Замдиректора по УВР МБОУ СОШ № 35
Развитие
УНГЕР Е.В.
и повышение
профессиональной
компетентности учителя.
1.совершенствование уровня педагогического мастерства учителей и их компетенций в области учебного
предмета
Цели:
2.совершенствование методики преподавания, направленной на повышение качества обученности учащихся
Задачи:
- познакомить с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетент-
Цели: 3. активизация развития профессиональной компетентности педагогов, 4. повышение качества образо -
ности
вания.
- активизировать инновационную деятельность педагогов нашей школы.
Задачи:
Учитель живет, пока учится.
К.Д.Ушинский
План семинара
1.Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования
2.Самообразование и инновационный
поиск
учителя
3.Портфолио
4.Практическая часть
5.Резолюция
6.Разное
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых
необходимых, чтобы качественно
по отношению к определенному кругу предметов и
и продуктивно действовать по отношению к ним.
процессов,
Профессионализм
- это достижение
высоких образцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельности, общения, личности
педагога)
1 уровень
- методическая грамотность
- методическая грамотность
2 уровень
- методическое ремесло
- методическое ремесло
3 уровень
- методическое мастерство
- методическое мастерство
Три уровня профессионализма
Дан
Профессиональная компетентность — это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств .
Составляющие компетентности
Личность
учителя
Педагогическая
деятельность
Психолого-
педагогическое
общение
- опыт в профессиональной деятельности для эффективности обучения и воспитания;
- способность педагога к инновационной деятельности.
Основные составляющие :
- интеллектуально — педагогическая компетентность (умение применять полученные
знания);
Методическая и
Творческая,
психолого-педагогическая
проектировочная, исследовательская компетенции
компетенции
Коммуникативная
Информационная компетенция и
профессиональная
и
социокультурная
рефлексия
ПЕДАГОГИЧЕСК0Е МАСТЕРСТВО
это творчество, индивидуальность, готовность принятия нового, адекватное отношение к педагогическим инновациям
это способность сформировать устойчивую мотивацию учащегося к обучению, тем самым повысить уровень
качества
образования.
Профессиональная компетентность
педагога -
Учитель должен сознательно
идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней переменами.
Повышение компетентности , профессионализма учителя – одно из важнейших условий повышения качества образования.
А. Дистервег
Компетентность учителя и учащихся – единое целое в педагогическом диалоге
Ключевые компетенции:
- Формирующая - формирование и
обретение знаний.
- Исследовательская- критическое
мышление.
Ключевые компетенции:
обеспечение качества
и самоконтроль.
создание новых знаний.
- Систематизирующая структурирование знаний.
поиск необходимой информации.
- развитие творческой индивидуальности,
- формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способность адаптироваться
Развитие
в меняющейся
профессиональной компетентности –
От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое
и духовное
педагогической
развитие
среде
общества.
Условия формирования профессиональной компетентности:
1 . Анализ собственной педдеятельности
4 . Обмен опытом и презентация собственных достижений
2. Повышение квалификации и образовательного уровня
5. Самообразование и создание портфолио – основные условия развития профессиональной компетентности
3. Участие в конкурсах, фестивалях,
педагога
сетевых
сообществах
Показатели профессионального
роста педагогов:
- активное творческое начало педагогов;
- стремление педагога к повышению квалификационного разряда;
- потребность педагога в изучении теоретической литературы в процессе обобщения идей
инновационного опыта;
- готовность педагога разработать тему по самообразованию до авторской
разработки
Показатели профессионального
роста педагогов:
- стремление педагога выступать на педсоветах, семинарах, конференциях по развитию инновационного процесса.
