Рабочая программа по черчению для 8 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:
Примерная программа основного общего образования по черчению.
Стандарт образования по черчению.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа для основной средней школы соответствует требованиям базисного учебного плана, в котором «Черчение» является самостоятельным учебным предметом образовательной области «Технология».
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
Цель. Обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по черчению »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус рабочей программы
Рабочая программа по черчению для 8 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:
Примерная программа основного общего образования по черчению.
Стандарт образования по черчению.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа для основной средней школы соответствует требованиям базисного учебного плана, в котором «Черчение» является самостоятельным учебным предметом образовательной области «Технология».
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
Цель. Обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры.
Задачи обучения:
развитие пространственного, логического, абстрактного мышления, творческих качеств личности, наблюдательности, внимания и др.;
обеспечение политехнической и графической грамотности и использование ее при изучении смежных предметов (математика, информатика, физика и др.);
воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Курс характеризуется усилением роли графического образования, являющегося частью общего образования современного человека.
Под графическим образованием понимается процесс развития и саморазвития школьника, связанный с овладением графической культурой и графической грамотностью. Графическая культура школьника - совокупность знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и чтения информации, ее сохранения, передачи, преобразования и использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике, общественных сферах жизни общества, а также совокупность графических умений, позволяющих фиксировать и генерировать результаты репродуктивной и творческой деятельности.
Каждый выпускник школы должен иметь представление о классических и современных системах отображения информации, знать и уметь пользоваться их методами и способами отображения, иметь общее представление о проектной деятельности (инженерно-конструкторской, дизайнерской, архитектурно-строительной и др.).
Учебно-тематический план
по черчению
Класс 8
Учитель Оришко Анна Сергеевна
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе Примерной программы общеобразовательных учреждений по технологии.
Учебник:
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н. «Черчение» М., Астрель АСТ, 2003
№
Содержание учебной программы по предмету «черчение»
Кол-во часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Введение.
Техника выполнения и правила выполнения чертежей.
Формы и формообразование.
Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи. Эскизы предметов.
Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых форм.
Перспектива и аксонометрия.
Технический рисунок.
Резерв
Всего по программе
2
10
4
7
2
5
4
1
35
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35 часов)
К началу обучения школьники знакомы с элементарными приёмами графических изображений, геометрическими построениями, некоторыми приемами работы с чертежными инструментами.
В 8 классе учащиеся знакомятся с правилами оформления чертежа, методом проецирования, получением наглядного изображения на чертеже.
Контрольная работа в 4 четверти по всему курсу Черчения включает 5 теоретических вопросов и графическую работу.
Тема 1 Введение (2 ч.)
1.Предмет «Черчение».Графикакак интегральная учебная дисциплина в образовательной области «Технология». Цели и задачи изучения графики в средней общеобразовательной школе. Краткие сведения из истории развития чертежей. Значение черчения в практической деятельности людей.
2.Инструменты, принадлежности и материалы.Инструменты для выполнения чертежей. Чертежные материалы и принадлежности.Техника безопасности при работе с ними. Как работать чертежными инструментами. Оборудование рабочего места.
Упражнения: Приёмы работы с чертежными инструментами. Проведение линий с помощью линейки, угольников, циркуля.
Тема 2 Техника выполнения и правила выполнения чертежей (10 ч.)
1.Правила оформления чертежей. Стандарты. ГОСТ. Понятия о Единой Государственной системе Конструкторской документации (ЕСКД). Форматы, рамка и основная надпись чертежа.
Задание: Выполнение рамки на листе формата А4.
2,3.Типы линий. Виды линий, их начертание и назначение на чертеже. Толщина линий.
Графическая работа №1«Основные линии чертежа» (бумага чертежная). Содержание работы:
а) вычерчивание в соответствии с основными правилами ЕСКД всех основных линий чертежа;
б) выполнение чертежа «плоской» детали, содержащей все основные линии чертежа;
в) моделирование из проволоки контура «плоской» детали.
4.Шрифты чертежные. Общие понятия шрифтов. Основные правила выполнения чертежного шрифта. Типы шрифтов. Прописные буквы, цифры – параметры, особенности начертания. Строчные буквы – параметры, особенности начертания.
Упражнение:.Написание заглавных и строчных букв чертежного шрифта (алфавит) и цифрна листе в клетку.Написание слов чертежным шрифтом («черчение», «шрифт», «техническая графика» и др.)
Задание:.Выполнить основную надпись на листе А4 графической работы «Основные линии чертежа».
5.Нанесение размеров на чертежах.Линейные и угловые размеры. Выносные и размерные линии, размерные числа, стрелки, знаки. Нанесение размеров отрезков, окружностей, дуг.
Упражнение:Нанесение размеров отдельных элементов (отрезков, дуг, углов разной величины и др.).
Задание: Чертеж плоской детали (декоративного элемента, игрушки и т.п.) с нанесением размеров.
6.Масштабы чертежа.Определение, применение, обозначение, шкала масштабов. Нанесение размеров на чертежах, выполненных с применением масштаба.
Приемы увеличения (уменьшения) изображений на чертежах.
Задание: Чертеж плоской детали (декоративного элемента, игрушки и т.п.) с изменением масштаба. Нанесение размеров, обозначение масштаба.
7.Простейшие геометрические построения. Анализ графического состава изображений. Деление отрезков. Построение и деление углов.
Упражнение:Деление окружности с помощью циркуля на 3, 4, 5, 6, 8 равных частей.
8,9.Построения сопряжений. Сопряжения прямых линий и дуг окружностей. Примеры использования сопряжений в технике, дизайне и декоративно-прикладном искусстве.
Упражнение:Построение сопряжений (скругление угла, сопряжение прямой и окружности) в тетради.
Графическая работа №2«Геометрические построения» (бумага чертежная). Выполнение простых геометрических построений и сопряжений по объектам изображения изделий, инструментов и приспособлений.
10.Итоговый урок по теме «Техника выполнения и правила выполнения чертежей»
Задание: Система заданий по теме «Правила оформления чертежа».
Тема 3 Формы и формообразование (4 ч.)
1.Формы. Понятие формы. Формы плоские (двумерные) и пространственные (трехмерные). Параметры формы и положения.
2.Образование простейших геометрических тел: многогранников, призмы, пирамиды, конуса, цилиндра, шара. Основные элементы плоских и пространственных форм. Образование форм методом сложения и вычитания их составных элементов. Анализ форм. Дизайн-оценка формы: ее эстетических, эргономических, конструктивных, технологических и других качеств.
Упражнение:1. Анализ геометрической формы предложенных деталей (по чертежу). 2. Анализ геометрической формы объекта (предметов быта, игрушек и др.).
Задание: Чертеж предмета на основе геометрических тел.
3,4.Изготовление форм: из пластилина, проволоки, бумаги и иных подручных материалов по готовой развертке, наглядному изображению, инструкции и т.п.
Практическая работа №1 Изготовление форм из разных материалов.
Тема 4 Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи. Эскизы предметов (7 ч.)
1.Ортогональное (прямоугольное) проецирование. Общие сведения о проецировании. Чертеж предмета на одной плоскости проекций. Чертеж предмета на двух взаимно перпендикулярных плоскостях проекций (фронтальной и горизонтальной, фронтальной и профильной) – комплексный чертеж.
Задание:Проецирование объекта (детали, бытового предмета) на две взаимно перпендикулярные плоскости.
2,3.Комплексный чертеж предмета в системе трех основных плоскостей проекций. Основные виды – спереди, сверху, слева. Правила расположения видов. Определение необходимого и достаточного количества видов. Выбор главного вида.
Графическая работа №3«Комплексный чертеж» (бумага в клетку и чертежная). Содержание работы:
а) построение третьей проекции по двум заданным;
б) построение основных видов предмета по его аксонометрическому изображению;
в) выполнение технического рисунка предмета и его модели по комплексному чертежу;
г) выполнение комплексного чертежа предмета с натуры.
4.Чертежи геометрических тел. Нахождение на чертеже проекций точек и линий, расположенных на поверхности геометрического тела.
Задание: Работа по карточкам.
5.Нанесение размеров с учетом формы предмета.Последовательность выполнения чертежа предмета с учетом правил его компоновки на листе определенного формата.Анализ геометрической формы предмета по его комплексному чертежу. Нанесение размеров на чертеже предмета с учетом свойств его геометрической формы и возможной технологии изготовления (на простейших примерах).Выполнение чертежа предмета при изменении его формы и пространственного положения.
Упражнение:Компоновка на листе формата А4 чертежа предмета.
Задание:Выполнение чертежа предмета с нанесением размеров (по чертежу с неполными данными).
6.Назначение и использование эскизов. Правила выполнения эскизов. Отличия эскиза от чертежа. Что значит прочитать чертеж (эскиз)?Выполнение модели предмета по его чертежу или эскизу. Словесное описание формы предмета по его чертежу или эскизу.
Графическая работа №4«Эскизирование» (бумага в клетку). Содержание работы:
а) выполнение эскиза предмета с натуры;
б) выполнение эскиза предмета по техническому рисунку (с указанными размерами) или по аксонометрическому изображению.
7.Итоговый урок по теме «Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи. Эскизы предметов».
Тема 5 Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых форм (2 ч.)
1.Развертки поверхностей геометрических тел. Определение понятия «развертка поверхности». Построение полных разверток поверхностей основных геометрических тел и несложных моделей по их комплексным чертежам.
Задание:Выполнение чертежа развертки призмы и конуса.
2.Развертки точные и приближенные. Определение предметов по их разверткам. Примеры использования разверток в жизни человека (одежда, обувь, украшения, предметы интерьера и т.п.) и в различных видах индустриального производства, связанного с технологиями изготовления изделий из листовых материалов (металл, кожа, пластмасса и др.).
Практическая работа №2 «Развертки». Выполнение изделия (можно многогранников) в материале (картон) по его развертке – склеивание из разверток геометрических тел.
Тема 6 Перспектива и аксонометрия (5 ч.)
1.Центральное проецирование.Что такое наглядные изображения. Центральные проекции и перспектива. Основные понятия и определения аппарата построения перспективы: картина (плоскость проекций), центр проецирования (точка зрения), проецирующий луч, перспективная проекция (перспектива), плоскость и линия горизонта, главная точка картины, главное расстояние, дистанционные точки, точка схода перспектив параллельных прямых.
Задание:Выполнениецентрального проецирования предметаиз заданного центра проецирования (работа по карточкам).
2.Параллельные проекции и аксонометрия. Получение аксонометрических проекций. Основные понятия и определения аппарата построения аксонометрических проекций: картина (плоскость проекций), направление проецирования, натуральные и аксонометрические координатные оси, натуральная и аксонометрическая масштабные единицы, показатели искажения по соответствующим осям, натуральная и аксонометрическая координатные ломанные.
Задание: Выполнение аксонометрической проекции куба.
3.Стандартные виды аксонометрических проекций. Прямоугольная изометрическая проекция, аксонометрические оси и показатели искажения по ним.Косоугольная фронтальная диметрическая проекция, аксонометрические оси и показатели искажения по ним. Использование трафаретов.
Задание:Построение аксонометрических проекций плоских фигур (треугольник и шестиугольник, квадрат, окружность). Построение изометрической проекции окружности – эллипса или близкого к нему (по форме и размерам) овала.
Задание:Построение стандартных аксонометрических проекций геометрических тел и объемных моделей несложных форм (плоскогранных предметов) по их комплексным чертежам и эскизам (с проставленными размерами).
Графическая работа №5«Аксонометрия»(бумага чертежная). Содержание работы: выполнение косоугольной фронтальной диметрической и прямоугольной проекции изделия с натуры или по его рисунку (с размерами). Изображение на горизонтальной плоскости изделия круга.
5.Выбор вида аксонометрической проекции.Оптимальные условия выбора того или иного вида аксонометрических проекций в зависимости от геометрической формы изображаемого предмета.
Использование перспективных и аксонометрических проекций в различных сферах деятельности человека.
Тема 7 Технический рисунок (4 ч.)
1.Понятие технического рисунка и его основные отличия от аксонометрических и перспективных проекций.Определение понятия «технический рисунок». Простейшее рисование параллельных и перпендикулярных прямых; деление отрезков (на глаз) на равные части. Зарисовка плоских и объемных геометрических фигур на основе стандартных аксонометрических проекций без использования светотеневой обработки.
Передача объема и формы предметов посредством светотеневой обработки. Использование тонального масштаба (палитра которого включает в себя: блик, свет, полутон, тень, рефлекс). Техника оттенения – линейная (простая) штриховка, штриховка в клеточку (шраффировка), оттенение точками.
Упражнение:1.Выполнение технического рисунка геометрических тел (цилиндра или конуса, куба). 2.Светотеневая обработка выполненного технического рисунка.
2,3.Выполнение технических рисунков геометрических тел и различных объемных предметов на базе стандартных аксонометрических проекций со светотеневой обработкой. Выполнение набросков (быстрых техничных рисунков; быстрых зарисовок).
Графическая работа №6«Технический рисунок» (бумага чертежная). Содержание работы:
б) выполнить технический рисунок геометрических тел (отдельные цилиндры и призмы, а также их простейшие композиции) с передачей объема посредством линейной штриховки; выполнение одного рисунка с выделением фактуры материала; рисунки выполняются на базе аксонометрических и перспективных проекций.
4.Контрольная работапо курсу 8 класса предмета Черчение.
Резерв
Поурочное учебно-тематическое планирование
8 класс (35ч.)
№ урока по программе
№ урока в теме
Тема урока
Кол-во часов
Практическая часть
§
1.Введение
2
1
1
Предмет «Черчение»
1
2
2
Инструменты, принадлежности и материалы
1
Упраж.: Приёмы работы с чертежными инструментами. Проведение линий с помощью линейки, угольников, циркуля.
Задание: Выполнение аксонометрической проекции куба.
3.2,6,
7.1
28
3
Стандартные виды аксонометрических проекций.
1
Задание: Построение аксонометрических проекций плоских фигур (треугольник и шестиугольник, квадрат, окружность). Построение изометрической проекции окружности – эллипса или близкого к нему овала.
7.2
8
29
4
Построение аксонометрических проекций плоскогранных предметов
1
Задание: Построение стандартных аксонометрических проекций геометрических тел и объемных моделей несложных форм (плоскогранных предметов) по их комплексным чертежам и эскизам (с проставленными размерами).
Графическая работа №5 «Аксонометрия»
7.3
30
5
Выбор вида аксонометрической проекции
1
7.Технический рисунок.
4
31
1
Понятие технического рисунка и его основные отличия от аксонометрических и перспективных проекций. Передача объема и формы предметов посредством светотеневой обработки
1
Упраж.: 1.Выполнение технического рисунка геометрических тел (цилиндра или конуса, куба). 2.Светотеневая обработка выполненного технического рисунка.
9
32
2
Выполнение технических рисунков геометрических тел и различных объемных предметов на базе стандартных аксонометрических проекций со светотеневой обработкой.
1
33
3
Гр.работа№6 «Технический рисунок»
1
34
4
Контрольная работа по курсу 8класса «Черчение»
1
35
Резерв
1
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения черчения ученик должен иметь представление:
о стандартизации и стандартах ЕСКД;
об истории чертежа и графических изображений (шрифта и др.);
о деталях и их конструктивных элементах;
о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры), об их положении и ориентации в пространстве.
Знать/понимать
правила оформления чертежа (форматы, линии чертежа, правила нанесения размеров, масштаб);
способы графического отображения геометрической информации о предмете;
метод ортогонального проецирования на одну, две, три плоскости проекций;
выполнять геометрические построения (деление окружности, построение сопряжений – скругление угла, сопряжение прямой и окружности).
выполнять построение разверток простых геометрических тел (призма, пирамида, конус, цилиндр);
читать и выполнять проекционные изображения моделей деталей.
Критерии оценки
знаний и умений учащихся по черчению
Оценка "5" ставится, когда ученик:
полностью овладел программным материалом, тщательно выполняет и свободно читает чертежи, ясно пространственно представляет себе формы предметов по их изображениям;
твердо знает все изученные условные изображения и обозначения, при необходимости умело пользуется справочными материалами;
интересуется учебным предметом, своевременно выполняет все обязательные практические и графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь;
ошибок в изображениях не делает, но допускает неточности при устном опросе, при чтении чертежей, которые легко исправляет с помощью учителя.
Оценка "4" ставится, когда ученик:
полностью овладел основным программным материалом, но чертежи выполняет и читает с небольшими затруднениями вследствие недостаточно развитого еще пространственного представления;
правила изображения и условные обозначения знает, справочными материалами пользуется несистематически и ориентируется в них с трудом, выполняет обязательные практические и графические работы и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
при чтении и выполнении чертежей допускает ошибки второстепенного порядка, исправление которых требует периодической помощи учителя.
Оценка "3" ставится, когда ученик:
основной материал знает нетвердо, чертежи читает и выполняет неуверенно, требует постоянной помощи учителя и частичного применения средств наглядности;
знает большинство изученных условностей изображения и обозначения; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет не всегда своевременно, рабочую тетрадь по черчению, ведет небрежно, в процессе графической деятельности допускает в отдельных случаях грубые ошибки.
Оценка "2"ставится, когда ученик:
основной программный материал не знает;
чертежи читает плохо, не выполняет обязательные практические и графические работы, не ведет рабочую тетрадь;
систематически допускает грубые ошибки.
Оценка "1"ставится, когда ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала, совсем не подготовлен к работе и совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой курса черчения.
Контроль уровня обученности учащихся
Контроль уровня обученности учащихся осуществляется с помощью графических работ, тестовых и графических заданий по карточкам.Для проведения контроля знаний разработаны тестовые и графические задания по курсу8 класса.
Ботвинников А. Д., Вышнепольский В. И., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Методическое пособие по черчению к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение. 7-8 классы» (М.; Дрофа)- М.; АСТ, Астрель, 2006.
Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. Составитель С.В. Титов. – Волгоград: Учитель, 2007.
Тематическое и поурочное планирование по черчению: к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение: для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений»: 7 – 8 кл.: метод.пособие / В.Н. Виноградов. – М.: ЭКЗАМЕН, 2007.