kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект «Развитие речевой и языковой культуры учащихся» («Возвращение к истокам…»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект «Развитие речевой и языковой культуры учащихся» («Возвращение к истокам…»). Начавшаяся модернизация системы отечественного образования не в последнюю очередь связана с кардинальными изменениями, произошедшими в последние годы в социально-экономическом укладе нашей жизни. Социальный заказ общества школе в настоящее время заключается в том, что она призвана готовить молодых людей, способных адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, приносить пользу себе и окружающим. Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» констатируется, что «школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны...» Культура речи – важнейшая часть культуры личности. А русский язык – важнейший фактор сохранения и дальнейшего развития российской государственности и русского национального самосознания. Это система символов и понятий, через которые наш современник видит мир, пересоздает его, оценивает в нем свое место. На первый план выдвигается не столько проблема прочности приобретённых учащимися знаний, которые в большинстве своём быстро устаревают, сколько умение учащихся самостоятельно добывать эти знания, постоянно их совершенствовать. С определённой долей уверенности можно утверждать, что превалирующая до сих пор в школе традиционная классно-урочная система (при всех её положительных моментах) не в полной мере способствует разностороннему развитию личности школьника. Следовательно, требуется поиск и разработка продуктивных педагогических технологий. В их числе целесообразно исследовать позитивный потенциал метода проектов. При обсуждении стандартов общего образования сопредседатель Российского общественного Совета по развитию образования Я.И. Кузьминов подчеркнул, что «адаптация школы к реальности может произойти только на основе новых педагогических технологий», включающих в себя «возрастающую опору на самостоятельный поиск информации». Учитель в таких школах, по мнению автора, должен выступать в роли как организатора проектов для детей, так и в качестве консультанта при их выполнении. Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Возникает новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний, то есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции. И, наконец, коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования ( продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и умения их использования. Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения/обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к тому, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения. К настоящему времени сложились концептуальные основы и объективные предпосылки для целесообразности использования «метода проектов» в условиях современной педагогической реальности.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Развитие речевой и языковой культуры учащихся» («Возвращение к истокам…») »

Педагогический проект

«Развитие речевой и языковой культуры учащихся» («Возвращение к истокам…»).



1. Аналитико прогностическое обоснование проекта

Начавшаяся модернизация системы отечественного образования не в последнюю очередь связана с кардинальными изменениями, произошедшими в последние годы в социально-экономическом укладе нашей жизни. Социальный заказ общества школе в настоящее время заключается в том, что она призвана готовить молодых людей, способных адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, приносить пользу себе и окружающим. Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» констатируется, что «школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны...»

Культура речи – важнейшая часть культуры личности. А русский язык – важнейший фактор сохранения и дальнейшего развития российской государственности и русского национального самосознания. Это система символов и понятий, через которые наш современник видит мир, пересоздает его, оценивает в нем свое место.

На первый план выдвигается не столько проблема прочности приобретённых учащимися знаний, которые в большинстве своём быстро устаревают, сколько умение учащихся самостоятельно добывать эти знания, постоянно их совершенствовать. С определённой долей уверенности можно утверждать, что превалирующая до сих пор в школе традиционная классно-урочная система (при всех её положительных моментах) не в полной мере способствует разностороннему развитию личности школьника. Следовательно, требуется поиск и разработка продуктивных педагогических технологий. В их числе целесообразно исследовать позитивный потенциал метода проектов. При обсуждении стандартов общего образования сопредседатель Российского общественного Совета по развитию образования Я.И. Кузьминов подчеркнул, что «адаптация школы к реальности может произойти только на основе новых педагогических технологий», включающих в себя «возрастающую опору на самостоятельный поиск информации». Учитель в таких школах, по мнению автора, должен выступать в роли как организатора проектов для детей, так и в качестве консультанта при их выполнении.

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Возникает новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний, то есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.

И, наконец, коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования ( продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и умения их использования.

Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения/обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к тому, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения. К настоящему времени сложились концептуальные основы и объективные предпосылки для целесообразности использования «метода проектов» в условиях современной педагогической реальности.

Конец 20 начало 21 вв. – время возрождения духовной культуры России. Восстанавливаются монастыри, храмы, возрождаются традиции и обычаи. Мы все чаще обращаемся к нашим истокам, историческому прошлому нашего народа.

Все эти перемены коснулись и нашего города. Саров – город двух жемчужин России: древней истории и современных наукоемких открытий и технологий оборонного значения. Это Саровская обитель в прошлом и Российский Федеральный ядерный центр в настоящем.

Особую известность нашему городу принесла Саровская пустынь, первая церковь которой была освящена 16 июня 1706 года, а в 1903 году популярность Саровской пустыни особенно усилилась в связи с канонизацией Серафима Саровского и посещением по этому поводу императорской семьей… Все это страницы истории нашего города.

Возникло желание узнать обо всем более подробно и рассказать другим о нашем уникальном городе, об его историческом прошлом.

2. Концепция проекта

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта».

Основополагающее значение для теории и практики развития проектной деятельности имеет деятельностный подход (теория деятельности А.Н. Леонтьева, общеметодологическая разработка категории деятельности: контекст субъектности С.Л. Рубинштейна), идеи ценностно-смыслового обмена в межличностном общении (В.В. Сериков, Н.Е. Щуркова), представления о педагогических инновациях, педагогическом творчестве (В.И. Загвязинский, Л.Д. Лебедева, С.Д. Поляков, В.А. Сластенин и др.), личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков), обучение на основе межпредметных связей (В.Н. Максимова).

Обоснование технологии «Метод проектов» базируется на концепциях, теориях, научных идеях В.В. Гузеева, М.А. Петухова, Г.К. Селевко, И.С. Якиманской и др.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное решение и, что весьма важно, интересен и важен для самих открывателей.

В основу проектной деятельности были положены интерес учащихся к поднятой теме, чувство любви к «малой Родине», чувство патриотизма.

Обращаясь к архивным документам, к письменности 18-19 вв., наблюдаем, как органично переплетаются литература, искусство, языкознание, история. Именно к этому симбиозу обращаемся мы, когда пытаемся понять роль места или личности в причастности к тем или иным историческим событиям. А что мы должны знать из области искусства, литературы, языкознания, чтобы понять, пропустить через себя и рассказать другим о нашем уникальном городе, о его истоках? Что мы, вообще, знаем об истории нашего города?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, было решено провести анкетирование учащихся 6, 7, 9 и 10 классов, предложив им ответить на следующие вопросы:

1) Как звали монаха, который является основателем Саровской пустыни и автором «Сказания о первом жительстве монахов и построении церкви Пресвятой Богородицы»?

2) Какие храмы Саровского Монастыря вы знаете?

3) Как зовут Великого Старца Сарова, который, стоя на коленях до рассвета, молился 1000 дней и 1000 ночей?

4) Как называется церковь, которая до 1886 года была кладбищенской, а с 1992 года стала действующим храмом?

5) Какое здание, построенное еще в 1779 году, является 4-х ярусным сооружением высотой 81 метр, а сейчас - это одно из достопримечательностей Сарова?

6) Определите лексические значения слов: причащение, инок, пономарь, раскольник.



Результаты анкетирования



В анкетировании приняли участие 104 ученика



Проанализировав результаты анкетирования, беседуя с классными руководителями о причинах низкого уровня знаний, было выяснено, что одной из них являет отсутствие наглядности при проведении уроков внеклассного чтения, классных часов, вечеров по данной тематике. Кроме этого, в документах, которые появлялись по мере освоения территории (с 12 века – первое упоминание - по 1903 год – год канонизации Серафима Саровского), большое количество архаизмов и церковнославянских слов, значение которых надо знать, чтобы донести до учащихся атмосферу того времени.

Было решено создать группы учащихся для реализации проекта, главной целью которого является: обеспечение информационной и наглядной поддержкой учащихся и классных руководителей в виде альбома «Возвращение к истокам» и словаря-приложения историзмов и церковнославянских слов.

Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи:

1.  Используя краеведческую научно-публицистическую литературу, Интернет-ресурсы, материалы городского музея и Саровской пустыни, собрать материал по тематике проекта.

2.  Подобрать материал для создания словаря-приложения историзмов и церковнославянских слов.

3.  Отработать навыки работы со специальной литературой (словари, учебники, методические пособия), Интернет-ресурсами путем поиска лексических значений слов.

4.  Отработать навыки создания текстов публицистического стиля.

5.  Создать словарь-приложение в формате А4.

6.  Используя собранный материал и фотографии, создать альбом «Возвращение к истокам».

7.  Подготовить презентацию по защите проекта.

8.  Совершенствовать навыки работы в коммуникативном пространстве.

9.  Совершенствовать навыки ораторского мастерства.

10.  Отработать умения ставить цели, задачи и планировать деятельность.



3. Стратегия и тактика проектных действий

Этапы проектирования

Проектные мероприятия

Срок исполнения

Промежуточный результат

Первый этап (констатирующий)

По результатам анкетирования было решено создать проект на тему «Возвращение к истокам», определили цели и задачи. Для реализации проекта были сформированы группы из учащихся 10б класса:

1.  Группа по составлению словаря-справочника.

2.  Группа по поиску материала для создания альбома.

3.  Группа по обработке материала и составлению текстов для альбома.

4.  Группа по оформлению альбома.

5.  Группа по созданию презентации проекта.

сентябрь

Умение ставить реальные цели и задачи, правильно формулировать их; повышение коммуникатив-ной компетентностиучащихся.

Второй этап (поисковый)

Посетили городской музей, изучили краеведческую научно-публицистическую литературу, Интернет-ресурсы, собрали материалы для альбома «Возвращение к истокам», подобрали художественное оформление. Подобрали слова церковнославянской лексики и историзмы, которые вошли в словарь-приложение.

Октябрь - февраль

Формирование навыков работы с научной и методической литературой, Интернет-ресурсами и историческими источниками. Умение работать в группах, самостоятельное проектирование и планирование своей деятельности.

Третий этап (заключительный)

Была подготовлена презентация как наглядное представление нашей деятельности. Результатами работы над проектом стали словарь-справочник, включивший в себя церковнославянскую лексику и историзмы, и альбом «Возвращение к истокам», в состав которого вошли следующие разделы:

  1. Легенды саровской земли.

  2. Первые монахи. Основание монастыря.

  3. Саровский строитель Пахомий.

  4. Великий Старец.

  5. Саровский игумен Нифонт.

  6. Храмы Саровского монастыря.


Март

Формирование навыков работы с офисными приложениями (Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint), ораторского мастерства. Умение создавать тексты публицистического и научного стилей.



4. Ожидаемые результаты и способы их оценки

Проект «Возвращение к истокам...». Почему мы обратились именно к этой теме? За основу воспитательной деятельности взята программа «Патриотическое воспитание юных граждан Сарова». А человек не может быть истинным патриотом, если он не знает своих родных истоков, исторического прошлого своего народа. Ибо сила нашего народа в органическом единении трех времен: прошлого, настоящего и будущего. Поэтому в работе над проектом «Возвращение к истокам…» большое внимание уделялось духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Подводя итоги работы, хотелось бы отметить, что с поставленной задачей справились. Созданы словарь- приложение церковно-славянских слов и историзмов, альбом «Возвращение к истокам...», который может использоваться на уроках литературы, на классных часах как ребятами, так и классными руководителями.

Работая над проектом, ребята выработали умение пользоваться научно-публицистической литературой, материалами городского музея и Саровской пустыни, обрабатывать материал и создавать свои тексты для альбома «Возвращение к истокам...»; совершенствовали навыки своей деятельности в коммуникативном пространстве, так как культура речи - важнейшая часть культуры личности. А русский язык - важнейший фактор сохранения и дальнейшего развития российской государственности и русского национального самосознания. Именно поэтому мы все чаще обращаемся к нашим истокам, историческому прошлому народа. А это в настоящее время особо важно для становления нации, так как очевиден кризис русскоязычного сознания, результат которого - волна «новояза» в повседневной речи наших соотечественников.

Обращение к историческому прошлому является основной духовного потенциала, без которого нет, и не может быть настоящего человека. В минуты радости и горя человек мысленно обращается к святым местам, и это реализуется в молитвах, песнях и в стихах, в которых он говорит о самом сокровенном и волнующем его. Поэтому на презентации звучали стихи и песни в исполнении учащихся. И, наверно, самое главное, что при создании этого проекта в каждом пробудилось ощущение сопричастности к жизни города, к его искусству и к его людям, что по-иному зазвучали слова «родник», «Родина», «патриот».

5. Ресурсная база проекта

    1. кадровые ресурсы: учащиеся гуманитарного класса;

    2. информационные ресурсы:

  • Подурец А.М. Саров: памятник истории, культуры, православия. Саров, 1998.

  • Агапов А.А. Саров: Прошлое, настоящее. Саров – Саранск: Типография «Красный Октябрь», 1999.

  • Куличков Г.Д. Саров: хроника событий. Саров – Саранск, 2001.

  • Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2003.

  • Советский атомный проект. Конец атомной монополии. Как это было… - Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ, 2000.

  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984.

  • Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1975.

  • Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955.

  • Intel® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: «Русская редакция», 2003.

    1. материально-технические ресурсы: проектор, компьютер;

    2. программно-методические ресурсы: Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.:АРКТИ, 2003.

6. Возможные риски проекта и способы их преодоления

При работе над проектом могли возникнуть следующие проблемы:

  • неумение детей работать в группах (конфликтные ситуации);

  • неумение ставить реальные цели и задачи, правильно формулировать их;

  • отсутствие навыков работы с научной и методической литературой, Интернет-ресурсами и историческими источниками;

  • отсутствие навыков работы с офисными приложениями (Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint);

  • недостаточное владение ораторским мастерством;

  • трудности в создании текстов публицистического и научного стилей.

Здесь была важна роль учителя, который являлся координатором деятельности учащихся, предупреждая возможные риски проекта.

7. Необходимая поддержка проекта

Результат данной работы зависел от интереса учащихся к исследовательской деятельности при создании проекта «Возвращение к истокам…» и понимания ими значимости данной работы.



12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Юкова Марина Евгерьевна

Дата: 26.12.2014

Номер свидетельства: 148233

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства