Тема проектной работы «Методические рекомендации по применению обучающих игр на уроках физической географии».
Цель работы: разработка комплекта сценариев базовых обучающих игр, применяемых на уроках физической географии для организации самостоятельной деятельности учащихся при работе с текстом.
задачи:
проанализировать учебную, научную, методическую литературу по данной теме;
систематизировать теоретический материал по игровым технологиям обучения географии;
разработать комплект игр и дать рекомендации по применению обучающих игр как одного из приемов организации на уроке самостоятельной деятельности учащихся при работе с текстом.
Структура работы состоит из введения, двух глав, которые, в свою очередь, делятся на параграфы, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Глава I. Теоретические аспекты игровых технологий обучения.
В этой главе дается понятие «педагогическая технология», обзор педагогических технологий, используемых при обучении географии и более подробно рассматриваются игровые технологии.
Глава II. Комплект обучающих игр по физической географии.
В этой главе рассматривается видоизмененная структура комбинированного урока, пояснения к данной структуре и прилагается комплект базовых игр, направленных на организацию самостоятельной деятельности учащихся при работе с текстом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучающие игры на уроках географии. »
20
Обучающие игры на уроках
физической географии
Введение
Пути повышения эффективности и результативности обучения ищут во всех странах мира. Не обошла стороной эта проблема и российское образование. На современном этапе развития системы школьного образования возникла необходимость поиска новых методов, средств и форм организации обучения, т.е в настоящее время необходимо применение таких методов, которые в наибольшей мере реализуют теорию развивающего обучения и обеспечивают его высокую результативность, такую организацию учебного процесса, которая направлена на развитие личности, формирование механизмов самовоспитания и самообучения, реализацию творческого потенциала.
В учебном процессе массовой школы сохраняются:
противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика.
необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологии обучения.
преобладающим объяснительно- иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения (11)
Одним из важных направлений решения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий.
Одной из таких технологий является игровая технология, и в частности, обучающие игры. Они особенно влияют на эффективность обучения, открывают разнообразные воспитательные возможности, развивают у школьников воображение и мышление, способствуют вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, стимулируют познавательную активность учащихся. Ведь именно «в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.Сухомлинский).
Выполняя игровую роль, вступая в условно-реальные отношения с другими играющими, школьники приобретают опыт познавательной и познавательной деятельности, а также опыт социальных отношений. Это обогащает личность новыми знаниями, умениями, навыками, опытом деловых и социальных контактов, что немало важно для успешной адаптации в современном обществе. В игровой деятельности наиболее полно реализуется один из важнейших принципов воспитания – принцип единства знаний и опыта в формировании и развитии личности.
Обучающие игры, предложенные в данной работе представляют собой систему организации на уроке самостоятельной деятельности учащихся по освоению нового учебного материала через игровые приемы эффективной работы с текстом. Они позволяют усвоить текстовую информацию в наиболее короткие сроки и, возможно, наиболее оптимальным путем – в игре. (6,7)
Главная ценность обучающих игр заключается в том, что они исключают пассивное восприятие учебного материала. Они рассчитаны не только на улучшение предметных знаний путем активизации мышления, но и на приобретение способностей самовыражения, понимание обучающимся самого себя и позиции других людей.
Тема проектной работы «Методические рекомендации по применению обучающих игр на уроках физической географии».
Цель работы: разработка комплекта сценариев базовых обучающих игр, применяемых на уроках физической географии для организации самостоятельной деятельности учащихся при работе с текстом.
задачи:
проанализировать учебную, научную, методическую литературу по данной теме;
систематизировать теоретический материал по игровым технологиям обучения географии;
разработать комплект игр и дать рекомендации по применению обучающих игр как одного из приемов организации на уроке самостоятельной деятельности учащихся при работе с текстом.
Структура работы состоит из введения, двух глав, которые, в свою очередь, делятся на параграфы, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Глава I. Теоретические аспекты игровых технологий обучения.
В этой главе дается понятие «педагогическая технология», обзор педагогических технологий, используемых при обучении географии и более подробно рассматриваются игровые технологии.
Глава II. Комплект обучающих игр по физической географии.
