«ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ»
Развитие функциональной грамотности как средство овладения обучающимися системой ключевых компетенций.
1. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников
на 2012-2016 годы. Механизмы развития и характеристика уровневых показателей.
/Полякова Г.С./
2. Развитие функциональной грамотности на уроках и внеклассных мероприятиях.
/заседание круглого стола, из опыта работы воспитателей и учителей КСШ/
3. Анкета «Организация УВП по формирование функциональной грамотности школьников»
«Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием»
Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы
Нормативная база обновления содержания образования
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании»
от 24 октября 2011 г.
Государственная Программа развития образования Республики Казахстан
на 2011-2020 годы
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников
на 2012-2016 годы, постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832
Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования от 29 июня 2012 г. №873
Государственный общеобязательный стандарт
среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) , утвержденный постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 г. № 1080
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832
Цель Национального плана: создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан
- Задачи Национального плана:
- Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников. Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
- Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников. Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
- Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников. Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
- Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
- Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
- Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.
- Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
- Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
- Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
Глоссарий
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Международные оценочные исследования
TIMSS
«Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов»
PISA
PIRLS
изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей
«Изучение качества чтения и понимание текста»
«Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся»
изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годами школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования
оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях
Анализ текущей ситуации:
педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях
Факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности школьников
1)Содержания образования (стандарты, учебные программы)
2) Формы и методы обучения
3) Система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся
4) Программы внешкольного, дополнительного образования
5) Модель управления школой (высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана)
6) Наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами
7) Активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Механизмы развития функциональной грамотности казахстанских школьников
/ определены с учетом обозначенных выше факторов. /
1.Обновление стандартов образования,
учебных программ и планов
/ключевые компетенции выпускника средней школы./
Управленческие (способность к разрешению проблем).
Информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни).
Коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках).
Социальные (способность к социальному взаимодействию).
Личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, быть толерантным).
Гражданские (способность нести ответственность за свою родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности).
Технологические (способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя).
/предметные компетенции выпускника средней школы /
Освоение специфических знаний, умений, навыков в рамках учебного предмета.
2.Обновление форм, методов и технологий обучения
Трансляция инновационного опыта Назарбаев Интеллектуальных школ (НИШ)
Будут внедрены эффективные формы и методы обучения для того, чтобы сформировать основы логического, критического и конструктивного мышления.
Будет обновлено содержание и реализованы программы повышения квалификации и переподготовка педагогических кадров на базе высших учебных заведений, центров педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и региональных центров повышения квалификации Национального центра повышения квалификации «Өрлеу».
Будет разработана система диагностики профессионально-личностной компетентности учителя.
Будет поддерживаться использование учителем инновационных методов обучения, современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.
При этом будет устранена перегруженность учащихся избыточными абстрактно-теоретическими знаниями и заданиями, что позволит сделать процесс обучения более гибким и практико-ориентированным.
В целом обновление форм и методов обучения будет способствовать установлению партнерских и дружелюбных отношений между учителем и учениками.
3.Развитие системы оценки результатов
обучения школьников
Внешняя оценка будет осуществляться по завершению каждого уровня на соответствие учебных достижений обучающихся заявленным результатам (ЕНТ, ВОУД и др.), а также посредством участия в международных исследованиях (TIMSS, PISA и PIRLS).
Внутренняя оценка будет осуществляться через диагностику качества обучения по учебному предмету для установления реальных личностных достижений и соответствия критериям ГОСО (промежуточная и итоговая оценка).
Самооценка обучающихся будет осуществляться через оценку собственных достижений для самоорганизации и саморазвития (портфолио для самооценивания и учета достижений обучающихся).
Будет внедрена критериальная система оценки соответствия учебных достижений обучающегося заявленным результатам (критериям), установленным в ГОСО. Оценке подлежат все заявленные в ГОСО и учебных программах образовательные результаты, в том числе ключевые и предметные компетенции.
Результаты мониторинга обеспечат оценку динамики развития функциональной грамотности обучающегося, успешности школьников, учителей и школ, а также эффективность мероприятий по обновлению стандартов, учебных программ и учебников.
4.Обеспечение активного участия родителей в образовании и воспитании детей
Будет разработана методология повышения функциональной грамотности родителей, позволяющая им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Будет разработана система мероприятий, направленных на активное включение родителей в жизнь школы: создание попечительских советов, ассоциаций родителей, родительских университетов. Данные общественные институты позволят установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов семьи и школы.
При этом будет обеспечен адекватный уровень подотчетности школ и представления полной и открытой информации сообществу об учебных достижениях учащихся и деятельности школы.
5. Развитие дополнительного образования
Будет обновлено содержание дополнительного образования, внедрены новые технологии обучения и интерактивные, инновационные организационные формы через создание детских интерактивных парков (наукограды), технопарков, детских научных музеев.
Для организации качественного профильного обучения действующие станции юных техников, натуралистов, туристов будут оснащены современной интерактивной техникой, оборудованием и технологиями.
Будет увеличен охват детей дополнительным образованием за счет расширения сети кружков, секций по различным направлениям в общеобразовательной школе.
Особое внимание будет уделено научно-исследовательским проектам, техническому творчеству, изобретательству, моделированию, нанотехнологиям, робототехнике и легопроектированию и т. д.
Будет повышена социальная значимость организаций дополнительного образования с вовлечением в них учащихся из социально незащищенных семей и детей с ограниченными возможностями.
Ожидаемый результат:
Реализация Национального плана позволит обеспечить общую координацию деятельности
государственных органов,
профессионального сообщества,
неправительственных организаций,
родителей
по развитию функциональной грамотности школьников.
В целом системная и последовательная реализация Национального плана позволит повысить конкурентоспособность национальной системы образования Казахстана в контексте общемировых тенденций и требований к содержанию образования XXI века и развитию функциональной грамотности.
Формула успеха
ОВЛАДЕНИЕ КЛЮЧЕВЫМИ И ПРЕДМЕТНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ =
УСВОЕНИЕ ЗУН + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ
Модель формирования и развития функциональной грамотности
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА
Повышение профессиональной компетентности учителя как средство формирования качественного образования и функциональной грамотности школьников.
ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ШКОЛЫ
Развитие методических компетентностей педагогов путём внедрения новых педагогических технологий, инновационных принципов, активных и интерактивных методов обучения как средства достижения более высокого качества образования и функциональной грамотности школьников.
4
ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:
1. Знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики, с новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа и самоанализа педагогической деятельности.
2. Организация системы методической работы в школе для развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов.
3. Пополнение информационного педагогического банка данных о ППО через обобщение и изучение опыта работы своих коллег.
4.Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений.
5. Оказание методической помощи учителям.
6. Анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в собственном опыте.
7. Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных методик, индивидуальных программ.
8. Вооружение педагогов школы наиболее эффективными способами организации образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности учащихся.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Повышение качества образования и функциональной грамотности школьников вследствие сформированности ключевых компетентностей педагогов.
Функциональная грамотность
как результат обучения
формируется посредством
каждого школьного предмета.
Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера
(задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.).
Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях ( в том числе, реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 201 4 -201 5 учебном году. Инструктивно-методическое письмо.
Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 201 4 . – 1 81 с.
1. Какие педагогические технологии для формирования функциональной грамотности вы используете в своей практике?
Технология разноуровневого обучения Ж.Караева
Технология системного подхода Галиева
Модульная технология
Технология «Развитие критического мышления через
чтение и письмо»
Проблемное обучение
Технология современного проектного обучения
Технология проведения дискуссий
Технология «Дебаты»
Коллективный способ обучения КСО
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина –
В.В. Давыдова
Игровые технологии
Другие
2.Какие приёмы педагогической техники для формирования функциональной грамотности вы используете в своей практике?
Организация работы в группах и парах.
"Да" и "Нет" говорите.
Свои примеры.
Удивляй.
Фантастическая добавка. Пересечение тем.
Повторяем с контролем.
Опрос «по цепочке».
Опрос-итог.
Тренировочная контрольная работа.
Блиц-контрольная
Лист защиты.
Резюме.
Вход в урок.
Идеальный опрос.
Вопрос к тексту.
Отсроченная реакция.
Лови ошибку
Знакомьтесь с критериями.
Показательный ответ.
Снежный ком
3.Какие принципы для формирования функциональной грамотности вы используете в своей практике?
Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Принцип открытости - не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности.
Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.
Другие
4. Применяете ли Вы на своих уроках систему критериального оценивания основанного на таксономии Блума?
От репродуктивного до аналитического Да Нет Изредка Пробую Хотела бы узнать систему критериального оценивания
5. Какие методы обучения чаще всего используете на уроке?
6. Как часто в самостоятельные работы вы включаете задания требующие объяснения или обоснования?
Системно, целенаправленно
Часто
Всегда
Иногда
Не включаю
«Если мы будем учить
сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдём у детей завтра»
Джон Дьюи
4
Сила зависит лишь от того, какого рода знанием владеет человек.
Какой смысл в знании вещей, которые бесполезны? Они не готовят нас к
неожиданной встрече с неизвестным.
Карлос Кастанеда