Пояснительная записка.
  Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, и коммуникативных качеств личности.
   Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике:
  Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных процессов компонента государственного стандарта общего образования, авторского тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана.
  Компьютерное обеспечение уроков представлено в следующих разделах мультимедийного приложения к учебнику:
  Использование компьютерных технологий  в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес  к изучению данного предмета.
  В Федеральном государственном образовательном стандарте и Примерной программе основного общего образования сформулированы цели обучения математике в основной школе и требования к результатам освоения содержания курса. Эти целевые установки носят общий характер и задают направленность обучения математике в основной школе в целом. В данной рабочей программе они конкретизированы применительно к этапу 5 – 6 классов с учетом возрастных возможностей учащихся. В качестве приоритетных выдвигаются следующие цели:
  В данной рабочей программе курс 5 – 6 классов УМК «Сферы» представлен как арифметико-геометрический с включением элементов алгебры. Кроме того,  к нему отнесено начало изучения вероятностно-статистической линии, а также элементов раздела «Логика и множества», возможность чего предусмотрена Примерной программой по математике 5 – 9 классов.
  Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. При изучении арифметики формирование теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, которая актуальна и при наличии вычислительной техники, в частности, с обучением простейшим приемам прикидки и оценки результатов вычислений. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел. Параллельно на доступном для учащихся данного возраста уровне в курсе представлена научная идея – расширение понятия числа.  
  Содержание линии «Геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
  Содержание линии «Алгебра» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
  Линия «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
  При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
  Введение в курс элементарных теоретико-множественных понятий и соответствующей символики способствует обогащению математического языка школьников, формированию умения точно и сжато формулировать математические предложения, помогает обобщению и систематизации знаний.
  В содержании основного общего образования, предусмотренного Примерными программами по математике для 5 – 6 классов, включен также раздел «Математика в историческом развитии». Его элементы представлены и в содержании курса 5 – 6 классов. Назначение этого материала состоит в создании гуманитарного, культурно-исторического фона при рассмотрении проблематики основного содержания.
  В соответствии с учебным планом основного общего образования в курсе математики выделяется два этапа – 5 – 6 классы и 7 – 9 классы, у каждого из которых свои самостоятельные функции. В 5 – 6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», в 7 – 9 классах – два предмета «Алгебра» и «Геометрия». Курс 5 – 6 классов, с одной стороны, является непосредственным продолжением курса математики начальной школы, систематизирует, обобщает и развивает полученные там знания, с другой стороны, позволяет учащимся адаптироваться к новому уровню изучения предмета, создает необходимую основу, на которой будут базироваться систематические курсы 7 – 9 классов.  
  На изучение математики в основной школе отводится 5 часов в неделю в течении всех лет обучения. Таким образом, на интегрированный курс «Математика» в 5 – 6 классах всего отводится 340 уроков.
  Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
  2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
  6) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
  2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
  4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
  5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
  6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
  1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
  1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
  2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
  3) выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
  5) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
  6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
  7) знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
  1) выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
  3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
  Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий.
  Степень с натуральным показателем.
  Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическим способом.
  Делители и кратные. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.
  Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.  
  Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
  Проценты; нахождение процента от величины и величины по ее проценту. Отношение; выражение отношения в процентах.
  Решение текстовых задач арифметическим способом.
  Рациональные числа. Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Множество целых чисел. Множество рациональных чисел; рациональное число как отношение  , где m – целое число,  n – натуральное. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий.
, где m – целое число,  n – натуральное. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий.  
  Координатная прямая; изображение чисел точками координатной прямой.  
  Измерения, приближения, оценка. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Приближенное значение величины. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений.
  Использование букв для обозначения чисел, для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения букв ив выражениях.  
  Уравнение; корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Примеры решения текстовых задач с помощью уравнений.
  Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по ее координатам, определение координат точки на плоскости.
  Описательная статистика. Комбинаторика
  Представление данных в виде таблиц, диаграмм.
  Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
  Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности.
  Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.  
  Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.  
  Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенные измерения площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.  
  Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед,  призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.
  Понятие объема; единицы объема. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
  Множества, элемент множества. Задание множества перечислением, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.  
  Эйлера-Венна.
  Пример и контр пример.  
  Критерии  и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
  Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.  
   Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
  ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
           | № | дата | Раздел, тема | Деятельность учащихся | Формирование УУД 
 | Форма контроля | Корректив 
 | Причина коррект | 
  | 1 | 01.09 | Повторение. Вводный урок | - распознавать на чертежах и рисунках замкнутые и незамкнутые линии, самопересекающиеся и без самопересечений; 
 | Распознавать на предметах, изображениях, в окружающем мире различные линии, плоские и пространственные. Распознавать на чертежах и рисунках замкнутые и незамкнутые линии, самопересекающиеся и без самопересечений. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 2 | 02.09 | Повторение .Сложение многозначных чисел | - описывать и характеризовать линии; - изображать различные линии; -конструировать алгоритм построения линии, изображенной на клетчатой бумаге, строить по алгоритму 
 | Описывать и характеризовать линии. Изображать различные линии. Конструировать алгоритм построения линии, изображенной на клетчатой бумаге, строить по алгоритму. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 3 | 03.09 | Повторение Вычитание многозначных чисел | - распознать на чертежах, рисунках и моделях прямую, части прямой, ломаную; -приводить примеры аналогов частей прямой в окружающем мире; -   
 | Распознавать на чертежах, рисунках, и моделях прямую, части прямой, ломаную. Приводить примеры аналогов частей прямой в окружающем мире, моделировать прямую, ломаную.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 4 | 05.09 | Повторение Умножение многозначных чисел | моделировать прямую, ломаную; - узнавать свойства прямой; - изображать прямую, луч, отрезок, ломаную от руки и с использованием линейки | Узнавать свойства прямой. Изображать прямую, луч, отрезок, ломаную от руки и с использованием линейки. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 5 | 06.09 | Повторение Деление многозначных чисел | - измерять длины отрезков с помощью линейки; - сравнивать длины отрезков с помощью циркуля, на глаз, выполнив измерения; - строить отрезки заданной длины с помощью линейки; 
 | Измерять длины отрезков с помощью линейки. Сравнивать длины отрезков с помощью циркуля, на глаз, выполнив измерения. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 6 | 08.09 | Повторение Решение задач | - узнавать зависимости между единицами метрической системы мер, выражать одни единицы через другие; -находить ошибки при переходе от одних единиц измерения длин к другим;  - находить длины ломаных; - находить длину кривой линии | Узнавать зависимости между единицами метрической системы мер, выражать одни единицы измерения длин через другие. Находить ошибки при переходе от одних единиц измерения длин к другим. Находить длину ломаной кривой линии. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 7 | 09.09 | Контрольная работа по повторению | - описывать и характеризовать линии; - выдвигать гипотезы о свойствах линий и обосновывать их; - изображать различные линии, в том числе прямые и окружности; -конструировать алгоритм построения линии, изображённой на клеточной бумаге; - строить по алгоритму; - осуществлять самоконтроль; - находить длины отрезков, ломаных | Распознавать на чертежах, рисунках, моделях окружность и круг. Приводить примеры окружности и круга в окружающем мире. Изображать окружность заданного радиуса с помощью циркуля. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 8 | 10.09 | Работа над ошибками | - изображать окружность заданного радиуса с помощью циркуля; - конструировать алгоритм воспроизведения рисунков из окружностей; - строить по алгоритму; -осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному рисунку; - изображать окружности по описанию; - использовать терминологию, связанную с окружностью; - узнать свойства окружности. | Конструировать алгоритм воспроизведения рисунков из окружностей, строить по алгоритму, осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному рисунку. Изображать окружности по описанию. Использовать терминологию, связанную с окружностью. Узнавать свойства окружности. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 9 | 12.09 | Радиус и диаметр окружности | -конструировать алгоритм построения линии, изображённой на клеточной бумаге; - строить по алгоритму; - осуществлять самоконтроль; - находить длины отрезков, ломаных | Описывать и характеризовать линии. Выдвигать гипотезы и свойствах линий и обосновывать их. Изображать различные линии, в том числе прямые и окружности. Конструировать алгоритм построения линии, изображенной на клетчатой бумаге, строить по алгоритму, осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному рисунку. Находить длины отрезков, ломаных. | Тематический | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 10 | 13.09 | Построение радиуса и диаметра окружности | - переходить от одних единиц измерения величин к другим; - находить ошибки при переходе от одних единиц измерения к другим; - читать и записывать числа в непозиционной системе счисления (клинопись, римская нумерация | Читать и записывать большие натуральные числа. Использовать для записи больших чисел сокращения: тыс., млн., млрд. представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 
 11 | 15.09 | Длина отрезка. Сравнение отрезков | - читать и записывать большие натуральные числа; - использовать для записи больших чисел сокращения: тыс., млн., млрд.; - представлять числа виде суммы разрядных слагаемых; - переходить от одних единиц измерения величин к другим; - находить ошибки при переходе от одних единиц измерения к другим; - читать и записывать числа в непозиционной системе счисления (клинопись, римская нумерация) | Переходить от одних единиц измерения величин к другим. Находить ошибки при переходе от одних единиц измерения к другим. Читать и записывать числа в непозиционной системе счисления (клинопись, римская нумерация). | Текущий | 
 | 
 | 
  | 12 | 16.09 | Проверочная работа. Единицы длины | - чертить координатную прямую; - изображать числа точками на координатной прямой; - находить координату отмеченной точки; - исследовать числовые закономерности | Описывать свойства натурального ряда. Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, величины (длину, массу, время), выраженные в разных единицах измерения.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 13 | 17.09 | Сравнение натуральных чисел | - описывать свойства натурального ряда; -сравнивать и упорядочивать натуральные числа, величины (длину, массу, время), выраженные в разных единицах измерения; 
 | Чертить координатную прямую, изображать числа точками на координатной прямой, находить координату отмеченной точки. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 14 | 19.09 | Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых | 
 | Исследовать числовые закономерности. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 15 | 20.09 | Округление натуральных чисел | 
 | Устанавливать на основе данной информации, содержащей число с нулями на конце, какое значение оно выражает: точное или приближенное. Округлять натуральные числа по смыслу.. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 16 | 22.09 | Правила округления натуральных чисел | 
