Рабочая программа по предмету «Черчение и графика»
Рабочая программа по предмету «Черчение и графика»
Рабочая программа по предмету «Черчение и графика» как модуль учебного предмета «Технология» составлена на основе:
-Программы общеобразовательных учреждений «Технология» 5-11 классы. Москва. «Просвещение» 2010 г. Рекомендовано Министерством образования РФ. 8-е издание, с изменениями.
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ.
-Примерной программы основного общего образования по направлению «Графика».
Курс черчения и графики в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. Примерная программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, развития творческого потенциала у школьника и коммуникативных способностей у школьников. Оптимальным условием обучения является гармония политехнической, эстетической и гуманитарной направленности обучения графике, реализация творческих способностей личности учащегося. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние способности учащихся.
Целью данного курса является обучение учащихся графической грамотеи элементам графической культуры, а также формирование и развитие мышления школьников. Овладев базовым курсом программы, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи и эскизы несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие чертежи.
Задачей данного курса является:
-формировать знания об основах прямоугольного проецирования на три плоскости проекции, о способах построения изображений на чертежах, а также способах построения изометрической проекции и технического рисунка;
-научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы деталей различного назначения;
-развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов;
-научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
-формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Черчение и графика»»
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа по предмету «Черчение и графика» как модуль учебного предмета «Технология» составлена на основе:
-Программы общеобразовательных учреждений «Технология» 5-11 классы. Москва. «Просвещение» 2010 г. Рекомендовано Министерством образования РФ. 8-е издание, с изменениями.
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ.
-Примерной программы основного общего образования по направлению «Графика».
Курс черчения и графики в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. Примерная программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, развития творческого потенциала у школьника и коммуникативных способностей у школьников. Оптимальным условием обучения является гармония политехнической, эстетической и гуманитарной направленности обучения графике, реализация творческих способностей личности учащегося. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние способности учащихся.
Целью данного курса является обучение учащихся графической грамотеи элементам графической культуры, а также формирование и развитие мышления школьников. Овладев базовым курсом программы, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи и эскизы несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие чертежи.
Задачей данного курса является:
-формировать знания об основах прямоугольного проецирования на три плоскости проекции, о способах построения изображений на чертежах, а также способах построения изометрической проекции и технического рисунка;
-научить школьников читать и выполнять несложные чертежи , эскизы деталей различного назначения;
-развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов;
-научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
-формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета.
Приоритетной цельюшкольного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементами инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных
способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания. Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако
отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения. В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование,
выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:
Программа ставит целью:
-научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- Обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы.
- Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков.
- Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД.
- Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников.
- Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно
Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе изучение предмета «Черчение и графика». Оно направлено развить пространственные представления и воображения; пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся.
В авторской программе предмет «Черчение и графика» рекомендуется изучать в 8-9 классах в объёме не менее 68 часов (по 34 часа в каждом классе), по учебному плану МБОУ СОШ № 39 изучение данного предмета предусматривает в 8 классе (34 часа),
В 8 классе в разделе «Формы и формообразование» количество часов -2, вместо 4 часов по авторской программе. Добавлены 2 часа на изучение темы «Порядок чтения чертежей деталей»
Для полного усвоения теории и выполнения графических работ темы базовой части распределены следующим образом:
№
Разделы и темы
Кол-во часов авторской программы
Кол-во часов рабочей программы
1
Введение
2
2
2
Техника черчения и правила чтения чертежей.
10
10
3
Формы и формообразование
4
2
4
Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи. Эскизы предметов.
7
7
5
Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых форм.
2
2
6
Перспектива и аксонометрия
5
5
7
Технический рисунок
4
4
8
Порядок чтения чертежей деталей.
-
2
Итого:
34
34
Содержание учебного предмета – 34 часа
Введение (2 час)
Введение
Чертежные инструменты, материалы и принадлежности.
Техника черчения и правила выполнения чертежей- 10 часов.
Типы линий чертежа. Понятия о ЕСКД.
Графическая работа № 1 «Основные линии чертежа»
Основные правила выполнения чертежного шрифта.
Формат, рамка и основная надпись на чертежах.
Нанесение размеров на чертеже.
Графическая работа № 2 «Чертеж плоской детали».
Масштабы чертежа.
Простейшие геометрические построения.
Построение сопряжений.
Графическая работа № 3 «Геометрические построения».
Формы и формообразование-2 часа
Понятие формы. Формы плоские и пространственные.
Образование простейших геометрических тел.
Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи. Эскизы предметов- 7 часов.
Ортогональное (прямоугольное) проецирование
Чертёж предмета на одной плоскости проекции
Чертёж предмета на двух взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Комплексный чертёж предмета.
Основные виды чертежа
Графическая работа № 4 «Эскизирование»
Графическая работа № 5 «Чертеж детали в трех видах с нанесением размеров».
Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых форм -2 часа
Построение развёрток основных геометрических тел.
Практическая работа « Развертка геометрических тел».
Выполнение технического рисунка по чертежу детали.
Передача объёма на техническом рисунке.
Графическая работа №7 «Технический рисунок в аксонометрии».
Порядок чтения чертежей деталей.- 2 часа
Чтение чертежа
Графическая работа №8 «Выполнение чертежа с преобразованием формы».
Тематическое планирование.
Содержание темы
Тематическое планирование
Виды учебной деятельности учащихся
Введение (2 час)
Введение
Исторические сведения о развитии чертежей. Значение получаемых на уроке черчения графически знаний для отображения и передачи информации в предметном мире и взаимном общении людей.
Познакомить учащихся с новой для них учебной дисциплиной и обобщить полученные ими ранее знания о различных изображениях, расширить кругозор школьников о чертежах и их применении и др. Воспитывать у учащихся чувство гордости за вклад русских изобретателей в развитие чертежа
Чертежные инструменты, материалы и принадлежности.
Инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для выполнения чертежей.
Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.
Отработать на практике навыки работы с чертежными инструментами. Закрепить и применить на практике полученные знания.
Техника черчения и правила выполнения чертежей- 10 часов.
Типы линий чертежа. Понятия о ЕСКД.
Стандарты ЕСКД, их назначение Форматы: назначение, размер формата А4. . Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая,
штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Показать учащимся, что изображения, которыми пользуются на производстве и которые изучаются в школьном курсе черчения, не могут быть выполнены произвольно. На чертежи, как и на другие изображения, установлены специальные правила. Они носят характер государственных законов, нарушать которые нельзя ни кому.
Графическая работа № 1 «Основные линии чертежа»
Закрепление знаний о линиях чертежа:
Знание размеров формата, рамки и основнаой надписи. Умение пользоваться чертежными инструментами.
Отработать на практике навыки работы с чертежными инструментами. Закрепить и применить на практике полученные знания.
Основные правила выполнения чертежного шрифта
Сведения о чертежном шрифте. Исторические сведения; особенности чертёжного шрифта; номера шрифта; прописные и строчные буквы, цифры и знаки на чертежах.
Дать общие сведения о шрифте для надписей на чертежах. Отработать на практике навыки работы чертежным шрифтом.
Формат, рамка и основная надпись на чертежах.
Правила заполнения основной надписи: назначение, размеры, графы надписи, расположение на чертеже.
показать учащимся, что изображения, которые изучаются в школьном курсе черчения, не могут быть выполнены произвольно. На чертежи и изображения, установлены специальные правила. Они носят характер государственных законов.
Нанесение размеров на чертеже.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки
диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба., зависимость размеров от использованного масштаба.
Расширить знания о гос. Стандартах, об особенностях нанесения размеров на чертежах. Уметь применять знания на практике. Отработка навыков пользования чертежными инструментами.
Закрепление ранее полученных знаний. Отработка навыков работы с чертежными инструментами
Масштабы чертежа.
Применение и обозначение масштаба, зависимость размеров от использованного масштаба.
Научить применять на чертежах масштаб, уметь мыслить логически,воспитывать аккуратность в работе.
Простейшие геометрические построения.
Рассмотрение примеров на деление отрезков на две и более равные части и угла пополам. Изложение правил деления окружности на 4, 3, 6 равных частей с использованием циркуля или циркуля и угольника.
научить делить окружности на равные части, развивать наблюдательность, умение мыслить логически,
воспитывать внимательность и аккуратность в выполнение чертежей
Построение сопряжений.
Сопряжение двух прямых (на примере острого, тупого и прямого углов), прямой и
окружности, двух окружностей.
Научить применять ранее изученные способы графических построений.
Развивать навыки работы с циркулем.
Графическая работа № 3 «Геометрические построения»
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела.
Отработка навыков работы с чертежными инструментами. Использование циркуля для графических построений.
Формы и формообразование-2 часа
Понятие формы. Формы плоские
и пространственные.
Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел
Дать определение основным геометрическим телам, как они отображаются на плоскостях проекции.
Образование простейших геометрических тел.
Анализ геометрической формы предметов, представленных в натуре, наглядным изображением
и словесным описанием: сумма, разность и их сочетание.
Закрепление ранее полученных знаний. Отработка навыков работы с чертежными инструментами
Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи. Эскизы предметов- 7 часов.
Ортогональное(прямоугольное) проецирование
Общие сведения о способах проецирования. Виды проецирования.
Познакомить учащихся с общими правилами проецирования, лежащими в основе построения чертежей, используемых в черчении.
Развивать пространственные представления и пространственное мышление
Чертёж предмета на одной плоскости проекции
Параллельное прямоугольное
проецирование на одну (фронтальную) плоскость проекций, её положение в пространстве, обозначение. Понятие «фронтальная проекция», «вид спереди»
Познакомить учащихся с общими правилами проецирования. Развивать пространственные представления и пространственное мышление.
Чертёж предмета на двух взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Объяснение процесса проецирования, элементы проецирующего аппарата (проецируемая фигура, плоскость проекций, центр проецирования, проецирующие лучи, проекция фигуры).
Познакомить учащихся с общими правилами проецирования, лежащими в основе построения чертежей, используемых в черчении. Развивать пространственные мышление
Комплексный чертёж предмета.
Прямоугольное проецирование детали на три плоскости проекций. Выполнение изображений предметов на трех взаимно перпендикулярных плоскостях.
Отработка навыков работы с чертежными инструментами. Использование циркуля и линейки для графических построений.
Основные виды чертежа
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Отработать на практике понятие проекционной связи. Развитиепространственногомышления.
Графическая работа № 4 «Эскизирование»
Графическая работа (задания по выбору учителя)
Развитие пространственного мышления. Умение применять знания на практике. Отработка навыков пользования чертежными инструментами.
Графическая работа № 5 «Чертеж детали в трех видах с нанесением размеров».
Нахождение неизвестной проекции фигуры по двум заданным. Графическая работа на формате А-4, с применением чертежных инструментов.
Развитие пространственного мышления. Умение применять знания на практике. Отработка навыков пользования чертежными инструментами.
Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых форм
-2 часа
Построение развёрток основных геометрических тел
Построить на картоне развертку любого геометрического тела с применением чертежных инструментов.
Умение аккуратно выполнять чертежи деталей, наносить размеры, образно представлять расположение предметов в пространстве.
Практическая работа « Развертка геометрических тел».
Моделирование из картона и проволоки. Сравнение полученной модели с изображением
Закрепить знания о моделировании предмета по его чертежу. Отработать на практике понятие проекционной связи.
Развитие пространственного мышления.
Перспектива и аксонометрия- 5 часов.
Аксонометрические проекции деталей.
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, нанесение размеров.
Научить строить оси координат для построения аксонометрических проекций. Научить пользоваться линейкой и угольником при построении осей
правила построения аксонометрических проекций плоских фигур лежат в основе способов построения проекций любых геометрических тел или предметов.
Научить стоить плоскогранные предметы в аксонометрической проекции опираясь на ранее изученный материал.
Построение аксонометрических проекций деталей.
правила построения аксонометрических проекций плоских фигур лежат в основе способов построения проекций любых геометрических тел или предметов.
Научить стоить предметы в аксонометрической проекции опираясь на ранее изученный материал. Уметь пользоваться линейкой и угольником при построении осей
Изометрические проекции окружностей.
рассмотрение и построение примеров аксонометрических изображений предметов, имеющих круглые элементы поверхностей
Научить стоить аксонометрию окружности.
Графическая работа № 6«Аксонометрия».
Построить одну из проекций данной детали. На данной проекции нанести изображение точек.
Научить строить проекции элементов предмета. Показать как они отображаются на плоскостях проекции
Технический рисунок – 4 часа
.
Технический рисунок.
по заданию учителя выполнить эскиз детали (с натуры) в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали.
Отработать навыки построений эскизов и технических рисунковОбобщение ранее полученных знаний.
.
Выполнение технического рисунка по чертежу детали.
По чертежу детали выполнить наглядное изображение в аксонометрических проекциях.
Закрепить знания построения осей координат для аксонометрических проекций. Умение пользоваться линейкой и угольником при построении осей
Передача объёма на техническом рисунке.
Выполнить технический рисунок детали со штриховкой или тушевкой.
Научить передавать объем в техническом рисунке. Закрепить навыки владения карандашом.
Графическая работа №7 «Технический рисунок в аксонометрии».
Определить отличие технического рисунка от аксонометрии. Выполнить графическую работу на формате А-4.
Отработать навыки построения технического рисунка.Обобщить ранее полученные знания.
Порядок чтения чертежей деталей.- 2 часа
Чтение чертежа
Чтение чертежа
Последовательное чтение чертежа, отличительные особенности изображенийпозволяют устанавливать ее геометрическую форму;условные знаки и надписи помогают выявить форму детали
Научить представлять предмет по плоским изображениям, знать последовательность чтения чертежей. Определять габаритные размеры предметов.
Графическая работа №8 «Выполнение чертежа с преобразованием формы».
Выполнение графической работы на формате А4 с применением чертежных инструментов.
Закрепить ранее изученный материал.Закрепить навыки владения чертежными инструментами.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать :
-приёмы работы с чертежными инструментами;
-простейшие геометрические построения;
-приемы построения сопряжений;
-основные сведения о шрифте;
-правила выполнения чертежей;
-основы прямоугольного проецирования на одну, две, три перпендикулярные плоскости проекций;
-принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
-анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и разверткам;
-читать и выполнять виды на комплексных чертежах и эскизах отдельных предметов;
-анализировать графический состав изображений;
-выбирать оптимальное количество видов на комплексном чертеже отдельных предметов;
- читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
-проводить самоконтроль правильности выполнения простейших графических работ;
-приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятель-ности человека.
Обязательный минимум графических работ в 8 классе:
1.«Основные линии чертежа».
2. «Чертёж плоской детали».
3. «Геометрические построения»
4. «Эскизирование»
5. «Чертёж детали в трёх видах с нанесением размеров»