взаимоотношениях учителя и ученика.
Время на ответ – 5минут.
IV. «Мир науки» (взгляд на преподавание через призму науки)
Задание: Командам необходимо проявить знания педагогической науки и ответить на вопросы тестов (Приложение 3).
Оценивается: за каждый правильный ответ – 1 балл.
О, сколько нам открытий чудных,
Готовит просвещенья дух.
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, Бог – изобретатель.
В мире науки ещё много неизведанного. Внимание! Чёрный ящик! (Приложение 4)
V. «Книжный развал» (библиография и новинки художественной и учебно-методической литературы)
Провести презентацию (рекламу, дайджест) книг, отражающий данные современных психолого-педагогических, инновационных методик.
Время на ответ – 5-7 минут.
VI. «ЦК–сценарий» (разработки внеклассных предметных мероприятий)
Представить (оформить) выставку методических разработок, игр и сценариев праздников, композиций предметных внеклассных мероприятий, проведённых в цикле.
Оценивается жюри предварительно.
VII. «Почтовый ящик» (рубрика, адресованная учащимся)
Задание 1: Соревнующиеся презентуют свои методические пособия, разработки, рекомендации, составленные ими в помощь учащимся.
Время – 7-10 минут.
Задание 2: Составить для учащихся кроссворд, ребус или вариант алгоритмической игры.
Время на ответ – 5минут
VIII. «Ретроспективный урок»
Показ фрагмента урока-панорамы с участием 3-4 преподавателей цикла.
Материалы к педагогическому совету
Приложение 1
Образец объявления о педсовете
Уважаемые коллеги!
«_____»_____________ г. в __________
начнёт свою работу педагогический совет-конкурс цикловых комиссий по теме: «Галерея идей: инновации, методики, проблемы».
Цель педсовета: мотивация деятельности педагогического коллектива на инновационную деятельность в процессе обучения учащихся.
Этапы педагогического совета:
1 этап – Информационный «Инновации, методики, проблемы» (выступление заместителя директора по НМР).
2 этап – «Галерея идей: инновации, методики, проблемы» конкурс цикловых комиссий.
3 этап – Рефлексия (оценка работы педсовета и самочувствия).
За консультациями, дополнительными разъяснениями обращаться к заместителю директора по НМР и председателям цикловых комиссий.
Приложение 2
СИТУАЦИЯ №1
Перед нами два преподавателя. Один – живой, быстрый, подвижный; другой – неторопливый, уравновешенный, спокойный. Оба решают одну и ту же педагогическую задачу.
Первый вводит в урок элемент состязания. За своевременные ответы зачитываются «очки» и т.д. Урок идет оживленно, с неожиданными ситуациями, педагог едва успевает «дирижировать».
Второй заранее подобрал эмоционально насыщенные анкеты для грамматического анализа, тщательно продумал порядок ведения урока, свои комментарии. Урок по теме также идет при высокой активности учащихся, только преподаватель спокойно сидит на своем месте, хотя именно он и вызвал эту активность.
1.Кто из двух преподавателей работает лучше?
2.Что будет, если первый преподаватель будет работать методом второго, и наоборот?
3.Можно ли оценивать деятельность педагога с точки зрения реализации его личностных качеств?
СИТУАЦИЯ №2
Во время занятий особенно слежу за тем, чтобы все были заняты. Не выполненное задание, на пропущенном без уважительной причины занятии, учащиеся безоговорочно отрабатывают, но не как наказание, а как восполнение потерянного времени. На дополнительные занятия оставляю тех, кто не выполнил «дневного задания», работал плохо.
Прав ли преподаватель, применяя подобные методы? Дайте им обоснование.
Укажите другие пути воздействия на учащихся.
СИТУАЦИЯ №3
Преподаватель заметил, что во время опроса Галина М. постоянно разговаривает со своей соседкой по парте. Прервав отвечающую у доски учащуюся, он предложил Галине М. продолжить рассказ. Галина правильно и полно изложила материал. Преподаватель поставил ей в журнал «тройку» и сказал: «Больше не будешь разговаривать».
Правильно ли поступил преподаватель?
Какие чувства вызвала такая оценка знаний у учащихся?
Какие требования предъявляются к оценке знаний, умений и навыков учащихся?
СИТУАЦИЯ №4
Один из учащихся постоянно опаздывает на занятия. На вопрос преподавателя, почему он опаздывает, всегда старался найти какие-либо оправдания. Однако при проверке они, как правило, не подтверждались.
Однажды, когда учащийся вновь опоздал на урок, преподаватель удалил его из класса.
2.Перечислите полезные и вредные стороны удаления учащихся с занятий.
3.Определите характер и содержание своего поведения как педагога в данной ситуации.
4.Как следует предупреждать подобные нарушения учащихся?
5.Укажите меры педагогического воздействия.
СИТУАЦИЯ №5
Преподаватель приходит в группу. Все, кого он вызывает, отказываются отвечать, ссылаясь на различные причины, преподаватель прекращает урок и уходит со словами, что с бездельниками и разгильдяями, он не желает больше заниматься.
Какие чувства и мысли могло вызвать поведение преподавателя у учащихся?
Правильно ли преподаватель поступил?
При каких условиях преподаватель смог бы оказать педагогическое воздействие на учащихся?
СИТУАЦИЯ №6
Перед началом занятий учащиеся не привели в порядок классную доску. Придя на урок, преподаватель заметил это, но не сказал ни слова и сел за стол. Один из учащихся спросил:
-А что, занятий не будет?
-Но ведь группа не готова к занятиям, - ответил преподаватель. Ребята стали наперебой возмущаться:
-Как не готова? Все готовы. Все приготовлено. Один из учащихся молча, подошел к доске и привел ее в порядок.
1.Прав ли преподаватель, поступая таким образом?
2.Как бы Вы поступили в данном случае?
3.Укажите, какой прием использовал преподаватель и в чем эффективность его воздействия.
4.А если преподаватель:
-сам привел в порядок классную доску;
-заставил бы сделать это дежурного;
-сразу же начал занятия, а в ходе их попросил бы кого-нибудь из учащихся стереть с доски?
Укажите действенность этих методов
Приложение 3
А) Инструкция: закончите предложение:
Наука, из которой выделилась педагогика – это …
Педагогика пользуется данными физиологии и…
Область педагогики, предметом которой является общая теория обучения и образования, называется …
Целенаправленный двухсторонний систематический процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, формирование познавательных способностей, называется …
Усвоенная в процессе обучения информация, обобщенная в фактах, законах, закономерностях – это
Способность совершать действия на основе знаний, называется …
Автоматизированное умение, выражающее в способности быстро и безошибочно выполнять действия, на основе имеющихся знаний – это …
Контроль, проверка, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование результатов – это …
Форма организации обучения, при которой преподаватель ведет занятия с постоянным составом учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень развития, по твердому расписанию и установленному регламенту, называется …
Организация работы /Мотивация учения, сообщение цели, задач урока/ Применение изученных знаний в новых практических условиях /Подведение итогов урока/ Задание на дом – это урок по типу является …
Приложение 4
Вариант 1
Говорит она беззвучно,
но понятно и не скучно,
ты беседуй чаще с ней –
станешь вчетверо умней! (книга)
Вариант 2
Здесь лежит то, что может быть мягким и твёрдым (карандаш.)
Вариант 3
Хоть не шляпа, а с полями
Не цветок, а с корешком
Разговаривает с нами терпеливым языком (книга).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
До начала заседания педагогического совета вывешивается на доске объявление (Приложение 1).
ХОД ПЕДСОВЕТА
I. «NewGeneration» (новые технологии в обучении)
Вспомним, как мы привыкли встречать Новый год. Обычно, загадываем желания, о чем-то мечтаем и хотим, чтобы все это сбылось в новом году. А давайте, загадаем, какими мы хотим видеть наше будущее, наших выпускников? А чтобы это желание сбылось, мы с вами сами должны построить это будущее. У нас с вами есть сегодня возможность построить макет будущего. А построение любого здания начинается с фундамента:
Фундамент – опыт, знания, история.
Стены – добро, любовь, милосердие, честность.
Крыша – природа.
Что возьмем с собой в дом – традиции, книги, картины, спорт, компьютер.
Итак, чтобы это здание – дом будущего стоял долго, был прочным, мы должны использовать NewGeneration – новые технологии в обучении. Какие инновации уже применяются преподавателями цикла, и какие, предполагается использовать, нам будут предложены на нашей галерее идей.
Время на ответ – 15 минут.
II. «Звездный опыт» (лучшие методические пособия и разработки преподавателей цикла)
Презентация лучших работ преподавателей цикла.
Критерии оценки:
содержание, логика и глубина изложения;
актуальность и перспективность опыта;
результативность;
мастерство управления собой, внешним видом;
техника, выразительность и красота речи, направленность речи на аудиторию;
внимание и интерес аудитории.
Время на ответ – 10 минут.
III. «Ликбез» (“вечные проблемы” преподавателя и учащегося и пути их решения)
Задание 1: Команде необходимо проявить знания и умения в анализе педагогической ситуации и решении педагогических задач. Если команда отвечает на поставленный вопрос полно, то набирает max баллы. Если ответ неполный, то другая команда имеет право ее дополнить и получить дополнительное количество баллов (Приложение 2).
Оценивается: max – 5 баллов
min - 2 балла
Время на ответ – 3 минуты
Проблемы, проблемы, проблемы. Взаимоотношения учителя и ученика хорошие и плохие были, есть и будут. Поэтому они и «вечные проблемы». Но говорят, учиться танцевать удобнее от печки, а жизнь изучать с яйца. Этому мудрому совету последуем и мы. Ну, а пойдем к этому круто, с юмором, шутками, интеллектом, вообще творчески. И посмотрим на это чудо природы не как на продукт питания, а глобально: и с физической, и биологической, и педагогической, и психологической точки зрения.
Каждой команде даются бумажные макеты яйца «яйцо с наполнителем».
Задание 2: Наполнить «яйцо» «крутыми» советами коллег о выходе с достоинством из «безвыходных» ситуаций во взаимоотношениях учителя и ученика.
Время на ответ – 5минут.
IV. «Мир науки» (взгляд на преподавание через призму науки)
Задание: Командам необходимо проявить знания педагогической науки и ответить на вопросы тестов (Приложение 3).
Оценивается: за каждый правильный ответ – 1 балл.
О, сколько нам открытий чудных,
Готовит просвещенья дух.
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, Бог – изобретатель.
В мире науки ещё много неизведанного. Внимание! Чёрный ящик! (Приложение 4)
V. «Книжный развал» (библиография и новинки художественной и учебно-методической литературы)
Провести презентацию (рекламу, дайджест) книг, отражающий данные современных психолого-педагогических, инновационных методик.
Время на ответ – 5-7 минут.
VI. «ЦК–сценарий» (разработки внеклассных предметных мероприятий)
Представить (оформить) выставку методических разработок, игр и сценариев праздников, композиций предметных внеклассных мероприятий, проведённых в цикле.
Оценивается жюри предварительно.
VII. «Почтовый ящик» (рубрика, адресованная учащимся)
Задание 1: Соревнующиеся презентуют свои методические пособия, разработки, рекомендации, составленные ими в помощь учащимся.
Время – 7-10 минут.
Задание 2: Составить для учащихся кроссворд, ребус или вариант алгоритмической игры.
Время на ответ – 5минут
VIII. «Ретроспективный урок»
Показ фрагмента урока-панорамы с участием 3-4 преподавателей цикла.
материалы к педагогическому совету
Приложение 1
Образец объявления о педсовете
Уважаемые коллеги!
«_____»_____________ г. в __________
начнёт свою работу педагогический совет-конкурс цикловых комиссий по теме: «Галерея идей: инновации, методики, проблемы».
Цель педсовета: мотивация деятельности педагогического коллектива на инновационную деятельность в процессе обучения учащихся.
Этапы педагогического совета:
1 этап – Информационный «Инновации, методики, проблемы» (выступление заместителя директора по НМР).
2 этап – «Галерея идей: инновации, методики, проблемы» конкурс цикловых комиссий.
3 этап – Рефлексия (оценка работы педсовета и самочувствия).
За консультациями, дополнительными разъяснениями обращаться к заместителю директора по НМР и председателям цикловых комиссий.
Приложение 2
СИТУАЦИЯ №1
Перед нами два преподавателя. Один – живой, быстрый, подвижный; другой – неторопливый, уравновешенный, спокойный. Оба решают одну и ту же педагогическую задачу.
Первый вводит в урок элемент состязания. За своевременные ответы зачитываются «очки» и т.д. Урок идет оживленно, с неожиданными ситуациями, педагог едва успевает «дирижировать».
Второй заранее подобрал эмоционально насыщенные анкеты для грамматического анализа, тщательно продумал порядок ведения урока, свои комментарии. Урок по теме также идет при высокой активности учащихся, только преподаватель спокойно сидит на своем месте, хотя именно он и вызвал эту активность.
Кто из двух преподавателей работает лучше?
Что будет, если первый преподаватель будет работать методом второго, и наоборот?
Можно ли оценивать деятельность педагога с точки зрения реализации его личностных качеств?
СИТУАЦИЯ №2
Во время занятий особенно слежу за тем, чтобы все были заняты. Не выполненное задание, на пропущенном без уважительной причины занятии, учащиеся безоговорочно отрабатывают, но не как наказание, а как восполнение потерянного времени. На дополнительные занятия оставляю тех, кто не выполнил «дневного задания», работал плохо.
Прав ли преподаватель, применяя подобные методы? Дайте им обоснование.
Укажите другие пути воздействия на учащихся.
СИТУАЦИЯ №3
Преподаватель заметил, что во время опроса Галина М. постоянно разговаривает со своей соседкой по парте. Прервав отвечающую у доски учащуюся, он предложил Галине М. продолжить рассказ. Галина правильно и полно изложила материал. Преподаватель поставил ей в журнал «тройку» и сказал: «Больше не будешь разговаривать».
Правильно ли поступил преподаватель?
Какие чувства вызвала такая оценка знаний у учащихся?
Какие требования предъявляются к оценке знаний, умений и навыков учащихся?
СИТУАЦИЯ №4
Один из учащихся постоянно опаздывает на занятия. На вопрос преподавателя, почему он опаздывает, всегда старался найти какие-либо оправдания. Однако при проверке они, как правило, не подтверждались.
Однажды, когда учащийся вновь опоздал на урок, преподаватель удалил его из класса.
Перечислите полезные и вредные стороны удаления учащихся с занятий.
Определите характер и содержание своего поведения как педагога в данной ситуации.
Как следует предупреждать подобные нарушения учащихся?
Укажите меры педагогического воздействия.
СИТУАЦИЯ №5
Преподаватель приходит в группу. Все, кого он вызывает, отказываются отвечать, ссылаясь на различные причины, преподаватель прекращает урок и уходит со словами, что с бездельниками и разгильдяями, он не желает больше заниматься.
Какие чувства и мысли могло вызвать поведение преподавателя у учащихся?
Правильно ли преподаватель поступил?
При каких условиях преподаватель смог бы оказать педагогическое воздействие на учащихся?
СИТУАЦИЯ №6
Перед началом занятий учащиеся не привели в порядок классную доску. Придя на урок, преподаватель заметил это, но не сказал ни слова и сел за стол. Один из учащихся спросил:
А что, занятий не будет?
Но ведь группа не готова к занятиям, - ответил преподаватель. Ребята стали наперебой возмущаться:
Как не готова? Все готовы. Все приготовлено. Один из учащихся молча, подошел к доске и привел ее в порядок.
Прав ли преподаватель, поступая таким образом?
Как бы Вы поступили в данном случае?
Укажите, какой прием использовал преподаватель и в чем эффективность его воздействия.
А если преподаватель:
сам привел в порядок классную доску;
заставил бы сделать это дежурного;
сразу же начал занятия, а в ходе их попросил бы кого-нибудь из учащихся стереть с доски?
Укажите действенность этих методов
Приложение 3
А) Инструкция: закончите предложение:
Наука, из которой выделилась педагогика – это …
Педагогика пользуется данными физиологии и…
Область педагогики, предметом которой является общая теория обучения и образования, называется …
Целенаправленный двухсторонний систематический процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, формирование познавательных способностей, называется …
Усвоенная в процессе обучения информация, обобщенная в фактах, законах, закономерностях – это
Способность совершать действия на основе знаний, называется …
Автоматизированное умение, выражающее в способности быстро и безошибочно выполнять действия, на основе имеющихся знаний – это …
Контроль, проверка, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование результатов – это …
Форма организации обучения, при которой преподаватель ведет занятия с постоянным составом учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень развития, по твердому расписанию и установленному регламенту, называется …
Организация работы /Мотивация учения, сообщение цели, задач урока/ Применение изученных знаний в новых практических условиях /Подведение итогов урока/ Задание на дом – это урок по типу является …
Б
а - «Здравствуйте, дети».
б – «Человек как предмет воспитания».
в – «Великан дидактика».
г – «Эмиль или о воспитании».
д – «Детский сад»
е – «Педагогическая поэма»
ж – «Лингрид и Гертруда»
з – «Сердце отдаю детям»
и – «Мы, наши дети и внуки»
к – «Куда и как исчезли тройки?»
) Инструкция: установите соответствие:
Я.А. Коменский
И.Г. Песталоцци
Ж-Ж. Руссо
Ф. Фребель
К.Д. Ушинский
А.С. Макаренко
В.А. Сухомлинский
Ш.А. Амонашвили
В.Ф. Шаталов
Б.П. и Л.А. Никитины
Приложение 4
Вариант 1
Говорит она беззвучно,
но понятно и не скучно,
ты беседуй чаще с ней –
станешь вчетверо умней! (книга)
Вариант 2
Здесь лежит то, что может быть мягким и твёрдым (карандаш.)