kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование экологической культуры в процессе экскурсий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представлена в рамках реализации экологического воспитания в школе. ?Целью экологического воспитания в школе стало формирование нового мышления, экологического сознания и экологичной личности, в целом. Такая личность должна включать в себя не только экологические знания, умения, гуманные чувства, но и экологическую ответственность, экологическое мировоззрение, стремление быть в гармонии с Природой, что характеризует  высокую экологическую культуру.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры в процессе экскурсий »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Березовская основная общеобразовательная школа Районный методический семинар Формирование экологической культуры учащихся в процессе экскурсий Подготовила: Водякова О.Н. 2014

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Березовская основная общеобразовательная школа

Районный методический семинар

Формирование экологической культуры учащихся в процессе экскурсий

Подготовила: Водякова О.Н.

2014

Любим мы наш школьный сад

Любим мы наш школьный сад

«Аллея России»

«Аллея России»

Целью экологического воспитания в школе стало формирование нового мышления, экологического сознания и экологичной личности, в целом. Такая личность должна включать в себя не только экологические знания, умения, гуманные чувства, но и экологическую ответственность, экологическое мировоззрение, стремление быть в гармонии с Природой, что характеризует высокую экологическую культуру. При изучении уровня экологической культуры учащихся использовался метод анкетирования. При разработке организации экскурсий использовались словесные, наглядные, практические методы обучения и такие формы обучения, как дидактическая игры, дискуссии и диспуты, конкурсы, конференции.
  • Целью экологического воспитания в школе стало формирование нового мышления, экологического сознания и экологичной личности, в целом. Такая личность должна включать в себя не только экологические знания, умения, гуманные чувства, но и экологическую ответственность, экологическое мировоззрение, стремление быть в гармонии с Природой, что характеризует высокую экологическую культуру.
  • При изучении уровня экологической культуры учащихся использовался метод анкетирования. При разработке организации экскурсий использовались словесные, наглядные, практические методы обучения и такие формы обучения, как дидактическая игры, дискуссии и диспуты, конкурсы, конференции.
Итальянский педагог-гуманист  Витторино де-Фельтре

Итальянский педагог-гуманист

Витторино де-Фельтре

Французский гуманист  Франсуа Рабле (1494-1553)

Французский гуманист Франсуа Рабле (1494-1553)

Французский мыслитель  Жан-Жак Руссо

Французский мыслитель Жан-Жак Руссо

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

  • Еще в средние века педагоги-гуманисты понимали положительное влияние природы на развитие и формирование личности учащегося. В противоположность схоластическим школам, которые характеризовались суровой дисциплиной, авторитарностью, направленностью на зубрение учебного материала, гуманисты с уважением относились к личности ребенка, стремились развить любознательность и интерес к знаниям, придавали большое значение развитию физических и духовных сил человека.
  • Итальянский педагог-гуманист Витторино де-Фельтре (1378-1446) организовал школу на лоне природы и назвал ее «Дом радости». В отличии от средневековых школ в ней было много света и воздуха, совершались экскурсии в природу.
  • Французский гуманист Франсуа Рабле (1494-1553) считал губительным зазубривать все наизусть. Обучение должно быть связано с окружающей действительностью – совершались прогулки по полям и лесам, собирались растения и составлялись гербарии, проводились наблюдения в природе. Усвоение знаний носило сознательный характер. Такое воспитание способствовало развитию многостороннего и самостоятельного мышления учащегося, его творчества и активности (Константинов, 1982).
  • Известный французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712-1778) – считал, что нет ничего в нашем сознании, что не было бы получено при посредстве ощущений, через органы чувств. Он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребенка, важность для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью. Все должно быть представлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По мнению Руссо, наглядность – сама природа, жизнь. Чтобы развить физическую, нравственную, умственную сферы ребенка, необходимо сформировать чувство природы в его личности. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам (Константинов, 1982).
  • Действительно, без гуманности и уважения невозможно воспитать гуманную и уважающую личность, а значит невозможно сформировать и ее психологическую культуру, которая является основой всей культуры человека (и экологической культуры, в том числе).
Сухомлинский Василий Александрович

Сухомлинский Василий Александрович

Мемориал В.А. Сухомлинскому в Павлышской школе Вход в музей в Павлышской школе

Мемориал

В.А. Сухомлинскому

в Павлышской школе

Вход в музей в Павлышской школе

Советский писатель, классик отечественной литературы

Советский писатель, классик отечественной литературы

  • Большое внимание формированию экологической культуры уделял талантливый педагог В. А. Сухомлинский.
  • Путешествия в мир природы раскрывают все богатство восприятия. Трудно найти слова, чтобы передать безграничную насыщенность листвы в тихие солнечные дни, особенно в солнечные утра после дождя или росной ночи, когда прозрачный воздух словно раскрывает новые оттенки окраски леса, сада, луга. Одни подростки находили свыше семидесяти оттенков и переходов от зеленому к изумрудному, светло-желтому, к синему, другие – свыше восьмидесяти.
  • Видение и переживание красоты окружающего мира – одно из главных источников понимания уникальности и неповторимости природы, значения ее в создании радости бытия, красоты и вечности жизни (Сухомлинский, 1979).
  • Именно это эмоционально-эстетическое восприятие природы Паустовский К. Г. назвал шестым чувством или чувством природы. Такое «чувство природы» или культура восприятия и является основой формирования экологической культуры личности. При этом, формирование психологической, а вместе с ней и экологической, культуры должно проходить осознанно. Детям нужно знать о человеке – о его психике, мышлении и сознании, об эмоциональной, эстетической, волевой и творческой сферах духовной жизни.
Экскурсия в природе как  средство экологического воспитания

Экскурсия в природе как средство экологического воспитания

  • В энциклопедическом словаре, экскурсия определяется как "коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительскими целями". В пособиях по методике экологического или биологического образования школьная экскурсия трактуется как "форма образовательного процесса с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя..."  
Экскурсия состоит из нескольких этапов:   · подготовки;   · проведения;   · подведения итогов;   · использования результатов в дальнейшем обучении. 
  • Экскурсия состоит из нескольких этапов:  · подготовки;  · проведения;  · подведения итогов;  · использования результатов в дальнейшем обучении. 
Десять заповедей экскурсионного дела 

Десять заповедей экскурсионного дела 

  • Для учителя остаются полезными советы по проведению экскурсий, выработанные на Павловской инструкторской экскурсионной станции еще в 1920 году  1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.  2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и составь ее план.  3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.  4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.  5. Избегай длинных объяснений.  6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.  7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.  8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть все видно.  9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.  10. Закрепи экскурсию в памяти учеников последующей проработкой материала.  
Французский ученый - педагог К. Сушон отмечает, что

Французский ученый - педагог К. Сушон отмечает, что "дети не знают природу, а охранять можно лишь то, что хорошо знаешь... 

Экскурсия в природе как  средство экологического воспитания

Экскурсия в природе как средство экологического воспитания

  • Организация экскурсий для всех учащихся – дело хлопотливое. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Вывести детей на лужайку, побыть с ними в лесу, в парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки» (Сухомлинский, 1979).
  • Всякое обучение представляет собой некую модель реальной действительности, создаваемую с целью познания мира в искусственных, аудиторных условиях.
  • «Нет лучшего средства возбудить и развить в детях и наблюдательность, и самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей». «Исследовательский метод отвечает природе ребенка и законам его развития. Дети являются врожденными исследователями». «Применение практических методов связано с активной деятельностью рецепторов (входящие в сенсорные органы) и эффекторов – исполнительных органов – органов трудовой деятельности».
  • Полноценная экологическая культура не может сформироваться в отрыве от «реальной», «живой» природы. Лес, дикая природа и экологическое образование неразделимы (Боголюбов, 1999).
Успех экскурсии зависит от ее подготовки. Учитель должен точно установить тему и цель экскурсии, а затем просмотреть литературу по этой теме – научной, научно-популярной, методической. Затем учитель намечает план-маршрут экскурсии. В этом плане необходимо указать основные разделы (этапы) экскурсии, выяснить, какие явления и на каких объектах будут показаны, каким методом будет проведена экскурсия. Необходимо предварительно проверить маршрут экскурсии самому учителю. Намечается последовательность и методика проведения отдельных частей экскурсии, устанавливаются места для самостоятельной работы и отдыха учащихся.  Методика экскурсии зависит от ее темы и цели, возраста и знаний учащихся.  Если у учащихся имеется навык работы в природе, то можно усилить элемент  самостоятельной исследовательской работы в экскурсии, что способствует лучшему усвоению материала и активности учащихся.
  • Успех экскурсии зависит от ее подготовки. Учитель должен точно установить тему и цель экскурсии, а затем просмотреть литературу по этой теме – научной, научно-популярной, методической. Затем учитель намечает план-маршрут экскурсии. В этом плане необходимо указать основные разделы (этапы) экскурсии, выяснить, какие явления и на каких объектах будут показаны, каким методом будет проведена экскурсия. Необходимо предварительно проверить маршрут экскурсии самому учителю. Намечается последовательность и методика проведения отдельных частей экскурсии, устанавливаются места для самостоятельной работы и отдыха учащихся.
  • Методика экскурсии зависит от ее темы и цели, возраста и знаний учащихся.
  • Если у учащихся имеется навык работы в природе, то можно усилить элемент самостоятельной исследовательской работы в экскурсии, что способствует лучшему усвоению материала и активности учащихся.
Полезно создавать ситуации выбора поведения, отношения к природе в процессе экскурсий. При выборе тех или иных действий по отношению к природе учащиеся развивают волевые качества, способность принимать ответственные решения. Это обеспечивает единство и взаимосвязь теоретического и практического подходов в экологическом воспитании и образовании Одно из главных условий успешного решения этого вопроса – воздействие на чувства человека. Пути воздействия могут быть различны: удивление новым знаниям, эффективность зрелища, возможность проявления собственных сил, удовлетворение от самостоятельного достижения уникальных результатов. В основе творческой деятельности лежит творческий поиск, который возникает при научном поиске, при исследовании. В процессе поиска учащийся узнает мир, изучает его всесторонне. Пусть поисковая работа учащегося не приносит научной информации, но учащийся в сжатой форме повторяет путь открытия знаний
  • Полезно создавать ситуации выбора поведения, отношения к природе в процессе экскурсий. При выборе тех или иных действий по отношению к природе учащиеся развивают волевые качества, способность принимать ответственные решения. Это обеспечивает единство и взаимосвязь теоретического и практического подходов в экологическом воспитании и образовании
  • Одно из главных условий успешного решения этого вопроса – воздействие на чувства человека. Пути воздействия могут быть различны: удивление новым знаниям, эффективность зрелища, возможность проявления собственных сил, удовлетворение от самостоятельного достижения уникальных результатов.
  • В основе творческой деятельности лежит творческий поиск, который возникает при научном поиске, при исследовании. В процессе поиска учащийся узнает мир, изучает его всесторонне. Пусть поисковая работа учащегося не приносит научной информации, но учащийся в сжатой форме повторяет путь открытия знаний
Необходимой частью экскурсий является вводная и заключительная беседы. В зависимости от возраста и подготовки учащихся информация может быть различная по объему, но всегда должна быть строго научна, проверена и обоснована. Язык беседы должен быть точным, ясным, образным, простым. Развитию интереса способствует сознательная, активная, целенаправленная работа учащихся.  На экскурсии вырабатываются положительные черты личности: чувство коллективизма, дружбы, товарищества, сознательная дисциплина, добросовестное отношение к выполнению порученного задания. Экскурсии могут иметь вид игры и уже одним этим становятся более привлекательными, живыми, повышается эффективность обучения (Букин, 1991).  Педагогически правильно организованная игровая деятельность учащихся позволяет достичь полного самовыражения, активности и свободы творчества, разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботы по отношению к ее объектам.
  • Необходимой частью экскурсий является вводная и заключительная беседы. В зависимости от возраста и подготовки учащихся информация может быть различная по объему, но всегда должна быть строго научна, проверена и обоснована. Язык беседы должен быть точным, ясным, образным, простым. Развитию интереса способствует сознательная, активная, целенаправленная работа учащихся.
  • На экскурсии вырабатываются положительные черты личности: чувство коллективизма, дружбы, товарищества, сознательная дисциплина, добросовестное отношение к выполнению порученного задания.
  • Экскурсии могут иметь вид игры и уже одним этим становятся более привлекательными, живыми, повышается эффективность обучения (Букин, 1991).
  • Педагогически правильно организованная игровая деятельность учащихся позволяет достичь полного самовыражения, активности и свободы творчества, разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботы по отношению к ее объектам.
  • Разбивая экскурсию на определенные логические части в соответствии с планом и маршрутом, нужно наметить наиболее эффективные методические приемы.
  • Продумывая методику и содержание экскурсии, необходимо наметить и то оборудование, без которого невозможно выполнение работы. Кроме того, для работы нужны блокнот и карандаш для записей, альбом или тетрадь для зарисовок. Полезно иметь фотоаппарат.
  • Подготовка учащихся начинается с сообщения учителем темы, задачи и маршрута экскурсии. Можно порекомендовать книги, которые полезно прочитать по этой теме.
  • Во время экскурсии важно, чтобы учащиеся отмечали сравнительные признаки объектов. Также учащихся необходимо предупредить о продолжительности экскурсии, указать, как нужно одеться.
  • Каждая экскурсия складывается из нескольких частей: 1) сбор в школе и переход к месту экскурсии; 2) непосредственная работа учащихся под руководством учителя; 3) организованное возвращение с экскурсии. К работе на экскурсии тесно примыкает последующая обработка и оформление материала.
  • Детали проведения экскурсии могут быть различны в зависимости от темы и цели экскурсии, возраста и знаний учеников, времени и места экскурсии.
Природа – часть человека, как и он – ее часть. Природа часть человека вдвойне: биологическое составляющее и духовное составляющее. Человеку нужно чаще встречаться, общаться с природой, тогда он поймет, что это великая сила… и что человек всего лишь отражение законов этой силы – ПРИРОДЫ (Чернова, 2001; Воронков, 1999; Суравегина, 1994). Существует четыре основных аспекта экологического образования (Зверев, 1984): - Но для того, чтобы данные аспекты несли эффект в экологическом воспитании и образовании, необходима личность педагога с высокой экологической культурой.
  • Природа – часть человека, как и он – ее часть. Природа часть человека вдвойне: биологическое составляющее и духовное составляющее. Человеку нужно чаще встречаться, общаться с природой, тогда он поймет, что это великая сила… и что человек всего лишь отражение законов этой силы – ПРИРОДЫ (Чернова, 2001; Воронков, 1999; Суравегина, 1994).
  • Существует четыре основных аспекта экологического образования (Зверев, 1984):

-

  • Но для того, чтобы данные аспекты несли эффект в экологическом воспитании и образовании, необходима личность педагога с высокой экологической культурой.

научный аспект

(обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде) ;

ценностный аспект

(нравственные и эстетические отношения к окружающей среде)

нормативный аспект

(ряд правил, норм, запретов экологического характера)

деятельный аспект

(виды и способы деятельности, направленные на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера)

Формирование экологичной личности с высокой экологической культурой  Условия формирования Экологичная личность учителя Непосредственный контакт с природой  Положительно направленная личность учащегося (положительные отношения): - к людям - к человеку - к труду - к себе  Личность учащегося Чувственная сфера Деятельностная (волевая) сфера Интеллектуальная сфера

Формирование экологичной личности с высокой экологической культурой

Условия

формирования

Экологичная личность учителя

Непосредственный контакт с природой

Положительно направленная личность учащегося (положительные отношения):

- к людям

- к человеку

- к труду

- к себе

Личность учащегося

Чувственная сфера

Деятельностная (волевая) сфера

Интеллектуальная сфера

Личность учащегося

Чувственная сфера

Интеллектуальная сфера

Воздействие на органы чувств: формирование культуры восприятия, чувства красоты и гармонии

Формируется научное мировоззрение

Знания о взаимосвязях и взаимодействиях в природе.

Положительное состояние психики: возникновение положительных эмоций и чувств на основе благоприятного влияния природы на нервную систему организма человека.

Непосредственное общение с природой: экскурсии, экспедиции, походы, полевые практикуме.

Знания об организации биосферы как самой крупной экосистеме, функциях биосферы, о ее развитии, эволюции.

Формирование положительных качеств личности на основе постоянного испытывания положительных эмоций и чувств: доброта, отзывчивость, открытость, искренность, сознательность, активность.

Формирование общего чувства любви к родной природе, к родному краю (патриотизм).

Изучение природы: исследовательская работа, мониторинг, наблюдение за объектами природы

Знания о связях человека с природой на разных масштабах: глобальном, региональном, локальном; знания о перспективах сожительства человека и природы.

Творческая работа в природе: сюжетно-ролевые игры, дискуссии, диспуты, прогнозы, обобщения, выводы

Знание законов всей природы (от молекулярного уровня ее организации до биосферного, планетарного и Вселенского).

Формируется общая эмоционально-психологическая культура

Природоохранная деятельность: пропаганда, экологические тропы, подкормка животных, посадка растений и ухаживание за ними.

Формируется научное мировоззрение

Формируются экологические умения и навыки

Современный выпускник должен соответствовать всем критериям экологичной личности

Современный выпускник должен соответствовать всем критериям экологичной личности

Анкетирование жителей села Опрошено Называют 3 и более растений Взрослых-44 5 Называют менее 3 растений Учащихся школы-45 Всего -89 Не знают ни одного растения 38 0 5 1 41 4 79 5

Анкетирование жителей села

Опрошено

Называют 3 и более растений

Взрослых-44

5

Называют менее 3 растений

Учащихся школы-45

Всего -89

Не знают ни одного растения

38

0

5

1

41

4

79

5

Анкетирование жителей села Опрошено Считают необходимо охранять редкие виды Взрослых-44 44 Считают нет необходимости в охране редких растений Учащихся-45 школы Всего -89 Все равно, не интересует. - 38 82 - 2 5 2 5

Анкетирование жителей села

Опрошено

Считают необходимо охранять редкие виды

Взрослых-44

44

Считают нет необходимости в охране редких растений

Учащихся-45 школы

Всего -89

Все равно, не интересует.

-

38

82

-

2

5

2

5

Редкие виды растений п. Березовский

Редкие виды растений п. Березовский

  • В Красную книгу Челябинской области занесены следующие растения, произрастающие на территории п.Березовский:
  • - Рябчик шахматовидный (малый)
  • - Рябчик русский
  • - Кубышка малая
  • - Кувшинка четырехгранная
  • - Тюльпан Биберштейна
  • - Венерин башмачок
Экскурсии в «Первый лог»

Экскурсии в «Первый лог»

На природу на велосипедах

На природу на велосипедах

ЭКСКУРСИЯ НА ВОДОЕМ «Жизнь водоема и его охрана.  Артезианский фонтан» (Биология 9 класс)

ЭКСКУРСИЯ НА ВОДОЕМ «Жизнь водоема и его охрана. Артезианский фонтан» (Биология 9 класс)

Мы покормим птиц зимой.

Мы покормим птиц зимой.

Экологическая тропа  «Тропа Мудрости»  Экологическая тропа - специально оборудованный и тщательно изученный, особо охраняемый путь (маршрут) по территории, окружающая природа которой позволяет учителю передать знания о естественных явлениях и объектах, создать условия для развития экологической культуры учащихся.   Непосредственное общение человека с природой предполагает наличие двух аспектов: первый - мы изучаем природу, второй - природа учит нас. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда (1887—1948),

Экологическая тропа «Тропа Мудрости»

Экологическая тропа - специально оборудованный и тщательно изученный, особо охраняемый путь (маршрут) по территории, окружающая природа которой позволяет учителю передать знания о естественных явлениях и объектах, создать условия для развития экологической культуры учащихся. 

Непосредственное общение человека с природой предполагает наличие двух аспектов: первый - мы изучаем природу, второй - природа учит нас. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда (1887—1948), "каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако его не всегда пожинают". 

В организации экологической тропы можно выделить следующие этапы:    - Подготовка учителем подробного сценария проведения экскурсии по экологической тропе с привлечением познавательных задач и исследовательских заданий для учащихся.   Серьезная подготовка учителя к проведению экскурсии по экологической тропе - залог ее эффективности.   Маршруты экологических троп выбираются в зависимости от поставленной цели таким образом, чтобы в них были представлены как участки естественной природной среды, нетронутой
  • В организации экологической тропы можно выделить следующие этапы:   - Подготовка учителем подробного сценария проведения экскурсии по экологической тропе с привлечением познавательных задач и исследовательских заданий для учащихся.  Серьезная подготовка учителя к проведению экскурсии по экологической тропе - залог ее эффективности.  Маршруты экологических троп выбираются в зависимости от поставленной цели таким образом, чтобы в них были представлены как участки естественной природной среды, нетронутой "дикой" природой, так и территории, находящиеся в зоне антропогенного воздействия.
  • Обработка результатов комплексной экологической экскурсии. С привлечением культурно-исторического материала изучаемой территории позволяет создать целостное представление об экологических особенностях местности.  Подготовка стендов об истории и культурологическом значении территории и помещение их по маршруту, в точках возможного обнаружения указанных видов.
Идейный вдохновитель, автор и организатор экологической тропы Леонидов М.Е.

Идейный вдохновитель, автор и организатор экологической тропы Леонидов М.Е.

Руководитель: Важенина Т.П.

Руководитель: Важенина Т.П.

Хранительница истории школьных традиций: Рудакова Е.В.

Хранительница истории школьных традиций: Рудакова Е.В.

Моя родина

Моя родина

  • Стоит на берегу реки,
  • Красивая деревня.
  • Здесь раньше жили казаки,
  • Застава и селенье.
  • Теперь все изменилось тут,
  • Красивые домишки.
  • Природа здесь так хороша,
  • Как из волшебной книжки.
  • Берёзово, Берёзово – родная сторона,
  • Красивая деревня и родина моя
  • Еппанчинцева Полина 2008г
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Полноценная экологическая культура способна сформироваться только при непосредственном общении с природой. Этот контакт в полной мере осуществляет такая форма учебной деятельности, как экскурсия.
  • При этом важно учитывать гармоничное развитие всех трех сфер личности учащегося (чувственной, интеллектуальной, волевой) по отношению к природе. Именно совместное взаимодействие продуктов развития данных сфер в структуре личности (эмоционально-психологическая культура, научное мировоззрение, экологические умения и навыки) способствуют становлению экологического сознания и экологичной личности в целом, которая является носителем высокой экологической культуры.

Литература

-Неделя экологии в школе: учебное пособие по методике преподавания биологии / Л.Д. Бобылева, Л.П. Петрищева, Л.Ф. Скрылева и др. – Мичуринск: Изд-во МГПИ, 2001. – 111 с.

-Ридигер О.Н. Проблемы школьного экологического образования / О.Н. Ридигер // Биология. – 2002. - №27-28. – с. 17.

-Стрельцова В.Б. Наш друг – природа: Из опыта экологического образования в школах Москвы / В.Б. Стрельцова. – М.: Педагогика, 1985. – 112с.

-Суравегина И.Т. Экология и мир: Методическое пособие для учителя / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. – М.: Новая школа, 1994. – 128 с.

-Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Т.1 / сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с.

-Теоретические основы экологического образования и воспитания: Сборник научных трудов / под ред. Н.Е. Астафьевой, Н.И. Пономаревой и др. – Тамбов, 1998. – 69 с.

-Теплов Д.Л. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии / Л.Д. Теплов, Е.В. Титов // Биология в школе, 1998. - № 2. – с. 76-80.

-Теплов Д.Л. Экскурсия «Растения суходольного луга» / Д.Л. Теплов // Биология в школе. – 2000. - №8. – с. 63-67.

-Чернова Н.М. Основы экологии: Учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учеб. завед. / Н.М. Чернова – М.: Дрофа, 2001. – 304 с.

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование экологической культуры в процессе экскурсий

Автор: Водякова Ольга Николаевна

Дата: 27.09.2014

Номер свидетельства: 115051

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Формирование экологической культуры младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(61) "formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "160893"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422126153"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Формирование экологической культуры учащися при обучении биологии "
    ["seo_title"] => string(77) "formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-uchashchisia-pri-obuchienii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "108134"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403586272"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Статья по теме "Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии" "
    ["seo_title"] => string(97) "stat-ia-po-tiemie-formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-uchashchikhsia-pri-obuchienii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "108138"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403587036"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(65) "ekologichieskoie-obrazovaniie-i-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "227711"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440924041"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства