kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация компетентностного подхода в обучении математике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностный подход представляет собой новое направление  в стратегии модернизации содержания общего образования России.

А.В.Хуторской выделил понятия компетенция и компетентность и дал им характеристики:

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности), которые требуются для функционирования в определенной области.

Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

Через трактовки этих понятий и их соотношение может быть понято само содержание компетентностного подхода.

Компетентностный подход, по мнению О.Е.Лебедева – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

К общим принципам относятся следующие положения:

  • Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
  • Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
  • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
  • Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

В связи с практической ориентированностью современного математического образования основным результатом образовательного процесса становится  не система знаний, умений, навыков, а набор ключевых компетенций, сформированных у учащихся в процессе обучения.

Просмотр содержимого документа
«Реализация компетентностного подхода в обучении математике. »

Реализация компетентностного подхода в обучении математике.

Чехова Ирина Николаевна, учитель математики МКОУ Поселковой СОШ

Меняется мир непрерывно, неспешно,

Меняется все от концепций до слов.

И тот лишь сумеет остаться успешным,

Кто сам вместе с миром меняться готов!

П. Калита

Современная школа и образование в своих основных чертах сложились под влиянием определенных философских идей, которые были сформулированы еще на рубеже XVIII – XIX вв. Коменским, Песталоцци, Фребелем и в сумме образуют так называемую «классическую» модель образования. В настоящее время становится все более понятным, что эта классическая система не всегда отвечает новым требованиям. В условиях глобального кризиса культуры, в условиях поиска новых альтернативных систем развития российского социума, процесс образования должен мобильно и адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, ведь именно он создает почву для будущего. В связи с этими изменениями от человека потребовали другой подход к качеству образования, к уровню образовательных услуг. Сегодня требуются высококвалифицированные, коммуникабельные, толерантные специалисты, отвечающие широкому спектру задач современного общества и способные решать проблемы автономно. Важнейшая задача математического образования направлена на развитие личности в современных условиях и на умение видеть математические закономерности в повседневной жизни. Поэтому одной из главных задач образования становится внедрение компетентностного подхода.

Компетентностный подход представляет собой новое направление в стратегии модернизации содержания общего образования России.

А.В.Хуторской выделил понятия компетенция и компетентность и дал им характеристики:

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности), которые требуются для функционирования в определенной области.

Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

Через трактовки этих понятий и их соотношение может быть понято само содержание компетентностного подхода.

Компетентностный подход, по мнению О.Е.Лебедева – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

К общим принципам относятся следующие положения:

  • Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

  • Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

  • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

  • Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

В связи с практической ориентированностью современного математического образования основным результатом образовательного процесса становится не система знаний, умений, навыков, а набор ключевых компетенций, сформированных у учащихся в процессе обучения.




На уроках математики я создаю условия для формирования следующих видов компетенций:

  • Учебно – познавательная – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В результате чего ученик приобретает креативные навыки продуктивной деятельности.

  • Исследовательская: данная компетенция направлена на формирование исследовательских и творческих начал учеников и на развитие самостоятельности и потребности в познании.

  • Информационная: включает в себя умелое владение коммуникационными технологиями.

  • Коммуникативная: включает в себя владение тактиками общения.

Одним из важных методов при формировании учебно – познавательной компетенции является создание проблемной ситуации, суть которых сводится к развитию творческого потенциала учеников и формированию логического мышления. Например, при изучении темы «Понятие конуса» в 11 кл. перед учащимися ставится проблемный вопрос: «Как вы думаете, как может быть получен конус?», в 6 классе при изучении темы: «Окружность. Длина окружности», учащимся задается вопрос: « Как вы думаете, возможно ли определить зависимость длины окружности от радиуса», «Если возможно, то как?» При постановке проблемных вопросов учащимся не сообщаются знания в готовом виде, а посредством мыслительных операций, таких как: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация, учащиеся самостоятельно под руководством учителя приходят к решению поставленных вопросов.

Особый интерес вызывают у детей тестовые задания. Задания разрабатываются как мною, так и учащимися в программе iSprinq Quizmaker. В 5 классе учащимися были разработаны тестовые задания по теме «Проценты», в 9 классе «Длина окружности и площадь круга», в 10 классе «Применение производной к исследованию функции». Причем, разработка и выполнение тестовых заданий имеет практическую направленность, так как учащимся в будущем предстоит итоговая аттестация.

Важным направлением в процессе обучения является исследовательская деятельность школьников. Использование проектных технологий на уроках математики направлено на формирование интеллектуальных умений учеников и на развитие ключевых компетенций, через внедрение в процесс обучения информационно – коммуникационных технологий. Ведь, на сегодняшний день ИКТ заняли прочную позицию в процессе обучения.

В основе исследовательской деятельности на уроках математики лежит:

  • Умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;

  • Умение конструировать собственные знания и на их основе делать выводы;

  • Формирование и развитие креативного мышления;

  • Активизация познавательной деятельности учащихся.

Неотъемлемую часть исследовательской деятельности составляет метод проектов. Используя метод проектов, у учащихся наблюдается положительная динамика развития познавательной, рефлексивной и информационно - коммуникативной деятельности. В своей педагогической деятельности я использую следующие виды проектов: индивидуальные, межпредметные и практико - ориентированные.

Успешность исследовательской деятельности состоит в умении привести ребенка к принятию собственного решения.

При формировании информационной компетенции использую следующие приемы:

  • При изучении новой терминологии, используя толковые словари, учащиеся дают определения математическим понятиям, например, используя различные словари, дайте определение слова «цилиндр»; значение слова «модуль» в различных сферах человеческой деятельности и т.д.

  • Использование сети Интернет при подготовке докладов, рефератов. Создание учащимися творческих проектов после изученных тем.

  • Решение расчетных задач на движение и стоимость.

  • Решение практико – ориентированных задач – задач с практическим содержанием.

  • Работа с ресурсами «Единая коллекция ЦОР». ЦОРы предполагают возможность использования информации энциклопедического характера.

Развитие коммуникативной компетенции у учащихся начинается в беседе, когда ученики отвечают на поставленные вопросы учителя, учатся сами их задавать и формулировать. Для развития коммуникативной компетенции я использую следующие методы и приемы:

  • Составление алгоритма и устное решение задач с подробным объяснением

  • Работа в парах и группах при создании и защите творческих проектов

  • Использование математических софизмов.

  • Публичные выступления (учащиеся учатся выступать перед аудиторией, овладевают основами риторики)

Подводя итог, хочется отметить, что реализация компетентностного подхода на уроках математики способствует положительному, высокоэффективному результату в процессе обучения.



Литература:

  1. Кукушкин В.С. Педагогические технологии. – 2002.

  2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004, №5

  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированного образования// Народное образование. – 2003. – №2.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реализация компетентностного подхода в обучении математике.

Автор: Чехова Ирина Николаевна

Дата: 28.07.2014

Номер свидетельства: 110732

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках математики в условиях реализации компетентностного подхода. "
    ["seo_title"] => string(130) "intielliektual-noie-razvitiie-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki-v-usloviiakh-riealizatsii-kompietientnostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "243319"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445695717"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(65) "riealizatsiia-kompietientnostnogo-podkhoda-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "101700"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402427522"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Развитие самостоятельности при реализации компнтентностного подхода в обучении математики "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-samostoiatiel-nosti-pri-riealizatsii-kompntientnostnogho-podkhoda-v-obuchienii-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "124915"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414846791"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Особенности формирования  математической   компетентности  студентов в педагогическом колледже "
    ["seo_title"] => string(106) "osobiennosti-formirovaniia-matiematichieskoi-kompietientnosti-studientov-v-piedaghoghichieskom-kolliedzhie"
    ["file_id"] => string(6) "215927"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432824984"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Исследовательская работа на тему: "Формирование основных образовательных компетенций на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(80) "issliedovatiel_skaia_rabota_na_tiemu_formirovaniie_osnovnykh_obrazovatiel_nykh_k"
    ["file_id"] => string(6) "473094"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528810302"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства