«Компетентностный подход и пути его реализации в образовательном процессе»
«Компетентностный подход и пути его реализации в образовательном процессе»
В соответствии с пониманием фундаментальных образовательных целей
на рубеже веков появилась новая концептуальная линия российского образования - компетентностный подход. С позиций этого подхода непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетенций студентов.Переосмысливая свою деятельность, приходится осваивать для себя новые позиции: партнера, эксперта, организатора самостоятельной деятельности. Вместе со студентами, осваивая новые технологии, учу их работать в группе, вести исследовательскую работу, организовывать учебные дискуссии. Компетентностный подход требует изменения системы оценивания: оценку выставлять не за понимание текста, а за умение работать с информацией, оценивание становится более дифференцированным и более прозрачным.Реализация компетентностного подхода на уроках способствует активизации познавательной деятельности студентов, повышению интереса к предмету, нацеливает студента и преподавателя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Компетентностный подход и пути его реализации в образовательном процессе» »
ГБОУ НПО «Профессиональное училище №13
имени Дважды Героя Социалистического труда В.И. Штепо»
Выступление на Педагогическом совете по теме:
«Компетентностный подход и
пути его реализации
в образовательном процессе»
Подготовила преподаватель
I квалификационной категории
Н.Ю. Шатова.
г. Калач-на-Дону
2014 год
Компетентностный подход и современный урок.
В соответствии с пониманием фундаментальных образовательных целей на рубеже веков появилась новая концептуальная линия российского образования - компетентностный подход. С позиций этого подхода непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетенций студентов.
Цель: определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллектива.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия:
- компетентностный подход;
- компетенция; компетентность.
2. Основные компетентности педагога.
3. Профессиональные компетенции педагога, влияющие на качество обучения.
Что такое компетентностный подход?
- Подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.
- Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Отражение компетентностного подхода в образовательных стандартах.
Основной результат образовательной деятельности – формирование
ключевых компетентностей.
Компетенция ( от лат.competentia – соответствие, соразмерность) – универсальные способности для решения проблем личной или общественной значимости.
Компетентность – умение действовать в ситуации неопределенности; определенный уровень владения компетенцией.
Компоненты образовательной компетенции.
Ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании).
Общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов).
Предметные (формируемые в рамках отдельных предметов).
Что такое «ключевые компетенции»?
Ключевые компетенции – сочетание умений, готовностей, ценностей, мотиваций, которое даёт ключ к успешности в жизни.
Ключевые компетенции = элементарные компетенции, необходимые для жизни + общеучебные умения и навыки + специальные умения и навыки + ценности.
4 элементарные ключевые компетенции:
- информационная - готовность работать с информацией;
- коммуникативная - готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
- кооперативная - готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
- проблемная - готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
Направления реализации компетентностного подхода.
Проблемное обучение, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированное образование, использование технологий проектной деятельности, критического мышления, портфолио, дифференцированного обучения, стандарты начального, основного и среднего общего образования.
Есть ли разница между компетентностью и компетенцией?
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним
Компетентность – владение , обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Что даёт компетентностный подход преподавателю и студенту? - согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями студентов;
- подготовить студентов к сознательному и ответственному обучению;
- подготовить студентов к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.
Компетентностный подход позволяет:
- Способность решать профессиональные проблемы в условиях профессиональной деятельности.
- Сумма знаний и умений, определяющих результативность и эффективность труда.
- Комбинация личностных и профессиональных качеств.
Что сегодня понимается под профессиональной компетентностью педагога?
Способность педагога превращать специальность, носителем которой он является в средства формирования личности учащегося.
(Кузьмина Н. В.)
Профессиональная компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.
(Митина Л. М.)
Критерии компетентности преподавателя.
Педагогическая деятельность, уровень обученности ЗУН, уровень сформированности общеобразовательных УН, инновационная работа, самообразование, исследовательская работа, образование, квалификация, самоанализ, самодиагностика.
Компетентность преподавателя - это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
«В системе образования происходят кардинальные кадровые изменения.
Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимых знаний) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов». Современный преподаватель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, личность, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.
Критерии оценки преподавателя студентами:
1. Доверяют студентам
2. Профессиональное мастерство
3. Доброта
4. Справедливость
5. Остроумие
6. Умение понять студента и найти с ними общий язык
7. Творческие способности
8. Выразительность речи
9. Строгость
10. Ответственность
12. Уважение к студентам
13. Чувство юмора
14. Не обзывают студентов
15. Отходчивость
16. Эмоциональность.
Реализация компетентностного подхода на уроках математики.
Российская теория и практика средней школы обладает огромным набором методов, форм, средств обучения, основным типом обучения выступает вербальный: использование печатного текста и устной речи, где преподаватель в основном, передает знания студентам и контролирует уровень их усвоения.
Под влиянием ситуации на рынке труда, ускоренным развитием общества, информационной среды репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, уходит в прошлое. Современное общество требует от системы образования формирования у студентов инициативности, инновационности, мобильности, гибкости, динамизма и конструктивности. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения. Уметь работать в команде, владеть новыми технологиями. Воспитание такой профессионально активной личности требует от педагога применения совершенно новых приемов, методов и форм работы. Преподавателю необходимо, прежде всего, применять активные методы обучения, развивающие технологии, которые направлены на развитие познавательной, коммуникативной, личностной активности студентов.
Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
- Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
- Оценивание для обеспечения возможности студенту самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
- Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности студента на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
На смену ЗУНам пришли надпредметные образовательные результаты. Переосмысливая свою деятельность, приходится осваивать для себя новые позиции: партнера, эксперта, организатора самостоятельной деятельности. Вместе со студентами, осваивая новые технологии, учу их работать в группе, вести исследовательскую работу, организовывать учебные дискуссии. Компетентностный подход требует изменения системы оценивания: оценку выставлять не за понимание текста, а за умение работать с информацией, оценивание становится более дифференцированным и более прозрачным.
С целью создания на уроках развивающей среды поощряю студентов за попытки что-то сделать самостоятельно, побуждаю к опробованию других способов мышления, включаю студентов в различные виды деятельности, развивающие у них различные способности, учу не бояться высказывать свое понимание проблемы, особенно тогда, когда оно отличается от мнения большинства. На уроках математики учу ребят задавать вопросы, объясняю им, что необходимо выслушать мнение всех, но у них есть право не согласиться с мнением большинства, они должны аргументироваться свое мнение. Я часто поддерживаю студентов, когда они делают ошибки, помогаю им справиться, объясняю им, что "не знаю", "не умею", "не понимаю", это не стыдно, а первый шаг к "знаю", "умею", "понимаю".
На своих уроках формирую элементарные общеучебные компетенции студентов. Учу их:
• точно формулировать мысли по теме;
• исследовать различные варианты решения задач, выбирать наилучшие, принимая во внимание различные критерии;
• выбору основного содержания прочитанного или услышанного;
• работать в сотрудничестве при выполнении общего задания (студент-студент, студент-преподаватель);
• оценивать результат своей деятельности.
Термин "компетенция" имеет два значения: круг полномочий какого-либо лица и круг вопросов, в которых данное лицо обладает опытом, познаниями. Применительно к образованию имеет смысл второе значение термина. Формирование компетентностного подхода на уроке дает возможность формировать у студентов способность действовать в ситуации неопределенности, обладая опытом. В.А. Болотов, В.В.Сериков отмечают "компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта".
Компетентностное обучение становится перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер. Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. Такие элементарные общеучебные компетенции, как выделение главного из прочитанного, точная формулировка правил, теорем, аксиом, исследование различных вариантов решения задач, оценка результатов своей деятельности должны формироваться не отдельно, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.
На уроках, посвященных решению задач, студент не копирует готовые решения с доски, а занимается поиском решения задач. Во время самостоятельной работы предлагаются разноуровневые карточки.
В своей работе использую промежуточный, текущий и итоговый контроль, тесты с выбором ответов и требующие развернутого ответа.
Реализация компетентностного подхода на уроках способствует активизации познавательной деятельности студентов, повышению интереса к предмету, нацеливает студента и преподавателя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.
Основные выводы:
Компетентностный подход – это совокупность: целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса, оценки образовательных результатов, новый подход в образовании связан с необходимостью модернизации содержания и методики обучения с целью повышения его качества; формирование ключевых компетенций в процессе обучения тесно связано с особенным вниманием к общеучебным умениям и навыкам; новые приоритеты современного образования требуют от каждого преподавателя пересмотра традиционных подходов в построении урока в пользу более современных.