Педагогические компетентности
Когнитив ная
(профессионально-педагогическая эрудиция)
Профессионально- информационная
(педтехно
логии, ИКТ, мониториг, профразвитие)
Коммуникативная
(культура общения, речи и педагогический такт)
Психологическая (эмоциональная культура и педагогическая зоркость)
Диагностика уровня профессиональной компетентности
Обобщение и представление своего опыта работы
Умение определять приоритетные направления своей профессиональной деятельности (по методам, по форме,
по содержанию)
Постоянная работа в МО, творческих группах, выступления,
мастер-классы, семинары, конференции)
Диагностика уровня профессиональной компетентности
Публикации
Портфолио
достижений
Целевые индикаторы профессиональной компетентности (параметры оценивания):
Профессиональная компетентность учителя
определяется умением :
2. строить учебный процесс, направленный на достижение
1. видеть ученика в образовательном процессе
целей
образования
3. создавать образовательную среду
и использовать ее возможности (информационные ресурсы, ИКТ)
4. планировать и осуществлять профессиональное самообразование
(анализ собственной деятельности, выбор технологий самообразования)
5. СТРУКТУРИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО СПОСОБАМ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
6. ОСВАИВАТЬ КРИТЕРИИ И АЛГОРИТМЫ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ
- выбирать и оценивать источники
7. ОВЛАДЕВАТЬ СПОСОБАМИ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИИ (ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ ):
- собирать информацию,
разрабатывать и представлять в презентационном виде
- подготовить веб - страницу, где в структурированном виде представлена текстовая и графическая информация по теме, ссылки
на ресурсы
Профессиональная компетентность учителя -совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, достигает стабильно высоких результатов в
обучении и воспитании учащихся.
Механизмы развития профессиональной компетентности педагога
- План самообразования
- Создание портфолио
- Повышение квалификации
- Активное участие в семинарах, конференциях, конкурсах
- Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций
- - Инновационная деятельность
- - Инновационная деятельность
педагога
Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. А.Дистервег.
Развитие и повышение
профессиональной
компетентности учителя
находится в его руках…
Учитель остается учителем, пока учится сам.
13
Повышение профессиональной компетентности
САМООБРАЗОВАНИЕ
ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства
педагога
Мастерство учителя –
это специальность, которой надо учиться всю
жизнь.
А.С.Макаренко
Организация процесса самообразования
В условиях реформирования школы, в процессе перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя.
Совершенствование качества обучения в школе
напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Учитель должен включаться в режим развития,
одним из компонентов которого является
процесс самообразования.
Самообразование -
это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки
Самообразование -
процесс, при котором педагог работает по индивидуальному проекту в рамках инновационных тем с приобретением научных педагогических знаний .
Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?
Технология самообразования
1 этап – установочный
Настрой, выбор темы, выбор цели
2 этап – обучающий
Знакомство с литературой
3 этап – практический
Накопление, отбор, анализ, обобщение
4 этап – теоретическое осмысление
Внедрение в педагогическую деятельность
5 этап – итоговый контрольный
Оформление результатов
Формы самообразования
Индивидуальная
Групповая
(творческие группы, семинары, практикумы, мастер-классы)
Самообразование учителя-
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога
Портфолио - отражение профессиональ -
ной деятельности и компетентности учителя
Здесь собираются и обобщаются результаты самообразования и профессионального роста учителя (самооценивание и саморазвитие)
социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности.
Инновационная деятельность учителя-
Что это ???
Инновация (нововведение)-
масштабное практическое воплощение
нового знания, применение в
практической деятельности
результатов научной,
исследовательской, познавательно-творческой
деятельности
13
два типа инноваций:
локальная инновация где-то это уже успешно и эффективно работает, но не здесь
глобальная инновация- то, чего нигде и никогда не было, а теперь будет
Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике.
Что такое педагогическая инноватика?
Инновации в образовании:
- внедрение и практическое использование в работе передовых педагогических технологий, ИКТ, владение знаниями последних научных исследований в различных предметных областях.
- использование новых, повышающих эффективность способов, средств подачи информации, обучения самостоятельному поиску нужной информации, проверке ее адекватности, повышения интереса учащихся к новому материалу, контроля
за усвоением
информации.
13
Инновация педагогическая:
- поиск идеальных методик и программ,
- их внедрение в образовательный процесс и их
- процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы).
творческое
переосмы-
сление,
Признаки инновации:
- новизна;
- востребованность;
- реализуемость;
- воспроизводимость.
Направления инновационной педагогической деятельности:
- освоение и внедрение внешнего инновационного опыта;
- проектирование авторского инновационного продукта.
- технологизация обучения;
- использование информационных технологий;
- учебно-методическое обеспечение
инноваций
в обучении;
Инновационная деятельность
д ля чего???
Инновационная деятельность учителя
- определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска
- неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагога и учебно-исследовательской деятельностью учащихся
Инновационная деятельность учителя
- способствует устранению симптома «педагогическая усталость»
- способствует личностному росту как педагога, так и учащихся
Инновационная деятельность:
- направлена на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив в образовательной программе
школы
- создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных
услуг,
Современное самообразование
и развитие учителя
Участие в очных или заочных конкурса х
Создание
Участие в сетевых сообществах
Очное и дистанцион
собствен
ное образова
ных сайтов или блогов
ние
Станьте частью мирового сообщества педагогов, готовых учить и учиться, готовых применять лучшие методики преподавания с использованием ИКТ, делиться своим опытом, творить и экспериментировать.
СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА
КАК ФОРМА САМООБРАЗВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ.
Сетевое педагогическое сообщество - это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, добыть нужную информацию.
http://pedsovet.alledu.ru
Педсовет.org
- Публикации
- Главное
- Комментарии
- Обсуждения
- Записи
- Анонсы
Живое пространство образования Медиатека
Мой профиль
Форумы
Участники
Блоги
Помощь
[email protected]
Конкурс проводится в рамках фестиваля. Участники конкурса получают дипломы, сертификаты,
диски и книги
(по желанию)
Конкурсные презентации размещаются на сайте фестиваля. В коллекции — тысячи презентаций, это уникальный методический
ресурс!
электронный адрес сайта «1сентября»
«1 сентября»
Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок»
ИнтерГУру htth://www.intergu.ru
Интернет-государство российских учителей - проект Министерства образования
Основная цель проекта – создание сетевого сообщества творческих учителей.
России.
http://www.openclass.ru
Одно из сообществ Интернет - государства
Содружество методических объединений
предназначено для методической поддержки учителей- предметников
Здесь размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы и по предметам начальной школы
http://center .
fio.ru/ som /
СОМ
"Изюминка" проекта - возможность создать
очень быстро и
просто персональный
мини-сайт
«Наша сеть» http://
nsportal.ru /
Социальная сеть работников образования
Дистанционный педагогический Университет «1сентября»
Сайты дистанционного обучения
1. http://www.vschool.km.ru –
виртуальная школа Кирилла и Мефодия
2. http://www.college.ru – открытый колледж
3. http://www.teachpro.ru - образовательный сайт
4. http://www.oso.rcsz.ru - обучающие
сетевые олимпиады
Только вперед, учитель!
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным.
Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
Профессиональное самовоспитание, самообразование
и самовыражение -
это основные условия для формирования профессиональной компетентности педагога
Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке,
в его отношении
Это — желание учиться,
к знаниям
вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее
нет школы.
и к вам,
учителю.
СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ
Традиционные знания
Современные знания и навыки работы с информационными технологиями .
Современный учитель –
Современный учитель –
это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный
это личность толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.
рост.
Учитель постоянно должен решать профессиональные
задачи и соответствовать высоким требованиям
- Осуществлять образовательную деятельность
на высоком уровне и мотивировать учащихся на
достижение высоких результатов
- Развивать свою творческую индивидуальность,
а также творческий потенциал учащихся
- Применять инновационные технологии на основе ИКТ
- Самообразовываться и самосовершенствоваться
- Общаться в педагогическом сообществе,
представляя опыт своей
деятельности
УЧАСТНИК МУНИЦИПАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ВСЕРОССИЙСКИХ КОНКУРСОВ
Краевой конкурс
«Учитель года»
Конкурсы для педагогов
муниципального уровня
Портфолио - отражение профессиональ -
ной деятельности и компетентности учителя
Здесь собираются и обобщаются результаты самообразования и профессионального роста учителя (самооценивание и саморазвитие)
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- разработка пакета тестового материала в электронном виде.