В этой главе рассматривается видоизмененная структура комбинированного урока, пояснения к данной структуре и прилагается комплект базовых игр, направленных на организацию самостоятельной деятельности учащихся при работе с текстом.
Глава 1. Теоретические аспекты игровых технологий обучения.
Понятие «педагогическая технология».
На современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. Эти проблемы тесно связаны с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий, т.е. использование нетрадиционных форм и методов организации обучения. В связи с этим в последнее время все чаще используется термин «технология обучения». Это такое направление в педагогике, которое разрабатывает оптимальные обучающие системы, занимается проектированием по-разному организованных учебных процессов.
Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, которое имеет четко выраженный результат (И.В. Душина)
Более широкое толкование понятия «педагогическая технология» дается в работе Г.К. Селевко (13). Он считает, что педагогическая технология функционирует и в качестве науки и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучение.
Главными признаками технологии обучения считают:
- четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание личного каждым учащимся значимости изучаемого материала, мотивацию учебной деятельности школьников;
- построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности школьников;
- обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикума, учебникам); выполнение указаний учителя (приемов учебной работы, алгоритмов);
- организацию самостоятельной работы учащихся, направленную на решение проблемных учебных задач;
- широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки результатов обучения.
В дидактике выделяют три основные группы технологий:
- технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений;
- технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультирование» индивидуального субъектного опыта ребенка путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.) (16);
- технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.
Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения.
В методике преподавания накоплен значительный опыт применения технологий обучения. Среди них наиболее известные:
Технология формирования приемов учебной работы, изложения в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов. В частности, это нашло отражение в учебнике «География. Начальный курс. 6 класс; авторы Герасимова Т.П., Неклюдова Н.П.» (4).
Технология применения опорных логических конспектов (сигналов). В основе этой технологии лежит идея опоры. К особенностям этой технологии относят определенную закодированность учебной информации, возможность выделить этапы в изучении материала, применять различные формы организации учебной деятельности школьников, проявить творческие проблемы выражения учебного материала в символах и рисунках, организовывать индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися. Логические опоры позволяют учителю проводить многократно и вариативно повторение изучаемого материала, что приводит к его усвоению школьниками. Зрительное восприятие опорных конспектов (сигналов), воспроизведения их в тетрадях учащихся, устный рассказ по опоре развивают все виды памяти школьников.
Технология формирования учебной деятельности. Суть ее в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности обучающихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач, она предписывает, как школьник должен решать учебную задачу. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, а в конце урока согласно этим задачам проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Применение этой технологии хорошо раскрыто в учебниках В.П. Сухова, В.Л. Рома и В.П. Дронова.(4)
Технология дифференцируемого обучения. При ее применении обучающиеся делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение школьников к учебе, степень обученности (запас знаний, умение, опыта творческой деятельности, приобретенной до изучения той или иной дисциплины), степень обучаемости (индивидуальные качества личности), интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методом и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.(19)
Технология коммуникативно-диалоговой (интерактивной) деятельности. Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Именно взаимодействие является условием развития творческих способностей учащихся, их саморазвития. Один из основных методов интерактивного обучения - групповая форма обучения, смысл которой в следующем – «все обучают каждого и каждый обучает всех». Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знание, умение) ученик смог перенести во внешний мир и успешно использовать его. Не менее важным является и то, что в процессе происходящих в группе взаимодействий ребята осознают ценность других людей, учатся вести дискуссии, аргументировать свою точку зрения, уважать мнение остальных (Е.Ю. Алексина). (1)
Модульная технология – это одна из новых технологий.
Сущность модульного обучения заключается в том, что обучающиеся самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль – это как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности.(12)
Технология проблемного обучения.
В рамках проблемного обучения учащиеся систематически включаются учителем в проблемные ситуации и решение проблем.
В ходе проблемного обучения происходит создание учителем на уроках различных проблемных ситуаций, организация обучающихся на их анализ их обучение решению проблем, формирование у школьников умение видеть противоречие, формулировать проблему. Характерным признаком технологии является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.(11)
Технология проектной деятельности.
Сущность этого типа технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предлагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, знания и умения, принимать нестандартные решения. Обучающие создают учебный проект (16).
9. Игровые технологии. На них остановимся более подробно в следующем параграфе.
1.2.Игровые технологии.
Игровые технологии обучения известны с древних времен. Целесообразность их применения в обучении базируется на основополагающих идеях К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и ряда других ученых.
Существует различные виды игр, но на уроках географии более всего применяются обучающиеся, ролевые, деловые и компьютерные.
Имеются множество видов классификации игр в зависимости от того, какие основания положены в ее основу:
- по месту проведения – урочные или внеурочные.
- по дидактической цели – игры на изучение нового материала, проверку знаний и умений, закрепление и обобщение
- по форме организации учебной деятельности – индивидуальные или коллективные.
Свою классификацию педагогических игр предложил Г.К. Селевко. (приложение 2).
В жизни игровая деятельность имеет разные функции:
-терапевтическую ( преодоление игровых трудностей, сопоставляемых с возникающими в жизни);
- диагностическую ( в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты)
- коррекционную (измениться под влиянием игровой практики, социализироваться, применять правила игры и др.)
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии;
- как элемент педагогической технологии;
-в качестве формы урока (занятия) или его части;
- внеклассной работе.
Рассмотрим методические особенности некоторых из названных в классификации игр.
- Операционные – помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений, решение задач, ведение пропаганды и агитации. В этих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующих реальные.
- Имитационные (ролевые) игры.
Наиболее известны следующие виды разыгрывание ролей:
Представление в лицах (инсценировка) идеи какой-либо истории, описанной в литературе, в печати.
например разработка ситуации, связанной с тем, что стало бы с животным миром Украины, если бы там вырубили лесозащитные полосы.
действия за другого: попытка понять действия другого человека (например, директора завода и т.п.) через принятие в игре его установок (привычных способов действия и мышления) и помещение себя в обстоятельства его деятельности.
Перенос в современную ситуацию: например, заседание компетентной комиссии, которая должна была бы в современных условиях решать вопрос о строительстве целлюлозно-бумажного комбината на берегах озера Байкал.
Имитационная игра, или разыгрывание действия по определенному сценарию, который может быть связан с перипетиями решения вопроса, скажем, об использовании территории как места массового туризма или создании национального парка и т.д.
Общая тема в частном (персональном) преломлении. Например, общая задача ознакомления с природными ресурсами переформулируется: как родители могут помочь своему сыну-школьнику лучше узнать жизнь природы.
Непосредственное изучение социальных ситуаций, таких, как «посетитель рвут цветы рядом с обращением, запрещающим это» или «охотник в азарте нарушил правила охоты» и т.д., с целью понять, какова логика действия людей в этих условиях.
Тренировка в исполнении роли. Например, отработка действий охотинспекторов при задержании браконьера и т.д.
Ролевые игры рассчитаны не столько на улучшение предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Здесь обучение происходит через возможность «сыграть» роль, взятую из реальной жизни.
Деловая игра есть частный, более структурированный вариант «исполнение ролей». Она считается весьма эффективной и перспективной формой группового обучения навыкам действий в сложных, многоэтапно развертывающих ситуациях и поэтому заслуживает специального внимания. Здесь действия участников разыгрываются по особому «сценарию», моделирующему какие-либо аспекты социальной действительности, что позволяет имитировать многие перипетии общественной жизни в учебной аудитории. Игровая ситуация характеризуется тем, что отдельные «игроки» не могут достичь своих целей, действуя в одиночку. В большинстве ситуаций требуется объединение усилий, ресурсов отдельных участников для достижения значимых целей. В ходе игры участники принимают на себя роли, соответствующие реальной деятельности в имитируемой ситуации. Важное достоинство таких игр состоит в том, что они позволяют не просто усваивать содержание учебного предмета и знакомиться со структурой и деятельностью моделируемых специальных систем и институтов, но дают обучаемым опыт коллективного принятия решений в общем ряде случаев, когда их практика в реальных условиях затруднена.
Деловая игра – сильный стимул активной учебной деятельности школьников. Здесь достижение целей группы зависит от активности каждого участника, от умения планировать и осуществлять взаимодействие с другими и с преподавателем. Будучи чрезвычайно динамичным процессом, игра развивает навыки принятия решений, анализ ситуаций и «обратных связей», планирование действий на длительную перспективу, способствуя таким образом творческому применению знаний и личного опыта, накопленных ранее.
Игра состоит из следующих этапов:
Подготовительный этап – планирование игры.
Это важнейший этап подготовки, на котором решаются, как конкретно разыгрываю идею или ситуацию выбранным способом. Для этого организатору игры необходимо:
отобрать конкретный материал, на котором будет проигрываться ситуация. Особое внимание следует обратить на подготовку необходимых раздаточных материалов: описание ролевой игры, методические рекомендации для ее участников (групп), методические рекомендации для ее участников (групп), справочные материалы и таблицы, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения. Исходная информация по ролевой игре может быть дана ученикам как на занятии, так и заранее. Последний вариант предпочтительнее, так как в этом случае слушатели не затрачивают времени на ознакомление с информацией и ее осмысление в период занятия;
наметить роли или группы учеников;
предусмотреть «реквизит», справочные материалы и т.д.;
обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации;
решить как использовать результаты игры;
выбрать время, подходящее для всех учеников, и место, удобное для разыгрывания ситуации (оно должно позволять свободное передвижение участников). Как правило, одного урока для проведения игры недостаточно. Лучше имитационно-ролевую проводить на двух спаренных уроках.
Организационный этап.
На этом этапе формулируется цель игры для школьников и дается необходимая информация (если не была дана на подготовительном этапе)
Участники игры должны четко представлять себе проблему, соотнести проблему с постановленной целью.
Особое внимание учитель следует обратить на формирование групп (если предусмотрена групповая работа). Важно, чтобы группа была творческая. Здесь может быть несколько подходов. Группы могут быть созданы учителем, который включает в группу детей с разной успеваемостью. Однако более рациональным является подход, когда ученик самостоятельно выбирает определенную проблему и самостоятельно решает, с какой группой участников игры у него есть желание работать.
Содержание игры может предлагать распределение учащихся по отдельным ролям. В таких играх для решения постановленной проблемы определяются состав действующих лиц и их задачи.
Учитель должен разъяснить участникам игры ее особенности, комплексный характер, порядок проведения и обсуждения. Обратить внимание на критерии оценки результатов ролевой игры, учитывая, что учащиеся в основном работают в малых группах и игра практически носит состязательный характер.
Самостоятельная работа учащихся в малых группах – третий этап игры.
Приступая к решению проблемы или задачи, участники деловой игры не владеют в достаточной степени знаниями и умениями разрешения подобных проблем. Однако они с помощью учителя пытаются вникнуть и глубоко понять проблему, выработать навыки анализа ситуаций и проявляют способности личности. При коллективном обсуждении в малых группах необходимо, чтобы свою позицию, свою точку зрения имел возможность высказать каждый участник группы. Такое коллективное обсуждение проблемы выявить разные подходы и решения одной и той же проблемы.
На этом этапе игры активно используется практический опыт каждого участника игры, осуществляется обмен опытом решения подобных проблем и задач. члены группы уточняют свои позиции и доводы, обдумывают контраргументы против возможных доводов других групп и вырабатывают обобщающие выводы или решения, которые могут быть представлены устно или в письменном виде.
Заключительный этап – это межгрупповая дискуссия.
От каждой малой группы выступает представитель, который докладывает групповой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других малых групп выступают в качестве оппонентов, они задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку представленного проекта. Если распределение учащихся было по определенным ролям, то в дискуссии выступают отдельные учащиеся в рамках своей ролевой должности.(4)
Глава 2. Комплекс обучающих игр по начальному курсу географии.
2.1. Структура урока при использовании обучающих игр.
Анализ проведенный по игровым комплексам показал, что большинство разработанных современных обучающих игр традиционно применяются на этапе закрепления пройденного материала или в качестве завершающей контролирующей работы после изучения крупной темы.
На наш взгляд, это недостаточно раскрывает потенциал игры как универсального приема обучения, обладающего высокой эффективностью. Игры должны быть чаще задействованы в педагогической практике и, в частности, при изучении нового материала.
Главная ценность обучающих игр заключается в том, что они исключают пассивное восприятие учебного материала.
Их цель – добиться более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала, развивать у учащихся навыки работы с текстом и на практических занятиях вырабатывать методы запоминания.
Нами были изучены работы Г.Ю. Ксензовой (9,10), которая предлагает следующую структуру комбинированного урока.
урок
В целом урок должен состоять из трех частей:
1. Безоценочное начало урока.
В частности, необходимо сократить время на устный опрос домашнего задания в начале каждого урока и провести тем самым безоценочное начало урока, это позволит избежать стресса у учащихся и даст необходимость настрой на предстоящую работу. Проверку домашнего задания целесообразнее проводить в виде тестов или используя другие виды письменной работы, позволяющие в течение 5-7 мин охватить весь класс. «на этом этапе работы необходимо исключить поверхностное оценивание и сравнение, которые способны убить всякое желание детей быть включенными в учебный процесс».
2.Презентация минимума обязательных знаний.
Данный этап урока можно проводить в виде монолога учителя, который излагает материал укрупненными блоками, с обязательным включением базовых знаний. Обязательное условие, которое учитель должен соблюдать на этом этапе: презентация нового материала не должна превышать по времени 15 мин. наиболее целесообразно на этом этапе применять логические опорные конспекты и логические опорные схемы.
Практика (самостоятельная работа) под руководством учителя или независимая самостоятельная практика обучаемых.
Приведенная выше структура урока требует некоторых пояснений.
Во-первых, опрос домашнего задания сокращается до минимума (5-7 минут) и проходит в виде тестов (письменно). Если есть возможность избежать вопроса, то лучше его не проводить, это позволит снять эмоциональное напряжение, страх у учащихся, в случае если задание не выполнено, и другие отрицательные эмоции.
Во-вторых, монолог учителя также сокращается до оптимального, превращаясь в презентацию минимума необходимых знаний (10 мин). далее следует сама игра с учебным текстом, она занимает основное время урока (20-25 мин).
Оставшееся время используется на краткое закрепление изучаемого материала и объявление домашнего задания (которое лучше заранее написать на доске).
2.2. Комплекс обучающих игр по начальному курсу географии.
Мы предлагаем несколько базовых игр, направленных на изучение нового материала.
Суть их заключается в различных приемах работы учебным текстом, что особенно важно на начальных этапах изучения географии.
Данные обучающие игры разрабатывались и отрабатывались на основе учебников 6 класса. Их применение не требует специальных навыков от учителя и сложного оборудования. Данные обучающие игры не имеют жестких правил, они много вариативны. Педагог всегда может откорректировать обучающую игру, исходя из конкретных учебных ситуаций.
Игра «Вопрос – ответ»
Цель: усвоение учащимися нового учебного материала, формирование основных понятий; формирование умений эффективно работать с текстом учебника, умение грамотно формулировать вопросы и отвечать на них.
Количество команд:участвуют две команды с равным количеством участников.
Оборудование: особого оборудования не требуется.
Алгоритм реализации: суть игры заключается в соревновании на лучший вопрос и лучший ответ по учебному тексту;
- класс делится на две команды;
- команды придумывают себе названия;
- учитель записывает название команд на доске и просит, чтобы каждый ученик открыл учебник и пронумеровал все абзацы того параграфа, который будет изучаться на этом уроке;
- ученики нумеруют абзацы;
- затем учитель объявляет правила игры и основную учебную задачу, которая заключается в том, что каждой команде достается равное количество абзацев (правой команде все четные абзацы, левой – нечетные), к каждому из которых они должны придумать вопрос (или вопрос-загадку);
- придуманные вопросы команды по очереди задают друг другу; левая команда задает вопрос, правая – отвечает, потом меняются ролями (внутри команды все участники также должны задавать вопросы и отвечать по очереди);
- оценивать активность участников команд, качество и глубина заданных вопросов и качество ответов, а также юмор, оригинальность, находчивость;
- за каждый хороший вопрос и правильный ответ команде начисляются очки; очки могут и сниматься, но только в том случае, если команды мешают друг другу работать;
- победившей считается команда, набравшая большое количество очков.
Примечание: 1. Чтобы сократить время на придумывание вопросов, команды внутри себя могут разбиться на пары и каждой паре определить по абзацу, к которому они должны сформулировать вопрос, противоположной команде отвечать на вопросы также можно парами, по очереди друг за другом.
Игра получается более интересной, когда правильность ответов оценивает та команда, которая их задает.
Данная игра очень нравиться ученикам, они с удовольствием принимают в ней участие , кроме того, как показывает опыт, игра «Вопрос-ответ» позволяет эффективно изучать новый материал. На базе этой игры построена еще одно ее разновидность – игра «угадай абзац».
Игра «Угадай абзац»
Цель:усвоение нового учебного материала, формирование основных понятий изучаемой темы; формирование умения работать с учебным текстом.
Количество участников: участвуют две команды с равным количеством участников.
Оборудование:особого оборудования не требуется.
Алгоритм реализации: суть игры заключается в соревновании на лучший вопрос и лучший ответ, также необходимость отгадать абзац, к которому задан вопрос;
- класс делится на две команды;
- команды придумывают себе названия;
- обе команды читают учебный текст;
- левая команда обозначает абзацы цифрами и придумывает вопрос-загадку к каждому абзацу текста;
- затем эта команда в разбивку задаст свои вопросы-загадки правой команде;
- правая команда должна ответь на вопрос и сказать, к какому абзацу он относиться;
- пока левая команда готовит вопросы, правая еще раз просматривает текст, выделяя в каждом абзаце главную мысль, нумерует абзацы;
- левая команда задает первый вопрос, правая отвечает и угадывает, к какому абзацу он относиться;
- оценивать оригинальность вопроса, а также правильность и оригинальность ответа, в том числе юмор, находчивость и веселость игроков.
Примечание: 1. Поскольку игра предполагает некоторое неравенство игроков, целесообразно на следующем уроке провести эту игру еще раз, поменяв команды ролями. Команда, которая отвечала на вопросы, пусть попробует их задавать.
Лучше, если правильность ответов будет оценивать та команда, которая их задает.
Игра «Самое главное»
Цель:усвоение и осмысление новой учебной информации; развитие умений эффективно работать с текстом, выделять в тексте главную мысль.
Количество участников: команда состоит из 2-3 участников.
Оборудование: учебники, атласы, стенные карты.
Алгоритм реализации: суть игры заключается в том, чтобы научиться выделять в тексте главную мысль:
- класс делится на команды по 2-3 человека
- каждая команда должна иметь ручку и лист бумаги;
- команды быстро и внимательно читают текст;
- затем каждая команда должна придумать: а) наиболее подходящее слово, характеризующее данный текст; б) одну фразу, характеризующее данный текст; в) найти в нем какой-то секрет, особенность, т.е. то, без чего данный текст был бы лишен смысла;
- команды еще раз просматривают текст, слова, фразу и найденный секрет записывают;
- команды по очереди читают придуманные слова;
- все внимательно слушают и выбирают более точное, оригинальное, остроумное;
- команды по очереди читают фразы;
- все участники выбирают лучшую фразу;
- команды по очереди читают найденные «секреты»;
- все участники отмечают лучший вариант;
- лучшее слово, фраза и «секрет» записываются на доске;
-победитель награждаются.
Примечание: можно разделить текст на абзацы и провести игру по абзацам учебника, разделив их поровну между командами; можно несколько упростить игру, предложив ребятам вместо «секрета» выделить в тексте три самых главных качеств изучаемого предмета, охарактеризовав их прилагательными.
Обучающая игра «Куда идет корабль»
Цель:повторение и закрепление материала, изученного на уроке; формирование навыков определения географических координат.
Количество участников: класс делится на команды по два участника.
Алгоритм реализации: учитель предлагает командам найти потерявшееся морское судно, если известно только его координаты; для этого учащимся необходимо выяснить в каком океане и у берегов какого материка находился корабль, если его изначальные координаты были следующие: 00 широты 00 долготы; затем определить, в какую сторону какого материка направляется корабль, если через два дня его координаты изменились: 400 ю.ш. и 00 долготы; а также выяснить конечный пункт назначения корабля, если его координаты 260 ю.ш. и 450 в.д. (подсказка: это остров); победителями считаются 3 команды определяющие весь путь судна.
Примечание: чтобы повысить интерес учеников к проблеме, можно придумать занимательную историю, связанную с этим кораблем.
Игра «Самое главное»
Внимательно прочитайте учебный текст два раза. Вам нужно будет придумать ключевое, т.е. наиболее подходящее слово, характеризующее данный текст. Затем нужно будет охарактеризовать учебный материал одной фразой, а потом найти в нем особенность или «секрет», т.е. то, без чего данный текст был бы лишен смысла. Слова, фразы и найденный «секрет» можно записывать.
Учащиеся по очереди зачитывают ключевые слова, фразы и найденные секреты, а все остальные слушают и решают, кто лучше всего справился с поставленной задачей, чей вариант лучший. Затем подводятся итоги игры.
Игра «Опорные сигналы»
Перед вами новый текст. Внимательно прочитайте и законспектируйте его, но не используя слова и предложения, а с помощью рисунков, каких-либо знаков и символов. Изложить текст можно по частям, по абзацам, тогда появится несколько «опорных сигналов». Дети по очереди показывают и объясняют их. Все вместе оценивают работу каждого ученика. Подводятся итоги.
Игра «Рассказ о шпаргалке»
Давайте прочитаем текст. Теперь изобразите его содержание с помощью рисунков, знаков, схем. Передайте эту «шпаргалку» соседу справа. По ней каждый должен рассказать, о чем говорилось в тексте.
Игра «Пантомима»
Перед вами учебный текст. Прочитайте и разделите его на части. Образуем две команды. Участники одной из команд должны будут передать содержание части текста пантомимой. Вторая команда должна отгадать, о чем говориться в тексте.
Игра «Миниатюра»
Сейчас мы проведем конкурс миниатюр. Сначала разбейтесь на группы по 3-4 человека. прочитав учебный текст, каждая группа передает его содержание какой-либо миниатюрой. Это может быть игровая или танцевальная сценка либо пантомима. Остальные должны будут объяснить, прокомментировать увиденное. Оценивают по пятибалльной шкале каждую миниатюру, учитывая артистичность, находчивость, оригинальность и, конечно, насколько достоверно передан изучаемый текст.
Игра «Служба спасения»
В классе заранее формируются команды из трех человек. Они получают задания по учебнику и дополнительным источникам информации изучить материалы, связанные с различными стихийными бедствиями: особенностями их возникновения и действия, последствиями, районами распределения.
Учитель готовит карточки, на которых указаны координаты места предполагаемого стихийного бедствия:
0 ш. и 30 з.д; 6) 45 с.ш. и 75 в.д.;
30 ю.ш. и 140 в.д.; 7) 30 с.ш. и 0 д.;
35 с.ш. и 135 в.д.; 8) 60 с.ш. и 75 в.д.;
10 с.ш. и 125 в.д.; 9) 60 с.ш. и 59 в.д.;
80 с.ш. и 120 в.д.; 10) 40 с.ш. и 120 з.д.
Перед началом урока учитель выписывает перечень стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, с которыми будут сталкиваться «команды спасателей» в ходе игры на доске:
шторм на море;
лесной пожар;
извержение вулкана;
цунами;
вмерзание судна в лед;
снежная лавина;
песчаная буря;
увязание в болоте;
потеря ориентации в пещере;
оползень.
Количество стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций равно количеству карточек с координатами; места, координаты которых указаны на карточках, подобраны таким образом, что можно достоверно предположить, с каким именно стихийным бедствием придется здесь столкнуться.
Ход игры.
По условиям игры класс превращается в диспетчерский пункт планетарной службы спасения.
В диспетчерский пункт поступают сообщения от попавших в опасные ситуации и терпящих бедствие людей с просьбой о помощи. В каждом сообщении содержится лишь координаты места, в котором сложилась чрезвычайная ситуация, произошло стихийное бедствие.
Представители команд получают от учителя карточки с координатами. Команда должна определить по координатам район, в котором находятся терпящие бедствие. Далее команда должна предложить какое именно стихийное бедствие имеет место в данном районе и перечислить средства и приспособления, необходимые для спасения людей, а также способ действия спасателей. За фиксированное время команда излагает свои выводы на листе бумаги и сдает учителю.
Завершение игры.
Учитель или эксперты (учащиеся старших классов) оценивают соответствие названого командой стихийного бедствия району, указанному в задании. Участники команд, точно определивший район, из которого пришло сообщение о терпящих бедствие, и характер самого бедствия, получают положительные текущие отметки по географии.
Заключение.
Применение данных обучающих игр в реальной педагогической деятельности позволяет нам сказать о том, что игры влияют на эффективность обучения, развивают у обучающихся продуктивное теоретическое, творческое мышление, способствуют вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, на эффективность обучения, открывают разнообразные воспитательные возможности, развивают у школьников воображение и мышление, способствуют вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, стимулируют познавательную активность учащихся. Игра относится к косному методу взаимодействия, когда школьник не ощущает себя объектом воздействия учителя, когда он становится полноправным участником познавательной деятельности. Поэтому в процессе игры ученики сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра – это средство, с помощью которого воспитание переходит в самовоспитание.
Именно в игре строятся непринужденные отношения между учеником и учителем, когда учитель ориентирован не только на школьный предмет географии и на функции ученика, но и на личность ребенка.
В процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:
в процессе игры выявляются уровень знаний и умение применять их в новой, сложной ситуации;
активизация обучения, наличие элемента состязательности, эмоциональности деятельности приводит к повышению качества учебного процесса (в ходе игры усваивается 90% учебного материала против 20-30% на обычном уроке);
проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность школьников;
Значение игровой деятельности в усвоении опыта творческой деятельности:
происходит приобщение к исследовательской деятельности;
раскрываются и развиваются творческие способности личности;
ученики получают возможность применять воображение, развивать полемические и ораторские способности.
Значение игровой деятельности в приобретении опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности, друг к другу:
игра отражает различные мотивы поведения;
происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества личности, как самостоятельность, контактность, коммуникабельность;
эмоциональные переживания в ходе игры влияние на формирование мировоззрения;
расширяются кругозор и общая культура;
Формируется нестандартное, критическое отношение к действительности.
новые возможности проведения игр открывают компьютеры. В них можно заложить не только разнообразную информацию в виде текста, картосхем, статистических материалов и т.п.., но и наглядно моделировать изучаемые процессы и явления во времени и пространстве, обрабатывать информацию и представлять ее в наглядном виде, подводить итоги и т.д., т.е. отрабатывать все этапы игры. Это значительно облегчит работу учителя по подготовке игры и оценке ее результатов, сделает деятельность учащихся более содержательной и приблизит ее к реальной жизни.
Список литературы.
1.Алексина Е.Ю. Технология интерактивного обучения // География в школе. 2007. №8 – с.55
2. Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии 6-7 классы. М., 1995. – 117 с.
3. Бенькович Т.М. Опорные конспекты в обучении географии России 8-9 классы. М., 1997. – 120с.
5. Зотова А.М. Игры на уроках географии 6-7 классы: методическое пособие для учителя/ А.М. Зотова. –М.: дрофа, 2004. – 127с.
6. игры – обучение, тренинг, досуг: сборник сценариев / Под ред. Петрусинского. М.: Новая школа. 1998г – 98с.
7. игры для интерактивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского – М.; Прометей, 1991.
8.Кондратюк Н.Н. Дидактические материалы по географии: Методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2003. – 96с.
9. Ксензонова Г.Ю. О некоторых аспектах новых технологий обучения // Опыт обучения как предпосылка перехода к многоуровневой системе образования. – Тверь, 2001.
10. Ксензонова Т.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: 2000. – 225с.
12. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»; 2006. – 336с.