Внедрение в воспитательный процесс инновационных форм работы с семьей.
Внедрение в воспитательный процесс инновационных форм работы с семьей.
Одним из главных и актуальных направлений деятельности нашей школы на современном этапе является организация сотрудничества с родителями учащихся с целью эффективного воспитания детей. А эффективным оно будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека. Для разрешения поставленных задач на базе школы в 2012 году был создан Клуб молодой семьи "Гармония", призванный создать систему развивающего взаимодействия семьи и образовательного учреждения в программно-методическом и организационном аспектах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внедрение в воспитательный процесс инновационных форм работы с семьей. »
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клязьмогородецкая основная общеобразовтельная школа» Ковровского района
Инновации в работе с родителями.
Авторы:
Сeмина Е. Ю.
Тема работы: Внедрение в
воспитательный процесс
инновационных форм работы с семьей.
Семья и школа:
«Живем в «Гармонии»!
Категория лиц, которым
адресована работа.
заместителям директоров по ВР
2015 год
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом мире прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. Л.А.Кассиль
Концепция модернизации Российского образования, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Приложение 1) подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Таким образом, одним из главных и актуальных направлений деятельности нашей школы на современном этапе является организация сотрудничества с родителями учащихся с целью эффективного воспитания детей. А эффективным оно будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.
В нашем обществе долго бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения, что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем, в данной ситуации именно семья была главным обвинителем в том случае, если результаты воспитания были плачевными. И на сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.
Семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению семьи и повышению ее значимости в воспитании детей.
С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.
Особенности современной семьи:
Утратились представления о смысле семьи.
Выросло количество разводов, отрицательно влияющих на психику детей.
Разрыв поколений.
В обществе отсутствует единое представление о правильном воспитании детей.
Усложнилось поле отношений семьи со школой.
Изменилось функциональное и символическое значение денег в российском обществе.
Отсутствуют институты семейного психолога.
Увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель.
Разрушение системы «родители - ребенок», усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей.
Мощное агрессивное воздействие СМИ и глобальной сети ИНТЕРНЕТ.
Что бы разрешить сложившиеся противоречия необходимо постоянно внедрять в воспитательный процесс инновационные формы работы с родителями.
Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.
Инновационные формы работы с родителями предполагают активную позицию родителей, партнерство с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества и применение в семейной среде.
Ожидаемые результаты инновации:
-повышение уровня внимания родителей к обучению и воспитанию детей, -снижение безразличного поведения по отношению к учебно-воспитательному процессу;
-положительный эмоциональный настрой родителей к школе; -увеличение количества родителей, посещающих классные и общешкольные родительские мероприятия, внеклассные мероприятия.
Для разрешения поставленных задач на базе школы в 2012 году был создан Клуб молодой семьи "Гармония", призванный создать систему развивающего взаимодействия семьи и образовательного учреждения в программно-методическом и организационном аспектах.
Полное наименование: клуб молодой семьи «ГАРМОНИЯ».
Создан: в 2012 году при МБОУ «Клязьмогородецкая ООШ»
Состоит из: молодых семей
Руководители: Семина Елена Юрьевна, Мокрова Наталья Анатольевна
Клуб имеет: Положение (Приложение 2), план работы на учебный год (Приложение 3)
Задачи Клуба:
- способствовать развитию навыков позитивного общения, созданию доброжелательных семейных отношений, благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении через организацию совместного досуга;
- способствовать формированию умения родителей находить адекватные способы решения проведения семейного досуга с детьми для позитивных установок в общении со своим ребенком, умения понимать и принимать его таким, каков он есть;
- способствовать формированию сплоченности родителей, классного руководителя и детей.
- способствовать оказанию помощи обучающимся в становлении нравственных представлений о внутрисемейных отношениях, создании атмосферы взаимопонимания, развитии чувства солидарности и здорового соперничества, сплочении детей и родителей.
Работа клуба осуществляется в различных направлениях:
1. Психолого - педагогическая поддержка семьи.
1.1. Проведение занятий с молодыми семьями: «Межличностные отношения в семье», «Семья и ребенок», «Конфликты в семье», «Экономические проблемы» и т. д..
1.2. Выпуск информационных листов: «Ты и Я», «Стили общения в семье», «Конфликты отцов и детей».
1.3.Проведение тренингов на сотрудничество, взаимодействие и доверие.
2. Досуговая деятельность.
2.1. Проведение совместных акций: «Дорогие мои старики», «Крепкая семья – крепкая держава», «Пусть всегда буду Я!».
2.2 Организация работы групп по интересам.
2.3.Проведение мастер – классов
Содержание деятельности Клуба достаточно разнообразное, вариативное. При планировании учитываются интересы родителей. Заседания Клуба проходят один раз в месяц, но при необходимости и чаще. Темы определяются такие, которые помогают популяризировать лучший опыт семейного воспитания, раскрыться способностям родителей и детей, решить наиболее животрепещущие вопросы. Расширять диапазон взаимодействия педагогов и родителей позволяет использование интерактивных методов. Интерактивные методы воспитания предполагают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», – говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает участников в процесс воспитания. Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе. Один из вариантов интерактивных методов взаимодействия педагогов и родителей – деловая игра.
Полезной формой работы с родителями является проведение тренингов.Так, например, в одном из классов нашей школы по результатам диагности была выявлена группа ребят, отличающихся агрессивным поведением. С целью снятия этой агрессивности мною был проведён совместный тренинг для этих детей с участием их родителей. Тренинг состоял из 5 занятий, где родителям и детям предлагался ряд упражнений для совместного выполнения. Результатом стало снижение уровня агрессивности ребят, сплочение родительско-детского коллектива, повышение уровня взаимопонимания между ними. (Приложение 4)
Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в начальной школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребёнка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из них считают, что их методы воспитания своего ребёнка истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так.
Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем для участия в ринге уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге они получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родителей в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе и даже ребята-старшеклассники, у которых уже не за горами приобретение родительского опыта. Последнее мнение следует высказывать учителю, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определённой позиции.
Полезность таких встреч состоит ещё и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.
Темы родительских рингов могут быть, например, такими:
– Плохие привычки – наследственность или влияние социума?
– Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной своего ребёнка?
– Можно ли наказывать ребёнка собственным домом?
– Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребёнка?
– Как научить ребёнка всегда и везде быть человеком?
– Радости и горести 6-летнего обучения.
– Соблазны и пути их преодоления.
– «За и против» школьной формы.
– Нужны ли ребёнку праздники?
– Трудности школьного урока. В чём они состоят?
Деловая игра – это разновидность массовых, групповых игр, представляющая собой информационно-деятельностную модель проблемной ситуации, в процессе работы над которой участникам игры необходимо выявить противоречие и на основе принятия решений найти оптимальный выход из проблемной ситуации. Она применяется также для обучения командному взаимодействию, навыкам совместной продуктивной деятельности, работы над отдельными проектными заданиями и, в некоторых случаях, с целью оценки свойств и потенциала личностей участников, их профессиональных качеств: например, деловая игра «На тропе сотрудничества». ( Деловая игра «Всегда вместе») Приложение 5
В Клубе практикуются лекции и семинары, конференции, круглые столы и практикумы, встречи с врачом, педагогом-психологом, педагогом социальным, интерактивные игры, семейные советы и родительские ринги. Благодаря таким встречам раскрываются индивидуальные способности многих участников; проведенное совместно время приносит родителям радость и удовольствие от общения и полученной новой информации, которую можно дома применить на практике.
Как показывает практика работы Клуба за 3 года, участники Клуба более раскрепощены, высказываются в полной мере и проявляют свои творческие способности тогда, когда заседание проходит в форме праздника, небольшого семейного шоу. Поднимая серьезный вопрос, родители в непринужденной форме (через конкурсы, рекламные паузы) обсуждают и решают его. Когда ненавязчиво, нескучно, с юмором раскрывается личность папы, мамы, ребенка в конкурсной программе для всей семьи «Ласковая, нежная, родная!» (Приложение 6), когда в это время они вместе – единое целое, когда даже и те, кто не победил, все равно горды и счастливы, тогда все – и взрослые, и дети – удовлетворены встречей и не сожалеют о потраченном времени. Эти праздники помогают родителям лучше узнать друг друга, сплачивают каждую семью, развивают любознательность, память, сообразительность, умение работать в команде: праздник «Родные сердца», участие в мастер-классе (Приложение 7).
Весьма актуальной проблемой среди родителей является здоровье детей. Члены Клуба молодой семьи не раз поднимали вопросы здорового образа жизни и формирования ценностного отношения к своему здоровью и здоровью своей семьи, встречаясь с медицинскими работниками: советы медика на семинаре «Об этом стоит говорить», пресс-конференция «Здоровый я – здоровая семья», спорт-шоу по теме «Здоровый образ жизни» (Приложение 8).
Воспитание детей – сложное и ответственное дело. У молодых родителей неизбежно возникает масса вопросов, связанных с физическими и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Одна из проблем, которые часто волнуют родителей, – это необычные дети, которые испытывают трудности в семье, в школе, в отношениях со сверстниками. Они не умеют переживать неудачу, часто находятся в стрессовой ситуации. Поэтому на заседаниях Клуба, опираясь на поддержку педагога-психолога, рассматриваются вопросы воспитательного процесса, которые требуют от родителей духовных сил, мудрости, терпения и великой любви к детям: лекции «Физические и психологические особенности детей 6-7 лет», «Личностные особенности одарённых детей».
Учитывая то, что не во всех семьях родители умеют обсуждать жизненные ситуации, зачастую отсутствует взаимопонимание, умение проанализировать создавшееся положение, на заседаниях Клуба практикуется использование игр, заданий и упражнений, направленных на развитие позитивных родительско-детских отношений. Игра, как способ проведения свободного времени, незаменима в семейном воспитании. Чем больше родители играют со своими детьми, тем крепче будут отношения между ее членами, тем легче будут решаться все проблемные ситуации. Игра позволяет в миниатюре прожить часть жизни, позволяет взглянуть на свои действия со стороны. Игры, задания и упражнения, объединенные темой детско-родительских отношений, направлены на формирование важных нравственных качеств: дружелюбия, милосердия, нежности, ответственности, справедливости, уверенности, чуткости: тематическая встреча «Развитие позитивных родительско-детских отношений» .
Клуб молодой семьи «Гармония» имеет объективные предпосылки для организации целостной системы работы по проблемам педагогического просвещения молодых семей, умножения их знаний и умений в деле воспитания детей, сближения семей и сохранения их традиций, нравственных устоев.
А. С. Макаренко говорил: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Эти слова великого педагога должны стать жизненно важным девизом каждой молодой семьи. Семья – самое главное, самое нужное в жизни каждого человека. Если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло и уют, то это настоящее счастье.
Проведённое среди членов Клуба молодой семьи анкетирование, выявляющее степень удовлетворённости его деятельностью, свидетельствует о высоком интересе со стороны родителей к темам и проблемам, выносимым на обсуждение на заседаниях Клуба. 91,7% родителей утверждают, что получают нужные педагогические знания, необходимые в отношениях с детьми, и активно используют их в семейной практике. Их интересуют нестандартные формы работы, предлагаемые педагогом, в которых они могут выразить себя, высказать свои мысли, поделиться опытом семейного взаимодействия. Непринужденная обстановка импонирует им, а доброжелательный стиль общения в Клубе создает комфортные условия, в которых свободно себя ощущают и мамы, и папы.
Анкетирование свидетельствует о том, что знания и практические навыки, отрабатываемые на заседаниях Клуба, актуальны и необходимы родительской общественности. Практика работы показывает, что хороших результатов в воспитании семьянина можно добиться путем тесного сотрудничества семьи и школы, поднятия престижа молодой семьи как воспитателя, посредством включения родителей, детей и педагогов в совместную практическую деятельность. Именно принцип социального партнерства позволяет реализовать комплексный подход в оказании семье многосторонней помощи, направленной на создание благоприятных условий для семейного воспитания, формирование будущего семьянина. Молодая семья, имеющая положительный педагогический опыт, является той микросредой, где начинается социализация ребенка, закладываются основы моральных качеств, трудовых навыков, норм правильного поведения, где формируется личность и происходит ее качественный рост. (Приложение 9)
Приложение 1
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
[Закон "Об образовании в РФ", 273-ФЗ, Новый!][Глава 4][Статья 44]
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.