Рабочая учебная программа по предмету "Черчение" 9 класс.
Рабочая учебная программа по предмету "Черчение" 9 класс.
«Черчение» - это учебная дисциплина, изучающая графический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения геометрической, технической и другой информации об объектах, а также правила выполнения и чтения некоторых видов графической документации.
Настоящая рабочая программа по предмету «Черчение» предназначена для обучающихся 9 классов. Планирование составлено на основе программы МО РФ Москва «Просвещение». Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. Уроки проводятся 1 раз в неделю. 9 класс (год) – 34 часа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по предмету "Черчение" 9 класс. »
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Молчановская средняя образовательная школа №1»
Рассмотрено
«_____» ___________2014
Руководитель МО
_________________
Ерепилова Е.А.
Согласовано
«_____» ___________2014
Зам.директора по УВР
_________________
Тимохина Л.А.
Утверждено
Приказ № ___от «___» ________2014
Директор школы
__________________
Белоусова Е.Н.
Рабочая программа по предмету
«ЧЕРЧЕНИЕ»
на 2014 – 2015 учебный год
9 класс
Учитель: Матяш Е.В.
«Черчение» - это учебная дисциплина, изучающая графический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения геометрической, технической и другой информации об объектах, а также правила выполнения и чтения некоторых видов графической документации.
Настоящая рабочая программа по предмету «Черчение» предназначена для обучающихся 9 классов. Планирование составлено на основе программы МО РФ Москва «Просвещение». Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. Уроки проводятся 1 раз в неделю. 9 класс (год) – 34 часа.
Целью изучения «Черчения» является приобретение технических знаний и практических навыков в построении и чтении чертежей.
В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:
- научить учащихся аккуратно и рационально работать, правильно применять чертёжные инструменты и принадлежности;
- сформировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций; способах построения изображений на чертежах, а также построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей;
- развить статические и динамические пространственные представления и воображения, пространственное, логическое, образное мышление, творческие способности у учащихся;
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Черчение, как учебный предмет значительно отличается от других дисциплин, поэтому помимо традиционных методов преподавания (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение) используются и такие, как моделирование, выполнение графических работ.
В целях активного участия учеников в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов учащихся запланированы проблемные ситуации. Большое место отводится и самостоятельной работе учащихся: изучение нового материала по учебнику, поиск ответов на вопросы, работа с иллюстрациями учебника, работа со справочным материалом.
Цель урока достигается в большей мере методами, которые выбирает преподаватель:
объяснительно - иллюстративный;
программированный;
модельный;
эвристический;
проблемный.
Изучение предмета должно помочь учащимся облекать в графическую форму свои теоретические замыслы, рационализаторские предложения, возникающие в процессе обучения, дальнейшей деятельности.
Для осуществления указанных задач программа предусматривает изучение теоретических положений, выполнение упражнений, обязательный минимум графических работ. Текущий контроль знаний проводится в форме контрольных по каждому разделу, итоговый – в форме контрольной работы.
Перечень инструментов, принадлежностей и
материалов для черчения.
- Готовальня школьная или циркуль.
- Угольники с углами 300, 600, 900,
450, 450, 900.
- Транспортир.
- Линейка.
- Карандаши простые. Марки Т,ТМ,М.
- Ластик
- Две тетради в клетку, 12 листов.
- Формат А4.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.
Литература.
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – Москва, изд-во «АСТ» 2013 г.
Воротников И.А. Виноградов В.Г. и др. Словарь-справочник по черчению – М., Просвещение, 2002 г.
Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, 2007 г.
Черчение: учебник для учащихся средних общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. Н.Г.Преображенской. – М., Вентана-Граф, 2007г.
Пособия по черчению. Авторы: Н.Г.Преображенская, И.Ю. Преображенская. Черчение: рабочие тетради – М., Вентана-Граф, 2007г.
В.И.Вышнепольский: Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С.; Москва, изд-во «АСТ» 2008.
Методическое пособие по черчению для учащихся 9х классов и поступающих в ВУЗы. Составитель С.М. Полтавец, Волгоград 2006г
Тематический план 9 класс (34 часа)
№
п/п
Темы
Кол-во
часов
Всего
т/о
ГР
1
Повторение
1
1
2
Сечения и разрезы
17
10
7
3
Сборочные чертежи
11
8
3
4
Чтение строительных чертежей
4
2
2
Итоговая контрольная работа.
1
1
ИТОГО
34
21
13
I. Повторение (1час)
Обобщение сведений о способах проецирования
II. Сечения и разрезы (17 часов)
Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений. Графическое обозначение Эскиз детали с выполнением сечений. Разрезы. Различия между сечениями и разрезами. Простые разрезы. Правила выполнения. Местные разрезы. Обозначение разрезов. Назначение разрезов. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза. Чертеж детали с применением разрезов. Соединение вида и разреза. Особые случаи разрезов. Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Определение необходимого и достаточного количества изображений Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Устное чтение чертежей. Эскиз с натуры.
Графическая работа №1 Выполнение сечений по аксонометрической проекции
Графическая работа №2. Выполнение эскиза
Графическая работа №3. Чертеж детали с применением разрезов.
Графическая работа №4. Чертеж детали с определением достаточного количества изображений с выбором главного изображения
Графическая работа № 5. Чтение чертежей
Графическая работа № 6. Эскиз с применением необходимых разрезов и сечений и других условностей и упрощений.
III. Сборочные чертежи (11 часов)
Чертежи типовых соединений деталей. Общие сведения о соединениях деталей. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение соединений. Эскиз резьбового соединения. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Изображения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Условности и упрощения. Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Деталирование. Решение творческих задач с элементами конструирования.
Графическая работа №7. Чертёж резьбового соединения
Графическая работа № 8. Чертёж сечения сборочного соединения
Графическая работа №9. Простейшие сборочные чертежи, с элементами конструирования.
IV. Чтение строительных чертежей (4 час)
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, из назначение. Отличие машиностроительных чертежей от строительных. Фасады, Планы. Разрезы, Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение строительных чертежей.
Графическая работа № 10. Чтение строительных чертежей. Работа со справочником.
Контрольная работа (1 час)
9 класс
№
Тема (подтема)
Кол-во
часов
Элементы содержания
Планируемый результат
Вид контроля, самостоятельной деятельности
Работа с детьми ОВЗ
Дата
проведения
План
Факт
I четверть
I
Повторение
1
1
Обобщение сведений о способах проецирования
1
Чтение чертежей. Построение чертежа в трех видах и ее аксонометрическая проекция.
Практическая работа «Построение аксонометрических проекций
II
Сечения и разрезы
17
2
Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.
1
Вычерчивание чертежей, содержащих сечения. Решение тестов.
Знать:
правила выполнения и обозначение сечений;
правила выполнения и обозначение разрезов.
Уметь:
строить сечения;
выполнять элементарные разрезы.
Практическая работа «Построение сечений»
3
Правила выполнения сечений. Графическое обозначение
1
Выполнение наложенных и вынесенных сечений
Практическая работа «Обозначение сечений»
4 -5
Эскиз детали с выполнением сечений. Графическая работа №1
2
Выполнение сечений по аксонометрической проекции
Графическая работа
индивидуальное задание
6
Разрезы. Различия между сечениями и разрезами.
1
Выполнение чертежей деталей с применением разреза.
Практическая работа «Правила выполнения разрезов»
7
Простые разрезы. Правила выполнения. Местные разрезы
1
Практическая работа «Обозначение разрезов»
8
Обозначение разрезов. Назначение разрезов.
1
Применение правил изображения и обозначения разрезов
Тестирование.
9
Эскиз детали с выполнением необходимого разреза. Графическая работа №2. Контрольная работа.
1
Выполнение эскиза
Графическая работа
индивидуальное задание
II четверть
10
Графическая работа №3. Чертеж детали с применением разрезов.
1
Чертеж детали с применением разрезов.
Графическая работа
индивидуальное задание
11
Соединение вида и разреза. Особые случаи разрезов.
1
Практическая работа «Соединение вида с разрезом»
12-13
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
2
Чертеж детали с вырезом ¼ части
14
Определение необходимого и достаточного количества изображений
1
Чертеж детали с определением достаточного количества изображений с выбором главного изображения. Чтение чертежей деталей, содержащих изученные условности.
15
Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.
1
Чтение чертежей
16
Графическая работа №4. Контрольная работа
1
Чертеж детали с определением достаточного количества изображений с выбором главного изображения
Графическая работа
индивидуальное задание
III четверть
17
Устное чтение чертежей. Графическая работа № 5
1
Устное чтение чертежей
Графическая работа
индивидуальное задание
18
Эскиз с натуры. Графическая работа № 6.
1
Эскиз с применением необходимых разрезов и сечений и других условностей и упрощений.
Графическая работа
индивидуальное задание
III
Сборочные чертежи
11
19
Чертежи типовых соединений деталей
1
Ознакомление с условностями изображения и обозначения разъемных и неразъемных соединений.
Знать:
требования, стандарты в машиностроительных чертежах;
способы соединения деталей;
изображение и обозначение резьбы, пружин, зубчатых колёс.
Уметь:
применять стандарт в машиностроительных чертежах;
по наглядному изображению выполнять эскиз;
соблюдать стандарт изображения и обозначения пружин,
изображать и обозначать метрическую резьбу.
20
Общие сведения о соединениях деталей.
1
Практическая работа «Определение видов соединений»
21
Изображение резьбы на стержне и в отверстии.
1
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.
Практическая работа «Изображение и обозначение резьбы».
22
Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение соединений.
1
Обозначение резьбы
Графическая работа «Чертеж резьбового соединения».
23
Эскиз резьбового соединения. Графическая работа №7
1
Чертёж резьбового соединения
Графическая работа
индивидуальное задание
24
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах.
1
Чтение сборочных чертежей
Практическая работа «Нанесение позиций на сборочный чертёж»
25
Чтение сборочных чертежей. Изображения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Условности и упрощения.
1
Практическая работа
Практическая работа «Выполнение расчётов для изображения болтовых и шпилечных соединений».
26
Графическая работа № 8.
Контрольная работа
1
Чертёж сечения сборочного соединения
Графическая работа
индивидуальное задание
IV четверть
27
Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
1
Выполнение чертежей 1 - 2-х деталей
Знать:
алгоритм чтения чертежей,
основные условности и упрощения на чертеже,
особенности изображения неразъёмных соединений, пружин.
Уметь:
наносить на чертежи размеры;
читать и изображать чертёж деталей, состоящих из неразъёмных соединений.
Практическая работа «Определение размеров для деталирования»
28
Деталирование. Графическая работа №9
1
Простейшие сборочные чертежи, с элементами конструирования.
Графическая работа
индивидуальное задание
29
Решение творческих задач с элементами конструирования.
1
Практическая работа
Практическая работа «Решение творческих задач с элементами конструирования»
IV
Чтение строительных чертежей
5
30
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, из назначение. Отличие машиностроительных чертежей от строительных.
1
Фронтальное чтение чертежей
Знать: последовательность построения чертежа;
основные правила нанесения размеров на чертеже.
Уметь:
рационально использовать чертежные инструменты;
анализировать графический состав изображений;
применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием
31
Фасады, Планы. Разрезы, Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
1
32-33
Чтение строительных чертежей.
Графическая работа № 10
2
Чтение строительных чертежей. Работа со справочником.