Рабочая программа дисциплины "Электротехника" (профессия 190631.01 Автомеханик)
Рабочая программа дисциплины "Электротехника" (профессия 190631.01 Автомеханик)
Учебная программа дисциплины «Электротехника» предназначена для изучения электротехники в учреждении начального профессионального образования базового уровня, реализующего образовательную программу на базе среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины "Электротехника" (профессия 190631.01 Автомеханик) »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО «Павлово-Посадский промышленно-
экономический техникум»
__________________ Е.И. Волкова
«____» ______________ 201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
Профессия 190631.01 Автомеханик
(Общепрофессиональный цикл основной
профессиональной образовательной программы)
г. Павловский Посад,
2014 г.
Рабочая программа дисциплины «Электротехника» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии: по профессии 190631.01 Автомеханик, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «___» ______________ 201__г., № ______
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Павлово – Посадский промышленно-экономический техникум».
Разработчик:: С.В. Большакова
(Ф.И.О.)
Преподаватель
Рассмотрена цикловой методической комиссией
__профессионального цикла по направлению «Техника и технология наземного транспорта, сельское хозяйство».
(название комиссии)
Председатель _____________ Афонин В.П.
(подпись) (Ф.И.О.)
Протокол № _____ от «____» _____________ 20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Электротехника».
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 190000 Транспортные средства, по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно – технологических машин и комплексов:
190631.01 Автомеханик;
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
Учебная программа дисциплины «Электротехника» предназначена для изучения электротехники в учреждении начального профессионального образования базового уровня, реализующего образовательную программу на базе среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
рассчитывать параметры электрических схем;
собирать электрические схемы;
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать
качество выполняемых работ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
электротехническую терминологию;
основные законы электротехники;
типы электрических схем;
правила выполнения электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
схемы электроснабжения; основные правила эксплуатации электрооборудования
способы экономии электроэнергии;
основные электротехнические материалы;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
принципы работы типовых электронных устройств.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 44 часов, в том числе:
Итоговая аттестация в форме Дифференцированногозачета.
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники».
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Электротехника
27
Введение
История развития электротехники. Роль электрической энергии в жизни современного общества.
Значение и место курса «Электротехника» в подготовке специалистов для сельского хозяйства
1
1
Тема 1.1. Электрическое поле. Электрические цепи постоянного тока.
Понятие о формах материи: вещество и поле. Элементарные частицы и их электромагнитное поле. Электрический заряд. Электромагнитное поле как особая форма материи, его составляющие. Электрическое поле. Физические процессы в электрических цепях постоянного тока.
Элементы электрических цепей и их классификация. Электродвижущая сила (ЭДС), мощность и коэффициент полезного действия источника электрической энергии. Преобразование электрической энергии в другие виды энергии. Закон Джоуля – Ленца.
1
2
Лабораторные работы
4
3
1. Классификация электроустановок. Номинальное напряжение(U), мощность (Р), сила тока (I).
2. Линейная электрическая цепь постоянного тока с последовательным соединением приёмников электрической энергии.
3. Линейная электрическая цепь постоянного тока при смешанном соединении приёмников электрической энергии.
4. Нелинейные электрические цепи постоянного тока..
Тема 1.2. Электротехнические материалы
Классификация электротехнических материалов.
Способы соединения фаз источника.
Схемы включения трёхфазной нагрузки.
3
1
Лабораторные работы
3
3
5.Последовательное соединение катушки индуктивности и конденсатора при синусоидальных напряжениях и токах.
6..Параллельное соединение индуктивной катушки и конденсатора при синусоидальных напряжениях и токах.
7.Электрическая цепь при активной и реактивной нагрузке однофазных приёмников.
Тема 1.3. Электромагнитные устройства и электрические машины
Явление переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС. Принцип действия генератора переменного тока. Нагрузка в цепи переменного тока.
Электромагнитные устройства постоянного тока: подъемные электромагниты, контакторы, реле, герконы. Электромагнитные устройства переменного тока: дроссели, контакторы, магнитные пускатели, реле. Их принцип действия, характеристики и области применения.
3
2
Лабораторные работы
2
3
8.Магнитные цепи на постоянном токе.
9. Магнитные цепи на переменном токе.
Самостоятельная работа по разделу 1:
выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу,
изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Общие сведения об электроустановках. Охрана труда при выполнении электротехнических работ.
Понятие электрической цепи. Основные элементы электрической цепи.
Электрические цепи постоянного тока.
Источники ЭДС и источники тока.
Методы расчета электрических цепей.
Правила выполнения электрических схем.
Электротехнические материалы, изделия и работы с ними.
Электромагнитная индукция. Правило Ленца.
Использование явления взаимоиндукции в электротехнических устройствах.
Электрические цепи трехфазного тока.
Устройство и принцип действия машины постоянного тока. Рабочий процесс машины постоянного тока.
Устройство и принцип действия асинхронных электродвигателей.
Устройство, принцип работы и рабочий процесс синхронного генератора.
Монтаж и обслуживание электропривода
5
Раздел 2 Основы электроники и электрические измерения
17
Тема 2.1.Элементная база современных электронных устройств
Общие сведения об электронике. Детали электронной аппаратуры: резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности.
Полупроводниковые приборы: диоды, транзисторы. Источники вторичного электропитания.
Основы цифровой электроники. Логические операции и способы их аппаратной реализации. Сведения об интегральных логических схемах.
3
1
Лабораторные работы
1
3
10. Изучение электронной измерительной аппаратуры.
Практические занятия
2
1.. Выпрямители.
2. Стабилизаторы постоянного напряжения.
Тема 2.2. Электрические измерения и приборы
Техника электрических измерений.
Измерение электрических и неэлектрических величин.
Производство и распределение электрической энергии.
4
Практические занятия
3. Однофазный трансформатор.
4.Генератор постоянного тока.
5.Двигатель постоянного тока.
Самостоятельная работа по разделу 2
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу,
работа со справочной литературой (определение рабочих параметров электронных и ионных приборов по их маркировке, условные графические обозначения на шкале приборов);
изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;
повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Основные свойства и характеристики полупроводников.
Электрические переходы в полупроводниках.
Полупроводниковые диоды: устройство, принцип действия, вольт-амперная характеристика.
Классификация полупроводниковых диодов.
Биполярные транзисторы: устройство и принцип действия.
Структуры вторичных источников питания.
Выпрямители и сглаживающие фильтры.
Стабилизаторы напряжения.
Основные понятия цифровой электроники
Базовые логические элементы.
Синтез логических устройств в заданном базисе логических элементов.
Комбинационные цифровые устройства: шифраторы и дешифраторы,
В.В. Китаев «Электротехника с основами промышленной электроники».
А.С. Касаткин «Основы электротехники».
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы
практические занятия, лабораторные работы
рассчитывать параметры электрических схем
практические занятия, домашние работы
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями
практические занятия, лабораторные работы
собирать электрические схемы
практические занятия,
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество работ
практические занятия, лабораторные работы
Знания:
основные законы электротехники, электротехническую терминологию
практические занятия, контрольная работа, домашняя работа
типы электрических схем и правила их выполнения
практические занятия, лабораторные работы
методы расчета электрических цепей
практические занятия, контрольная работа, домашняя работа
основные электротехнические материалы, применяемые при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании
практические занятия, лабораторные работы
индивидуальные практические задания
устройство, принцип действия и основные характеристики электрических машин, аппаратуры управления и защиты
практические занятия, контрольная работа, домашняя работа
виды электротехнических работ и технологию их выполнения
практические занятия, лабораторные работы
индивидуальные практические задания
схемы электроснабжения, основные правила эксплуатации электрооборудования