kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция

Нажмите, чтобы узнать подробности

              

Подготовила:

   Педагог-психолог

                                                                              Зейнолдина А.Д.

КГУ «СШ Прапорщиково»

 

 

Доклад: «Система работы школы с одаренными детьми»

 

  1. Актуальность проблемы

 

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного казахстанского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что ждут   родители и общество от “хорошей школы”?

Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

В школе должны быть свои традиции.

Школа должна давать современное образование.

В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Каких детей считать одаренными? Традиционно детей, значительно опережающих своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующих выдающиеся специальные способности, например, технические, музыкальные, художественные, математические и др. называют одаренными.

 


 

         Виды одаренности

 В познавательной деятельности - интеллектуальная одаренность в зависимости от предметного содержания.  

В практической деятельности - спортивная одаренность, одаренность в ремеслах (кружки)

В художественно - эстетической деятельности - хореографическая, сценическая, изобразительная, музыкальная.

В коммуникативной деятельности - лидерская или организационная ( умение общаться ). По степени сформированности ( актуальная и потенциальная )

 По форме проявления ( явная и скрытая )

 


 

         Признаки одаренных детей ( по В. М. Слуцкому ).

 1. Высокая любознательность и исследовательская активность. У них повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Болезненное восприятие недостатка информации, которую можно усвоить и переработать.

2. Способность прослеживать причинно - следственные связи и делать выводы.

 3. Обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью, и абстрактным мышлением.

 4. Способность классифицировать информацию. Умение широко пользоваться накопленными знаниями.

 5. Большой словарный запас, умение ставить вопросы. Любят читать словари, энциклопедии. Придумывают новые слова.

 6. Повышенная концентрация внимания. Упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.

Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

Выявление одаренных детей

1. На уроках и в ходе внеклассных мероприятий; в ходе кружковой работы. Опытный педагог уже при первых контактах с детьми может заметить определенные способности: нестандартность мышления отличную долговременную память неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач воображение и фантазию быстрое осмысление и переосмысление информации концентрацию внимания. Такие ученики имеют высокую мотивацию к изучению предмета.

2. Первичная диагностика (проводится учителями) тестирования ( различные шкалы, дифференцированные задания )

3. Диагностика, направленная на оценку интеллекта и креативности (проводится психологом; тест Д. Векслера и др.)

 


 

Формы работы с одаренными детьми в школе.

Методы и формы работы с одаренными детьми должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы. Школьное научное общество, учащихся объединения дополнительного образования, групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися, факультативные занятия, кружки по интересам, участие в конкурсах и конференциях, интеллектуальных марафонах, турнирах Знатоков, участие в предметных олимпиадах, спецкурсы, викторины, словесные игры и забавы,КВН.

 


 

Формы работы с одаренными детьми за пределами школы.

Работа по индивидуальным планам занятий в группах с углубленным изучением предметов, сотрудничество с другими школами, ВУЗами, проведение фестивалей творчества, тематические конкурсы, выставки смотров художественной самодеятельности творческие отчеты, проведение общешкольных проектов, спортивные соревнования разных уровней,  традиционные Дни Науки,  опытно - экспериментальные работы,  семинары, дискуссии, индивидуальные творческие задания.

 

 

Рекомендации:

  1. Рассмотреть данную проблему на ШМО.
  2. Разработать программу работы с одаренными детьми.
  3. Провести апробацию программы.
  4. Внедрить программу в 2013-2014 учебном году.

 

 

Просмотр содержимого документа
«лекция »

Подготовила:

Педагог-психолог

Зейнолдина А.Д.

КГУ «СШ Прапорщиково»



Доклад: «Система работы школы с одаренными детьми»


  1. Актуальность проблемы


Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного казахстанского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что ждут родители и общество от “хорошей школы”?

Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

В школе должны быть свои традиции.

Школа должна давать современное образование.

В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Каких детей считать одаренными? Традиционно детей, значительно опережающих своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующих выдающиеся специальные способности, например, технические, музыкальные, художественные, математические и др. называют одаренными.




Виды одаренности

В познавательной деятельности - интеллектуальная одаренность в зависимости от предметного содержания.

В практической деятельности - спортивная одаренность, одаренность в ремеслах (кружки)

В художественно - эстетической деятельности - хореографическая, сценическая, изобразительная, музыкальная.

В коммуникативной деятельности - лидерская или организационная ( умение общаться ). По степени сформированности ( актуальная и потенциальная )

По форме проявления ( явная и скрытая )




Признаки одаренных детей ( по В. М. Слуцкому ).

1. Высокая любознательность и исследовательская активность. У них повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Болезненное восприятие недостатка информации, которую можно усвоить и переработать.

2. Способность прослеживать причинно - следственные связи и делать выводы.

3. Обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью, и абстрактным мышлением.

4. Способность классифицировать информацию. Умение широко пользоваться накопленными знаниями.

5. Большой словарный запас, умение ставить вопросы. Любят читать словари, энциклопедии. Придумывают новые слова.

6. Повышенная концентрация внимания. Упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.

Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

Выявление одаренных детей

1. На уроках и в ходе внеклассных мероприятий; в ходе кружковой работы. Опытный педагог уже при первых контактах с детьми может заметить определенные способности: нестандартность мышления отличную долговременную память неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач воображение и фантазию быстрое осмысление и переосмысление информации концентрацию внимания. Такие ученики имеют высокую мотивацию к изучению предмета.

2. Первичная диагностика (проводится учителями) тестирования ( различные шкалы, дифференцированные задания )

3. Диагностика, направленная на оценку интеллекта и креативности (проводится психологом; тест Д. Векслера и др.)




Формы работы с одаренными детьми в школе.

Методы и формы работы с одаренными детьми должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы. Школьное научное общество, учащихся объединения дополнительного образования, групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися, факультативные занятия, кружки по интересам, участие в конкурсах и конференциях, интеллектуальных марафонах, турнирах Знатоков, участие в предметных олимпиадах, спецкурсы, викторины, словесные игры и забавы,КВН.




Формы работы с одаренными детьми за пределами школы.

Работа по индивидуальным планам занятий в группах с углубленным изучением предметов, сотрудничество с другими школами, ВУЗами, проведение фестивалей творчества, тематические конкурсы, выставки смотров художественной самодеятельности творческие отчеты, проведение общешкольных проектов, спортивные соревнования разных уровней, традиционные Дни Науки, опытно - экспериментальные работы, семинары, дискуссии, индивидуальные творческие задания.



Рекомендации:

  1. Рассмотреть данную проблему на ШМО.

  2. Разработать программу работы с одаренными детьми.

  3. Провести апробацию программы.

  4. Внедрить программу в 2013-2014 учебном году.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
лекция

Автор: Зейнолдина Амина Даулетовна

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150570

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Опорный конспект лекции на тему "Сестринский процесс""
    ["seo_title"] => string(58) "opornyi_konspiekt_liektsii_na_tiemu_siestrinskii_protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "391903"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487107415"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Проблемная лекция по охране труда "Способы и средства пожаротушения" "
    ["seo_title"] => string(78) "probliemnaia-liektsiia-po-okhranie-truda-sposoby-i-sriedstva-pozharotushieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246284"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446321427"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Лекция-беседа "
    ["seo_title"] => string(18) "liektsiia-biesieda"
    ["file_id"] => string(6) "129298"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415656994"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация лекции на тему "Кровотечение и его остановка. Гемостаз" "
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia-liektsii-na-tiemu-krovotiechieniie-i-iegho-ostanovka-giemostaz"
    ["file_id"] => string(6) "240187"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444969380"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» "
    ["seo_title"] => string(123) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-priepodavatieliei-po-proviedieniiu-liektsii-po-distsiplinie-psikhologiia-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244387"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445932405"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства