Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО)35.01.14 (110800.04) «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка», входящих в укрупнённую группу по направлению35.00.00. Сельское, лесное и рыбное хозяйство
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО)35.01.14 (110800.04) «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка», входящих в укрупнённую группу по направлению35.00.00. Сельское, лесное и рыбное хозяйство
Организация-разработчик: ГАПОУ БАК Чишминский филиал, пер. Спортивный 1 а
Разработчик:
Кузьмина С.В. преподаватель высшей категории.
Согласована и рекомендована методической комиссией филиала ГАПОУ БАК
п.Чишмы
Протокол № _____ от 05.06.2015 г.
Председатель методической комиссии Ишбульдина Н.А./ _____________ /
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
Условия реализации программы учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
13
1. Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Основы электротехники
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессиям СПО:
(35.01.14)110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
Программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке рабочих профессий.
1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС: учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
рассчитывать параметры электрических схем;
собирать электрические схемы;
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ.
знать:
электротехническую терминологию;
основные законы электротехники;
типы электрических схем;
правила графического изображения элементов электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
схемы электроснабжения;
основные правила эксплуатации электрооборудования;
способы экономии электроэнергии;
основные электротехнические материалы;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лабораторный практикум
12
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
Итоговая аттестация в форме дифференцируемого зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.Электрические и магнитные цепи
Тема 1.1.
Электрические цепи постоянного тока
Содержание учебного материала
Постоянный ток. Характеристики электрической цепи: ЭДС, напряжение, сила тока, сопротивление, проводимость, работа, мощность. Основные законы электротехники: Ома, Кирхгофа, Джоуля-Ленца. Типы электрических схем. Правила графического изображения элементов электрических схем. Методы расчета электрических цепей. Правила сращивания, спайки и изоляции проводов
3
2
Практические занятия:
Чтение принципиальных, электрических и монтажных схем.
Расчёт цепей методом эквивалентного генератора
1
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Исследование: Тепловое действие тока в быту и профессии
3
Тема 1.2.
Магнитные цепи.
Содержание учебного материала
Магнитное поле: понятие, сила Ампера
Основные электротехнические материалы.
1
1
2
Тема 1.3 Электромагнитная индукция.
Содержание учебного материала
Электромагнитная индукция: опыт Фарадея, использование явления в электротехнике
1
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат: Фарадей у истоков электромагнитной индукции
Исследование: Применение электромагнитной индукции в быту и профессии
2
2
Тема 1.4. Электрические цепи переменного тока.
Содержание учебного материала
Переменный ток: активные и реактивные элементы: понятие, векторные диаграммы
Мощность переменного тока: виды, единицы измерения, коэффициент мощности
Трехфазные электрические цепи: понятие, получение, соединение генератора и потребителей, мощность
1
1
Практические занятия:
Расчёт неразветвлённых электрических цепей
4
Раздел 2. Электротехнические устройства
Тема 2.1. Электроизмерительные приборы и электрические измерения.
Содержание учебного материала
Характеристика электроизмерительных приборов: название, назначение, включение в цепь, верхний предел, цена деления, класс точности, система и принцип её действия
1
2
Практические занятия:
Сращивание, спайка и изоляция проводов и контроль качества выполнения
4
Тема 2.2. Трансформаторы.
Содержание учебного материала
Трансформаторы: назначение, устройство, принцип действия, характеристики
1
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат: Яблочков П.Н. Жизнь и техническое творчество создателя первого трансформатора
Реферат: Виды трансформаторов и их применение
3
4
Тема 2.3. Электрические машины.
Содержание учебного материала
Назначение, устройство и принцип работы генераторов и двигателей.
1
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Исследование: Электрические двигатели в быту и профессии
4
Тема 2.4
Производство, распределение и потребление электроэнергии
Содержание учебного материала
Производство, передача и использование электрической энергии.
Принцип действия, устройство и характеристики аппаратуры управления и защиты. Основные элементы электрических сетей. Схемы электроснабжения. Правила эксплуатации оборудования.
Способы экономии электроэнергии
3
1
2
Контрольная работа
2
3
Раздел 3.Лабораторно-практические занятия
12
Темы лабораторных работ
Падение напряжения в линиях передач.
Исследование неразветвленной цепи переменного тока.
Исследование разветвлённой цепи переменного тока.
Исследование трёхфазной цепи.
Изучение трансформатора.
Определение проводимости.
2
2
2
2
2
2
Всего:
54
3. Условия реализации программы дисциплины ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
кабинета электротехники
- комплект электроснабжения
— учебники и учебные пособия
— сборники задач и упражнений
— таблицы
— электронные стенды
— демонстрационное оборудование
— видеотека
— библиотека
Лаборатории электротехники
— комплект электроснабжения
— типовой комплект оборудования «Основы электротехники и электроники» настольное исполнение со сменными платами
— инструкции к проведению лабораторных работ
— средства обеспечения безопасности
Технические средства обучения:
- интерактивная доска
— Мультимедийный проектор
— Компьютер
— Телевизор
— Видеомагнитофон
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.
Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шакирзянов Ф.Н. Электротехника. Учебник для начального профессионального образования. Гриф МО РФ Academia (Академпресс), 2010 г.
Володарская А.А., Ярочкина Г.В. Электротехника. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для начального профессионального образования. Гриф МО РФ Academia (Академпресс), 2009 г.
Новиков П.Н., Кауфман В.Я., Толчеев О.В. Задачник по электротехнике. – М.: ИЦ «Академия», 2007
Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. (2+3-изд., стер.) Уч.пос.НПО.»Академия»2007+2008.
Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. (2+3-изд., стер.) Уч.пос.НПО.»Академия»2007+2008
Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники.учебное пособие НПО.Феникс.2010
Журнал «Юный техник» 2007-11год
Журнал «Техника 2007-11год
Контрольные материалы по электротехнике. Учебное пособие для начального профессионального образования Издательство: Академия-Центр, Издательство «Академия/Academia», ИЦ»Академия, Academia (Академпресс), 2010 г.
http://www.chtivo.ru/
http://festival.1september.ru/
10. http://www.openclass.ru/
11. http://dom-en.ru/sprav/
12. http://radiopartal.tut.su/
13. http://www.electrik.org
14. http://www.youtube.com/
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Образовательное учреждение ГАПОУ БАК, реализующее подготовку по учебной дисциплине электротехника, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения, согласно Устава ГАПОУ БАК. Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь: читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
рассчитывать параметры электрических схем;
собирать электрические схемы;
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
знать:
электротехническую терминологию;
основные законы электротехники;
типы электрических схем;
правила графического изображения элементов электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
схемы электроснабжения;
основные правила эксплуатации электрооборудования;