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебные разработки; программы, сценарии, исследования;
- повышение качества обучения, выработка методических рекомендаций
по применению новых технологий, в том числе и ИКТ;
Ожидаемые результаты
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- проведение семинаров, мастер-классов,
- проведение семинаров, мастер-классов,
- проведение семинаров, мастер-классов,
- проведение семинаров, мастер-классов,
- проведение семинаров, мастер-классов,
обобщение опыта по исследуемой проблеме.
Система работы учителя
Аналитическая
деятельность
Повышение квалификации
Обобщение и
распространение
педагогического опыта
Использование учителем ИКТ
УЧИТЕЛЬ УМЕЕТ:
Собирать учебные курсы на базе имеющихся в комплексе и вновь созданных материалов, адаптировать их к профильным или авторским учебным программам
Осуществлять авторскую компоновку материалов из мультимедианабора и постоянно пополнять его своими собственными разработками
Применять активно-деятельные формы обучения (практикумы, самоаттестация, защита мультимедиапроекта)
Отойти от традиционной формы проведения урока
Создавать вариативные проверочные работы, учитывая индивидуальные особенности учащихся
Быстро анализировать успешность, отслеживать динамику ее роста за счет ведения электронного «Журнала успеваемости»
13
Обобщение и распространение педагогического опыта
Систематизация необходимой документации
Проведение открытых уроков, семинаров, мастер-классов, круглых столов для учителей школы, города и области
Участие в городских методвыставках, конкурсах учителей и фестивалях
Оформление результатов (авторские учебные пособия, программы элективных курсов, научно-методические статьи, мультимедийные презентации опыта работы, видеозаписи уроков); прогнозирование дальнейшей инновационной деятельности
Результативность работы учителя
- Позитивная динамика учебных достижений обучающихся (высокий уровень личностной и инновационной культуры педагога, его профессиональной компетентности, способствующий стабильно-положительным результатам образовательного процесса)
- Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам
- Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя
- Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
- Обобщение и распространение своего педагогического опыта
- Повышение квалификации и совершенствование педагогического мастерства (высокая мотивация педагога к самообразованию и самосовершенствованию с целью повышения качества знаний учащихся)
- Участие в профессиональных конкурсах и фестивалях
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
ФИО, должность и место работы
Тема инновационного педагогического опыта
Источник изменений
Идея изменений (сущность ИПО)
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
Условия реализации изменений
Результат изменений
Описание инновационного опыта учителя (объем не более 1200 знаков)
Предполагаемые формы распространения ИПО
Информационная карта инноваций Учителя
ФИО
.
инновация
результат
Профильное и пред профильное обучение
Проведение элективных курсов
Организация ОЭР
Организация учебного процесса по программе ?
Создание условий для использования ИКТ
Районная экспериментальная площадка
Использование СОТ при проведении уроков
Организация уроков по информатике и ин. языку в начальной школе
Разработки, презентации
Методические разработки, презентации
Использование интерактивной доски
Организация безоценочной работы в нач. классах
Выступления конференциях, семинарах
МТБ
Уроки
Использование СОТ в учебном и воспитательном процессе
Доклады
Курсы ПК по накопительной системе
удостоверение
Конспекты уроков. Сценарии мероприятий
Участие в конкурсе
Работа по формированию портфолио учащихся 9 класса
Использование СОТ в учебном и воспитательном процесс
Портфолио
«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 30 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя»
Дональд Д. Куинн.
РЕЗОЛЮЦИЯ
2. С целью повышения профессионального мастерства учителей считать постоянной работу по самообразованию с обязательным обсуждением ее результатов на заседаниях МО,
1. Продолжить рассмотрение методов и форм формирования профессиональных компетенций
педсоветах.
учителя.
3. Осуществить подготовку к методической неделе по теме «Результаты самообразования и инновационной деятельности учителей»
4. Стимулировать процесс профессионального самосовершенство-вания педагогов.