Создание доступной и безопасной среды в общеобразовательном учреждениии
Создание доступной и безопасной среды в общеобразовательном учреждениии
Обеспечение доступности образовательных учреждений является приоритетным направлением государственной политики. Именно, при совместном обучении детей-инвалидов и ребят без инвалидности формируется здоровое отношения к проблемам инвалидности с самого раннего возраста, и это двунаправленный процесс. Инвалидам, получившим образование в обычном образовательном учреждении, гораздо проще адаптироваться к взрослой жизни. Конечно, Государственная программа не обошла стороной этот вопрос. Проблеме формирования доступной школьной среды для детей-инвалидов уделено особое внимание. Программа планирует реализовать комплекс мероприятий по созданию в обычных образовательных учреждениях универсальной доступной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. Должна быть сформирована сеть базовых учебных заведений, в которых будут созданы такие условия, и по итогам реализации Программы, к концу 2015 года количество таких школ планируется довести до 20%. Сейчас их всего 2,5%. Также запланированы обучающие мероприятия для специалистов психолого-медико-педагогических комиссийобразовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях. Учебный процесс тоже необходимо приспосабливать для нужд инвалидов. С целью обеспечения беспрепятсвенного доступа детей-инвалидов к образовательным учреждениям, будет проведено оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Все мероприятия по безбарьерной школе не отменяют коррекционного образования, оно во многом оправдано. Планируется расширить возможности ребят учиться в обычных школах.
Доступность физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру является условием независимой жизни инвалидов и иных маломобильных групп населения (пожилых людей, людей с детскими колясками, детей) [1, с.27]. Именно повышение доступности окружающей среды может стать существенным стимулом для снижения социальной разоощенности между инвалидами и не инвалидами. Более того, доступная среда жизнедеятельности является необходимым ключевым условием адаптации и интеграции инвалидов в общество.
На сегодняшний день существующие ограничения и барьеры (имеется в виду не только отсутствие пандусов, удобных лифтов, общественного транспорта, но и условий для информационного обеспечения, получения образования инвалидами, их дальнейшего трудоустройства) препятствуют доступности среды.
На решение этих проблем, связанных с повышением социального статуса, защищенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, с созданием условий для их полноценной интеграции в жизнь общества, направлена пятилетняя государственная программа «Доступная среда».
«Доступная среда» - это безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться. Работа по решению этой актуальной проблемы уже ведется: в рамках приоритетного проекта «Образование» открыто новое направление – «Развитие дистанционного обучения для детей-инвалидов».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание доступной и безопасной среды в общеобразовательном учреждениии »
Создание доступной и безопасной среды в общеобразовательном учреждении
В конце марта 2010 г. Правительство РФ подписало государственную программу "Доступная среда", которая направлена на создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни. По ее результатам будет увеличено количество школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и здоровым детям .Будет увеличено число транспорта, оборудованного для перевозки инвалидов. Большее число телепрограмм будут иметь субтитры – к 2015 г. 50% от общего объема вещания общероссийских телеканалов (в настоящее время - не более 15%.) Будет увеличено количество рабочих мест для инвалидов, а также улучшены условия главных бюро медико-социальной экспертизы.
Обеспечение доступности образовательных учреждений является приоритетным направлением государственной политики. Именно, при совместном обучении детей-инвалидов и ребят без инвалидности формируется здоровое отношения к проблемам инвалидности с самого раннего возраста, и это двунаправленный процесс. Инвалидам, получившим образование в обычном образовательном учреждении, гораздо проще адаптироваться к взрослой жизни. Конечно, Государственная программа не обошла стороной этот вопрос. Проблеме формирования доступной школьной среды для детей-инвалидов уделено особое внимание. Программа планирует реализовать комплекс мероприятий по созданию в обычных образовательных учреждениях универсальной доступной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. Должна быть сформирована сеть базовых учебных заведений, в которых будут созданы такие условия, и по итогам реализации Программы, к концу 2015 года количество таких школ планируется довести до 20%. Сейчас их всего 2,5%. Также запланированы обучающие мероприятия для специалистов психолого-медико-педагогических комиссийобразовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях. Учебный процесс тоже необходимо приспосабливать для нужд инвалидов. С целью обеспечения беспрепятсвенного доступа детей-инвалидов к образовательным учреждениям, будет проведено оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Все мероприятия по безбарьерной школе не отменяют коррекционного образования, оно во многом оправдано. Планируется расширить возможности ребят учиться в обычных школах.
Доступность физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру является условием независимой жизни инвалидов и иных маломобильных групп населения (пожилых людей, людей с детскими колясками, детей) [1, с.27]. Именно повышение доступности окружающей среды может стать существенным стимулом для снижения социальной разоощенности между инвалидами и не инвалидами. Более того, доступная среда жизнедеятельности является необходимым ключевым условием адаптации и интеграции инвалидов в общество.
На сегодняшний день существующие ограничения и барьеры (имеется в виду не только отсутствие пандусов, удобных лифтов, общественного транспорта, но и условий для информационного обеспечения, получения образования инвалидами, их дальнейшего трудоустройства) препятствуют доступности среды.
На решение этих проблем, связанных с повышением социального статуса, защищенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, с созданием условий для их полноценной интеграции в жизнь общества, направлена пятилетняя государственная программа «Доступная среда».
«Доступная среда» - это безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться. Работа по решению этой актуальной проблемы уже ведется: в рамках приоритетного проекта «Образование» открыто новое направление – «Развитие дистанционного обучения для детей-инвалидов».
Российский опыт развития дистанционного обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не посещают образовательные учреждения, свидетельствует о том, что данная форма обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий является наиболее эффективным средством организации их образования.
Обучение с помощью компьютера, самого совершенного информационного средства, дает возможность получать образование как основное, так и дополнительное, непосредственно по месту жительства, не выходя из дома; позволяет максимально индивидуализировать обучение: это и удобное для ребенка расписание, и необходимый темп работы, и создание «оптимального образовательного маршрута», который не только учитывает особые потребности каждого конкретного ребенка, но и развивает познавательный потенциал личности.
Более того, дистанционная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с нарушениями развития и возможности найти новых друзей, общаться в видео и аудиочатах, а значит, формирует необходимые знания, умения, качества личности, позволяющие адаптироваться в жизни и быть успешным в социуме здоровых людей.
Думается, что пятилетняя государственная программа «Доступная среда» будет способствовать как созданию безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов, так и их полноценной интеграции в жизнь общества.
Что касается высших учебных заведений. Этот чрезвычайно актуальный вопрос, неоднократно обсуждался с общественными организациями инвалидов, в том числе и на Совете по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. Согласно приказу Минобрнауки России от 30 декабря 2010 г. № 2211, по федеральным округам Российской Федерации определены базовые образовательные учреждения высшего профессионального образования, в которых создаются условия, обеспечивающие обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Стоит отметить, что среди них Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, который имеет многолетний опыт подготовки студентов имеющих инвалидность.
Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Безопасность школы является приоритетной в деятельности администрации и педколлектива. Объектом этой деятельности являются: охрана труда, правила техники безопасности, гражданская оборона, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда. Она включает все виды безопасности, в том числе: пожарную, электрическую, взрывоопасность и безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Реализация вышеперечисленных задач осуществляется следующим образом: - организация и обеспечение охраны общественного порядка, безопасности обучаемых и преподавательского состава на охраняемом объекте и прилегающих к нему территории осуществляло ЧАО «МУР» Стоимость охраны за 1 месяц 11 тыс. руб. за счёт добровольного пожертвования родителей.
- Экстренный вызов наряда милиции по сигналу «Тревога», для принятия мер к задержанию лиц, создающих угрозу личной безопасности работникам и учащимся осуществляется круглосуточно. - В здании установлена система пожарной сигнализации «Редут».
В школе реализуется разработанный план мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности учащихся и охраны труда педагогов, предусмотренных Коллективным договором и соглашениями по охране труда. В него входит следующее:
ежегодное обеспечение качественной подготовки школы к новому учебному году на основании разработанной инструкции и актов приемки учебных кабинетов, пищеблока, спортивных залов и площадок;
постоянное обновление соответствующей информации по охране труда в кабинетах и школьных помещениях;
обучение педагогических работников и персонала школы (вводный инструктаж, первичный на рабочем месте, по электробезопасности, пожарной безопасности и др.);
организация дежурства педагогов, администрации, учащихся, дежурных классов, проведение бесед классными руководителями, а также использование средств наглядности и эстетического оформления школы в целях предупреждения травматизма;
регулярное проведение испытаний спортивного инвентаря и оборудования;
составление учебного расписания, исключающего перегрузки учащихся;
выполнение санитарно-гигиенических требований к уроку;
дозировка домашнего задания;
оформление листка здоровья в классных журналах;
проведение физкультминуток на уроках;
соблюдение режима проветривания кабинетов;
поддержание питьевого режима учащихся;
ведение записей в журналах инструктажей по охране труда классных руководителей при проведении экскурсий и других массовых мероприятий;
соблюдение санитарно-гигиенического режима в период промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Основное внимание уделяется профилактике детского травматизма Работа проводится по всем направлениям с учителями, учениками и родителями. Используются различные формы пропаганды по недопущению травматизма, по порядку обучения правилам дорожного движения, поведению на воде, противопожарной безопасности. Комиссией по охране руда разработан набор инструкций не только по охране труда педагогов, но и безопасности жизнедеятельности учащихся для классных руководителей, включающий в себя 118 инструкций.
Администрация школы большое внимание уделяет проблеме безопасности труда. Вопросы безопасности еженедельно обсуждаются на планерках.
С каждым учителем в течение учебного года проводятся инструктажи по охране труда. При проведении смотров кабинетов обязательно учитывается накопление материала по охране труда. Контролируется ведение и оформление документации: журналов по технике безопасности,
страницы правил дорожного движения в классном журнале,
наличия необходимых инструкций.
Актуальность и необходимость темы безопасности жизнедеятельности диктуют современные условия жизни. Начинать знакомить детей с правилами безопасного поведения в быту, на улице, в общественном месте начинаем в младшем школьном возрасте. Порой знания, полученные на школьных занятиях, помогают разобраться в сложных и даже экстремальных ситуациях за пределами образовательного учреждения.
В начальных классах основополагающие знания и умения по безопасности жизнедеятельности прививают в процессе преподавания школьных дисциплин. Изучение правил безопасности проходит в форме бесед, классных часов, просмотра видеофильмов, спектаклей, а также при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной работы. В нашей школе основы безопасного поведения также изучаются учащимися на уроках окружающего мира в начальных классах и уроках ОБЖ в 5-11 кл., затрагиваются на классных и общешкольных родительских собраниях.
Однако полностью исключить травматизм не удается . В ходе учебно- воспитательного процесса наблюдается не снижение травматизма, а наоборот увеличение . В основном, травмы получают на уроках физкультуры (ушибы, трещины ,переломы) и на переменах ,в то время, когда дети предоставлены самим себе. В связи с этим очень актуально соблюдение графика дежурства учителей по этажам и выполнение положений трудового коллективного договора о необходимости предоставления каждому сотруднику часового перерыва для приёма пищи, оплаты за столовую и прочего.
Причины травматизма. Недисциплинированность, невнимательность, невоспитанность, психическая неуравновешенность и недооценка своих действий .Учащиеся не думая о последствиях, которые отразятся на здоровье, получают травмы.
Пристальное внимание уделяется профилактике дорожно-транспортного травматизма.Традиционно в школе в сентябре проводится месячник по профилактике ДДТТ «Правила движения достойны уважения» конкурсы среди команд 5-8 классов "Безопасное колесо", 9-11 классов «Знатоки правил дорожного движения». Учащиеся принимают в них активное участие, закрепляя тем самым свой опыт пешеходов, юных знатоков дорожных знаков.
Ежемесячно с учащимися проводятся беседы по правилам дорожного движения (фиксируется на отдельной странице классного журнала). Перед каникулами учитель обязательно организует инструктаж по тем ситуациям, в которых они могут оказаться на улице, дома, в общественном месте.
Так как учащиеся нашей школы часто выезжают на экскурсии в г.Ставрополь, в туристические поездки. На спортивные соревнования (более 20 поездок в год), каждый выезд обязательно предваряет инструктажи с водителем, сопровождающими и учащимися, которые фиксируются в соответствующих "Журналах инструктажа технике безопасности при организации перевозок".
Меры противопожарной безопасности. Противопожарное состояние школы отвечает установленным требованиям пожарной охраны. В администрации школы централизованно решается вопрос об устранении некоторых замечаний пожарнадзора. Регулярно ведётся разъяснительная работа по профилактике пожара и по действиям во время пожара. Формы разъяснительной работы различны: беседы, анкеты, показ видеосюжетов, и др. В 2011 году каждую учебную четверть проводились тренировки по эвакуации из здания школы .Изучению правил пожарной безопасности способствуют творческие тематические мероприятия, такие, как "Огонь – друг, огонь – враг", участие в конкурсах детского рисунка по противопожарной тематике .
Пропускной режим. Контрольно-пропускной режим в помещение школы осуществляется на основании положения об организации пропускного режима в МОУ СОШ №12, которое предусматривает комплекс специальных мер, направленных на поддержание и обеспечение установленного порядка деятельности школы и определяет порядок пропуска обучающихся и сотрудников школы, граждан в административное здание.
Пропускной режим в школе осуществляется сторожем-с22.00-7.00 , вахтером – с 7.00-22.00, сотрудником ЧАО «МУР»-с 8.00-17.00 .
Ответственным за организацию и обеспечение пропускного режима в школе назначается приказом один из заместителей руководителя-дежурный администратор. На уровне учебного процесса, нареканий по пропускному режиму нет.
Приоритетным направлением в области организации условий безопасности администрация школы считает совокупность мероприятий образовательного, просветительного, административно – хозяйственного и охранного характера с обязательной организацией мониторинга.
Осуществление контроля вопросов безопасности в школе В течение учебного года осуществляется контроль: – за своевременной подготовкой кабинетов; – состоянием охраны труда и наличием необходимых средств по охране труда в кабинетах химии, физики, информатики, учебных мастерских, спортивном зале; – за выполнением инструкций при выполнении лабораторных работ по физике, химии и ведении журналов в данных кабинетах; – правильностью хранения химических реактивов в лабораторном кабинете химии; – выполнением обучающимися инструкций по охране труда на уроках трудо В нашей школе проводится целый ряд мероприятий по поддержанию сохранения здоровья учащихся ежегодное медицинское обследование; организация горячего питания учащихся,им пользуются 60 % всех учащихся школы , из них более 50 человек из категории социально-незащищённых семей охвачены льготным питанием. отслеживается воздушный и тепловой режим; контроль и регулирование объёма домашних заданий в соответствии с СанПиН; организация и проведение Дней здоровья; привлечение детей в различные спортивные секции вого обучения, при работе на пришкольном участке. Выводы Таким образом, в школе ведётся большая работа по созданию доступной среды и безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей ОУ от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. В связи с ростом всеобщей напряжённости, сложности и неустроенности жизни общества, характерной чертой которого стал высокий уровень преступности, постоянно создающий угрозу для человека, его здоровья и имущества, особую актуальность приобретает проблема обеспечения личной безопасности человека, как взрослого, так и ребёнка, подростка. Поэтому приоритетным направлением в работе является обучение подрастающего поколения методам обеспечения личной безопасности.