kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для постепенного и неуклонного формирования у учащихся чувства любви к своей Родине.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности, которая проявляется в чувстве гордости за свою Родину, за свой народ, уважение к его великим достижениям и достойным страницам прошлого. Патриотическое воспитание - это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе с врагами, подвигах, нравственных качествах сынов Отечества, уважения к государственным символам: Гербу, Флагу, Гимну страны. Этим самым у школьников должны формироваться самостоятельные представления о достойном общемировом значении и самоценности России.

В статье указывается необходимость патриотического воспитания школьников на уроках истории и обществознания, а также предлагается модель организации патриотического воспитания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и обществознания" »

Статья по теме:

"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ".

Автор: преподаватель истории и обществознания МБОУ Лицея РГСУ

г. Ростова-на-Дону

Маркелова Наталья Михайловна


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для постепенного и неуклонного формирования у учащихся чувства любви к своей Родине.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности, которая проявляется в чувстве гордости за свою Родину, за свой народ, уважение к его великим достижениям и достойным страницам прошлого. Патриотическое воспитание - это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе с врагами, подвигах, нравственных качествах сынов Отечества, уважения к государственным символам: Гербу, Флагу, Гимну страны. Этим самым у школьников должны формироваться самостоятельные представления о достойном общемировом значении и самоценности России.

К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло "на нет".Этому за последние годы способствовало немало факторов:

- Россия в очередной раз оказалась на переломе в связи с отказом от социалистических завоеваний;

- за последние двадцать лет наше общество переживает масштабные разрушения практически во всех сферах жизнедеятельности;

- начавшийся в 90-е годы ХХ века процесс разгосударствления охватил не только экономику, но и духовную жизнь России;

- из-под государственной опеки выходит и процесс целенаправленного воспитания национального самосознания;

- в современной жизни во многом теряются многовековые основы российского патриотизма, традиционные ценности русской жизни заменяются порой западными идеями и образцами поведения;

- государственные расходы на культуру резко сократились, явственно прослеживается процесс американизации культуры и снижение общего эстетического и нравственного уровня средств массовой информации;

- ослабление и трансформация многих ранее доминирующих культурных стереотипов и ценностей привели к существенным изменениям содержания образования и структуры воспитательного процесса;

- была разрушена система военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки в школе, из произведений литературы и искусства практически исчез образ защитника Отечества.

Смена идеологических позиций не прошла бесследно для населения страны. Значительная часть граждан утратила ориентиры в личной и общественной деятельности. Главной особенностью состояния общественного сознания стала надломленность, идейная пустота и наступившая за ними бездуховность. Понизился нравственно-культурный уровень, возникла социальная пассивность, безразличие. Усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, привели к тому факту, что за последние годы статус воспитания упал до минимального уровня. Воспитательная ситуация приобрела черты деструктивной - свободной от присутствия морали, ценностей общественного долга и преданности стране.

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. Очень часто в молодежной среде проявляются негативизм, негативное отношение к представителям старшего поколения, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и помолодела преступность. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. Эти потери характеризуются, прежде всего, утратой традиционных ценностей, отсутствием патриотизма и гражданственности, в первую очередь, в молодежной среде, увеличением количества детей и молодежи с отклоняющимся поведением, снижением роли семьи.

Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны, в стране фактически отсутствует молодежная политика. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы.

Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально-психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы гражданско-патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей. В этой связи наиболее актуальными для современного социума и школы становится задача восстановления образа нравственного человека как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.

Проблемам гражданско-патриотического и нравственного воспитания за последние годы уделяется немало внимания. Государственная политика патриотического воспитания приобрела концептуально-программные и практические очертания. Проведено большое количество социологических исследований по состоянию и проблемам в этой области. Принята третья по счету Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг., которая "сохраняет нерерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания россйских граждан как одного из факторов единения нации". В этой Программе подчеркивается, что "патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства". Разработаны и реализуются подобные программы в регионах, проводится большое количество мероприятий патриотический направленности.

Российское правительство решило привлечь внимание россиян, а также жителей других стран к истории нашей страны. 2012 год был объявлен Годом истории России "в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе». Было проведено множество мероприятий, конференций, конкурсов, сказано много слов об истории нашей страны. Однако, негативные тенденции в сознании и поведении, нравственном сознании наших граждан и в первую очередь российской молодежи продолжают нарастать.

Следовательно, всесторонее изучение и формирование новых подходов утверждения патриотического и гражданского сознания является в нстоящее время актуальной научно-практической задачей для политиков, ученых, а также преподавателей высшей и средней школы.

Важным фактором формирования патриотизма у школьников является школьное историческое и обществоведческое образование. Содержание курсов истории и обществознания активно влияет на мотивы поведения учащихся, на воспитание их нравственных качеств. История и обществознание - это те школьные предметы, на которых успешно может решаться одна из важнейших государственных задач - " воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье"(ст. 2 Закона РФ "Об образовании")

В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта одними из первых целей школьного исторического образования определены: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни. ФГОСы целями обществоведческого образования в основной школе называют воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

Положения образовательных стандартов убеждают нас в значимости организации личностного осмысления обучающимися учебного материала через идеи патриотизма, в важности ценностных ориентиров, основанных на этих идеях, а также на любви и уважении к Отечеству.

Актуальность вопросов патриотического воспитания обучающихся на уроках истории и обществознания очевидна. Воспитание молодого поколения на героических примерах прошлого составляет важнейший компонент образовательного процесса. Вопросы выполнения своего гражданского долга, стойкости и мужества в суровых испытаниях войн, беззаветного служения Родине, готовность к подвигу во имя Отечества были всегда предметом особого изучения на уроках истории. Стержнем патриотического воспитания является преемственность поколений, воспитание молодежи на примерах героического прошлого как в истории нашей Родины, так и в истории других стран.

Патриотическая направленность занятий должна основываться на систематическом осмыслении школьниками патриотических, нравственных идей, представленных в содержании отечественной истории, как победных, так и трагических ее страниц, на выборе мировоззренческой позиции. Важное значение имеет индивидуально-личностное отношение к изучаемым темам, эмоциональное восприятие исторического материала.

Только сотрудничество учителя и ученика смогут помочь воспитать гармонически всесторонне развитую личность, человека с высоким гражданским долгом и патриотическими чувствами, переживаниями за будущее своей Родины.

Модель организации патриотического воспитания обучающихся выглядит следующим образом:

Содержание: история и культура "большой" и "малой" Родины, усвоение системы ценностей, системы отношений к различным культурам региона, уважение к общенациональным ценностям.

Задачи: формирование патриотизма, уважения к родной культуре и культурам других народов, ориентация на демократические ценности.

Принципы: взаимодействие федерального и регионального компонентов, поликультурность образования, преемственность традиционных и современных методов обучения.

Методы и приемы совместной деятельности учителя и учащихся: наблюдение, рассказ, диалог, полемика, беседа, театрализованная игра, моделирование обучающих проблемно-нравственных ситуаций, метод художественного исполнительства (изображение эпохи в виде эмблемы-символа); исследовательский метод (интервьюирование родственников и знакомых, микросоциологические опросы на улицах города и т. п.); письменные творческие работы (доклады, рефераты, сочинения); краеведческая и поисковая деятельность; познавательные задания.

Условия: взаимодействие урочной и внеурочной деятельности, материально-техническая база; программно-методическое обеспечение СМИ.

Формы: разнообразные виды уроков героико-патриотической направленности - интегрированные, проблемные, театрализованные, дискуссии, уроки мужества, уроки-характеристики, уроки-конференции и т. д.; классные часы; фестивали и праздники; музейная работа; дни национальных культур; факультативы. Все эти формы позволяют формировать у учащихся активное отношение к изучаемым событиям, умение анализировать события, определять их значение в судьбе Отечества.

Данная модель организации патриотического воспитания школьников влияет на формирование их активной жизненной позиции, складывание основных критериев моральных норм, а также более глубокое изучение предмета благодаря эмоциональной окраске.

Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Чувство гордости и патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это - сложившийся эмоционально окрашенный внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.

Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут считать таковым другие, прежде всего его соотечественники. Настоящим патриотом можно считать человека, укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих детей и внуков, содержащего в надлежащем виде свое жилище и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего на благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях патриотической направленности.

Школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения, это должно привести к тому, что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность - носитель права и демократии.

Однако, патриотическое воспитание в настоящее время имеет определенные сложности. Основная сложность патриотического воспитания, особенно в старших классах, заключается в том, что изучение истории ориентировано на сдачу ЕГЭ. Патриотизм и духовность выпускника, заполняющего клеточки в бланке ЕГЭ по истории, не измерить и не определить. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которой педагоги могли бы найти рекомендации по этой проблеме. К этому можно добавить недостаточную насыщенность учебников и учебных пособий патриотической информацией, практическое отсутствие художественных фильмов патриотического содержания на историческую тематику, сокращение в учебных программах часов на изучение истории России, отсутствие краеведения как отдельного предмета.

Работа по патриотическому воспитанию детей должна проводиться комплексно, совместными усилиями государства, родителей, средств массовой информации, работников образовательных учреждений всех видов и типов.

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, искренние переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством, может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и обществознания"

Автор: Маркелова Наталья Михайловна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "статья "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время для обучающихся с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(113) "stat-ia-patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-istorii-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-dlia-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "240670"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445087136"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Исследовательская работа Школьные музеи "
    ["seo_title"] => string(45) "issliedovatiel-skaia-rabota-shkol-nyie-muziei"
    ["file_id"] => string(6) "122585"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414301892"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства