Формирование экологической культуры в процессе экскурсий
Формирование экологической культуры в процессе экскурсий
Работа представлена в рамках реализации экологического воспитания в школе. ?Целью экологического воспитания в школе стало формирование нового мышления, экологического сознания и экологичной личности, в целом. Такая личность должна включать в себя не только экологические знания, умения, гуманные чувства, но и экологическую ответственность, экологическое мировоззрение, стремление быть в гармонии с Природой, что характеризует высокую экологическую культуру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры в процессе экскурсий »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Березовская основная общеобразовательная школа
Районный методический семинар
Формирование экологической культуры учащихся в процессе экскурсий
Подготовила: Водякова О.Н.
2014
Любим мы наш школьный сад
«Аллея России»
Целью экологического воспитания в школе стало формирование нового мышления, экологического сознания и экологичной личности, в целом. Такая личность должна включать в себя не только экологические знания, умения, гуманные чувства, но и экологическую ответственность, экологическое мировоззрение, стремление быть в гармонии с Природой, что характеризует высокую экологическую культуру.
При изучении уровня экологической культуры учащихся использовался метод анкетирования. При разработке организации экскурсий использовались словесные, наглядные, практические методы обучения и такие формы обучения, как дидактическая игры, дискуссии и диспуты, конкурсы, конференции.
Итальянский педагог-гуманист
Витторино де-Фельтре
Французский гуманист Франсуа Рабле (1494-1553)
Французский мыслительЖан-Жак Руссо
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Еще в средние века педагоги-гуманисты понимали положительное влияние природы на развитие и формирование личности учащегося. В противоположность схоластическим школам, которые характеризовались суровой дисциплиной, авторитарностью, направленностью на зубрение учебного материала, гуманисты с уважением относились к личности ребенка, стремились развить любознательность и интерес к знаниям, придавали большое значение развитию физических и духовных сил человека.
Итальянский педагог-гуманист Витторино де-Фельтре (1378-1446) организовал школу на лоне природы и назвал ее «Дом радости». В отличии от средневековых школ в ней было много света и воздуха, совершались экскурсии в природу.
Французский гуманист Франсуа Рабле (1494-1553) считал губительным зазубривать все наизусть. Обучение должно быть связано с окружающей действительностью – совершались прогулки по полям и лесам, собирались растения и составлялись гербарии, проводились наблюдения в природе. Усвоение знаний носило сознательный характер. Такое воспитание способствовало развитию многостороннего и самостоятельного мышления учащегося, его творчества и активности (Константинов, 1982).
Известный французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712-1778) – считал, что нет ничего в нашем сознании, что не было бы получено при посредстве ощущений, через органы чувств. Он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребенка, важность для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью. Все должно быть представлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По мнению Руссо, наглядность – сама природа, жизнь. Чтобы развить физическую, нравственную, умственную сферы ребенка, необходимо сформировать чувство природы в его личности. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам (Константинов, 1982).
Действительно, без гуманности и уважения невозможно воспитать гуманную и уважающую личность, а значит невозможно сформировать и ее психологическую культуру, которая является основой всей культуры человека (и экологической культуры, в том числе).
Сухомлинский Василий Александрович
Мемориал
В.А. Сухомлинскому
в Павлышской школе
Вход в музей в Павлышской школе
Советский писатель, классик отечественной литературы
Большое внимание формированию экологической культуры уделял талантливый педагог В. А. Сухомлинский.
Путешествия в мир природы раскрывают все богатство восприятия. Трудно найти слова, чтобы передать безграничную насыщенность листвы в тихие солнечные дни, особенно в солнечные утра после дождя или росной ночи, когда прозрачный воздух словно раскрывает новые оттенки окраски леса, сада, луга. Одни подростки находили свыше семидесяти оттенков и переходов от зеленому к изумрудному, светло-желтому, к синему, другие – свыше восьмидесяти.
Видение и переживание красоты окружающего мира – одно из главных источников понимания уникальности и неповторимости природы, значения ее в создании радости бытия, красоты и вечности жизни (Сухомлинский, 1979).
Именно это эмоционально-эстетическое восприятие природы Паустовский К. Г. назвал шестым чувством или чувством природы. Такое «чувство природы» или культура восприятия и является основой формирования экологической культуры личности. При этом, формирование психологической, а вместе с ней и экологической, культуры должно проходить осознанно. Детям нужно знать о человеке – о его психике, мышлении и сознании, об эмоциональной, эстетической, волевой и творческой сферах духовной жизни.
Экскурсия в природе каксредство экологического воспитания
В энциклопедическом словаре, экскурсия определяется как "коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительскими целями". В пособиях по методике экологического или биологического образования школьная экскурсия трактуется как "форма образовательного процесса с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя..."
Экскурсия состоит из нескольких этапов: · подготовки; · проведения; · подведения итогов; · использования результатов в дальнейшем обучении.
Десять заповедей экскурсионного дела
Для учителя остаются полезными советы по проведению экскурсий, выработанные на Павловской инструкторской экскурсионной станции еще в 1920 году 1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий. 2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и составь ее план. 3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами. 4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать. 5. Избегай длинных объяснений. 6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать. 7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут. 8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть все видно. 9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать. 10. Закрепи экскурсию в памяти учеников последующей проработкой материала.
Французский ученый - педагог К. Сушон отмечает, что "дети не знают природу, а охранять можно лишь то, что хорошо знаешь...
Экскурсия в природе каксредство экологического воспитания
Организация экскурсий для всех учащихся – дело хлопотливое. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Вывести детей на лужайку, побыть с ними в лесу, в парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки» (Сухомлинский, 1979).
Всякое обучение представляет собой некую модель реальной действительности, создаваемую с целью познания мира в искусственных, аудиторных условиях.
«Нет лучшего средства возбудить и развить в детях и наблюдательность, и самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей». «Исследовательский метод отвечает природе ребенка и законам его развития. Дети являются врожденными исследователями». «Применение практических методов связано с активной деятельностью рецепторов (входящие в сенсорные органы) и эффекторов – исполнительных органов – органов трудовой деятельности».
Полноценная экологическая культура не может сформироваться в отрыве от «реальной», «живой» природы. Лес, дикая природа и экологическое образование неразделимы (Боголюбов, 1999).
Успех экскурсии зависит от ее подготовки. Учитель должен точно установить тему и цель экскурсии, а затем просмотреть литературу по этой теме – научной, научно-популярной, методической. Затем учитель намечает план-маршрут экскурсии. В этом плане необходимо указать основные разделы (этапы) экскурсии, выяснить, какие явления и на каких объектах будут показаны, каким методом будет проведена экскурсия. Необходимо предварительно проверить маршрут экскурсии самому учителю. Намечается последовательность и методика проведения отдельных частей экскурсии, устанавливаются места для самостоятельной работы и отдыха учащихся.
Методика экскурсии зависит от ее темы и цели, возраста и знаний учащихся.
Если у учащихся имеется навык работы в природе, то можно усилить элемент самостоятельной исследовательской работы в экскурсии, что способствует лучшему усвоению материала и активности учащихся.
Полезно создавать ситуации выбора поведения, отношения к природе в процессе экскурсий. При выборе тех или иных действий по отношению к природе учащиеся развивают волевые качества, способность принимать ответственные решения. Это обеспечивает единство и взаимосвязь теоретического и практического подходов в экологическом воспитании и образовании
Одно из главных условий успешного решения этого вопроса – воздействие на чувства человека. Пути воздействия могут быть различны: удивление новым знаниям, эффективность зрелища, возможность проявления собственных сил, удовлетворение от самостоятельного достижения уникальных результатов.
В основе творческой деятельности лежит творческий поиск, который возникает при научном поиске, при исследовании. В процессе поиска учащийся узнает мир, изучает его всесторонне. Пусть поисковая работа учащегося не приносит научной информации, но учащийся в сжатой форме повторяет путь открытия знаний
Необходимой частью экскурсий является вводная и заключительная беседы. В зависимости от возраста и подготовки учащихся информация может быть различная по объему, но всегда должна быть строго научна, проверена и обоснована. Язык беседы должен быть точным, ясным, образным, простым. Развитию интереса способствует сознательная, активная, целенаправленная работа учащихся.
На экскурсии вырабатываются положительные черты личности: чувство коллективизма, дружбы, товарищества, сознательная дисциплина, добросовестное отношение к выполнению порученного задания.
