В презентации раскрываются понятия проекта. Дана классификация, типология проектов. Раскрыты основные факторы, необходимые для успешности проектной деятельности, специфика педагогических проектов. Перечислены фазы проектирования, представлен алгоритм разработки проекта. Выявлены неудачи реализуемого проекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Достижение нового качества образования должно быть организовано какмасштабный проект.
Проектный подход означает:
построение такой последовательности шагов, в которой есть место аккуратному эксперименту;
отработку идей и технологий, их эволюционное распространение
Определениепонятияпроект
Проект - ( от латинского) - брошенный вперед
Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению системы в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству результатов, ресурсным обеспечением при установленном бюджете.
ПРОЕКТ (А.М. Новиков)
- это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией
ПРОЕКТ
- это предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризует неповторимость условий в их совокупности
ПРОЕКТ
Проект есть способ выражения идеи языком целей и задач,
мер и действий по достижению намечаемых целей,
необходимых ресурсов для практической реализации замыслов,
сроков воплощения идеи
Проектирование
Вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде.
(Д.К. Джонс, 1976)
В широком смысле проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде.
Проектирование
Вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде.
(Д.К. Джонс, 1976)
В широком смысле проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде.
Ресурсы
Организационные
Кадровые
Мотивационные
Научно-методические
Нормативно-правовые
Информационные
Материально-технические
Финансовые
Классификация проектов
основания
проект
По виду
Инвестиционные
Инновационные
Научно-иссле-
довательские
Исследовательские
Учебно – образо
вательные
По масштабу
Международные
Межгосударственные
Национальные
Региональные
Отраслевые
корпоративные
По типу
По длительности
Долгосрочные
Среднесрочные
краткосрочные
По классу
Мегапроет
Мультипроект
монопроект
Социальные
Научно-технические
Технологические
Экономические
Строительные
Экологические
Оборонные
Космические
Образовательные
Типология проектов
Основные факторы, необходимые для успешной проектной деятельности
готовность руководства к участию в проектной деятельности
(согласованного руководства на всех уровнях управления: регионального управления образования, отдельного учебного заведения);
желание и готовность педагогического коллективак участию в проектной деятельности
(то есть к созданию условий мотивирующих педагогов на разработку и освоение педагогических новшеств);
Основные факторы, необходимые для успешной проектной деятельности
наличие стратегии инновационной деятельности(какие цели и задачи ставит перед собой учебное заведение и др. в процессе освоения разработки и введения новшеств, будут это локальные, модульные или системные инновации);
Специфика педагогических проектов
Цели намечаются и корректируются с учетом промежуточных результатов
Количественная и качественная оценки затруднены
Сроки и продолжительность зависят от вероятностных факторов
Расходы зависят от бюджетных факторов
Ресурсы – в рамках возможного
Аспекты педагогического проектирования
Продуктивный – стремление изменить существующую действительность,
подготовить теоретическую базу предстоящих изменений по достижению поставленных целей и задач, т.е. создание нового «продукта».
Аспекты педагогического проектирования
Процессуальный (деятельностный) аспект – деятельность проектировщиков и участников проекта на всех его стадиях, т.е.
управление проектной деятельностью
Процесс осуществления деятельности мы будем рассматривать в рамках проекта, реализуемого в определенной временной последовательности по фазам,стадиями этапам (временная структура организации деятельности).
Жизненный цикл проекта
Фазы
Стадии
Этапы
Фазы (по Новикову А.М.)
Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:
фаза проектирования , результатом которой является построенная модель создаваемой педагогической (образовательной) системы и план ее реализации;
технологическая фаза, результатом которой является реализация системы;
рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта.
Фазы (по Новиковой Т.Г.)
Фаза проектирования
Фаза реализации проекта
Фаза завершения проекта
Фаза проектирования
Начальная фаза (включает стадии):разработка концепции
Сбор данных и анализ состояния (предварительное обследование);
Выявление потребности в изменениях и определение результата;
Разработка модели: определение и сравнительная характеристика альтернатив, экспертиза;
Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.
Фаза проектирования
Назначение научного руководителя и формирования команды
Установление деловых контактов
Разработка содержания
Структурное планирование
Управление и техника контроля
Определение рисков
Фаза реализации проекта
Заключение контрактов
Ввод в действие системы управления
Коммуникации и связи участников
Поэтапная реализация проекта
Контроль
Руководство, координация работ
Фаза завершения проекта
Апробация и экспериментальная проверка конечного продукта
Оценка и подведение итогов
Сопоставление первоначальных целей с полученными результатами
Расформирование команды
Алгоритм разработки проекта
Выявление потребностей в изменении на основе анализа существующего положения и выделение проблемы ;
Определение цели проекта;
Постановка задач по реализации цели;
Определение идей реализации цели и задач;
Определение работ, необходимых, для разработки и запуска проекта или его составляющих;
Алгоритм разработки проекта (продолжение)
Прогнозирование результатов проекта последствия (ожидаемые положительные результаты, возможные потери, негативные последствия, компенсационные мероприятия по их устранению) ;
Определение участников проектной деятельности на этапе разработки и запуска проекта;
Определение допустимых сроков исполнения проекта.
Основные причины неудачной реализации проектов(Опыт Всемирного Банка):
отсутствие четко определенных целей проекта;
недостаточный учет влияния внешней среды;
отсутствие эффективной системы управления проектом;
Основные причины неудачной реализации проектов(Опыт Всемирного Банка):
недостаточное внимание к последствиям от реализации проекта
(влияние на участников проекта, быстрому разрешению конфликтов, политическим и социальным аспектам).
Рекомендуемая литература.
Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы.- М.: Сентябрь, 2002
Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании.-М.: Ж-л «Внешкольник», №12, 2001
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект.- М.: Эгвес, 2004
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью.-М.:Сентябрь, 1998
Прутченков А.С. Шаг за шагом. технология разработки и реализации социального проекта, М., 2001