Реализация компетентностного подхода в обучении математике.
Реализация компетентностного подхода в обучении математике.
Компетентностный подход представляет собой новое направление в стратегии модернизации содержания общего образования России.
А.В.Хуторской выделил понятия компетенция и компетентность и дал им характеристики:
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности), которые требуются для функционирования в определенной области.
Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.
Через трактовки этих понятий и их соотношение может быть понято само содержание компетентностного подхода.
Компетентностный подход, по мнению О.Е.Лебедева – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
К общим принципам относятся следующие положения:
Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.
В связи с практической ориентированностью современного математического образования основным результатом образовательного процесса становится не система знаний, умений, навыков, а набор ключевых компетенций, сформированных у учащихся в процессе обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация компетентностного подхода в обучении математике. »
Реализация компетентностного подхода в обучении математике.
Чехова Ирина Николаевна, учитель математики МКОУ Поселковой СОШ
Меняется мир непрерывно, неспешно,
Меняется все от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов!
П. Калита
Современная школа и образование в своих основных чертах сложились под влиянием определенных философских идей, которые были сформулированы еще на рубеже XVIII – XIX вв. Коменским, Песталоцци, Фребелем и в сумме образуют так называемую «классическую» модель образования. В настоящее время становится все более понятным, что эта классическая система не всегда отвечает новым требованиям. В условиях глобального кризиса культуры, в условиях поиска новых альтернативных систем развития российского социума, процесс образования должен мобильно и адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, ведь именно он создает почву для будущего. В связи с этими изменениями от человека потребовали другой подход к качеству образования, к уровню образовательных услуг. Сегодня требуются высококвалифицированные, коммуникабельные, толерантные специалисты, отвечающие широкому спектру задач современного общества и способные решать проблемы автономно. Важнейшая задача математического образования направлена на развитие личности в современных условиях и на умение видеть математические закономерности в повседневной жизни. Поэтому одной из главных задач образования становится внедрение компетентностного подхода.
Компетентностный подход представляет собой новое направление в стратегии модернизации содержания общего образования России.
А.В.Хуторской выделил понятия компетенция и компетентность и дал им характеристики:
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности), которые требуются для функционирования в определенной области.
Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.
Через трактовки этих понятий и их соотношение может быть понято само содержание компетентностного подхода.
Компетентностный подход, по мнению О.Е.Лебедева – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
К общим принципам относятся следующие положения:
Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.
В связи с практической ориентированностью современного математического образования основным результатом образовательного процесса становится не система знаний, умений, навыков, а набор ключевых компетенций, сформированных у учащихся в процессе обучения.
На уроках математики я создаю условия для формирования следующих видов компетенций:
Учебно – познавательная – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В результате чего ученик приобретает креативные навыки продуктивной деятельности.
Исследовательская: данная компетенция направлена на формирование исследовательских и творческих начал учеников и на развитие самостоятельности и потребности в познании.
Информационная: включает в себя умелое владение коммуникационными технологиями.
Коммуникативная: включает в себя владение тактиками общения.
Одним из важных методов при формировании учебно – познавательной компетенции является создание проблемной ситуации, суть которых сводится к развитию творческого потенциала учеников и формированию логического мышления. Например, при изучении темы «Понятие конуса» в 11 кл. перед учащимися ставится проблемный вопрос: «Как вы думаете, как может быть получен конус?», в 6 классе при изучении темы: «Окружность. Длина окружности», учащимся задается вопрос: « Как вы думаете, возможно ли определить зависимость длины окружности от радиуса», «Если возможно, то как?» При постановке проблемных вопросов учащимся не сообщаются знания в готовом виде, а посредством мыслительных операций, таких как: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация, учащиеся самостоятельно под руководством учителя приходят к решению поставленных вопросов.
Особый интерес вызывают у детей тестовые задания. Задания разрабатываются как мною, так и учащимися в программе iSprinq Quizmaker. В 5 классе учащимися были разработаны тестовые задания по теме «Проценты», в 9 классе «Длина окружности и площадь круга», в 10 классе «Применение производной к исследованию функции». Причем, разработка и выполнение тестовых заданий имеет практическую направленность, так как учащимся в будущем предстоит итоговая аттестация.
Важным направлением в процессе обучения является исследовательская деятельность школьников. Использование проектных технологий на уроках математики направлено на формирование интеллектуальных умений учеников и на развитие ключевых компетенций, через внедрение в процесс обучения информационно – коммуникационных технологий. Ведь, на сегодняшний день ИКТ заняли прочную позицию в процессе обучения.
В основе исследовательской деятельности на уроках математики лежит:
Умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
Умение конструировать собственные знания и на их основе делать выводы;
Формирование и развитие креативного мышления;
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Неотъемлемую часть исследовательской деятельности составляет метод проектов. Используя метод проектов, у учащихся наблюдается положительная динамика развития познавательной, рефлексивной и информационно - коммуникативной деятельности. В своей педагогической деятельности я использую следующие виды проектов: индивидуальные, межпредметные и практико - ориентированные.
Успешность исследовательской деятельности состоит в умении привести ребенка к принятию собственного решения.
При формировании информационной компетенции использую следующие приемы:
При изучении новой терминологии, используя толковые словари, учащиеся дают определения математическим понятиям, например, используя различные словари, дайте определение слова «цилиндр»; значение слова «модуль» в различных сферах человеческой деятельности и т.д.
Использование сети Интернет при подготовке докладов, рефератов. Создание учащимися творческих проектов после изученных тем.
Решение расчетных задач на движение и стоимость.
Решение практико – ориентированных задач – задач с практическим содержанием.
Работа с ресурсами «Единая коллекция ЦОР». ЦОРы предполагают возможность использования информации энциклопедического характера.
Развитие коммуникативной компетенции у учащихся начинается в беседе, когда ученики отвечают на поставленные вопросы учителя, учатся сами их задавать и формулировать. Для развития коммуникативной компетенции я использую следующие методы и приемы:
Составление алгоритма и устное решение задач с подробным объяснением
Работа в парах и группах при создании и защите творческих проектов
Использование математических софизмов.
Публичные выступления (учащиеся учатся выступать перед аудиторией, овладевают основами риторики)
Подводя итог, хочется отметить, что реализация компетентностного подхода на уроках математики способствует положительному, высокоэффективному результату в процессе обучения.
Литература:
Кукушкин В.С. Педагогические технологии. – 2002.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004, №5
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированного образования// Народное образование. – 2003. – №2.