Экскурсии могут иметь вид игры и уже одним этим становятся более привлекательными, живыми, повышается эффективность обучения (Букин, 1991).
Педагогически правильно организованная игровая деятельность учащихся позволяет достичь полного самовыражения, активности и свободы творчества, разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботы по отношению к ее объектам.
Разбивая экскурсию на определенные логические части в соответствии с планом и маршрутом, нужно наметить наиболее эффективные методические приемы.
Продумывая методику и содержание экскурсии, необходимо наметить и то оборудование, без которого невозможно выполнение работы. Кроме того, для работы нужны блокнот и карандаш для записей, альбом или тетрадь для зарисовок. Полезно иметь фотоаппарат.
Подготовка учащихся начинается с сообщения учителем темы, задачи и маршрута экскурсии. Можно порекомендовать книги, которые полезно прочитать по этой теме.
Во время экскурсии важно, чтобы учащиеся отмечали сравнительные признаки объектов. Также учащихся необходимо предупредить о продолжительности экскурсии, указать, как нужно одеться.
Каждая экскурсия складывается из нескольких частей: 1) сбор в школе и переход к месту экскурсии; 2) непосредственная работа учащихся под руководством учителя; 3) организованное возвращение с экскурсии. К работе на экскурсии тесно примыкает последующая обработка и оформление материала.
Детали проведения экскурсии могут быть различны в зависимости от темы и цели экскурсии, возраста и знаний учеников, времени и места экскурсии.
Природа – часть человека, как и он – ее часть. Природа часть человека вдвойне: биологическое составляющее и духовное составляющее. Человеку нужно чаще встречаться, общаться с природой, тогда он поймет, что это великая сила… и что человек всего лишь отражение законов этой силы – ПРИРОДЫ (Чернова, 2001; Воронков, 1999; Суравегина, 1994).
Существует четыре основных аспекта экологического образования (Зверев, 1984):
-
Но для того, чтобы данные аспекты несли эффект в экологическом воспитании и образовании, необходима личность педагога с высокой экологической культурой.
научный аспект
(обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде) ;
ценностный аспект
(нравственные и эстетические отношения к окружающей среде)
Воздействие на органы чувств: формирование культуры восприятия, чувства красоты и гармонии
Формируется научное мировоззрение
Знания о взаимосвязях и взаимодействиях в природе.
Положительное состояние психики: возникновение положительных эмоций и чувств на основе благоприятного влияния природы на нервную систему организма человека.
Непосредственное общение с природой: экскурсии, экспедиции, походы, полевые практикуме.
Знания об организации биосферы как самой крупной экосистеме, функциях биосферы, о ее развитии, эволюции.
Формирование положительных качеств личности на основе постоянного испытывания положительных эмоций и чувств: доброта, отзывчивость, открытость, искренность, сознательность, активность.
Формирование общего чувства любви к родной природе, к родному краю (патриотизм).
Изучение природы: исследовательская работа, мониторинг, наблюдение за объектами природы
Знания о связях человека с природой на разных масштабах: глобальном, региональном, локальном; знания о перспективах сожительства человека и природы.
Творческая работа в природе: сюжетно-ролевые игры, дискуссии, диспуты, прогнозы, обобщения, выводы
Знание законов всей природы (от молекулярного уровня ее организации до биосферного, планетарного и Вселенского).
Формируется общая эмоционально-психологическая культура
Природоохранная деятельность: пропаганда, экологические тропы, подкормка животных, посадка растений и ухаживание за ними.
Формируется научное мировоззрение
Формируются экологические умения и навыки
Современный выпускник должен соответствовать всем критериям экологичной личности
Анкетирование жителей села
Опрошено
Называют 3 и более растений
Взрослых-44
5
Называют менее 3 растений
Учащихся школы-45
Всего -89
Не знают ни одного растения
38
0
5
1
41
4
79
5
Анкетирование жителей села
Опрошено
Считают необходимо охранять редкие виды
Взрослых-44
44
Считают нет необходимости в охране редких растений
Учащихся-45 школы
Всего -89
Все равно, не интересует.
-
38
82
-
2
5
2
5
Редкие виды растений п. Березовский
В Красную книгу Челябинской области занесены следующие растения, произрастающие на территории п.Березовский:
- Рябчик шахматовидный (малый)
- Рябчик русский
- Кубышка малая
- Кувшинка четырехгранная
- Тюльпан Биберштейна
- Венерин башмачок
Экскурсии в «Первый лог»
На природу на велосипедах
ЭКСКУРСИЯ НА ВОДОЕМ «Жизнь водоема и его охрана.Артезианский фонтан»(Биология 9 класс)
Мы покормим птиц зимой.
Экологическая тропа «Тропа Мудрости»
Экологическая тропа - специально оборудованный и тщательно изученный, особо охраняемый путь (маршрут) по территории, окружающая природа которой позволяет учителю передать знания о естественных явлениях и объектах, создать условия для развития экологической культуры учащихся.
Непосредственное общение человека с природой предполагает наличие двух аспектов: первый - мы изучаем природу, второй - природа учит нас. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда (1887—1948), "каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако его не всегда пожинают".
В организации экологической тропы можно выделить следующие этапы: - Подготовка учителем подробного сценария проведения экскурсии по экологической тропе с привлечением познавательных задач и исследовательских заданий для учащихся. Серьезная подготовка учителя к проведению экскурсии по экологической тропе - залог ее эффективности. Маршруты экологических троп выбираются в зависимости от поставленной цели таким образом, чтобы в них были представлены как участки естественной природной среды, нетронутой "дикой" природой, так и территории, находящиеся в зоне антропогенного воздействия.
Обработка результатов комплексной экологической экскурсии. С привлечением культурно-исторического материала изучаемой территории позволяет создать целостное представление об экологических особенностях местности. Подготовка стендов об истории и культурологическом значении территории и помещение их по маршруту, в точках возможного обнаружения указанных видов.
Идейный вдохновитель, автор и организатор экологической тропы Леонидов М.Е.
Руководитель: Важенина Т.П.
Хранительница истории школьных традиций: Рудакова Е.В.
Моя родина
Стоит на берегу реки,
Красивая деревня.
Здесь раньше жили казаки,
Застава и селенье.
Теперь все изменилось тут,
Красивые домишки.
Природа здесь так хороша,
Как из волшебной книжки.
Берёзово, Берёзово – родная сторона,
Красивая деревня и родина моя
Еппанчинцева Полина 2008г
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полноценная экологическая культура способна сформироваться только при непосредственном общении с природой. Этот контакт в полной мере осуществляет такая форма учебной деятельности, как экскурсия.
При этом важно учитывать гармоничное развитие всех трех сфер личности учащегося (чувственной, интеллектуальной, волевой) по отношению к природе. Именно совместное взаимодействие продуктов развития данных сфер в структуре личности (эмоционально-психологическая культура, научное мировоззрение, экологические умения и навыки) способствуют становлению экологического сознания и экологичной личности в целом, которая является носителем высокой экологической культуры.
Литература
-Неделя экологии в школе: учебное пособие по методике преподавания биологии / Л.Д. Бобылева, Л.П. Петрищева, Л.Ф. Скрылева и др. – Мичуринск: Изд-во МГПИ, 2001. – 111 с.
-Ридигер О.Н. Проблемы школьного экологического образования / О.Н. Ридигер // Биология. – 2002. - №27-28. – с. 17.
-Стрельцова В.Б. Наш друг – природа: Из опыта экологического образования в школах Москвы / В.Б. Стрельцова. – М.: Педагогика, 1985. – 112с.
-Суравегина И.Т. Экология и мир: Методическое пособие для учителя / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. – М.: Новая школа, 1994. – 128 с.
-Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Т.1 / сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с.
-Теоретические основы экологического образования и воспитания: Сборник научных трудов / под ред. Н.Е. Астафьевой, Н.И. Пономаревой и др. – Тамбов, 1998. – 69 с.
-Теплов Д.Л. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии / Л.Д. Теплов, Е.В. Титов // Биология в школе, 1998. - № 2. – с. 76-80.
-Теплов Д.Л. Экскурсия «Растения суходольного луга» / Д.Л. Теплов // Биология в школе. – 2000. - №8. – с. 63-67.
-Чернова Н.М. Основы экологии: Учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учеб. завед. / Н.М. Чернова – М.: Дрофа, 2001. – 304 с.