kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование универсальных учебных действий: методология, помощь учителю

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня приоритетной целью системы образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения – формирование умения учиться. Важнейшей задачей является формирование совокупности универсальных учебных действий. УУД направлены на достижение планируемых результатов: предметные, метапредметные, личностные УУД.  ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться».

На семинаре рассмотрим приемы формирования УУД на уроках в начальной школе, особенности проектирования уроках с позиции формирования УУД, вопросы диагностики уровня развития у   обучающихся УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий: методология, помощь учителю»

Формирование  универсальных учебных действий учащихся: методология, практическая помощь учителю

Формирование универсальных учебных действий учащихся: методология, практическая помощь учителю

Универсальные учебные действия (УУД) - - конкретизация термина «умение учиться» ,  т.е. действия учащихся, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений.

Универсальные учебные действия (УУД) -

- конкретизация термина «умение учиться» , т.е. действия учащихся, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений.

В состав УУД входят 4 блока

В состав УУД входят 4 блока

Личностные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД Умения организовывать  свою деятельность

Регулятивные УУД

Умения

организовывать

свою деятельность

Познавательные УУД Умения результативно  мыслить и работать  с информацией в  современном мире

Познавательные УУД

Умения результативно

мыслить и работать

с информацией в

современном мире

Коммуникативные УУД Умения общаться, взаимодейство-вать с людьми

Коммуникативные УУД

Умения общаться,

взаимодейство-вать с людьми

Я и другие люди Я и природа Личностные УУД Я и познание Я и общество Я и я

Я и другие люди

Я и природа

Личностные УУД

Я и познание

Я и общество

Я и я

Регулятивные УУД Оценка, самооценка 6 Ставить цель 5 умение уч-ся организовать свою учебную деятельность 1 Корректировать Мотивировать 4 2 Контролировать 3 Прогнозировать

Регулятивные УУД

Оценка, самооценка

6

Ставить цель

5

умение уч-ся организовать свою учебную деятельность

1

Корректировать

Мотивировать

4

2

Контролировать

3

Прогнозировать

Регулятивные УУД Для диагностики  и формирования  регулятивных  универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: – «Преднамеренные ошибки»  – Поиск информации в предложенных источниках  – Взаимоконтроль  – Диспут  – «Ищу ошибки»  – Контрольный опрос на определенную проблему и т.д

Регулятивные УУД

Для диагностики  и формирования 

регулятивных  универсальных учебных действий

возможны следующие виды заданий:

– «Преднамеренные ошибки» – Поиск информации в предложенных источниках – Взаимоконтроль – Диспут – «Ищу ошибки» – Контрольный опрос на определенную проблему и т.д

Познавательные УУД система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; действия моделирования, умение выявлять существенное: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе ;  ребенок должен четко понимать, что от него требуется, т.е. формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.

Познавательные УУД

система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации;

действия моделирования, умение выявлять существенное: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе ;

ребенок должен четко понимать, что от него требуется, т.е. формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.

Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД

  • общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД

  • Уметь слушать и вступать в диалог;
  • Участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • Умение строить работу в группах;
  • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми…
Формирование УУД

Формирование

УУД

Таблица 1 Основные элементы урока Формулиров ка темы урока Традиционный урок Учитель сообщает учащимся Формули ровка целей и задач Урок современного типа Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формируе -  мые УУД Методы, приемы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии Познаватель ные общеучеб ные, коммуникативные Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятив ные целеполага ния, коммуникативные Проблемный диалог (технология Е.Л. Мельниковой) Проблемный диалог (технология Е.Л. Мельниковой)

Таблица 1

Основные элементы урока

Формулиров

ка темы урока

Традиционный урок

Учитель сообщает учащимся

Формули

ровка целей и задач

Урок современного типа

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формируе -

мые УУД

Методы, приемы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Познаватель

ные общеучеб

ные, коммуникативные

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятив

ные целеполага

ния, коммуникативные

Проблемный диалог (технология Е.Л. Мельниковой)

Проблемный диалог (технология Е.Л. Мельниковой)

Планирова  ние Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели  Практичес  кая деятель ность учащихся  Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Регулятив ные планиров а ния Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; применяется групповая, индивидуальная форма организации учебной деятельности (учитель консультирует)   Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (Power Point) Познаватель ные, регулятивные, коммуникативные Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся; работа по решению проектных задач; ролевые игры; работа с учебником (вариативная и инвариантная части); применение словарей, справочников, ИКТ

Планирова

ние

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практичес

кая деятель

ность учащихся

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Регулятив

ные планиров а

ния

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; применяется групповая, индивидуальная форма организации учебной деятельности (учитель консультирует)

 

Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (Power Point)

Познаватель

ные, регулятивные, коммуникативные

Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся;

работа по решению проектных задач;

ролевые игры;

работа с учебником (вариативная и инвариантная части);

применение словарей, справочников, ИКТ

Осуще

ствление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся осуществляют контроль: применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля (учитель консультирует)

Оценивание учащихся

Регулятивные контроля (самокон

троля), коммуникативные

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Методика безотметочного обучения (Г.А. Цукерман)

Само- и взаимо

контроль устных и письменных ответов по заранее определенным критериям, образцам

Регулятивные коррекции, коммуникатив

ные

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам: самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей (учитель консультирует)

Использование памяток;

организация взаимопомощи

Регулятивные оценивания (самооценива

ния), коммуника

тивные

Методика безотметочного обучения (Г.А. Цукерман)

Само - и взаимооценивание устных и письменных ответов по заранее определенным критериям

Итог уро ка Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили До маш  нее задание Проводится рефлексия Учитель объявляет и комментирует (чаще всего задание одно для всех) Регулятивные саморегуля ции, коммуникатив  ные  Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей Рефлексия: вопросы, символы – кружки, листы обратной связи, смайлики, прием «ладошка» Познаватель ные, регулятивные, коммуникатив ные Дифференциация заданий; творческие задания; практико-значимые задания

Итог уро

ка

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

До

маш

нее задание

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще всего задание одно для всех)

Регулятивные саморегуля

ции, коммуникатив

ные

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Рефлексия: вопросы, символы – кружки, листы обратной связи, смайлики, прием «ладошка»

Познаватель

ные, регулятивные, коммуникатив

ные

Дифференциация заданий;

творческие задания;

практико-значимые задания

Таблица 2. Этапы урока Деятельность ученика Организационный момент Самоопределение к деятельности (положительное или отрицательное), формирует волевую сферу. Осуществляет выбор, будет ли учиться (будет активен или пассивен) Актуализация знаний (учебная доминанта) Форма организации учебно-познавательной деятельности Индивидуальная Сталкивается с тем, что не знает, возникает мотив узнать. Задача учителя – создать учебно-познавательный мотив у учащихся (столкнуть разные мнения, столкновение в группе с проблемой) Целеполагание Коллективная, групповая Должен определить для себя: чему я буду учиться? На этом этапе могут возникнуть и задачи урока, определена его тема. Открытие нового Коллективная Выдвигает предположения, гипотезы, ищет и находит, предлагает пути и способы решения проблемы (далее работа с учебником – сравнить с правилом, научным знанием) Нельзя открывать факты Парная, групповая, коллективная, фронтальная с ярким примером (тоже может быть в зависимости от обстоятельств)

Таблица 2.

Этапы урока

Деятельность ученика

Организационный момент

Самоопределение к деятельности (положительное или отрицательное), формирует волевую сферу. Осуществляет выбор, будет ли учиться (будет активен или пассивен)

Актуализация знаний (учебная доминанта)

Форма организации учебно-познавательной деятельности

Индивидуальная

Сталкивается с тем, что не знает, возникает мотив узнать. Задача учителя – создать учебно-познавательный мотив у учащихся (столкнуть разные мнения, столкновение в группе с проблемой)

Целеполагание

Коллективная, групповая

Должен определить для себя: чему я буду учиться? На этом этапе могут возникнуть и задачи урока, определена его тема.

Открытие нового

Коллективная

Выдвигает предположения, гипотезы, ищет и находит, предлагает пути и способы решения проблемы (далее работа с учебником – сравнить с правилом, научным знанием)

Нельзя открывать факты

Парная, групповая, коллективная, фронтальная с ярким примером (тоже может быть в зависимости от обстоятельств)

Первичное закрепление во внешней речи (проговари вание) Самостоятельная работа с проверкой по эталону Проговаривает правило: 1) своими словами; 2) научными терминами (обязательно все) Включение в систему знаний и повторение Парная Выполняют самостоятельную работу по заданию учителя. Учителю необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого Индивидуальная Выбирают упражнения (по трудности, по объему и др.) Самостоятельная работа не в качестве оценки Индивидуализация и дифференциация Рефлексия (итог урока, итог деятельности ученика) Индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая Самооценка учениками собственной учебной деятельности. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Коллективная, индивидуальная

Первичное закрепление во внешней речи (проговари

вание)

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Проговаривает правило:

1) своими словами;

2) научными терминами (обязательно все)

Включение в систему знаний и повторение

Парная

Выполняют самостоятельную работу по заданию учителя. Учителю необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого

Индивидуальная

Выбирают упражнения (по трудности, по объему и др.)

Самостоятельная работа не в качестве оценки

Индивидуализация и дифференциация

Рефлексия (итог урока, итог деятельности ученика)

Индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая

Самооценка учениками собственной учебной деятельности.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке.

Коллективная, индивидуальная

Упражнения для  формирования УУД

Упражнения для

формирования УУД

Личностные УУД Участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, самооценка события, происшествия, дневники достижений. Игры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Что может рассказать обо мне мой портфель, моя зубная щётка», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла» и многие другие.

Личностные УУД

Участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, самооценка события, происшествия, дневники достижений.

Игры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Что может рассказать обо мне мой портфель, моя зубная щётка», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла» и многие другие.

Регулятивные УУД « Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, взаимный диктант (метод М.Г. Булановской), диспут, заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную тему), звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием, листы самоконтроля и самооценки. Игры: «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два дела», «Статуя, замри», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да» и «нет» не говори», «Найди ошибки» и многие другие.

Регулятивные УУД

« Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, взаимный диктант (метод М.Г. Булановской), диспут, заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную тему), звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием, листы самоконтроля и самооценки.

Игры: «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два дела», «Статуя, замри», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да» и «нет» не говори», «Найди ошибки» и многие другие.

Познавательные  УУД «Найди отличия», «на что похоже?», «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание, хитроумные решения, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, составление и распознавание диаграмм, работа со словарями. Прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» и др. Игры: «Предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище», «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.

Познавательные УУД

«Найди отличия», «на что похоже?», «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание, хитроумные решения, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, составление и распознавание диаграмм, работа со словарями.

Прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» и др.

Игры: «Предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище», «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.

Составь задание партнеру, отзыв на работу товарища,  групповая работа по составлению кроссворда, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «Подготовь рассказ...», «Опиши устно...», «Объясни...», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Пум - пум», «Отгадай, о ком говорим», и другие . Коммуникативные УУД

Составь задание партнеру, отзыв на работу товарища,  групповая работа по составлению кроссворда, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «Подготовь рассказ...», «Опиши устно...», «Объясни...», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Пум - пум», «Отгадай, о ком говорим», и другие .

Коммуникативные УУД

Условия, обеспечивающие развитие УУД

Условия, обеспечивающие развитие УУД

Учитель знает и понимает: •  важность формирования УУД школьников; •  сущность и виды УУД; •  педагогические приемы и способы их формирования.

Учитель знает и понимает:

• важность формирования УУД школьников;

• сущность и виды УУД;

• педагогические приемы и способы их формирования.

Учитель умеет:

Учитель умеет:

  • отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД;
  • использовать диагностический инструментарий успешности формирования УУД;
  • привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УУД.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование универсальных учебных действий: методология, помощь учителю

Автор: Полевик Валентина Алексеевна

Дата: 23.04.2015

Номер свидетельства: 205198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Доклад для педчтения по теме "Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку""
    ["seo_title"] => string(104) "doklad-dlia-piedchtieniia-po-tiemie-sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "243390"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445708556"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Проект урока английского языка на основе системно-деятельностного подхода "
    ["seo_title"] => string(84) "proiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-na-osnovie-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "104297"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402681550"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "«Реализация требований ФГОС ООО по изобразительному искусству в 5 классе» "
    ["seo_title"] => string(77) "riealizatsiia-triebovanii-fgos-ooo-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "105702"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402904421"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "КЕЙС - МЕТОД "
    ["seo_title"] => string(14) "kieis-mietod-1"
    ["file_id"] => string(6) "217434"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433346892"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства