kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая учебная программа по предмету "Черчение" 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Черчение» - это учебная дисциплина, изучающая графический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения геометрической, технической и другой информации об объектах, а также правила выполнения и чтения некоторых видов графической документации.

Настоящая рабочая программа по предмету «Черчение» предназначена для обучающихся 9 классов. Планирование составлено на основе программы МО РФ Москва  «Просвещение». Автор:  Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. Уроки проводятся 1 раз в неделю. 9 класс (год) – 34 часа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по предмету "Черчение" 9 класс. »


Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Молчановская средняя образовательная школа №1»


Рассмотрено

«_____» ___________2014

Руководитель МО

_________________

Ерепилова Е.А.


Согласовано

«_____» ___________2014

Зам.директора по УВР

_________________

Тимохина Л.А.


Утверждено

Приказ № ___от «___» ________2014

Директор школы

__________________

Белоусова Е.Н.







Рабочая программа по предмету


«ЧЕРЧЕНИЕ»

на 2014 – 2015 учебный год

9 класс














Учитель: Матяш Е.В.












«Черчение» - это учебная дисциплина, изучающая графический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения геометрической, технической и другой информации об объектах, а также правила выполнения и чтения некоторых видов графической документации.

Настоящая рабочая программа по предмету «Черчение» предназначена для обучающихся 9 классов. Планирование составлено на основе программы МО РФ Москва «Просвещение». Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. Уроки проводятся 1 раз в неделю. 9 класс (год) – 34 часа.

Целью изучения «Черчения» является приобретение технических знаний и практических навыков в построении и чтении чертежей.

В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:

- научить учащихся аккуратно и рационально работать, правильно применять чертёжные инструменты и принадлежности;

- сформировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций; способах построения изображений на чертежах, а также построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

- сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей;

- развить статические и динамические пространственные представления и воображения, пространственное, логическое, образное мышление, творческие способности у учащихся;

- содействовать привитию учащимся графической культуры;

- научить учащихся самостоятельной работе со справочной и специальной литературой, учебными материалами;

- формировать эстетический вкус, аккуратность;

- формировать познавательный интерес и потребность к самоанализу и творчеству.

Программа по предмету «Черчение» состоит в 9 классе из двух разделов, включающие в себя семь тем:

  • Черчение: понятие, цели, содержание, задачи, значение.

  • Геометрические построения: понятие, классификация, правила выполнения.

  • Прямоугольная и аксонометрические проекции: понятие.

  • Сечение и разрезы: понятие.

  • Рабочие чертежи деталей.

  • Сборочные чертежи.

  • Схемы: понятие, квалификация.

В результате изучения предмета, учащиеся

будут знать:

  • основные правила построения линий пересечения простейших геометрических образов;

  • основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах;

  • условные обозначения материалов на чертежах;

  • основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);

  • условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;

  • особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;

  • особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;

  • основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах;

  • место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до изделия»).

будут уметь:

  • правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;

  • выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;

  • выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;

  • читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех – шести деталей;

  • ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов;

  • читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы;

  • читать несложные архитектурно-строительные чертежи;

  • пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой;

  • выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;

  • применять полученные знания при решении задач с твор­ческим содержанием (в том числе с элементами конструирова­ния).

Черчение, как учебный предмет значительно отличается от других дисциплин, поэтому помимо традиционных методов преподавания (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение) используются и такие, как моделирование, выполнение графических работ.

В целях активного участия учеников в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов учащихся запланированы проблемные ситуации. Большое место отводится и самостоятельной работе учащихся: изучение нового материала по учебнику, поиск ответов на вопросы, работа с иллюстрациями учебника, работа со справочным материалом.

Цель урока достигается в большей мере методами, которые выбирает преподаватель:

  • объяснительно - иллюстративный;

  • программированный;

  • модельный;

  • эвристический;

  • проблемный.

Изучение предмета должно помочь учащимся облекать в графическую форму свои теоретические замыслы, рационализаторские предложения, возникающие в процессе обучения, дальнейшей деятельности.

Для осуществления указанных задач программа предусматривает изучение теоретических положений, выполнение упражнений, обязательный минимум графических работ. Текущий контроль знаний проводится в форме контрольных по каждому разделу, итоговый – в форме контрольной работы.



Перечень инструментов, принадлежностей и

материалов для черчения.


- Готовальня школьная или циркуль.

- Угольники с углами 300, 600, 900,

450, 450, 900.

- Транспортир.

- Линейка.

- Карандаши простые. Марки Т,ТМ,М.

- Ластик

- Две тетради в клетку, 12 листов.

- Формат А4.


Проверка и оценка знаний, умений и навыков  учащихся

Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса  является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

В процессе обучения используется текущая и итоговая  форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.

Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

1.     Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).

2.     Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, если  ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.

При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

 в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) не выполняет  обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;

б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.


Литература.

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – Москва, изд-во «АСТ» 2013 г.

  2. Воротников И.А. Виноградов В.Г. и др. Словарь-справочник по черчению – М., Просвещение, 2002 г.

  3. Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, 2007 г.

  4. Черчение: учебник для учащихся средних общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. Н.Г.Преображенской. – М., Вентана-Граф, 2007г.

  5. Пособия по черчению. Авторы: Н.Г.Преображенская, И.Ю. Преображенская. Черчение: рабочие тетради – М., Вентана-Граф, 2007г.

  6. В.И.Вышнепольский: Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С.; Москва, изд-во «АСТ» 2008.

  7. Методическое пособие по черчению для учащихся 9х классов и поступающих в ВУЗы. Составитель С.М. Полтавец, Волгоград 2006г















Тематический план 9 класс (34 часа)


п/п

Темы

Кол-во

часов

Всего

т/о

ГР

1

Повторение

1

1


2

Сечения и разрезы

17

10

7

3

Сборочные чертежи

11

8

3

4

Чтение строительных чертежей

4

2

2


Итоговая контрольная работа.

1


1


ИТОГО

34

21

13


I. Повторение (1час)

Обобщение сведений о способах проецирования


II. Сечения и разрезы (17 часов)

Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений. Графическое обозначение Эскиз детали с выполнением сечений. Разрезы. Различия между сечениями и разрезами. Простые разрезы. Правила выполнения. Местные разрезы. Обозначение разрезов. Назначение разрезов. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза. Чертеж детали с применением разрезов. Соединение вида и разреза. Особые случаи разрезов. Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Определение необходимого и достаточного количества изображений Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Устное чтение чертежей. Эскиз с натуры.

Графическая работа №1 Выполнение сечений по аксонометрической проекции

Графическая работа №2. Выполнение эскиза

Графическая работа №3. Чертеж детали с применением разрезов.

Графическая работа №4. Чертеж детали с определением достаточного количества изображений с выбором главного изображения

Графическая работа № 5. Чтение чертежей

Графическая работа № 6. Эскиз с применением необходимых разрезов и сечений и других условностей и упрощений.


III. Сборочные чертежи (11 часов)

Чертежи типовых соединений деталей. Общие сведения о соединениях деталей. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение соединений. Эскиз резьбового соединения. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Изображения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Условности и упрощения. Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Деталирование. Решение творческих задач с элементами конструирования.

Графическая работа №7. Чертёж резьбового соединения

Графическая работа № 8. Чертёж сечения сборочного соединения

Графическая работа №9. Простейшие сборочные чертежи, с элементами конструирования.


IV. Чтение строительных чертежей (4 час)

Понятие об архитектурно-строительных чертежах, из назначение. Отличие машиностроительных чертежей от строительных. Фасады, Планы. Разрезы, Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение строительных чертежей.

Графическая работа № 10. Чтение строительных чертежей. Работа со справочником.


Контрольная работа (1 час)

9 класс

Тема (подтема)

Кол-во

часов

Элементы содержания

Планируемый результат

Вид контроля, самостоятельной деятельности

Работа с детьми ОВЗ

Дата

проведения

План

Факт

I четверть

I

Повторение

1







1

Обобщение сведений о способах проецирования

1

Чтение чертежей. Построение чертежа в трех видах и ее аксонометрическая проекция.


Практическая работа «Построение аксонометрических проекций




II

Сечения и разрезы

17







2

Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.

1

Вычерчивание чертежей, содержащих сечения. Решение тестов.

Знать:

правила выполнения и обозначение сечений;

правила выполнения и обозначение разрезов.

Уметь:

строить сечения;

выполнять элементарные разрезы.


Практическая работа «Построение сечений»




3

Правила выполнения сечений. Графическое обозначение

1

Выполнение наложенных и вынесенных сечений

Практическая работа «Обозначение сечений»




4 -5

Эскиз детали с выполнением сечений. Графическая работа №1

2

Выполнение сечений по аксонометрической проекции

Графическая работа

индивидуальное задание



6

Разрезы. Различия между сечениями и разрезами.

1

Выполнение чертежей деталей с применением разреза.

Практическая работа «Правила выполнения разрезов»




7

Простые разрезы. Правила выполнения. Местные разрезы

1


Практическая работа «Обозначение разрезов»




8

Обозначение разрезов. Назначение разрезов.

1

Применение правил изображения и обозначения разрезов

Тестирование.




9

Эскиз детали с выполнением необходимого разреза. Графическая работа №2. Контрольная работа.

1

Выполнение эскиза

Графическая работа

индивидуальное задание



II четверть

10

Графическая работа №3. Чертеж детали с применением разрезов.

1

Чертеж детали с применением разрезов.


Графическая работа

индивидуальное задание



11

Соединение вида и разреза. Особые случаи разрезов.

1


Практическая работа «Соединение вида с разрезом»




12-13

Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

2

Чертеж детали с вырезом ¼ части





14

Определение необходимого и достаточного количества изображений

1

Чертеж детали с определением достаточного количества изображений с выбором главного изображения. Чтение чертежей деталей, содержащих изученные условности.





15

Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.

1

Чтение чертежей





16

Графическая работа №4. Контрольная работа

1

Чертеж детали с определением достаточного количества изображений с выбором главного изображения

Графическая работа

индивидуальное задание



III четверть

17

Устное чтение чертежей. Графическая работа № 5

1

Устное чтение чертежей


Графическая работа

индивидуальное задание



18

Эскиз с натуры. Графическая работа № 6.

1

Эскиз с применением необходимых разрезов и сечений и других условностей и упрощений.

Графическая работа

индивидуальное задание



III

Сборочные чертежи


11







19

Чертежи типовых соединений деталей

1

Ознакомление с условностями изображения и обозначения разъемных и неразъемных соединений.

Знать:

требования, стандарты в машиностроительных чертежах;

способы соединения деталей;

изображение и обозначение резьбы, пружин, зубчатых колёс.

Уметь:

применять стандарт в машиностроительных чертежах;

по наглядному изображению выполнять эскиз;

соблюдать стандарт изображения и обозначения пружин,

изображать и обозначать метрическую резьбу.





20

Общие сведения о соединениях деталей.

1

Практическая работа «Определение видов соединений»




21

Изображение резьбы на стержне и в отверстии.

1

Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.

Практическая работа «Изображение и обозначение резьбы».




22

Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение соединений.

1

Обозначение резьбы

Графическая работа «Чертеж  резьбового соединения».




23

Эскиз резьбового соединения. Графическая работа №7

1

Чертёж резьбового соединения

Графическая работа

индивидуальное задание



24

Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах.

1

Чтение сборочных чертежей

Практическая работа «Нанесение позиций на сборочный чертёж»




25

Чтение сборочных чертежей. Изображения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Условности и упрощения.

1

Практическая работа

Практическая работа «Выполнение расчётов для изображения болтовых и шпилечных соединений».




26

Графическая работа № 8.

Контрольная работа

1

Чертёж сечения сборочного соединения


Графическая работа

индивидуальное задание



IV четверть

27

Чтение сборочных чертежей. Деталирование.

1

Выполнение чертежей 1 - 2-х деталей

Знать:

алгоритм чтения чертежей,

основные условности и упрощения на чертеже,

особенности изображения неразъёмных соединений, пружин.

Уметь:

наносить на чертежи размеры;

читать и изображать чертёж деталей, состоящих из неразъёмных соединений.

Практическая работа «Определение размеров для деталирования»




28

Деталирование. Графическая работа №9

1

Простейшие сборочные чертежи, с элементами конструирования.

Графическая работа

индивидуальное задание



29

Решение творческих задач с элементами конструирования.

1

Практическая работа

Практическая работа  «Решение творческих задач с элементами конструирования»




IV

Чтение строительных чертежей

5







30

Понятие об архитектурно-строительных чертежах, из назначение. Отличие машиностроительных чертежей от строительных.

1

Фронтальное чтение чертежей

Знать: последовательность построения чертежа;

основные правила нанесения размеров на чертеже.

Уметь:

рационально использовать чертежные инструменты;

анализировать графический состав изображений;

применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим

содержанием





31

Фасады, Планы. Разрезы, Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.

1






32-33

Чтение строительных чертежей.

Графическая работа № 10

2

Чтение строительных чертежей. Работа со справочником.

Графическая работа

индивидуальное задание



34

Итоговая контрольная работа.

1

Выполнение чертежа детали.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая учебная программа по предмету "Черчение" 9 класс.

Автор: Матяш Елена Викторовна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165190

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "рабочая программа по черчению "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-po-chierchieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "102374"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402501287"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по предмету «Черчение и графика»"
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-chierchieniie-i-ghrafika-1"
    ["file_id"] => string(6) "247890"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446640638"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по черчению 8-9 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-chierchieniiu-8-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "143118"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418457906"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа по черчению 7 класс"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-chierchieniiu-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "257505"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448349941"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа по черчению 9 класс"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-chierchieniiu-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "257509"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448350228"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства