Серпуховский муниципальный район п Оболенск муниципальное образовательное учреждение «Оболенская средняя общеобразовательная школа» Модель организации патриотического воспитания в школе Руководитель проекта: Заместитель директора по воспитательной работе Милюсина И.С. СОДЕРЖАНИЕ 1. Вступление. 1.1. Значение патриотического воспитания в современном обществе. 2. Основная часть. Программа по гражданскому и патриотическому воспитанию «ОТЕЧЕСТВО» 3. Формы и методы патриотического воспитания в школе. 3.1.Роль школьного краеведческого музея в деле воспитания патриотов своего Отечества. 3.2. План работы школьного музея 3.4. Фотоотчет о работе школьного музея. 3.5.План работы патриотического клуба «СЛАВА». 3.6 Фотоотчет о работе патриотического клуба «СЛАВА» 4. Заключение.
Вступление Значение патриотического воспитания в современном обществе.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся . •В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины. У учащиеся 5-8-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа В 9-11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России. Таким образом, в нашей школе учитываются возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала в формировании патриотического мировоззрения . Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. Основная часть. Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "ОТЕЧЕСТВО» Цель и задачи Программы Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач: организовать взаимодействие с региональными патриотическими клубами, общественными организациями; создать условия для полноценного раскрытия и реализации творческих способностей школьников; увеличить число детей и подростков, принимающих участие в организации внутришкольной жизни, научить ребят самостоятельно устранять дефицит общения; сформировать умение сочетать личные и групповые интересы; формировать потребность в здоровом образе жизни Сроки реализации программы Программа «Отечество» рассчитана на 2015-2020 годы и ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей муниципального образовательного учреждения .Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители. Ожидаемые результаты: Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом. Формирование стойкой патриотической позиции. Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям. Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира. Воспитание уважения к труду, человеку труда. Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка. Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку. Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий. Формирование положительного имиджа школы через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе. Контроль над реализацией Программы. Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации. В состав совета входят: 1. Заместитель директора по воспитательной работе. 2. Преподаватель-организатор ОБЖ 3. Руководитель МО классных руководителей. 4. Руководитель МО учителей гуманитарного цикла 5. Педагог-организатор Форма реализации Программы Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Принципы, положенные в основу массовых мероприятий Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Этапы реализации Программы I этап: проектный Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи: Изучить нормативную базу, подзаконные акты. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. II этап: практический Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России». Задачи: Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. Проводить мониторинг реализации программы. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию. III этап: аналитический Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: Обобщить результаты работы учреждения. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. Спланировать работу на следующий период. Механизм реализации Программы Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах. Оценка эффективности реализации Программы Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. Нравственно-духовные параметры: Сформированность гражданских навыков: умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; умение принимать и защищать свои решения; готовность к участию в общественных делах; готовность к образованию. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: патриотизм и любовь к Родине; права и свобода человека и гражданина; символика Российской Федерации; национальное самосознание; уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность. Количественные параметры: включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации; качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам); отсутствие детей с девиантным поведением; участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; проведение мероприятий. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость В результате реализации Программы ожидается: В учреждении, как в образовательной системе: создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию; обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 2.В образе выпускника: в познавательной сфере: развитие творческих способностей; в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России. Формы подведения итогов реализации программы При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа включает в себя следующие направления: 1. Направление «Связь поколений» Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Задачи: Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. 2. Направление « Растим патриота и гражданина России» Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Задачи: Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. Формировать культуру проявления гражданской позиции. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 3. Направление «Мой край родной» Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине. Задачи: Изучать историю родного края. Формировать экологическое поведение. Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 4. Направление «Я и семья» Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности. Задачи: Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе. Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через: Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики. Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий. Участие в тематических конкурсах, выставках. Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями. Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому направлению № | Название направления | Формы занятий | 1. | « Связь поколений» | Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. | 2. | «Растим патриота и гражданина России» | Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. | 3. | «Мой край родной» | Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. | 4. | « Я и семья» | Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. | Мероприятия по реализации программы гражданскому и патриотическому воспитанию № | Название мероприятия | Ответственные | I. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время | 1 | Экскурсии | Предметники, классные руководители | II. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся | 2.1. Проведение массовых мероприятий учреждения | 1 | Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне | Заместитель директора по ВР, педагог –организатор , классные руководители, патриотический клуб «СЛАВА» | 2 | Проведение месячника военно-патриотической работы, посвященного Дню защитника Отечества | Заместитель директора ВР, педагог –организатор, классные руководители, патриотический клуб «СЛАВА» | 3 | Организация и проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта | Педагог – организатор, физкультурно – спортивной направленности, патриотический клуб «СЛАВА» | 4 | Создание выставочных экспозиций «Ничто не забыто, никто не забыт» и т.д | Ответственный за краеведческую работу | 5 | Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор | 6 | Проведение операции «Забота»: •поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда; • концерты для ветеранов; | Заместитель директора по воспитательной работе, совет ветеранов, педагог –организатор, классные руководители, патриотический клуб «СЛАВА» | 7 | Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла | Заместитель директора по воспитательной работе, совет ветеранов, педагог –организатор, патриотический клуб «СЛАВА» | 2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность | 1 | Организация экскурсий .Проведение учебных сборов по военно-патриотическому воспитанию | Педагоги дополнительного образования детей туристическо –краеведческой направленности, классные руководители, зам дир по безопасности | 2.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность | 1 | Проведение игр на местности «Учимся выживать» | Педагог – организатор физкультурно –спортивной направленности, патриотический клуб «СЛАВА» | 2 | Проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни!» | Педагог – организатор, педагог дополнительного образования физкультурно –спортивной направленности | 3 | Проведение соревнований по мини-футболу, плаванию, волейболу и т.д. | Педагог – организатор физкультурно –спортивной направленностей | 2.4. Краеведение | 1 | Проведение тематических мероприятий «Моя малая Родина» | классные руководители | 2 | Встречи с замечательными людьми | Заместитель директора по В.Р., педагог –организатор | 3 | Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы: | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог- организатор, классные руководители | 4. | Организация походов по родному краю | Педагоги дополнительного образования туристическо-краеведческой направленности, классные руководители, патриотический клуб «СЛАВА» | 2.5. Общественно полезный труд | 1 | Проведение конкурса на самый чистый и уютный кабинет | педагог- организатор, классные руководители | 2 | Благоустройство территории учреждения и мемориала «СЛАВА», выращивание рассады для цветников | заместитель директора по АХЧ, школьник, педагоги школы, патриотический клуб «СЛАВА» | 3 | Организация работы трудовых отрядов в летнее время | Ответственный за ремонтные бригады, заместитель директора по АХЧ | 2.6. Методическое обеспечение | 1 | Создание кино-, видеофонда для проведения тематических мероприятий посвященных: • Дню поселка, района; • Дню защитника Отечества; • Дню Победы; Дню независимости России; Дню конституции и др. | Заместитель директора по ВР, педагог – организатор, классные руководители | 2 | Разработка сценариев традиционных школьных праздников: • «День знаний»; • «День Памяти»; | Заместитель директора по ВР, педагог –организатор, педагоги дополнительного образования | 5 | Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях | Заместитель директора по ВР, учителя физкультуры, педагог -организатор | 6 | Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций | Заместитель директора по безопасности | 7 | Освещение опыта работы учреждения в средствах массовой информации | Заместитель директора по ВР, ответственный за школьный сайт, педагог -организатор |
3. Формы и методы патриотического воспитания в школе. 3.1.Роль школьного краеведческого музея в деле воспитания патриотов своего Отечества. Любой музей, а школьный в особенности, один из самых благодатных факторов воздействия на душу. Здесь воспитательное воздействие начинается с первых шагов. Сама обстановка, оформление, запах – всё вызывает волнение, трепет души и интерес. Именно здесь, в музее, узнают ребята неизвестные страницы истории родного края, о людях, которых хорошо знают, но не знали об их значимости и роли в жизни посёлка. Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники. Любовь к Родине воспитывается не только словами, а прежде всего делами. Широкое поле деятельности открывает работа в школьных музеях. В нашем посёлке не велось боевых действий в период ВОВ, а значит, нет и непосредственных материальных свидетельств о событиях войны. Поэтому особо значима работа школьных музеев Боевой славы и поисковая работа по месту жительства. Знакомство с ветеранами помогает сделать изучение истории Родины конкретным, интересным, убедительным, а также воспитать глубокое уважение к памяти тех, кто в трудные годы войны воевал за свободу и независимость Отечества, выстоял и победил. Участвуя в поисковой работе, в конкурсах, мероприятиях ребята узнают историю страны, родного города, его трудовую и боевую историю, жизнь известных людей, узнают историю улиц, предприятий, историю родной школы. Расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности. Проведение ежегодных традиционных дел и акций развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки, так как дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл, а значит все это - гражданские поступки. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры. Стержнем любого музея является история. Во все времена развитие культуры и образования, нравственности и патриотизма было связано с изучением исторического прошлого. В новом осмыслении прошлого любое общество пытается найти решение многих вопросов дня сегодняшнего. Вот почему мы всё чаще обращаемся к своим историческим корням, традициям, к духовному и материальному наследию. Главным методом образовательной деятельности, который предлагался и для музейной сферы деятельности, становился экскурсионный метод. «В умах всех, кто живо причастен к делу воспитания юношества, звучит теперь азбучною истиною, что обучение без экскурсированья – мертвая буква и экскурсионный метод – необходимый школьный прием» – отмечал один из основоположников экскурсионной школы в отечественном образовании И. М. Гревс. Наш школьный музей с его разносторонней краеведческой и идейно-нравственной работой хороший помощник в деле воспитания подрастающего поколения. Это «мастерская» для формирования детской души, хорошая и добрая, умная и содержательная. Без музея в школе сегодня не обойтись. Во-первых, своим оформлением и содержанием он вызывает интерес посетителей. Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны. Во-вторых, материал для музея собирают все: ребята нынешнего поколения и те, кто был до них, и учителя, и родители, и жители посёлка. В-третьих, здесь, в музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Одним – фотографии на стенде дорогих и близких людей, другим – история ВОВ, третьим – современная война, кто-то изучает монеты и старинные деньги. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность. В-четвёртых, музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования. На базе музея постоянно работает лекторская группа из числа учащихся. В основном это ученики6-9 классов. Экспонаты музея регулярно пополняются находками патриотического клуба «СЛАВА». Руководитель кружка Комаровский А.В. и воспитанники клуба изучают свои находки и приводят экспонаты в порядок. На лекторских занятиях члены клуба рассказывают для чего и как использовали ту или иную находку.
3.2. План работы школьного музея Содержание работы | Сроки | Ответственные | I. Экскурсионная работа Проведение экскурсии для учащихся школы и гостей по следующей тематике: - Обзорная экскурсия - Великая Отечественная война - Ветераны-земляки - ГНЦ ПМ - Серпуховичи - Герои СССР |
В течение года
| Совет музея Аншукова Л.П. | II. Фондовая работа Ведение инвентарной книги Вести обработку получаемых материалов согласно инвентарной книги |
В течение года |
Совет музея Аншукова Л.П. | III. Поисковая работа Продолжить сбор сведений о ветеранах Великой Отечественной войны п. Оболенск Продолжить сбор материалов об истории школы и ее учителях | В течение года | Аншукова Л.П. Совет музея | IV. Экспозиционно-выставочная работа Оформить экспозиции 2.Подписать экспонаты в соответствии с инвентарной книгой, написать этикетки к экспонатам 3. Оформить русскую избу (печь, полки, лавки, наличники и т.д.) |
Декабрь-Январь В течение года В течение года |
Аншукова Л.П. Совет музея
Совет музея Аншукова Л.П. Совет музея Аншукова Л.П. | V. Участие в конкурсах и акциях 1.Проведение акции «Поздравление ветерану» с Днем Защитника Отечества, с Днем Победы Участие в митингах и возложение цветов на Мемориале Славы Разбивка цветников на Мемориале Славы, уход за ними Участие в смотре школьных музеев Организация встреч с ветеранами войны «Я расскажу вам о войне» Благоустройство территории Мемориала Славы Проведение Уроков Мужества. Встреча с ветеранами ВОВ. Встреча с ветеранами Афганистана 9. Проведение Уроков Памяти | Февраль Май Апрель Май 14 декабря, 9 мая, 22 июня Апрель – октябрь Март Февраль, Май В течение года Февраль
|
Совет музея Аншукова Л.П. Совет музея, учителя истории, учителя рус.языка Аншукова Л.П. Совет музея Совет музея . Аншукова Л.П.
Аншукова Л.П. Аншукова Л.П. Кл.руководители Зам.директора по ВР Милюсина И.С. Кл.руководители | VI.Исследовательская работа. Оказать помощь материалами школьного музея для написания творческих работ учащимися и учителями школы Оказать помощь материалами из музея учителям в подготовке бесед, классных часов, школьных мероприятий и т.д. |
В течение года В течение года |
Аншукова Совет музея
Аншукова Л.П. | VII. Работа по сбору материалов. Продолжить накопление материала а) об истории школы б) об истории нашего посёлка в) о земляках: о ветеранах ВОВ и труда Создать фонд работ учащихся - участников районных и областных краеведческих чтений Пополнять фонды экспонатами и новыми материалами. |
В течение года
Постоянно постоянно |
Аншукова Л.П. Совет музея
Аншукова Л.П. | VIII.Работа со СМИ Подготовка материалов для сайта школы Подготовка и предоставление информации для школьной газеты «Зеркало» |
В течение года | Совет музея Аншукова Л.П. Учитель русского языка | 3.3. Фотоотчет работы школьного совета музея Участие в митинге у мемориала «СЛАВА» д Станки Серпуховский муниципальный район
Встреча с ветеранами Вов
Встреча с воинами Афганцами
Посещение мест боевой славы
Поисково-исследовательская работа
Встреча со студентами филиала Московского пограничного института ФСБ РФ Походы Работа с архивным материалом
3.5.План работы патриотического клуба «СЛАВА». Цели и задачи патриотического клуба «СЛАВА» Основными целями программы являются: -развитие у учащихся лучших качеств патриота России -совершенствование системы патриотического воспитания ,обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства; -формированию у учащихся готовности к выполнению конституционных обязанностей. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи: -формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны; -развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому; -развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, не допускать проявлений национального экстремизма в молодежной среде; -способствовать подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах России. Содержанием деятельности клуба являются организация соревнований, конкурсов, викторин, показательных выступлений, учебные занятия, военно-тактические игры, тренировки Реализацию данных направлений связываю со следующими формами деятельности: выполнение исследовательских работ, проектов; организация поисковой работы; волонтерская и «тимуровская работа»; проведение встреч с известными людьми, героями; изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи; организация детских творческих конкурсов. Основное содержание деятельности клуба состоит в теоретической и практической подготовке. Теоретическая подготовка включает в себя: расширение и углубление знаний военно-теоретического содержания, изучение и овладение навыками здорового образа жизни, уставов ВС РФ, воинских ритуалов и других нормативно-правовых документов, овладение учащимися теоретическими основами военно-прикладной и физической подготовки. Практическая подготовка включает в себя: формирование у учащихся умений и навыков военно-прикладной деятельности, привлечение учащихся к общественно-полезной деятельности, связанной с их патриотическим воспитанием (участие в организации и проведении мероприятий, приуроченных к Дню Победы), повышение уровня физической подготовленности и укрепление здоровья в ходе подготовки и участиях в мероприятиях военно-спортивной направленности. В работе с членами клуба использую следующие средства: наглядные пособия, аудио-видео средства, нормативные акты и документы, учебное оружие, спортивные снаряды, игры, соревнования, виды военно-прикладной, спортивной, патриотической деятельности. Проведение мероприятий Мероприятия подразделяются на учебные, соревновательные и общественные. Учебные мероприятия имеют целью практическую отработку нескольких тем и установление междисциплинарных связей. Наиболее распространенные формы учебных мероприятий —поход , военно-тактическая игра. При этом закрепляются знания, полученные в ходе занятий по топографии и выживанию, первой медицинской помощи, тактике, возможно истории. - Военно-тактическая игра— наиболее сложная форма мероприятий: ребятам предлагается самостоятельно решать ряд тактических задач согласно заранее составленному сценарию. Соревновательные мероприятия имеют своей целью выявить лидеров и наиболее подготовленных подростков, мотивировать остальных к усиленной работе над собой. К соревновательным мероприятиям относятся сдача квалификационных нормативов, турниры, эстафеты. - Сдача квалификационного норматива свидетельствует о готовности воспитанника к какому-либо сложному виду деятельности (преодолению местности в сложных условиях, прохождение полосы препятствия ,поступлению в учебное заведение). - Турниры — командные соревнования, где особенно важен коллективный дух и умение организовать взаимодействие. -Эстафета— многоплановое соревнование, в ходе которого участники выполняют упражнения по различным предметам курса, демонстрируя разносторонность подготовки. Общественные мероприятия направлены в первую очередь на людей, не задействованных непосредственно в работе клуба. Это дает возможность ребятам осознать собственную необходимость для общества и значимость своей деятельности. Любое мероприятие, привлекающее подростков со стороны, может быть общественным. № | Мероприятия | Сроки проведения | Ожидаемый результат | Формирование нормативно-правовой и методической базы патриотического воспитания школьников | 1. | Создать календарь памятных дат РТ, РФ | сентябрь | Создание исторической основы патриотического воспитания | 2. | Создать и периодически пополнять картотеку федеральных и местных законодательных актов по вопросам патриотического воспитания граждан | весь период | Нормативно-правовая база государственной политики в области патриотического воспитания | 3. | Разработать программу развития патриотического клуба «СЛАВА» | октябрь-ноябрь | Определение перспектив развития патриотического клуба | Методическая работа в области патриотического воспитания школьников | 4. | Проведение заседаний по реализации программы патриотического воспитания | в течение года | Методические разработки по организации патриотического воспитания | 5. | Обобщение накопленного опыта организации патриотического воспитания в школе | в конце года | Распространение опыта патриотического воспитания | Направление деятельности по патриотическому воспитанию | 6 | Благоустройство мемориала «Слава», работа с архивом музея. | В течение года | Повышение интереса к истории родного края. Формирование здорового образа жизни. Укрепление здоровья. Развитие физических и моральных качеств личности. Развитие коллективной деятельности. | 7 | Участие в областной военно-спортивной игре «Наследники Победы» | сентябрь | 8 | Конкурс «Боевой листок» | Сентябрь, декабрь. апрель | Формирование нравственных качеств и эстетического вкуса учащихся. Развитие коллективной деятельности. Воспитание патриотизма, уважения к подвигу старшего поколения | 9 | Викторина « Лучший знаток родного края» | 10. | Встреча с ветеранами труда «Человек славен трудом» | 11. | Пополнение школьного музея экспонатами в ходе поисковой работы «Наши земляки–участники Великой Отечественной войны» | постоянно | Активизация поисковой работы учащихся. Воспитание патриотизма, уважения к подвигу старшего поколения. Формирование и поддержание чувства гордости за своих земляков и свою школу. | 12. | Встреча с ветеранами войны и труда. | ежегодно | 13. | Поисковая работа | постоянно | 14. | Соревнования по гражданской обороне и военно-прикладным видам спорта. | В течение года | Воспитание патриотизма, уважения к подвигу старшего поколения. Формирование и поддержание чувства гордости за своих земляков и свою школу. Развитие коллективной деятельности. Формирование здорового образа жизни. Укрепление здоровья. Развитие физических и моральных качеств личности | 15. | Акция «Письмо солдату» | 16. | Встреча с ветеранами афганской войны и Чечни» | 17. | Конференция «Есть такая профессия - Родину защищать» | 18. | Смотр строя и песни Игра «Зарница» | Май | 19. | День призывника | май | 20. | Уроки мужества «В жизни всегда есть место подвигу» | В течение года | Воспитание патриотизма, уважения к подвигу старшего поколения. Формирование нравственно-эстетических качеств учащихся, развитие творческих способностей. | 21. | Поздравления ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы на дому | май ежегодно | 22. | Праздник, посвященный Дню Победы «Салют, Победа» | май | 23. | Участие в митингах посвященных дню Победы, Битве под Москвой и др. | Декабрь, май, июнь | | 24 | Соревнование «Меткий стрелок» на кубок Ефремовой А.В. | декабрь | Формирование здорового образа жизни. Укрепление здоровья. Развитие физических и моральных качеств личности. Развитие коллективной деятельности. | 25 | Участие в соревнованиях среди патриотических клубов | В течение года | 26 | Сбор гуманитарной помощи для малообеспеченных «Спешите делать добро» | В течение года | Проявление положительных эмоций и укрепление психологического здоровья. Привлечение внимания к проблемам семей находящихся в трудной жизненной ситуации. | 27 | Акция «Дети – детям» (помощь приюту для несовершеннолетних) | | В ходе реализации программы патриотического клуба «СЛАВА» у учащихся формируются следующие качества и умения: любовь к родине, готовность беречь и защищать ценности государства и нации; уважение к национальным традициям, обычаям; уважение к правовым основам государства, личная ответственность за судьбу семьи, хутора, города, страны, преобладание нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, активная жизненная позиция; желание сделать жизнь в стране лучше.
3.6. Фотоотчет о работе патриотического клуба «СЛАВА»
Благоустройство мемориала «СЛАВА»
Занятия на мемориале «СЛАВА»
Готовимся к строевой
Занятия по метанию ножей и стрельбе
Областные соревнования «Наследники Победы» 24.09.2015г.
Областная военно-спортивная игра «Служу Отечеству!» 04.12.2015г
Участие в соревнованиях среди патриотических клубов
Заключение.
В данном проекте рассмотрено понятие патриотизма, патриотического воспитания, его сущность и содержание. Определены и охарактеризованы методы формирования гражданско-патриотических качеств личности, используемых при работе с учащимися и в организации занятий клуба, а именно: содержание и подходы к организации и проведению занятий и внеклассных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации подростков, демонстрацию подросткам значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств. Человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества. Включение в социально-значимые виды деятельности помогает ученикам почувствовать себя активными жителями своего поселка, воспитывает уважительное отношение к старшему поколению и героическому прошлому страны, способствует не только обретению подростками жизненного опыта, но и формированию их лидерской и гражданской позиции. Я считаю, что данный опыт эффективен для формирования в подростках качеств гражданина и патриота.
|