Настоящая программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.
Программа рассчитана на 69 учебных часов (35 часа в 8 классе и 34 часа в 9 классе по 1 часу в неделю).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по черчению 8-9 класс »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОМБАЙНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено
на заседании МС
Протокол № ___
от «__» _____ 2014 г.
Согласовано
Зам.директора по УВР
___________________
«__» _____ 2014 г.
Утверждено
Директор школы
_______________
«__» _____ 2014 г.
Рабочая программа
по Черчениюв 8-9классах
Учитель Демяник Олег Валериевич
8 кл 9 кл
Количество часов в 1 полугодии:
16 16
Всего:
35 34
В неделю:
1 1
Программа составлена на основе:
обязательного минимума содержания основных образовательных программ;
программы А.Д. Ботвинникова
Учебник:
А.Д. Ботвинников Черчение 7-8 класс
Москва «Просвещение»,2012г.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С.
Структура программы.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.
Программа рассчитана на 69 учебных часов (35 часа в 8 классе и 34 часа в 9 классе по 1 часу в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса.
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – Москва, изд-во «АСТ» 2008 г.
Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса черчения рассчитано на два года обучения, один час в неделю. Всего 69 часов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ЧЕРЧЕНИЯ В 8 КЛАССЕ
(1час в неделю, всего 34 часа )
Первый год обучения
Чет-
верть
№
урока
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
1
Учебный предмет «Черчение». Значение графического изображения в производственной деятельности человека (построения и перспективы). Цели и задачи изучения черчения в школе и дальнейшей профориентации. Стандартизация приемов и способов изображения.
6
1
История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места.
1
2
Основные правила оформления чертежей. Понятие о стандартах ЕСКД. Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на чертежах.
1
3
Графическая работа №1.
1
4
Шрифты чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом.
1
5
Основные правила, приемы и методы нанесения размеров. Выносные и размерные линии. Стрелки, знаки радиуса, диаметры, конусности. Правила постановки размерных цифр.
1
6
Графическая работа №2.
1
Способы проецирования.
8
7
Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный).
1
8
Получение изображения на плоскости различными методами проецирования. Проецирование детали на одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования.
1
9
Определение вида, правила расположения видов на чертеже, названия видов.
Построение аксонометрических предметов, имеющих круглые поверхности.
1
14
Технический рисунок.
1
Чтение и выполнение чертежей
9
15
Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков.
1
16
Проекции геометрических тел.
1
3
17
Особенности проецирования правильных пирамид.
1
18
Особенности проецирования цилиндра и конуса.
1
19
Проекции группы геометрических тел. Взаимное расположение геометрических тел относительно плоскостей проекции.
1
20
Проекции вершин, ребер и граней предмета.
1
21
Графическая работа №3.
1
22
Построение третьего вида.
1
23
Построение третьего вида по двум данным.
1
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата.
11
24
Дополнительные сведения о нанесении размеров с учетом формы предмета.
1
25
Развертки поверхностей некоторых тел.
1
26
Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений. Деление окружности на равные части.
1
4
27
Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса. Сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса.
1
28
Геометрические построения для чертежей и разметки деталей.
1
29
Графическая работа №4.
1
30
Взаимная связь изменения формы предмета. Взаимное положение его частей и пространственного положения самого предмета, отображение этих предметов на чертеже. Конструирование по изображениям.
1
31
Порядок чтения чертежей деталей.
1
32
Графическая работа №5.
1
33
Эскизы деталей с натуры.
1
34
Итоговая графическая работа №6.
2
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ЧЕРЧЕНИЯ В 9 КЛАССЕ
(1час в неделю, всего 34 часа )
Второй год обучения
1
2
3
4
1
Общие сведения о способах проецирования.
1
1
Повторение сведений проецирования.
1
Сечения, разрезы, виды.
14
2
Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений.
Обозначение сечений.
1
3
Правила графического обозначения материалов на сечениях.
1
4
Графическая работа №1.
1
5
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями.
1
6
Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Обозначение разрезов.
1
7
Соединение части вида с частью разреза.
1
8
Местный разрез. Особые случаи разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе.
1
9
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
1
2
10
Графическая работа №2.
1
11-12
Выбор необходимого и достаточного количества изображений на чертежах и главного вида.
2
13
Условности и упрощения на чертежах.
1
14
Чтение и выполнение чертежей, содержащих изученные условности.
1
15
Практическая работа на закрепление изученного материала, а также навыков рационального выбора количества изображений с использованием условностей и простановки размеров.
1
Сборочные чертежи.
Чертежи типовых соединений деталей (5 часов).
Сборочные чертежи изделий (8 ч.).
13
16
Разъемные соединения деталей (болтовые, шпилечные, шпоночные и штифтовые). Неразъемные соединения (сварные, паяные, клеевые и заклепочные).
1
3
17
Резьбовые соединения. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи болтовых соединений.
1
18
Упрощенное изображение резьбовых соединений. Стандарты и справочный материал. Чертежи штифтовых соединений.
1
19
Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.
1
20
Графическая работа №3.
1
21
Сборочные чертежи (спецификация, номера позиций и др.).
1
22
Основные требования к разделам на сборочных чертежах.
1
23
Условности и упрощения на сборочных чертежах.
1
24
Особенности простановки размеров на сборочных чертежах.
1
25
Практическая работа. Чтение сборочных чертежей.
1
26
Понятие о деталировании. Выполнение чертежей деталей сборочной единицы.
1
4
27
Графическая работа №4.
1
28
Решение задач с элементами конструирования.
1
Чтение строительных чертежей.
4
29
Назначение и особенности архитектуроно-строительных чертежей: фасады, планы, разрезы, масштабы. Размеры на строительных чертежах.
1
30
Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
1
31
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
1
32
Графическая работа №5.
1
Обзор разновидностей графических изображений.
2
33
Графические изображения, применяемые на практике.
1
34
Итоговая графическая работа №6 (контрольная работа).
1
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ
(обязательные работы, предусмотренные программой)
8 КЛАСС
1. «Основные линии чертежа» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите в соответствии с правилами ЕСКД рамку, графы основной надписи по размерам, все основные линии чертежа. Можно выбрать любое расположение групп линий на листе. Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.
2. Чертеж «плоской детали» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертежи деталей «Прокладка» по имеющимся половинам изображений, разделенных осью симметрии. Нанесите размеры, укажите толщину детали. Работу выполните на листе формата А4. Масштаб изображения 2:1.
3. «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» (бумага чертежная). Содержание работы: по заданию учителя постройте аксонометрическую проекцию одной из деталей. На аксонометрической проекции нанесите изображения точек А, В и С; обозначьте их. Ответьте на вопросы.
4. «Чертеж детали» (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений, бумага чертежная). Содержание работы: выполните с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов чертеж одной из деталей, в очертаниях которой содержатся сопряжения.
5. «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы» (путем удаления части предмета, бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.
6. «Эскиз и технический рисунок детали» (бумага в клетку). Содержание работы: по заданию учителя выполните эскиз детали (с натуры) в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ
(обязательные работы, предусмотренные программой)
9 КЛАСС
1. «Эскиз детали с выполнением сечений» (бумага в клетку). Содержание работы: выполните на листе бумаги в клетку формата А4 по заданию учителя с натуры или по наглядному изображению эскиз детали. Выявите поперечную форму детали сечением. Обозначьте его, если нужно. Нанесите размеры.
2. «Чертеж детали с применением разреза» (бумага чертежная). Содержание работы: на листе формата А4 выполните вид слева и постройте целесообразный разрез одной из деталей. Нанесите размеры.
3. «Чертеж резьбового соединения» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите с натуры один из видов резьбового соединения, примените упрощения, установленные стандартом.
4. «Деталирование» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните по указанию учителя чертежи одной-двух деталей.
5. «Мой дом» (бумага чертежная или в клетку). Содержание работы: выполните план своей комнаты с расстановкой мебели, указав отопительные и санитарно-технические устройства.
6. Контрольная работа (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертеж детали средней сложности по чертежу общего вида.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
8 класс
Учебный предмет «Черчение». Значение графического изображения в производственной деятельности человека (построения и перспективы). Цели и задачи изучения черчения в школе и дальнейшей профориентации. Стандартизация приемов и способов изображения. (6 ч).
История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. Основные правила оформления чертежей. Понятие о стандартах ЕСКД. Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на чертежах. Графическая работа №1.Шрифты чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом.
Основные правила, приемы и методы нанесения размеров. Выносные и размерные линии. Стрелки, знаки радиуса, диаметры, конусности. Правила постановки размерных цифр.
Графическая работа №2.
Способы проецирования. (8 ч).
Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный).Получение изображения на плоскости различными методами проецирования. Проецирование детали на одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования. Определение вида, правила расположения видов на чертеже, названия видов. Аксонометрические проекции. Косоугольная, фронтальная, диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Направление осей. Показатели искажения. Нанесение размеров. Построение аксонометрических проекций плоских геометрических фигур. Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала. Построение аксонометрических предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.
Чтение и выполнение чертежей. (9 ч).
Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков. Проекции геометрических тел. Особенности проецирования правильных пирамид. Особенности проецирования цилиндра и конуса. Проекции группы геометрических тел. Взаимное расположение геометрических тел относительно плоскостей проекции. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа №3. Построение третьего вида. Построение третьего вида по двум данным.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов.
Использование знака квадрата. (11 ч).
Дополнительные сведения о нанесении размеров с учетом формы предмета. Развертки поверхностей некоторых тел. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений. Деление окружности на равные части. Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса. Сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса. Геометрические построения для чертежей и разметки деталей.
Графическая работа №4. Взаимная связь изменения формы предмета. Взаимное положение его частей и пространственного положения самого предмета, отображение этих предметов на чертеже. Конструирование по изображениям. Порядок чтения чертежей деталей. Графическая работа №5. Эскизы деталей с натуры. Итоговая графическая работа №6.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
9 класс
Общие сведения о способах проецирования. (1 ч).
Повторение сведений проецирования.
Сечения, разрезы, виды. (14 ч).
Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.
Правила графического обозначения материалов на сечениях.Графическая работа №1.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные,
фронтальные и профильные). Обозначение разрезов. Соединение части вида с частью
разреза. Местный разрез. Особые случаи разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе.
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.Графическая работа №2.
Выбор необходимого и достаточного количества изображений на чертежах и главного вида.Условности и упрощения на чертежах.Чтение и выполнение чертежей, содержащих изученные условности.Практическая работа на закрепление изученного материала, а также навыков рационального выбора количества изображений с использованием условностей и простановки размеров.
Сборочные чертежи. (13 ч).
Чертежи типовых соединений деталей (5 часов).
Сборочные чертежи изделий (8 ч.).
Разъемные соединения деталей (болтовые, шпилечные, шпоночные и штифтовые). Неразъемные соединения (сварные, паяные, клеевые и заклепочные). Резьбовые соединения. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи болтовых соединений.
Упрощенное изображение резьбовых соединений. Стандарты и справочный материал. Чертежи штифтовых соединений. Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Графическая работа №3. Сборочные чертежи (спецификация, номера позиций и др.). Основные требования к разделам на сборочных чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах.
Особенности простановки размеров на сборочных чертежах. Практическая работа. Чтение сборочных чертежей. Понятие о деталировании. Выполнение чертежей деталей сборочной единицы. Графическая работа №4. Решение задач с элементами конструирования.
Чтение строительных чертежей. (4 ч).
Назначение и особенности архитектуроно-строительных чертежей: фасады, планы, разрезы, масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником. Графическая работа №5.
Графические изображения, применяемые на практике. Итоговая графическая работа №6 (контрольная работа).
В программе предусмотрены резервные уроки, которые целесообразно использовать для творческой работы учащихся. Программа может быть сокращена на количество резервных уроков если урок совпадает с праздничным днём.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,
ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ
8 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
приемы работы с чертежными инструментами;
простейшие геометрические построения;
приемы построения сопряжений;
основные сведения о шрифте;
правила выполнения чертежей;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
анализировать графический состав изображений;
выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,
ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ
9 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
основные правила построения линий пересечения простейших геометрических образов;
основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах;
условные обозначения материалов на чертежах;
основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);
условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;
особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах;
место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до изделия»).
Учащиеся должны уметь:
правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;
выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;
выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;
читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех – шести деталей;
ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов;
читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы;
а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;
б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;
б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Нормы оценок при выполнении
графических и практических работ.
Оценка 5 ставится, если ученик:
а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;
в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Перечень инструментов, принадлежностей и
материалов для черчении.
- Готовальня школьная или циркуль.
- Угольники с углами 300, 600, 900,
450, 450, 900.
- Транспортир.
- Линейка.
- Карандаши простые. Марки Т,ТМ,М.
- Ластик
- Две тетради в клетку, 12 листов.
- Формат А4.
Список литературы
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – Москва, изд-во «АСТ» 2001 г.
Воротников И.А. Виноградов В.Г. и др. Словарь-справочник по черчению – М., Просвещение, 1995 г.
Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, 1990 г.
Карточки – задания по черчению под ред. Василенко Е.А. – М., Просвещение1990г. Пособие для учителя.
Уроки черчения. Автор Севастопольский Н.О. / из опыта работы/ - М., просвещение, 1981г.
Методическое пособие по черчению для учащихся 9х классов и поступающих в ВУЗы. Составитель С.М. Полтавец, Волгоград 1996г.
Черчение: учебник для учащихся средних общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. Н.Г.Преображенской. – М., Вентана-Граф, 2004г.
Пособия по черчению. Авторы: Н.Г.Преображенская, И.Ю. Преображенская. Черчение: рабочие тетради – М., Вентана-Граф, 2004г.
ИНТЕРНЕТ ресурсы
Granitvtd - учебник-справочник по черчению - Главная страница [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.granitvtd.ru – Загл. с экрана
Архитектурная подача и архитектурная композиция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.3dpanorama.ru/tehno/014/arhcomp.htm - Загл. с экрана
Всезнающий сайт про черчение. Онлайн учебник – Черчение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cherch.ru/ – Загл. с экрана
Линейное построение интерьера фронтального положения с мозаичным полом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/515344/ - Загл. с экрана
Перспектива [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shkola-izo.livejournal.com – Загл. с экрана
Перспектива улиц [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.xydognik.ru/perspektiva/perspektiva_ulits.html - Загл. с экрана
Пример перспективы интерьера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grafik.org.ru/hagan2.html - Загл. с экрана
Пример перспективы интерьера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art-meridian.com/index.php?option=com_content&view=article&id=44&Itemid=48 – Загл. с экрана
Справочник по черчению [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ok.nm.ru/cherc.htm – Загл. с экрана
Черчение - Техническое черчение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nacherchy.ru/ – Загл. с экрана
Черчение. Каталог. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.26 – Загл. с экрана
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ урока
К-во
часов
Тема урока.
Цели урока.
Формы занятий
Наглядные пособия
Домашнее задание
Дата
Содержание практической деятельности учащихся на уроке
- Ознакомить учащихся с новым предметом, его значением, практической деятельностью людей. Ознакомить с историей развития чертежей. Рассказать об инструментах и материалах.
-Прививать навыки организационной работы на уроке.
-Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание. Формировать интерес.
-рассказ с показом
-просмотр таблиц
–записи в рабочих тетрадях
-учебные таблицы: «Виды графических изображений» - две таблицы,
-образцы чертежей
стр. 3-14
упр. на стр. 14 в тетрадь
05.09
Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля..
2.
1
Понятие о ГОСТах. Формат, рамка, основная надпись. Линии чертежа.
-Дать понятие о стандартизации, её роли во взаимозаменяемости.
Оформить два формата вертикальный и горизонтальный
-§2 (п.1-2)
12.09
Выполнение рамки и основной надписи чертежа на листе формата А4. вычерчивание линий чертежа с указанием их названий (над линиями) и назначение (под линиями) обычным почерком
3.
1
Графическая работа №1.
Линии чертежа.
-Способствовать привитию культуры труда при выполнении графических работ. Закреплять навыки оформления чертежей: вычерчивание рамки, основной надписи, линий чертежа согласно требованиям ГОСТа.
-Прививать навыки организационной работы на уроке.
-Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание.
-графическая работа (проверка знаний).
-образцы чертежей
-учебник (рис.24)
-формат А4
-чертежные инструменты и принадлежности.
§2 повторить
19.09
Выполнение чертежа на листе чертежной бумаги формата А4. провести линии, как показано на рис. 24
4-5.
2
Чертежный шрифт.
-Учить писать буквы согласно требованиям стандарта.
-Прививать аккуратность, внимательность при выполнении надписей чертежа.
-Познакомить с методом отсечения и суммы при построении аксонометрии.
-Развивать пространственное мышление.
-построение на доске и в тетради
-учебник таблица
№2
-тетрадь
-инструменты
-образцы чертежей
§7 (п.3)
-инструменты
12.12
Построение изометрической проекции призмы на стр..63
15(6)
1
Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами.
-Учить строить окружность в изометрии.
-Познакомить с понятиями – овал, эллипс.
-Развитие пространственного представления и мышления.
-фронтальная работа
-учебник
-учебная таблица
-тетрадь
-чертежные принадлежности
§8
-дочертить
19.12
Построение овала в трех координатных плоскостях изометрической проекции.
Построение изометрической проекции детали с цилиндрическим отверстием. Стр.54, рис 68
16(7)
1
Технический рисунок. Приемы от руки и на глаз.
-Дать основные понятия о техническом рисунке.
-Углубить знания по теме: «Аксонометрические проекции»
-Развитие пространственного мышления, формирование интереса к учебе.
-рассказ с показом
-фронтальная работа
-образцы чертежей
-учебник
-чертежные принадлежности и инструменты
§9
-чертежные инструменты
26.12
Упражнения в выполнении технического рисунка.
Чтение и выполнение чертежей (18 часов).
17-18
(1-2)
2
Анализ геометрической формы предмета. Чертежи, наглядные изображения и развертки геометрических тел. Группа геометрических тел.
-Учить анализировать геометрическую форму предмета, разделять на простые геометрические тела.
-Способствовать развитию технического и образного мышления.
-Нацеливать на рабочие профессии.
-рассказ с показом
-графические упражнения
-построения на доске и в тетради
-учебная таблица
-геометрические тела
-модели деталей
-учебник
-тетрадь
-карточки-задания №11
§10-11;
§16
-чертежные инструменты
16.01
23.01
Рассмотрение изображений геометрических тел по учебнику. Мысленное распределение предметов на геометрические тела. Определение графических операций (последовательности построений) при выполнении чертежа.
19(3)
1
Проекции вершин, ребер, граней и точек.
-Показать, что в основе построения чертежей предмета лежит процесс построения проекций гране, ребер, вершин.
-Формирование навыков построения проекций этих элементов.
-Развивать мышление и интерес к поиску геометрических тел.
-беседа
-построения на доске и в тетради
-модели деталей
-учебник
-тетрадь
-карточки-задания №9
§12;
-формат А4
-инструменты
30.01
Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекции точек, отрезков, граней, ребер, вершин.
20(4)
1
Графическая работа №4
Чертеж и наглядное изображение детали
-Совершенствование навыков построения трех видов детали и аксонометрической проекции.
-Выявление знаний по теме: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».
-Закрепить навыки анализа геометрической формы предмета, приемы работы чертежными инструментами.
-графическая работа
-учебник
-формат А4
-карточки-задания №8
§12 повторить
-инструменты
06.02
Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекции точек, отрезков, граней, ребер, вершин на листе формата А4.
21(5)
1
Порядок построения изображений на чертежах. Вырезы на геометрических телах.
-Учить выполнять чертежи деталей имеющих вырезы, преобразовывать форму деталей.
Выполнение чертежа детали в трех видах (фронтально) с выбором рациональной последовательности действий, из которых складывается процесс построения видов предмета.
Чтение чертежа: а) устное чтение (фронтальная работа с классом); б) построение чертежа детали в системе проекций по двум заданным (в рабочих тетрадях)
Сечения и разрезы на чертежах (14 часов).
2-3.
2
Общие понятия о сечениях и разрезах. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений, их обозначение. Графическое обозначение материалов
-Дать понятие о сечении и его целесообразности. Научить определять места сечений.
-Познакомить с видами сечений (наложенные, вынесенные, в разрыве детали)
-Ознакомить учащихся с типичными конструктивными элементами деталей для выявления формы, которых необходимо применение сечений.
-рассказ с показом примеров
-графические упражнения
-учебные таблицы: «Сечения», «Сечения и разрезы»
-модели деталей
-карточки-задания
№ 1-2
§20-22;
Формат для эскизов (в клетку)
8.09
15.09
Построение наложенных сечений с использованием программированных карт (работа выполняется на кальке) Решение задач на построение сечений (в рабочих тетрадях)
4.
1
Графическая работа №1.
Эскиз деталей с применением сечений.
-Закрепление умений и навыков в построении и обозначении сечений.
-Проверка качества усвоения материала по теме.
-Развитие пространственного представления и мышления.
-графическая работа (проверка знаний).
-карточки-задания №3
-формат для эскизов
-чертежные инструменты и принадлежности.
§20-22 повторить
22.09
Решение задач на построение сечений. Выполнение сечений по аксонометрической проекции
5.
1
Разрезы. Простые разрезы. Отличие разреза от сечения. Расположение, обозначение на чертежах. Местные разрезы.
Определение количества изображений и главного вида деталей.
Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.
12(3)
1
Практическая работа №4
Устное чтение чертежей
- Закрепление навыков по правилам чтения чертежей
-Формирование навыков самостоятельной работы
-Развитие навыков логического мышления
-чтение чертежей
-карточки-задания
№ 11
24.11
Порядок чтения чертежей содержащих условности и упрощения.
13(4)
1
Определение необходимого и достаточного количества изображений на чертежах. Выбор главного изображения.
-Знакомство с правилами выбора главного вида и необходимого количества изображений, условности и упрощения на чертежах.
-Формирование познавательного интереса к предмету.
-Развитие навыков логического мышления
-беседа
-чтение чертежей
-учебные таблицы «Выбор изображений на чертеже»
-карточки-задания №11
§28-29 стр. 154-157
-формат для эскизов
01.12
Чертеж детали с определением достаточного количества изображений с выбором главного изображения. Чтение чертежей деталей, содержащих изученные условности.
14(5)
1
Графическая работа №5
Эскиз детали с применением условностей и упрощений
- Проверка знаний по темам: «Разрезы», «Сечения», «Условности и упрощения на чертежах».
-Закрепление навыков выполнения разрезов.
-графическая работа
-карточки-задания №12
-формат для эскизов
-чертежные принадлежности и инструменты
§28-29 повторить
08.12
Выполнение эскиза с применением необходимых разрезов и сечений и других условностей и упрощений.
15(6)
1
Творческие задачи на графическое моделирование формы по чертежу с неполными данными.
-Закрепление навыков в выполнении соединения половины вида с половиной разреза.
-Формирование познавательного интереса к предмету.
-Развитие пространственного представления и мышления.
-графические упражнения
-карточки-задания №14
-тетрадь
-чертежные принадлежности
§28-29 повторить
15.12
Сборочные чертежи (14 часов).
16(7)
1
Общие сведения о соединениях деталей. Разъемные соединения. Шпоночные и штифтовые соединения.
-Дать основные понятия о соединениях деталей.
-Научить правилам изображения на чертежах разъемных соединений деталей.
-Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов.
-рассказ по таблицам с показом
-учебные таблицы «Разъемные и неразъемные соединения», «Шпоночные и штифтовые
соединения»
-учебник
-чертежные принадлежности и инструменты
§30; §33
-чертежные принадлежности
22.12
Ознакомление с условностями изображения и обозначения разъемных и неразъемных соединений.
17(1)
1
Изображение резьбы на стержне и в отверстии
-Дать основные понятия о резьбовых соединениях
-Научить правилам изображения резьбы на стержне и в отверстии на чертежах
-Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов.
-рассказ по таблицам с показом
--графические упражнения
-учебные таблицы «Резьбовые соединения»
-модели резьбовых соединений
-учебник
-чертежные принадлежности и инструменты
§31-32
-чертежные принадлежности
-формат А4
29.12
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. условные изображения и обозначения резьбы на чертежах.
18(2)
1
Графическая работа №6
Чертеж резьбового соединения (Болтовое соединение)
-Закрепление навыков выполнения сборочных чертежей
-Совершенствование навыков резьбового соединения
-Формирование навыков самостоятельной работы
-графическая работа
-карточки-задания №18 (или рис. 217 г)
-формат А4
-чертежные принадлежности и инструменты
§30-33 повторить
12.01
Выполнение чертежа резьбового соединения
19(3)
1
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций). Общие и отличительные признаки сборочных и рабочих чертежей.
-Закрепить теоретические знания о рабочем чертеже детали.
-Знакомство с новыми понятиями и графическими изображениями сборочных чертежей.
-Дать сравнительную характеристику рабочего и сборочного чертежей.