«Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе экологического обучения и воспитания дошкольников»
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе экологического обучения и воспитания дошкольников»
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе экологического обучения и воспитания дошкольников»
Современную экологию нужно рассматривать как интегральную комплексную науку, которая: изучает взаимоотношения организмов и среды; определяет масштабы допустимого воздействия человека на среду; выявляет пути снижения этих воздействий до полной нейтрализации.
Современная экология - родоначальница нового мировоззрения. Человек и среда взаимозависимы. Измененная человеком природа вызывает изменения в человеческом организме.
В связи с этим возникла необходимость введения в дошкольном образовательном учреждении новых форм экологического воспитания, интегрированной направленности, способствующих развитию нравственных качеств личности, формированию первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями, воспитанию грамотного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом, формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенку-дошкольника через интегрированный подход.
Систему работы по экологическому воспитанию выстроила через реализацию проекта «Ребенок открывает мир природы». Цель: формирование осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-формирование у дошкольников основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
-развитие понимания взаимосвязи в природе и места человека в них;
-воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле;
-вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
-формирование навыков экологически грамотного нравственного поведения в природе;
-создание поэтапной системы по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение мониторинга знаний детей.
Принципы организации непрерывной образовательной деятельности:
-последовательное распределение программного материала с учетом возрастающей детской компетентности;
-интеграции программных знаний: экология + развитие речи + двигательная активность;
-развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решений проблемных ситуаций;
-рациональное сочетание разных видов детской деятельности согласно возрасту (интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки);
-обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
-отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы и мотивационную сферу;
-сотрудничество между детьми, педагогами и родителями.
Суть системы в поэтапном освоении экологического материала, где деятельность воспитателя на каждом определенном этапе, продиктована возрастными возможностями и особенностями дошкольника.
1 этап- Средняя группа
Направление экологического воспитания - организация наблюдений в окружающем мире.
Основные задачи этапа:
Учить детей наблюдать за объектами и явлениями природы, применять элементы игротерапии с природоведческим содержанием: физкультминутки, динамические паузы, игры.
Учить детей сравнивать и обобщать результаты наблюдений.
Наметить пути работы с родителями и педагогами с целью повышения знаний и умений по экологическому воспитанию дошкольников.
2 этап - Старшая группа
Направление экологического воспитания - интегрированный подход к развитию речи и экологических представлений: «Развитие речи + экология»
Основные задачи этапа:
Продолжать накапливать багаж экологических представлений детей с позиции осознанно - правильного отношения к природе.
Направлять познавательную активность детей, совершенствуя и развивая речь.
Развивать творческие способности, отражая полученные знания в продуктивных видах деятельности, в играх.
Формировать способность делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные способности.
3 этап - Подготовительная группа
Направления экологического воспитания - интегрированный подход к развитию двигательных навыков и экологических представлений: «Природа + движение».
Основные задачи этапа:
Поддерживать и развивать устойчивый интерес к природе.
Расширять знания о неповторимости и многообразии объектов живой и неживой природы.
Формировать потребность в здоровом образе жизни через совершенствование разных видов движений, применять игровые упражнения в ежедневной активной деятельности.
Повышение уровня экологического сознания, познание природы через многообразие форм двигательной активности.
Проблема: новые требования к системе дошкольного образования диктуют новые условия организации экологического воспитания и образования. Но увеличить нагрузку на воспитанников без ущерба для здоровья нельзя. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.
Объект исследования: экологическое воспитание дошкольников, формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения.
Предмет исследования: создать целостную систему экологического воспитания дошкольников на основе здоровьесберегающих технологий в контексте единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи.
Цель: создание системы экологического воспитания и образования дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья.
Задачи: провести «экологический всеобуч» для членов творческой группы по способам, технологиям, методикам, формам эффективной организации экологического воспитания и образования дошкольников. Создать систему экологического воспитания через: получение экологических знаний в познавательной деятельности, вне НОД, получение знаний на прогулке, в рамках культурно-досуговой деятельности, развитие экологической среды в группе и экологического пространства в ДОУ, внедрение здоровьесберегающего компонента в экологическое воспитание, деятельность вне детского сада, летняя оздоровительная работа, создание единого воспитательного пространства семьи и ДОУ, повышение профессионализма педагогов в воспитании экологической культуры. Отработать систему мониторинга для отслеживания динамики формирования первоначальных представлений, приобретение навыков здорового образа жизни, сохранения параметров здоровья.
Ожидаемые результаты проекта:
На уровне образовательно учреждения: приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства; создание единого воспитательно - образовательно пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
На уровне педагогического процесса: совершенствование форм экологического воспитания дошкольников, переход к интеграционному.
Педагогической системы: переход от традиционной системы обучения и воспитания к обучению с помощью активных форм и методов, внедрению здоровьесберегающих инновационных технологий. Система работы по экологическому воспитанию предусматривает перспективный план работы с родителями, где отражены различные формы: информационно - аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные, коллективные, индивидуальные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе экологического обучения и воспитания дошкольников» »
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе экологического обучения и воспитания дошкольников»
Современную экологию нужно рассматривать как интегральную комплексную науку, которая: изучает взаимоотношения организмов и среды; определяет масштабы допустимого воздействия человека на среду; выявляет пути снижения этих воздействий до полной нейтрализации.
Современная экология - родоначальница нового мировоззрения. Человек и среда взаимозависимы. Измененная человеком природа вызывает изменения в человеческом организме.
В связи с этим возникла необходимость введения в дошкольном образовательном учреждении новых форм экологического воспитания, интегрированной направленности, способствующих развитию нравственных качеств личности, формированию первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями, воспитанию грамотного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом, формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенку-дошкольника через интегрированный подход. Систему работы по экологическому воспитанию выстроила через реализацию проекта «Ребенок открывает мир природы». Цель: формирование осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-формирование у дошкольников основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
-развитие понимания взаимосвязи в природе и места человека в них;
-воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле;
-вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
-формирование навыков экологически грамотного нравственного поведения в природе;
-создание поэтапной системы по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение мониторинга знаний детей.
Принципы организации непрерывной образовательной деятельности:
-последовательное распределение программного материала с учетом возрастающей детской компетентности;
-интеграции программных знаний: экология + развитие речи + двигательная активность;
-развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решений проблемных ситуаций;
-рациональное сочетание разных видов детской деятельности согласно возрасту (интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки);
-обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
-отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы и мотивационную сферу;
-сотрудничество между детьми, педагогами и родителями. Суть системы в поэтапном освоении экологического материала, где деятельность воспитателя на каждом определенном этапе, продиктована возрастными возможностями и особенностями дошкольника.
1 этап- Средняя группа
Направление экологического воспитания - организация наблюдений в окружающем мире.
Основные задачи этапа:
Учить детей наблюдать за объектами и явлениями природы, применять элементы игротерапии с природоведческим содержанием: физкультминутки, динамические паузы, игры.
Учить детей сравнивать и обобщать результаты наблюдений.
Наметить пути работы с родителями и педагогами с целью повышения знаний и умений по экологическому воспитанию дошкольников.
2 этап - Старшая группа
Направление экологического воспитания - интегрированный подход к развитию речи и экологических представлений: «Развитие речи + экология» Основные задачи этапа:
Продолжать накапливать багаж экологических представлений детей с позиции осознанно - правильного отношения к природе.
Направлять познавательную активность детей, совершенствуя и развивая речь.
Развивать творческие способности, отражая полученные знания в продуктивных видах деятельности, в играх.
Формировать способность делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные способности.
3 этап - Подготовительная группа
Направления экологического воспитания - интегрированный подход к развитию двигательных навыков и экологических представлений: «Природа + движение».
Основные задачи этапа:
Поддерживать и развивать устойчивый интерес к природе.
Расширять знания о неповторимости и многообразии объектов живой и неживой природы.
Формировать потребность в здоровом образе жизни через совершенствование разных видов движений, применять игровые упражнения в ежедневной активной деятельности.
Повышение уровня экологического сознания, познание природы через многообразие форм двигательной активности.
Проблема: новые требования к системе дошкольного образования диктуют новые условия организации экологического воспитания и образования. Но увеличить нагрузку на воспитанников без ущерба для здоровья нельзя. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.
Объект исследования: экологическое воспитание дошкольников, формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения.
Предмет исследования: создать целостную систему экологического воспитания дошкольников на основе здоровьесберегающих технологий в контексте единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи.
Цель: создание системы экологического воспитания и образования дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья.
Задачи: провести «экологический всеобуч» для членов творческой группы по способам, технологиям, методикам, формам эффективной организации экологического воспитания и образования дошкольников. Создать систему экологического воспитания через: получение экологических знаний в познавательной деятельности, вне НОД, получение знаний на прогулке, в рамках культурно-досуговой деятельности, развитие экологической среды в группе и экологического пространства в ДОУ, внедрение здоровьесберегающего компонента в экологическое воспитание, деятельность вне детского сада, летняя оздоровительная работа, создание единого воспитательного пространства семьи и ДОУ, повышение профессионализма педагогов в воспитании экологической культуры. Отработать систему мониторинга для отслеживания динамики формирования первоначальных представлений, приобретение навыков здорового образа жизни, сохранения параметров здоровья.
Ожидаемые результаты проекта:
На уровне образовательно учреждения: приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства; создание единого воспитательно - образовательно пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
На уровне педагогического процесса: совершенствование форм экологического воспитания дошкольников, переход к интеграционному.
Педагогической системы: переход от традиционной системы обучения и воспитания к обучению с помощью активных форм и методов, внедрению здоровьесберегающих инновационных технологий. Система работы по экологическому воспитанию предусматривает перспективный план работы с родителями, где отражены различные формы: информационно - аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные, коллективные, индивидуальные.