Просмотр содержимого документа
«Реализация компетентностного подхода в образовательной деятельности»
Педагогический совет
«Реализация компетентностного подхода в образовательной деятельности»
29.03.2019
Хрящова Л.И.
зам.директора по УВР,
учитель начальных классов
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить»
Адольф Дистервег,
немецкий педагог
Цель: Актуализация развития профессиональной компетентности педагога.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с понятиями «компетентностный подход» «профессиональная компетентность», «компетенции», видами профессиональной компетентности.
2. Повысить интерес педагогов к дальнейшему профессиональному саморазвитию.
3. Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Введение в тему педагогического совета. Метод «Ассоциации».
Работа в группах (13 групп …по количеству букв имеющих звуки). Для работы необходима бумага, маркеры, ручки.
- Напишите на листочке, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «Компетентность»? Все слова должны начинаться с букв данного слова. Время на работу – 2 минуты.
К – креативность…
О – ответственность, организованность, обучение…
М – методы, модернизация…
П – практика, планирование…
Е – единство…
Т – творчество, трудолюбие…
Е – единомышленники,
Н – наблюдение, новизна…
Т – талант…
Н – научность…
О – основа, осведомленность…
С – сотрудничество,
Т – терпимость…
Ь – без звука
Каждая группа зачитывает свои ответы.
Компетентностный подход в образовании — новые для отечественной педагогики слова, которые в последние годы все чаще звучат с высоких трибун и встречаются на страницах стратегических программ. Что они означают для школьных работников — учителей, классных руководителей? Чем вызвано появление компетентностного подхода? Какие преимущества он несет с собой для педагога и для ученика? Что нужно изменить учителям в своей деятельности?
Мы попытаемся в рамках Педагогического совета вместе с наукой ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с реализацией компетентностного подхода в образовательной деятельности.
Проект профессионального стандарта педагогической деятельности уже начинает свою жизнь. Стандарт разработан с позиций компетентностного подхода и представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности).
Одна из базовых компетентностей педагога - компетентность в педагогическом оценивании.
Опираясь на собственный многолетний опыт работы Ореховская Е.А., учитель начальных классов выскажет свою точку зрения по теме «Профессиональная компетентность и компетенции в условиях реализации ФГОС».
Компетентностный подход выдвинул в нашей деятельности на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
1) в познании и объяснении явлений действительности;
2) при освоении современной техники и технологии;
3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина.
5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;
6) при необходимости разрешать проблемы, при разрешении конфликтов.
Предлагаю представить свой опыт работы в рамках «Компетентностного подхода в образовательной деятельности»учителю истории и обществознанияНиколаеву Д.С.
Интерактивное анкетирование педагогов
- Мы сейчас предлагаем вам актуализировать свои знания, ответив на вопросы интерактивной анкеты. Отвечаем на вопросы интерактивно и коллективно (на интерактивной доске появляются вопросы, учителя отвечают, и затем сразу проверяем правильный ответ).
АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Компетентностный подход не имеет отношения к готовности человека к самостоятельному решению многообразных проблем своей практической деятельности.
А) верно Б) неверно
2.Компетенция – практическая готовность к эффективной деятельности.
А) верно Б) неверно
3. Компетентность– совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, способов деятельности, системы ценностей и отношений.
А) верно Б) неверно
4. Компетентность «появляется»изприобретённых знаний, умений и навыков, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей при решении разнообразных проблем своей деятельности и общения.
А) верно Б) неверно
5.Ключевые компетентностиобеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в обществе
А) верно Б) неверно
6. Компетентностный подход выдвигает на первое место информированность обучающегося
А) верно Б) неверно
7. Ключевые образовательные компетенции:
1. Ценностно-смысловые компетенции;
2. Общекультурные компетенции;
3. Учебно-познавательные компетенции;
4. Информационные компетенции;
5. Коммуникативные компетенции;
6. Социально-трудовые компетенции;
7. Компетенции личностного самосовершенствования.
А) верно Б) неверно
На слайде – правильные ответы, которые озвучиваются.
Таким образом, понятие компетентности является более широким, чем знания или умения – компетентность включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, ценности, интересы, которые самостоятельно реализуются учащимся и используются им в определенной конкретной ситуации.
Слово предоставляется учителю ИЗО и черчения Бубнович М.А., она более подробно нам расшифрует ответ на 7 вопрос интерактивной анкеты «Ключевые образовательные компетенции».
В эпоху Интернета и электронных средств хранения информации формальные знания человека перестают быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования.
От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.
Совершенствование образовательного процесса на основе компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных жизненных ситуациях.
Этому способствует реализация компетентностного подхода в образовании.
По сути, компетентный человек – тот, кто умеет делать хорошо то, что делает.
Для того чтобы учащиеся стали компетентными людьми, нужны компетентные педагоги.
«Не обязательно быть лучше всех,
достаточно быть лучше, чем неделю назад»
Профессия педагога предполагает непрерывное совершенствование во владении методиками, формами, технологиями обучения. В соответствии с ФГОС (ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ) меняется характер педагогической деятельности. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому и передовому. Мы учителя постоянно должны совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики.
Ход деловой игры
1.Игра-разминка «Качества» (автор Яковлева О.Н.)
Предлагаю каждому педагогу назвать 3 своих самых главных качества, способствующих успешности в работе.
Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств как компетентного педагога. Следующий вопрос….
Какого педагога можно назвать профессионально-компетентным?
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, определяются основные пути развития его профессиональной компетентности
Каковы пути развития профессиональной компетенции?
- Система повышения квалификации (курсы, аттестация, переподготовка).
- Самообразование педагогов.
- Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.
- Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.
Рефлексия. Игра «Проблема на ладошке» (Яковлева О.Н.)
(музыкальное сопровождение: музыка Вселенной)
Сейчас предлагаю каждому участнику посмотреть на проблему совершенствования профессиональной компетентности как бы со стороны, как если бы вы держали её на ладошке (ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик)
- Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Какие качества, и каким образом я хотел (а) бы в себе развить, что бы моя жизнь и педагогическая деятельность обеспечивала собственное профессиональное продвижение и развитие.
- А теперь давайте конкретно поговорим о том, что каждый из вас сделал по развитию самосовершенствования за эти полгода? Чему вы научились?
(Я хотела бы развить в себе такое качество как красноречие, потому что мне порой очень трудно высказать свои мысли, я могу развить в себе это качество, если буду обогащать свой словарный запас.)
Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.
РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”
Подведём итог работы педсовета, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
Мизинец – для меня было недостаточно… (Каждый участник педсовета поднимает вверх палец по позиции своего мнения…заслушиваем мнения педагогов)
Ответы:
- Важным и интересным было «… узнать, что такое компетентностный подход в обучении, ключевые компетенции образования, работа в группах.»
- Получила конкретную информации «… о ключевых компетенциях Российского образования, что такое компетентность, компетенция»
- Было трудно «… трудно воспринимать теорию, но с презентацией воспринимается теория легче, трудно понять содержание компетентностного подхода, но определенную установку на дальнейшую работу мы получили»
- Оценка психологической атмосферы «… рабочая, доброжелательная, включает в дальнейшую деятельность»
- Недостаточно «… знаний по практическому применению, необходимо продолжать работать над этой темой, рассмотреть вопрос об уроке с точки зрения компетентностного подхода, о профессиональной компетентности педагога, об оценивании с точки зрения компетентности и т.д.»
ВИДЕОРОЛИК «Компетентностный подход в образовании» (длительность 1:53)
Одним из проектов решения Педсовета включить:
Педагогам применять в образовательной деятельности способы формирования ключевых образовательных компетенций (Приложения №1).
Провести самоанализ сформированности у педагогов и учащихся ключевых образовательных компетенций через предложенные анкеты (Приложения №2, №3). Срок: заключительные заседания МО, до 01.06.2019г
Приложение 1
Формирование ключевых компетенций
Компетенции
Основной смысл
Деятельностная форма представления
Способы формирования компетенции
Ценностно-смысловые
Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение
Данный вид компетенций предполагает умения:
- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- организации парной, групповой работы, при которой учащиеся много говорят;
- проведении ролевых игр;
- проведении дискуссий, во время которых происходит обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями;
- создание различных текстов (сочинений, сообщений) и публичное представление
Общекультурные
Это компетенции, связанные с познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры
Данный вид компетенций предполагает:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей, уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
- определять свое место и роль в окружающем мире;
- владение культурой семейных, социальных, общественных отношений;
- осознавать роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир;
- действовать в сфере трудовых отношений.
Б. Формируются при:
-организации целеполагания;
-планировании учащимся своей деятельности;
- проведении анализа выполненной работы;
-осуществлении рефлексии и самооценки;
- создании проблемных ситуаций;
- проведении «мозгового штурма»;
- участии в проектной деятельности.
Коммуникативные
Это компетенции, включающие знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе
Данный вид компетенций предполагает:
- уметь представлять себя, свой класс (группу), учебное заведение устно и письменно;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действия в ситуации общения, умениями искать и находить компромиссы.
В. Формируются при:
-организации предпрофильной подготовки;
-проведении общественно-полезного труда, проведении профессиональных проб;
- деловых, ролевых и имитационных играх, социальных практиках и проектах;
- участии в предметных неделях.
Учебно-познавательные
Это совокупность компетенций учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами
Данный вид компетенций предполагает умения:
- ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
- формулировать выводы;
- выступать устно о результатах исследования с использованием компьютерных средств и технологий
Г. Формируются при:
- выполнении заданий с «лишними данными»;
- выполнении задания на развитие навыков самоконтроля;
- самостоятельном составлении учащимися теста с поиском вариантов ошибочных и правильных ответов
Информационные
Это компетенции, обеспечивающие навыки деятельности учащегося с информацией, содержащейся в учебных предметах, средствах массовой информации, а также в окружающем мире
Данный вид компетенций предполагаем умения:
- работать с различными источниками информации: книгами, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации
Д. Формируются при:
Выполнении заданий, для решения которых необходимо привлечь Интернет, справочники, словари, энциклопедии
Социально-трудовые
Это компетенции, обеспечивающие овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности
Данный вид компетенций предполагает владение знаниями и опытом:
- в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя);
- в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя);
- в сфере семейных отношений и обязанностей;
- в вопросах экономики и права;
- в области профессионального самоопределения.
Е. Формируются при:
-решении нестандартных, занимательных задач;
- проблемном способе изложения новой темы или использовании педагогических технологий;
- проведении мини-исследований на основе изучения материала
Личностного совершенствования
Это компетенции, выражаются в овладении учащимися способами деятельности в собственных интересах и возможностях, в его непрерывном самопознании, развитии необходимых личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения
Данный вид компетенций предполагает владение знаниями и опытом:
- при освоении способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития;
- эмоциональной саморегуляции и самоподдержки;
- культуры мышления и поведения;
- правил личной гигиены, заботы о собственном здоровье;
- внутренней экологической культуры
Ж. Формируются при:
- введении исторических фактов из жизни ученых;
- высказываний выдающихся людей;
- рассмотрении фактов о передовых научных открытиях, культурно-исторических событиях;
- использовании устных заданий на грамотное произношение и употребление имен, терминов, понятий, заданий с информационно-познавательной направленностью;
- выполнении домашней работы по составлению заданий
Приложение 2
Анкета для педагога
Отметьте, пожалуйста, знаком «+», какие компетенции Вы уже формируете на учебных занятиях?
Компетенции
Деятельностные формы представления компетенций
Ценностно-смысловые
Умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам
Умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок
Общекультурные
Умение определять своё место и роль в окружающем мире
Владение культурой семейных, социальных, общественных отношений
Осознание роли науки и религии в жизни человека, их влияние на мир
Коммуникативные
Умение представлять себя, свой класс, свою школу (письменно и устно)
Умение выступать с устным сообщением, умение задавать вопросы, корректно вести учебный диалог
Владение способами совместной деятельности в группе
Учебно-познавательные
Умение ставить цель и организовывать ее достижение, умение пояснять свою цель
Умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности
Умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений
Умение работать с различными источниками информации: книгами, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет
Умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию
Умение ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое, умение осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ
Социально-трудовые
Знания в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя)
Знания в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя)
Знания в сфере семейных отношений и обязанностей
Знания в области профессионального самоопределения
Личностного совершенствования
Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития
Способы эмоциональной саморегуляции и самоподдержки
Культура мышления и поведения
Правила личной гигиены, забота о собственном здоровье
Приложение 3
Анкета для учащихся
Считаешь ли ты, что на учебных занятиях в школе у тебя формируются следующие знания, умения и навыки? (ответь «да» или «нет»)
№ п/п
Вопросы
Ответ
1
Умение читать сложные тексты, относящиеся к повседневной жизни, например, материалы прессы, технические инструкции
2
Умение составлять деловое письмо, заполнять различные бланки, писать заявления
3
Умение работать на компьютере
4
Умение находить нужную информацию
5
Знания правил дорожного движения и других правил безопасности жизнедеятельности
6
Знания по сохранению и укреплению собственного здоровья
7
Умения ориентироваться в вопросах политики, экономики, права
8
Знания о роли науки, культуры и религии в жизни человека
9
Умения действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы
10
Умения и знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью
11
Умения общаться, выстраивать взаимоотношения
12
Умения принимать решения и брать на себя ответственность за их последствия
13
Умение представлять себя, свой класс, свою школу
14
Умение ставить цель и организовывать ее достижение
15
Знания прав потребителя, покупателя, клиента, производителя, избирателя…
Список литературы.
Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10.
Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.
Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. - №5.
Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.ррррр
Э.Ф. Зеер дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:
- способность делать учебный материал доступным;
- творчество в работе;
- педагогически-волевое влияние на учащихся;
- способность организовать коллектив учащихся;
- интерес и любовь к детям;
- содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
- педагогический такт;
- способность связать учебный предмет с жизнью;
- наблюдательность;
- педагогическая требовательность.
Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса [10, C.117].
Выделяются 6 типов центрации:
- конформная - центрация на интересах, мнениях коллег;
- эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я;
- гуманистическая - центрация на интересах детей (педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся);
- центрация на интересах, требованиях администрации (характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности);
- центрация на интересах родителей (встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников);
- методическая, или познавательная - центрация на содержании, средствах и методике преподавания [12, C.88-90].
2.3. Социально-коммуникативная компетентность:
- социально-коммуникативная адаптивность,
- стремление к согласию,
- нетерпимость к неопределенности,
- избегание неудач,
- фрустрационная толерантность.
3. Педагогически значимые качества.
3.1. Логическое мышление.
3.2. Творческий потенциал.
3.3. Эмпатия.
- сопереживание,
- действенная эмпатия.
3.4.Субъективный контроль:
- интернальность,
- экстернальность.
3.5. Социальный интеллект.
4. Педагогически нежелательные качества.
4.1. Ригидность.
4.2. Авторитарность.
4.3. Демонстративность.
5. Педантичность.
Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей :
интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;
умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;
способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).
Основными элементами педагогического такта являются:
- требовательность и уважительность к воспитаннику;
- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
- деловой тон общения;
- внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
- во внешнем облике педагога;
- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;