 | Применять правило округления натуральных чисел. Участвовать в обсуждении возможных ошибок в ходе и результате выполнения заданий на округление чисел | Текущий | 
 | 
 | 
  | 17 | 23.09 | Комбинаторные задачи | 
 | Решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов (комбинаций чисел, слов, предметов и др.). Моделировать ход решения с помощью рисунка, с помощью дерева возможных вариантов. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 18 | 24.09 | Решение комбинаторных задач | 
 | Решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов (комбинаций чисел, слов, предметов и др.). Моделировать ход решения с помощью рисунка, с помощью дерева возможных вариантов. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 19 | 26.09 | Дерево вариантов | 
 | Решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов (комбинаций чисел, слов, предметов и др.). Моделировать ход решения с помощью рисунка, с помощью дерева возможных вариантов. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 20 | 27.09 | Контрольная работа | 
 | Использовать позиционный характер записи чисел в десятичной системе в ходе решения задач. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать числа. Изображать числа точками на координатной прямой. Округлять натуральные числа. Решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов. | Тематический | 
 | 
 | 
  | 21 | 29.09 | Правила сложения и вычитания многозначных чисел | 
 | Использовать позиционный характер записи чисел в десятичной системе в ходе решения задач. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать числа. Изображать числа точками на координатной прямой. Округлять натуральные числа. Решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов. | Тематический | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 22 | 30.09 | Сложение и вычитание многозначных чисел столбиком | 
 | Называть компоненты действий сложения и вычитания. Записывать с помощью букв свойства нуля при сложении и вычитании. Выполнять сложение и вычитание натуральных чисел.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 23 | 01.10 | Задачи на сложение и вычитание | 
 | Применять взаимосвязь сложения и вычитания для нахождения неизвестных компонентов этих действий, для самопроверки при выполнении вычислений. Находить ошибки и объяснять их. Использовать приемы прикидки и оценки суммы нескольких слагаемых, в том числе в практических ситуациях. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 24 | 03.09 | Умножение и деление натуральных чисел | 
 | Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, анализировать и осмысливать условие задачи. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 25 | 04.10 | Компоненты при умножении и делении | 
 | Называть компоненты действий умножения и деления. Записывать с помощью букв свойства нуля и единицы при умножении и делении. Выполнять умножение и деление натуральных чисел.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 26 | 06.10 |  Решение задач на Умножение и деление | 
 | Применять взаимосвязь умножения и деления для нахождения неизвестных компонентов этих действий, для самопроверки при выполнении вычислений. Использовать приемы прикидки и оценки произведения нескольких множителей, применять приемы самоконтроля при выполнении вычислений. Находить ошибки и объяснять их. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 27 | 07.10 | Порядок действий в вычислениях | 
 | Решать текстовые задачи на умножение и деление, анализировать и осмысливать условие задачи. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 28 | 08.10 | Запись выражений | 
 | Анализировать числовые последовательности, находить правила их конструирования. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 29 | 10.10 | Решение задач | 
 | Вычислять значения числовых выражений, содержащих действия разных ступеней, со скобками и без скобок. Оперировать математическими символами, действуя в соответствии с правилами записи математических выражений.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 30 | 11.10 | Понятие степени числа | 
 | Вычислять значения числовых выражений, содержащих действия разных ступеней, со скобками и без скобок. Оперировать математическими символами, действуя в соответствии с правилами записи математических выражений. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 31 | 13.10 | Квадрат и куб числа | 
 | Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами (скорость, время, расстояние; работа, производительность, время и т.п.): анализировать и осмысливать текст задачи; осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 32 | 14.10 | Возведение в степень | 
 | Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами (скорость, время, расстояние; работа, производительность, время и т.п.): анализировать и осмысливать текст задачи; осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 33 | 
 | Вычисление значений выражений, содержащих скобки 
 | 
 | Оперировать символической записью степени числа, заменяя произведение степенью и степень произведением. Вычислять значения степеней, значения числовых выражений, содержащих квадраты и кубы натуральных чисел.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 34 | 
 | Задачи на движение | 
 | . Применять приемы прикидки и оценки квадратов и кубов натуральных чисел, осуществлять самоконтроль при выполнении вычислений. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 35 | 
 | Решение задач на движение | 
 | Анализировать на основе числовых экспериментов закономерности в последовательностях цифр, которыми оканчиваются степени небольших чисел. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 36 | 
 | Задачи на движение по реке | 
 | Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя зависимость между скоростью, временем, расстоянием: анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем и рисунков; переформулировывать условие; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 37 | 
 | Практикум в решении задач | 
 | Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя зависимость между скоростью, временем, расстоянием: анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем и рисунков; переформулировывать условие; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 38 | 
 | Подготовка к контрольной работе | 
 | Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя зависимость между скоростью, временем, расстоянием: анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем и рисунков; переформулировывать условие; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 39 | 
 | Контрольная работа по теме: Задачи на движение | 
 | Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя зависимость между скоростью, временем, расстоянием: анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем и рисунков; переформулировывать условие; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 40 | 
 | Работа над ошибками | 
 | Вычислять значение числовых выражений. Называть компоненты арифметических действий, находить неизвестные компоненты действий. Записывать в буквенной форме свойства нуля и единицы при сложении и вычитании, умножении и делении.   | Тематический | 
 | 
 | 
  | 41 | 
 | Свойства сложения и умножения | 
 | Называть основание и показатель степени, находить квадраты и кубы чисел, вычислять значения выражений, содержащих степени | Тематический | 
 | 
 | 
  | 42 | 
 | Применение свойств сложения и умножения | 
 | . Исследовать закономерности, связанные с определением последней цифры степени, применять полученные закономерности в ходе решения задач. | Тематический | 
 | 
 | 
  | 43 | 
 | Распределительное свойство | 
 | Записывать с помощью букв переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения. Формулировать правила преобразования числовых выражений на основе свойств сложения и умножения.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 44 | 
 | Умножение и деление | 
 | Использовать свойства действий для группировки слагаемых в сумме и множителей в произведении, комментировать свои действия. Анализировать и рассуждать в ходе исследования числовых закономерностей. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 45 | 
 | Решение задач на части. Задачи на уравнивание | 
 | Обсуждать возможность вычисления площади прямоугольника, составленного из двух прямоугольников, разными способами. Записывать распределительное свойство умножения относительно сложения с помощью букв. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 46 | 
 | Решение задач на уравнивание | 
 | Формулировать и применять правило вынесения общего множителя за скобки и выполнять обратное преобразование. Участвовать в обсуждении возможных ошибок в цепочке преобразования числового выражения. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 47 | 
 | Практикум в решении задач на части | 
 | Решать текстовые задачи арифметическим способом, предлагать разные способы решения. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 48 | 
 | Контрольная работа по теме "Свойства сложения и умножения. Задачи на части" | 
 | Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировывать условие, извлекать необходимую информацию. Моделировать условие задачи, используя реальные предметы и рисунки | Текущий | 
 | 
 | 
  | 49 | 
 | Работа над ошибками | 
 | Решать задачи на части и на уравнивание по предложенному плану. Планировать ход решения задачи арифметическим способом. Оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 50 | 
 | Как обозначают и сравнивают углы | 
 | . Применять новые способы рассуждения к решению задач, отражающих жизненные ситуации. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 51 | 
 | Биссектриса угла. Виды углов | 
 | Группировать слагаемые в сумме и множители в произведении. Раскрывать скобки в произведении и выносить в сумме общий множитель за скобки.   | Тематический | 
 | 
 | 
  | 52 | 
 | Измерение углов | 
 | Применять разнообразные приемы рационализации вычислений, записывая соответствующую цепочку равенств. Решать задачи на части, на уравнивание | Тематический | 
 | 
 | 
  | 53 | 
 | Как измерить величину угла | 
 | Распознавать на чертежах, рисунках и моделях углы. Распознавать прямой, развернутый, острый, тупой угол. Изображать углы от руки и с использованием чертежных инструментов на нелинованной и клетчатой бумаге, моделировать из бумаги и других материалов. Распознавать, моделировать биссектрису угла. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 54 | 
 | Построение угла заданной величины | 
 | Распознавать на чертежах, рисунках и моделях углы. Распознавать прямой, развернутый, острый, тупой угол. Изображать углы от руки и с использованием чертежных инструментов на нелинованной и клетчатой бумаге, моделировать из бумаги и других материалов. Распознавать, моделировать биссектрису угла. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 55 | 
 | Многоугольники | 
 | Распознавать на чертежах, рисунках, и моделях прямые, острые, тупые и развернутые углы. Измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. Решать задачи на нахождение градусной меры углов. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 56 | 
 | Диагональ многоугольника | 
 | Распознавать на чертежах, рисунках, и моделях прямые, острые, тупые и развернутые углы. Измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. Решать задачи на нахождение градусной меры углов. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 57 | 
 | Контрольная работа по теме: постоение углов, | 
 | Распознавать на чертежах, рисунках, и моделях прямые, острые, тупые и развернутые углы. Измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. Решать задачи на нахождение градусной меры углов. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 58 | 
 |   | 
 | Распознавать многоугольники на чертежах, рисунках, находить их аналоги в окружающем мире. Моделировать многоугольники, используя бумагу, проволоку и др., изображать на нелинованной и клетчатой бумаге. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 59 | 
 | Делител и кратные | 
 | Измерять длины сторон и величин углов многоугольников. Проводить диагонали многоугольников. Использовать терминологию, связанную с многоугольниками. Конструировать алгоритм воспроизведения рисунков, построенных из  многоугольников, строить по алгоритму, осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному рисунку. Вычислять периметры многоугольников. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 60 | 
 | НОД двух чисел | 
 | Моделировать многоугольники, используя бумагу, проволоку и др., изображать на нелинованной и клетчатой бумаге. Распознавать прямые, острые, тупые углы многоугольников. Измерять длины сторон и величины углов многоугольников. Разбивать многоугольник и составлять многоугольник из заданных многоугольников.   | Тематический | 
 | 
 | 
  | 61 | 
 | НОК двух чисел | 
 | Определять число диагоналей многоугольника. Использовать терминологию, связанную с многоугольниками. Конструировать алгоритм воспроизведения рисунков, построенных из многоугольников, строить по алгоритму, осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному рисунку. Выдвигать гипотезы о свойствах многоугольников и обосновывать их. Вычислять периметры многоугольников. | Тематический | 
 | 
 | 
  | 62 | 
 | Простые и составные числа | 
 | Формулировать определения понятий «делитель» и «кратное» числа, употреблять их в речи. Находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное двух чисел, использовать соответствующие обозначения. Решать текстовые задачи, связанные с делимостью чисел. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 63 | 
 | Таблица простых чисел | 
 | Формулировать определения понятий «делитель» и «кратное» числа, употреблять их в речи. Находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное двух чисел, использовать соответствующие обозначения. Решать текстовые задачи, связанные с делимостью чисел. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 64 | 
 | Особенности простых чисел | 
 | Формулировать определения понятий «делитель» и «кратное» числа, употреблять их в речи. Находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное двух чисел, использовать соответствующие обозначения. Решать текстовые задачи, связанные с делимостью чисел. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 65 | 
 | Делимость суммы и произведения | 
 | Формулировать определения простого и составного числа, приводить примеры простых и составных чисел. Выполнять разложения числа на простые множители. Использовать  математическую терминологию в рассуждениях для объяснения, верно или неверно утверждение.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 66 | 
 | Делимость суммы | 
 | Находить простые числа, воспользовавшись «решетом Эратосфена» по предложенному в учебнике плану. Выяснять является ли число составным.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 67 | 
 | Признаки делимости | 
 | Использовать таблицу простых чисел. Проводить несложные исследования, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с помощью компьютера). | Текущий | 
 | 
 | 
  | 68 | 
 | Признаки делимости на 2,5,10 | 
 | Формулировать свойства делимости суммы и произведения, доказывать утверждения, обращаясь к соответствующим формулировкам. Конструировать математические утверждения с помощью связки «если..., то…». Использовать термин «контрпример», опровергать утверждение общего характера с помощью контрпримера. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 69 | 
 | Признаки делимости на 3,9 | 
 | Формулировать свойства делимости суммы и произведения, доказывать утверждения, обращаясь к соответствующим формулировкам. Конструировать математические утверждения с помощью связки «если..., то…». Использовать термин «контрпример», опровергать утверждение общего характера с помощью контрпримера. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 70 | 
 | деление с остатком | 
 | Формулировать признаки делимости на 2, на 5, на 10, на 3, на 9. Приводить примеры чисел, делящихся и не делящихся на какое-либо из указанных чисел, давать развернутые пояснения. Конструировать математические утверждения с помощью связки «если…, то…», объединять два утверждения в одно, используя словосочетание «в том и только том случае».   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 71 | 
 | Остатки от деления | 
 | Применять признаки делимости. Использовать признаки делимости в рассуждениях. Объяснять. Верно или неверно утверждение. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 72 | 
 | Деление с остатком при решении задач | 
 | Применять признаки делимости. Использовать признаки делимости в рассуждениях. Объяснять. Верно или неверно утверждение. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 73 | 
 | Административная контрольная работа за 1 полугодие | 
 | Выполнять деление с остатком при решении текстовых задач и интерпретировать ответ в соответствии с поставленным вопросом. Классифицировать натуральные числа (четные и нечетные, по остаткам от деления на 3, на 5 и т.п.). | Текущий | 
 | 
 | 
  | 74 | 
 | Работа над ошибками. реугльники и их виды | 
 | Выполнять деление с остатком при решении текстовых задач и интерпретировать ответ в соответствии с поставленным вопросом. Классифицировать натуральные числа (четные и нечетные, по остаткам от деления на 3, на 5 и т.п.). | Текущий | 
 | 
 | 
  | 75 | 
 | Построение разных видов треугольников | 
 | Выполнять деление с остатком при решении текстовых задач и интерпретировать ответ в соответствии с поставленным вопросом. Классифицировать натуральные числа (четные и нечетные, по остаткам от деления на 3, на 5 и т.п.). | Текущий | 
 | 
 | 
  | 76 | 
 |   | 
 | Применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел. Использовать свойства и признаки делимости. Оказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел. Решать задачи на деление с остатком. | Обобщающий | 
 | 
 | 
  | 77 | 
 | Диагонали прямоугольника | 
 | Распознавать треугольники на чертежах и рисунках, приводить примеры аналогов этих фигур в окружающем мире. Изображать треугольники от руки и с использованием чертежных инструментов, на нелинованной и клетчатой бумаге; моделировать, используя бумагу, проволоку и др. исследовать свойства треугольников путем эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования, в том числе, с использованием компьютерных программ. Измерять длины сторон, величины углов треугольников. Классифицировать треугольники по углам, по сторонам. Распознавать равнобедренные и равносторонние треугольники. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 78 | 
 | Равенство фигур | 
 | Использовать терминологию, связанную с треугольниками. Выдвигать гипотезы о свойствах равнобедренных, равносторонних треугольников, обосновывать их. Объяснять на примерах, опровергать с помощью контрпримеров утверждения о свойствах треугольников. Находить периметр треугольников, в том числе, выполняя необходимые измерения. Конструировать орнаменты и паркеты, изображая их от руки, с помощью инструментов, а также используя компьютерные программы. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 79 | 
 | Признаки равенства фигур | 
 | Распознавать прямоугольники на чертежах и рисунках, приводить примеры аналогов прямоугольников в окружающем мире. Формулировать определения прямоугольника, квадрата. Изображать прямоугольники от руки на нелинованной и клетчатой бумаге, строить, используя чертежные инструменты, по заданным длинам сторон; моделировать, используя бумагу, проволоку и др. находить периметр прямоугольников, в том числе, выполняя необходимые измерения.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 80 | 
 | Площадь прямоугольника | 
 | Исследовать свойства прямоугольников путем эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования, в том числе с использованием компьютерных программ. Сравнивать свойства квадрата и прямоугольника, обосновывать их. Объяснять на примерах, опровергать с помощью контрпримеров утверждения о свойствах прямоугольников. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 81 | 
 | Формула площади прямоугольника | 
 | Распознавать равные фигуры, проверять равенство фигур наложением. Изображать равные фигуры. Разбивать фигуры на равные части, складывать фигуры из равных частей. Обосновывать, объяснять на примерах, опровергать с помощью контрпримеров утверждения о равенстве фигур.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 82 | 
 | Контрольная работа по теме: Треугольники, прямоугольники" | 
 | Формулировать признаки равенства отрезков, углов, прямоугольников, окружностей. Конструировать орнаменты и паркеты, изображая их от руки, с помощью чертежных инструментов, а также используя компьютерные программы. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 83 | 
 | Рабоа над ошибками. Доли и дроби | 
 | Вычислять площади квадратов, прямоугольников по соответствующим правилам и формулам. Моделировать фигуры заданной площади, фигуры, равные по площади. Моделировать единицы измерения площади. Выражать одни единицы измерения площади через другие. Выбирать единицы измерения площади в зависимости от ситуации. Выполнять практико-ориентированные задания на нахождение площадей. Вычислять площади фигур, составленных из прямоугольников. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 84 | 
 | Основное свойство дроби | 
 | Находить приближенное значение площади фигур, разбивая их на единичные квадраты. Сравнивать фигуры по площади и периметру. Решать задачи на нахождение периметров и площадей квадратов и прямоугольников. Выделять в условии задачи данные, необходимые для ее решения, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 85 | 
 | морозы | 
 | Распознавать треугольники, прямоугольники на чертежах и рисунках, определять вид треугольников. Изображать треугольники, прямоугольники с помощью чертежных инструментов и от руки. Находить периметр треугольников, прямоугольников. Вычислять площади квадратов и прямоугольников. Решать задачи на нахождение периметров и площадей квадратов и прямоугольников. Исследовать свойства треугольников, прямоугольников путем эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования, в том числе, с использованием компьютерных программ. | Тематический | 
 | 
 | 
  | 86 | 
 | Сокращение дробей | 
 | Формулировать утверждения о свойствах треугольников, прямоугольников, равных фигур. Обосновывать, объяснять на примерах, опровергать с помощью контрпримеров утверждения о свойствах треугольников, прямоугольников, равных фигур. Конструировать алгоритм воспроизведения рисунков, построенных из треугольников, прямоугольников, строить по алгоритму, осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному рисунку. Конструировать орнаменты и паркеты, в том числе, с использованием компьютерных программ.   | Тематический | 
 | 
 | 
  | 87 | 
 | Правила сокращения дробей | 
 | Моделировать в графической, предметной форме доли и дроби (в том числе  с помощью компьютера). Оперировать математическими символами: записывать доли, читать дроби   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 88 | 
 | Основное свойство дроби | 
 | Называть числитель и знаменатель обыкновенной дроби, объяснять их содержательный смысл | Текущий | 
 | 
 | 
  | 89 | 
 | Сравнение дробей | 
 | .. Отмечать дроби точками координатной прямой, находить координаты точек, отмеченных на координатной прямой. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 90 | 
 | морозы | 
 | Решать текстовые задачи с опорой на смысл понятия дроби. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 91 | 
 | морозы | 
 | Решать текстовые задачи с опорой на смысл понятия дроби. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 |   | 
 | Применять дроби для выражения единиц измерения длины, массы, времени в более крупных единицах. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 92 | 
 |   | 
 | Формулировать основное свойство дроби и записывать его с помощью букв. Моделировать в графической форме и с помощью координатной прямой отношение равенства дробей.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 93 | 
 |   | 
 | Применять основное свойство дроби к преобразованию дробей. Находить ошибки при сокращении дробей или приведении их к новому знаменателю и объяснить их. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 94 | 
 | Приведение дробей к общему знаменателю | 
 | Анализировать числовые последовательности, членами которых являются дроби, находить правила их конструирования. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 95 | 
 | Натуральные числа и дроби | 
 | Анализировать числовые закономерности, связанные с обыкновенными дробями. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 96 | 
 | Самостоятельная работа по теме:Сравнение дробей | 
 | Применять дроби и основное свойство дроби при выражении единиц измерения величин в более крупных единицах. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 97 | 
 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 
 | Моделировать с помощью координатной прямой отношения «больше» и «меньше» для обыкновенных дробей. Сравнивать дроби с равными знаменателями.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 98 | 
 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 
 | Применять различные приемы сравнения дробей с разными знаменателями, выбирая наиболее подходящий прием в зависимости от конкретной ситуации. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 99 | 
 | Решение задач на сложение и вычитание дробей | 
 | Применять различные приемы сравнения дробей с разными знаменателями, выбирая наиболее подходящий прием в зависимости от конкретной ситуации. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 100 | 
 | Практикум в ложении и вычитании дробей | 
 | Находить способы решения задач, связанных с упорядочиванием и сравнением дробей. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 101 | 
 | Сложение и вычитание дробей | 
 | Моделировать в графической и предметной форме существование частного для любых двух натуральных чисел. Оперировать символьными формами: записывать результат деления натуральных чисел в виде дроби, представлять натуральные числа обыкновенными дробями. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 102 | 
 | Изображение дробей на координатной прямой | 
 | Решать текстовые задачи, связанные с делением натуральных чисел, в том числе, задачи из реальной практики. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 103 | 
 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 
 | Моделировать в графической и предметной форме понятия и свойства. Связанные с понятием обыкновенной дроби (в том числе с помощью компьютера). Записывать и читать обыкновенные дроби. Соотносить дроби и точки на координатной прямой. | Тематический | 
 | 
 | 
  | 104 | 
 | Выделение целой части из неправильной дроби | 
 | Преобразовывать дроби, сравнивать и упорядочивать их. Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты. | Тематический | 
 | 
 | 
  | 105 | 
 | Перевод неправильной дроби в смешанное число | 
 | Моделировать сложение и вычитание дробей с помощью реальных объектов, рисунков, схем. Формулировать и записывать с помощью букв правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 106 | 
 | Сложение смешанных чисел | 
 | Выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями используя навыки преобразования дробей; дополнять дробь до 1. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 107 | 
 | Вычитание смешанных чисел | 
 | Выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями используя навыки преобразования дробей; дополнять дробь до 1. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 108 | 
 | Вычитание из целого числа смешанной дроби | 
 | Применять свойства сложения для рационализации вычислений. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 109 | 
 | Умножение дробей | 
 | Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 110 | 
 | Правила умножения дробей | 
 | Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 111 | 
 | Умножение целого числа на дробь | 
 | Объяснять прием выделения целой части из неправильной дроби, представления смешанной дроби в виде неправильной и выполнять соответствующие записи. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 112 | 
 | Умножение смешанных чисел | 
 | Объяснять прием выделения целой части из неправильной дроби, представления смешанной дроби в виде неправильной и выполнять соответствующие записи. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 113 | 
 | Решение задач на умножение | 
 | Выполнять сложение и вычитание смешанных дробей. Комментировать ход вычисления. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 114 | 
 | Понятие взаимнообратной дроби | 
 | Выполнять сложение и вычитание смешанных дробей. Комментировать ход вычисления. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 115 | 
 | Правило деления дробей | 
 | Использовать приемы проверки результата вычисления. Исследовать числовые закономерности. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 116 | 
 | Правило деления с 0 и1 | 
 | Использовать приемы проверки результата вычисления. Исследовать числовые закономерности. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 117 | 
 | Деление смешаных чисел | 
 | Формулировать и записывать с помощью букв правило умножения дробей. Выполнять умножение дробей, умножение дроби на натуральное число и на смешанную дробь. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 118 | 
 | Самостоятельная работа | 
 | Формулировать и записывать с помощью букв правило умножения дробей. Выполнять умножение дробей, умножение дроби на натуральное число и на смешанную дробь. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 119 | 
 | Деление смешаного числа на целое число | 
 | Вычислять значения числовых выражений, содержащих дроби; применять свойства умножения для рационализации вычислений. Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с помощью компьютера). | Текущий | 
 | 
 | 
  | 120 | 
 | Контрольная работа по теме:Умножение и деление дробей | 
 | Вычислять значения числовых выражений, содержащих дроби; применять свойства умножения для рационализации вычислений. Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с помощью компьютера). | Текущий | 
 | 
 | 
  | 121 | 
 | Работа над ошибками | 
 | Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 122 | 
 | Нахождение части целого и целого по его части | 
 | Формулировать и записывать с помощью букв свойство взаимно обратных дробей, правило деления дробей. Выполнять деление дробей, деление дроби на натуральное число и наоборот, деление дроби на смешанную дробь и наоборот. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 123 | 
 | Нахождение части от целого | 
 | Формулировать и записывать с помощью букв свойство взаимно обратных дробей, правило деления дробей. Выполнять деление дробей, деление дроби на натуральное число и наоборот, деление дроби на смешанную дробь и наоборот. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 124 | 
 | Нахождение целого по его части | 
 | Использовать приемы проверки результата вычисления. Выполнять разные действия с дробями при вычислении значения выражения, содержащего несколько действий. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 125 | 
 | Самостоятельная работа по теме:Нахождение части целого и целого по его части   | 
 | Использовать приемы проверки результата вычисления. Выполнять разные действия с дробями при вычислении значения выражения, содержащего несколько действий. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 126 | 
 | Задачи на совместную работу | 
 | Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные, интерпретировать ответ задачи в соответствии с поставленным вопросом. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 127 | 
 | Задачи на движение | 
 | Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные, интерпретировать ответ задачи в соответствии с поставленным вопросом. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 128 | 
 | Решение задач на совместную работу | 
 | Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные, интерпретировать ответ задачи в соответствии с поставленным вопросом. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 129 | 
 | Контрольная работа по теме: Действия с дробями | 
 | Моделировать условие текстовой задачи с помощью рисунка; строить логическую цепочку рассуждений. Устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием. Решать задачи на нахождение части целого и целого по его части, опираясь на смысл понятий дроби, либо используя общий прием (умножение или деление на соответствующую дробь). | Текущий | 
 | 
 | 
  | 130 | 
 | Работа над ошибками | 
 | Моделировать условие текстовой задачи с помощью рисунка; строить логическую цепочку рассуждений. Устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием. Решать задачи на нахождение части целого и целого по его части, опираясь на смысл понятий дроби, либо используя общий прием (умножение или деление на соответствующую дробь). | Текущий | 
 | 
 | 
  | 131 | 
 | Геометрические тела и их изображение | 
 | Моделировать условие текстовой задачи с помощью рисунка; строить логическую цепочку рассуждений. Устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием. Решать задачи на нахождение части целого и целого по его части, опираясь на смысл понятий дроби, либо используя общий прием (умножение или деление на соответствующую дробь). | Текущий | 
 | 
 | 
  | 132 | 
 | Пространственные изображения | 
 | Моделировать условие текстовой задачи с помощью рисунка; строить логическую цепочку рассуждений. Устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием. Решать задачи на нахождение части целого и целого по его части, опираясь на смысл понятий дроби, либо используя общий прием (умножение или деление на соответствующую дробь). | Текущий | 
 | 
 | 
  | 133 | 
 | Параллелепипед и пирамида | 
 | Решать задачи на совместную работу. Использовать прием решения задач на совместную работу для решения задач на движение. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 134 | 
 | Ребра, грани и вершины параллелепипеда и пирамиды | 
 | Решать задачи на совместную работу. Использовать прием решения задач на совместную работу для решения задач на движение. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 135 | 
 | Построение параллелепипеда и пирамиды | 
 | Решать задачи на совместную работу. Использовать прием решения задач на совместную работу для решения задач на движение. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 136 | 
 | Объем параллелепипеда | 
 | Решать задачи на совместную работу. Использовать прием решения задач на совместную работу для решения задач на движение. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 137 | 
 | Формула объема параллелепипеда | 
 | Вычислить значение числовых выражений , содержащих дроби. Применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений. Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные. Использовать приемы решения задач на нахождение части целого и целого по его части. | Тематический | 
 | 
 | 
  | 138 | 
 | Понятие развертки | 
 | Вычислить значение числовых выражений , содержащих дроби. Применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений. Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные. Использовать приемы решения задач на нахождение части целого и целого по его части. | Тематический | 
 | 
 | 
  | 139 | 
 | Развертка параллелепипеда и пирамиды | 
 | Вычислить значение числовых выражений , содержащих дроби. Применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений. Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные. Использовать приемы решения задач на нахождение части целого и целого по его части. | Тематический | 
 | 
 | 
  | 140 | 
 | Контрольная работа по теме:Объем параллелепипеда | 
 | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире многогранники. Читать проекционные изображения пространственных тел: распознавать видимые и невидимые ребра,грани, вершины. Копировать многогранники, изображенные на клетчатой бумаге, осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному.
 | Текущий | 
 | 
 | 
  | 141 | 
 | Чтение и составление таблиц | 
 | Моделировать многогранники, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. исследовать свойства многогранников, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Описывать их свойства, используя соответствующую терминологию. Сравнивать многогранники по числу и взаимному расположению граней, ребер, вершин. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 142 | 
 | Работа над ошибками.Составление таблиц | 
 | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире параллелепипед и пирамиду. Называть пирамиды. Копировать параллелепипеды и пирамиды, изображенные на клетчатой бумаге, осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 143 | 
 | Работа по составлению таблиц | 
 | Моделировать, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. определять взаимное расположение граней, ребер, вершин параллелепипеда. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 144 | 
 | Диаграммы | 
 | Исследовать свойства параллелепипеда и пирамиды, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Описывать их свойства, используя соответствующую терминологию. Формулировать утверждения о свойствах параллелепипеда, пирамиды, опровергать утверждения с помощью контрпримеров. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 145 | 
 | Столбчатые и круговые диаграммы | 
 | Моделировать параллелепипеды из единичных кубов, подсчитывать число кубов. Вычислять объемы параллелепипедов, кубов по соответствующим правилам и формулам. Моделировать единицы измерения объема. Выражать одни единицы измерения объема через другие. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 146 | 
 | Опрос общественного мнения. Построение диаграмм | 
 | Выполнять практико-ориентированные задания на нахождение объемов объектов, имеющих форму параллелепипеда. Решать задачи на нахождение объемов параллелепипедов. Вычислять объемы многогранников, составленных из параллелепипедов. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 147 | 
 | Исследование общественного мнения | 
 | Распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды. Изображать развертки куба на клетчатой бумаге. Моделировать параллелепипед, пирамиду из разверток. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 148 | 
 | Построение столбчатых диаграмм по опросу общественного мнения | 
 | Исследовать развертки куба, особенности расположения отдельных ее частей, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств разверток. Описывать их свойства. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 149 | 
 | Построение круговых диаграмм | 
 | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире многогранники. Выделять видимые и невидимые грани, ребра. Изображать на клетчатой бумаге, моделировать, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Характеризовать взаимное расположение и число элементов многогранников по их изображению. | Тематический | 
 | 
 | 
  | 150 | 
 | Повторение.Натуральные числа.Дроби | 
 | Исследовать многогранники, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств пространственных тел. Описывать их свойства. Вычислять объемы параллелепипедов, используя единицы измерения объема. Решать задачи на нахождение объемов параллелепипедов. | Тематический | 
 | 
 | 
  | 151 | 
 | Повторение.Квадрат и куб числа | 
 | Знакомиться с различными видами таблиц. Анализировать готовые таблицы; сравнивать между собой представленные в таблицах данные из реальной практики. Заполнять простые таблицы, следуя инструкции. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 152 | 
 | Повторение.Решение текстовых задач | 
 | Знакомиться с различными видами таблиц. Анализировать готовые таблицы; сравнивать между собой представленные в таблицах данные из реальной практики. Заполнять простые таблицы, следуя инструкции. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 153 | 
 | Поворение.Решение задач на нахождение часи целого и целого по его часи | 
 | Знакомиться с различными видами таблиц. Анализировать готовые таблицы; сравнивать между собой представленные в таблицах данные из реальной практики. Заполнять простые таблицы, следуя инструкции. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 154 | 
 | Повторение. Сложение и вычитание дробей | 
 | Знакомиться с такими видами диаграмм, как столбчатые и круговые диаграммы. Анализировать готовые диаграммы; сравнивать между собой представленные на диаграммах данные, характеризующие некоторое реальное явление или процесс. Строить в несложных случаях простые столбчатые диаграммы, следуя образцу. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 155 | 
 | Повторение. Свойства фигур при решении задач | 
 | Знакомиться с такими видами диаграмм, как столбчатые и круговые диаграммы. Анализировать готовые диаграммы; сравнивать между собой представленные на диаграммах данные, характеризующие некоторое реальное явление или процесс. Строить в несложных случаях простые столбчатые диаграммы, следуя образцу. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 156 | 
 | Повторение. Смешанные дроби | 
 | Знакомиться с примерами опроса общественного мнения и простейшими способами представления данных. Проводить несложные исследования общественного мнения, связанные с жизнью школы, внешкольными занятиями и увлечениями одноклассников: формулировать вопросы, выполнять сбор информации, представлять ее в виде таблицы и столбчатой диаграммы. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 157 | 
 | Повторение. Сложение и вычитание смешанных дробей | 
 | Знакомиться с примерами опроса общественного мнения и простейшими способами представления данных. Проводить несложные исследования общественного мнения, связанные с жизнью школы, внешкольными занятиями и увлечениями одноклассников: формулировать вопросы, выполнять сбор информации, представлять ее в виде таблицы и столбчатой диаграммы. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 158 | 
 | Повторение. Умножение и деление смешанных дробей | 
 | Анализировать данные опросов общественного мнения, представленные в таблицах и на диаграммах, строить столбчатые диаграммы. | Тематический | 
 | 
 | 
  | 159 | 
 | Повторение. бъем паралле лепипеда. | 
 | Анализировать данные опросов общественного мнения, представленные в таблицах и на диаграммах, строить столбчатые диаграммы. | Тематический | 
 | 
 | 
  | 160 | 
 | Повторение.Умножение дробей | 
 | Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, обыкновенные дроби. Округлять натуральные числа.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 161 | 
 | Контрольная работа по повторению | 
 | Вычислять значения числовых выражений, содержащих натуральные числа и дроби, находить квадрат и куб числа. Применять разнообразные приемы рационализации вычислений. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 162 | 
 | Работа над ошибками | 
 | Решать задачи, связанные с делимостью чисел. Решать тестовые задачи арифметическим способом на разнообразные зависимости между величинами. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 163 | 
 | Повторение. Решение задач на движение | 
 | Использовать приемы решения задач на нахождение части целого, целого по его части. Выражать одни единицы измерения через другие. | Обобщающий | 
 | 
 | 
  | 164 | 
 | Повторение. Ршение текстовых задач | 
 | Изображать с использованием чертежных инструментов на нелинованной и клетчатой бумаге отрезки, ломаные, углы, окружности, многоугольники (в том числе, треугольники и прямоугольники), многогранники (в  том числе, параллелепипед и пирамиду).   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 165 | 
 | Повторение. Сложение смешанных чисел | 
 | Описывать фигуры и их свойства, применять свойства при решении задач.   | Текущий | 
 | 
 | 
  | 166 | 
 | Повторение. Вычитание смешанных чисел | 
 | Описывать фигуры и их свойства, применять свойства при решении задач. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 167 | 
 | Повторение. Умножение и деление смешанных чисел | 
 | Читать проекционные чертежи многогранников. Измерять и сравнивать длины отрезков, величины углов. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 168 | 
 | Итоовый урок | 
 | Находить периметры многоугольников, площади прямоугольников, объемы параллелепипедов. | Текущий | 
 | 
 | 
  | 169 | 
 | Практикум в решении задач | 
 | Выражать одни единицы измерения длин, площадей, объемов через другие. | Текущий | 
 | 
 | 
  |  
 170 |  
 
 | экскурсия | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |