kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока английского языка на основе системно-деятельностного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

 Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения,  Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсоном.

 Актуальность системно-деятельностного подхода в обучении при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

На этой методологии основываются стандарты нового поколения для  начальной и основной школы. Основой реализации новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, предполагающий включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии. Системно-деятельностный подход ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности. Именно этот подход позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике.

Объект исследования: формирование универсальных учебных действий у учащихся 5 класса на уроках английского языка

Предмет исследования: условия и средства формирования УУД у учащихся 5 класса.

Цель исследования: теоретическое обоснование использования различных средств развития УУД на уроке английского языка учащихся 5 класса.

Задачи: 

  1. Проанализировать научно-педагогическую и психологическую  литературу по проблеме формирования УУД, требований к современному уроку иностранного языка, внедрение системно-деятельстного подхода. 
  2. Изучить типологию уроков иностранного языка в рамках системно-деятельностного подхода.
  3. Сконструировать урок иностранного языка в соответствии с технологиями  системно-деятельностного подхода.  

Данный подход разрабатывали учёные Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Л.С., Выготский, Л.В. Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов и другие

Практическая значимость: данная работа может стать основой для использования методики в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока английского языка в 5 классе»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вязовская основная общеобразовательная школа Оренбургского района»





Технологическая карта урока английского языка в 5 классе



УМК “Spotlight – 5”

Тема урока “ I’ m from”


Разработала учитель английского языка

Чернышева Алёна Валерьевна













Тема

План-конспект урока английского языка в рамках темы "Im from …" по УМК Английский в фокусе (Spotlight), 5 класс под редакцией /авторов Virginia Evans, Jenny Dooley, Olga Pospelova, Julia Vaulina

Цель урока

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализовать новые способы действий.

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Планируемый результаты

(задачи урока)

Предметные умения

УУД

  1. Повторение изученных и введение новых слов по теме «Страны и национальности»

  2. Освоение суффиксального способа словообразования

  3. Развитие умений прогнозирования и понимания содержания текста по заголовку и иллюстрациям

  4. Развитие поискового чтения

  5. Развитие продуктивного письма

регулятивные:

целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

познавательные:

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя

коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать

Основные понятия

Vocabulary: countries and nationalities; word formation (-ish, -ian, -er, -ese)

Grammar: have got

Reading: article: Amazing Spidey

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы


Фронтальная, групповая, парная

компоненты УМК, карта мира (англоговорящие страны), аудиоприложение к учебнику, компьтер.














Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Используемые ресурсы, приемы, оргформы

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

T: Good morning, dear boys and girls! Glad to see you. So, let’s start our lesson. We are going to speak about countries and nationalities

Постановка проблемной задачи: активизация изученной лексики, мотивирование учащихся на дальнейшую работу по теме. На базе материала начальной школы (3 – 4 классы) организуется беседа.

- What countries do you know?

- What is the name of our country?

- What do we call people living in Russia? (Who)

- What nationality lives in Britain, America, Australia, and New Zeland?

Учащиеся приветствуют учителя. Решение проблемного задания

Участвуют в диалоге.















We know …


The name of our country is …


…..


……

Личностные:

-самоопределение

-смыслообразование


Регулятивные

-целеполагание

-волевая саморегуляция


Коммуникативные

-управление речевым поведением


2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.





Организация фиксации каждым учеником индивидуального затруднения в пробном действии.

Повторение изученных и введение новых слов по теме «Страны и национальности»

Развитие умения делать краткое сообщение о себе; введение тематической лексики (национальности и языки) в речь.

- Open your books at page 36, ex. 1 (a,b)

- Match the countries to the nationalities. Listens and check. Listen again and repeat.

- Where are you from? What Languages can you speak? Tell the class.

Развитие умения вести диалог-расспрос


Обсуждает с учащимися героев мультфильмов, представленных на картинках: кого они знают, кто им нравится.

- Do you know the cartoon characters and people in the pictures? Where are they from?


Соотносят самостоятельно названия стран и национальностей. Проверяют себя по эталону (прослушивают аудиозапись), фиксируют индивидуальные затруднения.

The UK – British

The USA – American

Canada – Canadian

Australia – Australian

New Zealand – New Zealander

FranceFrench

JapanJapanese










Разыгрывают диалоги с опорой на образец и иллюстративный материал.

A: Where’s Avril Lavigne from?

B: She’s from Canada. She’s Canadian.

A: Where’s Batman from?

B: He’s from the USA. He’s American.

A: Where’s Asterix from?

B: He’s from France. He’s French.

A: Where’s Jude Law from?

B: He’s from the United Kingdom. He’s British.

A: Where’s Yu-Gi-Oh from?

B: He’s from Japan. He’s Japanese.

Познавательные

-логические


Регулятивные

-контроль

-коррекция


прослушивают аудиозапись к упр 1, стр. 36, Ex. 2, p. 36



3. Этап постановки учебной задачи Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Подводит учащихся к формулировке целей и задач

Выделяют цели и задачи

Познавательные

-самостоятельное выделение познавательной цели

-формирование проблемы


Регулятивные

-целеполагание


Коммуникативные

-инициативное сотрудничество в поиске сбора информации


4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.




Обеспечивает учащихся материалом для наблюдения

Освоение суффиксального способа словообразования: образование прилагательных, обозначающих национальности.

Закрепление активной лексики

- Use the list of geographical names at the back of the book to add one more to each group.

Проводит игру

Выполняют задание на группировку, сравнивают слова и делают вывод

-an: Korean, American, Mexican, African

-ish: British, Irish, Spanish

-ian: Australian, Canadian, Belgian, Russian

-er: N. Zealander, Icelander

ese: Japanese, Chinese, Portuguese

other: French, Greek



Разбиваются на команды и по очереди называют страну. Оппоненты должны назвать национальность. Побеждает команда, которая даст больше ответов

Познавательные

-анализ с целью выявления признаков

-выбор оснований для классификации


Регулятивные

-контроль

-коррекция

-оценка


Коммуникативные

-инициативное сотрудничество


На доске суффиксы - ish, -ian, -er, -ese, - an, -other

Стр.36, упр.3.4

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Организует усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

Использует новые знания для решения типовых задач с проговариванием во внешней речи. Самопроверка по эталону.

Ex. 1

1 Meg Ryan is from the USA. She’s American.

2 Mel Gibson is from Australia. He’s Australian.

3 Michael Owen is from the UK. He’s British.

4 Ronaldo is from Brazil. He’s Brazilian.

5 Sting is from the UK. He’s British.

6 Figo is from Portugal. He’s Portuguese.

Ex. 2

1 French, 2 American, 3 British, 4 Japanese,

5 Canadian, 6 Russian, 7 Greek, 8 Italian.

Познавательные

-анализ с целью выявления признаков


Регулятивные

-контроль

-коррекция

-оценка


Коммуникативные

-инициативное сотрудничество в поиске сбора информации

Рабочая тетрадь

Стр.23, упр.1,2


6. Этап включения в систему знаний и повторения

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.















Выявляет границы применимости новых знаний.

Учит использовать его в системе изученных ранее знаний.

Оказывает помощь в пояснении слов, при необходимости дает перевод.

Развитие умений прогнозирования и понимания содержания текста по заголовку и иллюстрациям


- Look at the picture and the title of the text. Read the four names below. Who are these people? Listen and read to find out.

  • Aunt Mary

  • Mary Jane

  • Peter Parker

  • The Green Goblin

Развитие умений найти в тексте нужную информацию (поисковое чтение)


Read and answer the questions. Explain the words in bold.

Развитие умения передавать содержание с опорой на заметки/тезисы по содержанию текста (монологическая речь)


Read the text and underline keywords. List the points under headings. Use your notes to present the topic

Прогнозируют содержание текста по заголовку и иллюстрациям. Находят в тексте нужную информацию.

Передают информацию с опорой на заметки по содержанию текста










Aunt Mary is SpiderMan’s aunt.

Mary Jane is SpiderMan’s best friend.

Peter Parker is SpiderMan’s real name.

The Green Goblin is SpiderMan’s enemy.







1 He’s from New York City.

2 His best friend is Mary Jane. 3 He can climb walls (just like

a spider).


People: Peter Parker, Aunt Mary, Mary Jane, the Green Goblin


What happens: a spider bites Peter, now Peter has special powers; he is strong, fast and can climb walls

Peter: he is quiet, he hasn’t got many friends

There are four people in this story: Peter, Aunt Mary, Mary Jane and the Green Goblin. Peter is quiet. He lives with his aunt Mary in New York

City. One day a spider bites him and now he has special powers. He is strong and fast. He can climb walls like a spider! His name is SpiderMan. The Green Goblin doesn’t like Peter.

Познавательные

-построение логической цепи рассуждения


Регулятивные

-прогнозирование

-волевая саморегуляция


Коммуникативные

-инициативное сотрудничество в поиске сбора информации


Стр.37, упр.4,5,6

























7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.













Организует

повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

Обобщение правил употребления конструкции have got (утвердительная, вопросительная и отрицательная формы)


Read the table. Find examples in the text.

Освоение в речи конструкции have got во всех формах


What have Jane and John got in their school bags? Ask and answer.

Объясняет домашнее задание

Make a poster of your favourite cartoon characters. Stick on pictures. Write a few sentences about each character. Write:

  • Name

  • Who the characters is

  • What the character does

Организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке

Thank you for the lesson.

Did you like lesson?

What new information about animals did you know?

What part of the lesson did you like?




Обобщают правила употребления конструкции have got. Находят примеры в тексте. Составляют собственные примеры






Учащиеся ищут примеры в тексте, затем составляют собственные примеры с данной конструкцией о себе, своих друзьях.


A: Has Jane got a pencil case in her school bag?

B: Yes, she has. Has John got a pencil case in his

school bag?

A: Yes, he has. Has John got a notebook in his

school bag?

B: Yes, he has. Has Jane got a notebook in her

school bag?

A: No, she hasn’t. Has Jane got a notepad in her

school bag?

B: No, she hasn’t. Has John got a notepad in his

school bag?

A: Yes, he has. Has Jane got an eraser in her

school bag?

B: Yes, she has. Has John got an eraser in his

school bag?

A: No, he hasn’t. Has John got a pen in his school

bag?

B: No, he hasn’t. Has Jane got a pen in her school

bag?

A: Yes, she has. Has Jane got a sharpener in her

school bag?

B: Yes, she has. Has John got a sharpener in his

school bag?

A: No, he hasn’t. Has John got an atlas in his

school bag?

B: No, he hasn’t. Has Jane got an atlas in her

school bag?

A: Yes, she has. Has Jane got a book in her school

bag?

B: Yes, she has. Has John got a book in his school

bag?

A: Yes, he has. Has John got a pencil in his school

bag?

B: Yes, he has. Has Jane got a pencil in her school

bag?

A: Yes, she has.

Обсуждают, что они научились делать и зачем им нужны эти знания. Оценивают свою УД на уроке


Познавательные

-синтез

- смыслообразование


Регулятивные

-коррекция

-оценка УД на уроке

Коммуникативные

-разрешение конфликтов

-управление поведением партнера

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли



Стр.37, упр.7,8

Домашнее задание SB, упр. 9;





Просмотр содержимого документа
«вар»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ





ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Проект урока английского языка на основе

системно-деятельностного подхода

Выполнила: Чернышева Алена Валерьевна, учитель английского языка МБОУ «Вязовская основная общеобразовательная школа Оренбургского района»

Руководитель Н.А. Репина, к.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ



Оренбург, 2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка  на основе системно-деятельностного подхода ………………………………………………….



6

    1. Методологическая  основа системно-деятельностного подхода………………………………………………………………………...


6

    1. Психологическая основа концепции формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка………………………………………………………………………….



9

Глава 2. Современный урок английского языка по новому стандарту ФГОС…………………………………………………………….


13

2.1. Требования к уроку иностранного языка в свете ФГОС…………………………………………………………………………


13

2.2. Условия и средства универсальных учебных действий на уроках английского языка …………………………………………………


20

Заключение……………………………………………………………

27

Литература……………………………………………………………

29

Приложение «Технологическая карта урока по английскому языку 5 класс на тему “Im from …”










Введение

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

 Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения,  Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсоном.

Актуальность системно-деятельностного подхода в обучении при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы. Основой реализации новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, предполагающий включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии. Системно-деятельностный подход ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности. Именно этот подход позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике.

Объект исследования: формирование универсальных учебных действий у учащихся 5 класса на уроках английского языка

Предмет исследования: условия и средства формирования УУД у учащихся 5 класса.

Цель исследования: теоретическое обоснование использования различных средств развития УУД на уроке английского языка учащихся 5 класса.

Задачи: 

  1. Проанализировать научно-педагогическую и психологическую  литературу по проблеме формирования УУД, требований к современному уроку иностранного языка, внедрение системно-деятельстного подхода. 

  2. Изучить типологию уроков иностранного языка в рамках системно-деятельностного подхода.

  3. Сконструировать урок иностранного языка в соответствии с технологиями  системно-деятельностного подхода.  

Данный подход разрабатывали учёные Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Л.С., Выготский, Л.В. Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов и другие

Практическая значимость: данная работа может стать основой для использования методики в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
























Глава 1. Теоретические аспекты проектирования урока английского языка с использованием деятельностного подхода

1.1 Методологическая основа  системно-деятельностного подхода

Приоритетным направлением основного общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся. Деятельностный подход к обучению предполагает:

  • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить,  освоить);

  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания;

  • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач[7,с.8-11].

Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется

объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность.

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.  

 Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к

самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса). Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

В настоящее время считают принцип системно - деятельностного подхода как «стратегию, согласно которой учитель должен учитывать характерные особенности того вида деятельности, который он организует с обучаемыми и на основе которой осуществляется их обучение, воспитание и развитие» [16,с.23-25]. В зависимости от вида деятельности с учетом ее целей, содержания, формы, методов, средств, условий, меняется сама методика и технология учебно-воспитательного процесса.

Сегодня с  системно-деятельностным подходом связано выполнение социального заказа образованию, направленного на удовлетворение потребности общества в подготовке подрастающих поколений к труду и социокультурной жизни, в передаче им накопленного социального опыта [13].

Мы единодушны во мнении с Н.Ф. Талызиной, о том, что в свете деятельностного подхода учение – это процесс усвоения учениками различных видов человеческой деятельности и реализующих их действий. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Знать – это выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Степень (качество) усвоения знаний определяется многообразием видов деятельности, в которых знания могут функционировать [19].

Таким образом, вместо двух проблем – передать знания и сформировать навыки и умения их применения – перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах [3].

1.2 Психологическая основа концепции формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка

Психологическая  основа  концепции  системно-деятельностного подхода  базируется  на следующих  основополагающих  тезисах:

- окружающий мир - объект  познания  учащихся, имеет  системную организацию, любые  объекты  его могут  быть представлены  как системы. Вне систем они существовать не могут.

- если  рассматривать  объекты  познания  как системы, то  соответствующим подходам (принципом)  их  изучения  должен  выступать системный.

- развитие  систем  подчиняется   законам  диалектики, она является  основой       и системных исследований [7].

Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной  учебной  деятельности. Такая  деятельность сопровождается  разделением систем на  составные части  с  дальнейшим изучением  их многоступенчатой  соподчинённости.  Внедрение  системного подхода  в  учебные  действия  школьников  преобразует его в системно-деятельностный.

 Реализация  собственной  учебной  деятельности  выдвигает школьника  на позицию  субъекта её. В результате на уроке возникает субъект-субъектная  ситуация, в которой  учитель  и ученик  взаимодействуют  как равноправные партнёры в совместной деятельности.

Ученик действует по принципу «я учусь». В  традиционном  обучении субъектом  деятельности  на уроке  является учитель, возникает  нарушение субъект-объектный  ситуации, в которой  ученик  ограничен  как  объект педагогической деятельности  учителя и действует по принципу «меня учат».

Обеспечение  субъектной  позиции  ученика  и  системно-деятельностного   подхода  возможно при переходе  с  традиционного на технологию развивающего обучения.

Системно-деятельностный  подход  предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих  требованиям информационного общества;

-   переход  к стратегии  социального  проектирования  и конструирования в системе образования  на основе  разработки   содержания  и  технологий образования ;

-  ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося   на  основе  УУД);

- признание  решающей  роли  содержания  образования, способов организации  образовательной  деятельности  и  взаимодействия участников образовательного процесса;

- учет  возрастных  психологических и физиологических особенностей учащихся, роли  и  значения  видов  деятельности  и форм  общения  для определения целей  образования и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и  среднего (полного)  общего  образования;

- разнообразие  организационных  форм  и  учет  индивидуальных  особенностей   каждого  обучающегося  (включая одарённых  детей  и  детей с ограниченными  возможностями  здоровья), обеспечивающих  рост творческого потенциала, познавательных  мотивов;

- гарантированность  достижения  планируемых  результатов освоения основной  образовательной  программы  начального общего образования, что создаёт основу  для  самостоятельного успешного усвоения  обучающимися знаний,  умений,  компетенций, видов, способов  деятельности [11].

Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке таковы: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные [21].

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность);

умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности; целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно, и усвоено, и того, что ещё не известно; планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий; контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами; саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент; коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

Коммуникативные универсальные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач [1].

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся,

адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

























Глава 2. Современный урок английского языка в свете требований ФГОС

2.1 Требования к современному уроку

Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
  Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;

  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

  • отличаться мобильностью;

  • быть способными к сотрудничеству;

  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

- хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- вывод делают сами учащиеся;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- времясбережение и здоровьесбережение;

- в центре внимания урока — дети;

- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

- умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- планирование обратной связи;

- урок должен быть добрым.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

- урок изучения нового – традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

- урок закрепления знаний – практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

- урок комплексного применения знаний – практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

- урок обобщения и систематизации знаний – семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

- урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

ФГОС  вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

- возраста ребенка;

- специфики учебного предмета;

- меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

- предъявить противоречивые факты, теории;

- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

- использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.[21]

Современный урок ставит перед собой цель на формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.

Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.

Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:

  1. Уроки «открытия» нового знания

  2. Уроки рефлексии

  3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)

  4. Уроки развивающего контроля

Цели уроков выделенных типов:

  1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы математических понятий.

  1. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и

т.д.

  1. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм учебной деятельности.

  1. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.

Для построения урока в рамках ФГОС ООО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся:

- цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;

- учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.);

- используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;

- учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;

- учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;

- на уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся);

- учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;

- учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;

- учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;

- учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;

- стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;

- на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Современный урок иностранного языка имеет ряд общих требований, которые характерны для построения любого современного урока, так и ряд специфических черт, характерных для урока иностранного языка.

Требования к технике проведения урока:

- урок должен быть эмоциональным;

- вызывать интерес к учению;

- воспитывать потребность в знаниях;

- темп и ритм урока должны быть оптимальными;

- действия учителя и учащихся завершёнными;

- необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;

- педагогический такт.

Критерии эффективности современного урока: 

- обучение через открытие.

- наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам.                    

- развитие личности.

- способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

- демократичность, открытость.

Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося

Таким  образом, современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,  потребность, создающий условия формирования УУД, а, следовательно, развивает самостоятельность в процессе познания.


2.2 Условия и средства формирования учебных действий на уроке английского языка

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), имеющих приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками и лежащих в основе успешности обучения. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Роль универсальных учебных умений хорошо отражена в статье А.Г. Асмолова. Он указывает, что универсальные учебные действия служат решению основных четырёх задач: 1) личностной (решение жизненно важных задач в процессе обучения), 2) регулятивной (решение проблем управления и самоуправления в познавательной деятельности), 3) познавательной (совместный поиск и обработка информации), 4) коммуникативной (умение работать в коллективе) [1].

Системообразующим компонентом системы освоения и иностранного языка, и универсальных учебных действий являются коммуникативные УУД, поскольку, с одной стороны, использование разных коммуникативных средств выступает в качестве существенного показателя развития учащихся и необходимо для формирования всех видов УУД, с другой стороны, коммуникативные универсальные учебные действия являются важным компонентом курса иностранного языка [12].

В современной западной концепции «шести ключевых умений» среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

- общение и взаимодействие (коммуникация): умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- работа в группе (команде): умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам работы, ориентированным на совместное планирование деятельности учителем и учащимися, совместное учение в процессе решения задач (проблем), которые имеют непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни, и,  что особенно важно, задачами, решаемыми не в колее узкопредметности, а на стыке многих областей знания [17].

Организация взаимодействия при решении проектной проблемы нацелена на результат, представленный двумя блоками умений: 1) научиться выстраивать отношения с другими участниками проекта, 2) научиться устной и письменной коммуникации.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации [12].

Следует сказать, что развивающий потенциал коммуникативных и речевых действий не ограничивается сферой своего непосредственного приложения – общением и сотрудничеством, но и напрямую затрагивает познавательные процессы, в также личностную сферу школьников, соответственно УУД в проекте формируются не изолированно друг от друга, а влияя и обуславливая взаимное развитие. Поэтому, необходимо указать, какие виды (типы) УУД, помимо собственно коммуникативных, могут формироваться при выполнении тех или иных заданий в модуле.

В состав основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования,  входят так же: личностные, регулятивные, познавательные.

Для формирования вышеперечисленных УУД, обеспечивается выполнением следующих учебных заданий:  

1) написать цель общения (коммуникативные УУД);

2) объяснить выбор деятельностной позиции, какая деятельность интереснее (коммуникативные и регулятивные УУД);  

3) изложить своё мнение, как преодолеть барьеры общения, почему самая большая – «роскошь человеческого общения» (в виде мини-реферата) (познавательные (общеучебные), коммуникативные и личностные УУД);

4) написать план выхода из затруднительной ситуации (познавательные (общеучебные), регулятивные, коммуникативные и личностные УУД); 

5) изложить суть сообщения других участников (в виде аннотации) (познавательные (общеучебные) и коммуникативные УУД);

6) прослушать отрывок и определить в нём «тему дня» для дискуссии (познавательные (общеучебные) и коммуникативные УУД); и другие [12].

Основным критерием сформированности универсальных коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности учащегося, включающие в себя:

- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; оформление собственных мыслей с использованием различных стилей и и жанров («Я способен! Я – сам!») [8, c.23-26].

Постепенное овладение умениями в этой сфере способствует закреплению процессов самоорганизации и самоуправления учебным процессом в проекте, и в этом смысле коммуникативные умения – одни из наиболее важных, развивающих  компетентностный потенциал личности школьника.

У человека достигшего успеха в решении поставленной задачи, появляется вера в свои силы, понимание путей достижения цели. Потребность самостоятельно приобретать и обновлять знания, принимает сейчас особое  значение в связи с всё возрастающим объёмом всевозможной информации. В современной школе высшей ценностью стала личность учащихся.  Критерием оценки деятельности учащихся,  является обеспечиваемые  ею условия для развития его индивидуальности.

Мы считаем, что в этих условиях особое значение приобретает формирование у учащихся самостоятельности в учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умения самостоятельно строить свою деятельность.

Поэтому в  практике основные усилия направлены на реализацию таких целей, как:

1) доведение учащихся до обязательного уровня подготовки и создание условий для усвоения учебного материала на более высоких уровнях;

2) воспитание самостоятельности и творческой активности, учащихся в приобретении знаний, а также умений и навыков применения этих знаний в конкретных условиях, в процессе обучения информатике [21].

Для достижения этих целей ставятся следующие задачи:

- формирование у  учащихся необходимых умений и навыков самостоятельной учебной деятельности;

- выявление склонностей и способностей учащихся;

- обучение каждого ребенка на уровне его возможностей и способностей;

- организация совместной деятельности, обеспечивающей комфортность участников обучения, способствующей культурно-интеллектуальному развитию учащихся;

- развитие мыслительной и творческой активности учащихся;

- формирование личностных качеств: самостоятельность, трудолюбие;

- развитие интереса к предмету  [11, c. 11-12].

Для решения данных  задач используются следующие формы обучения.

- общеклассные формы организации занятий: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

- групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой  лабораторный практикум, групповые творческие работы.

- индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.

Применяются следующие методы обучения:

- словесные: лекция, рассказ, беседа;

- наглядные: иллюстрации, демонстрации как обычные,  так и компьютерные;

- практические: выполнение лабораторно-практических  работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером. [11, c.17]

Для решения выше указанных задач на уроках, внеклассных мероприятиях,  предлагаются учащимся различные виды самостоятельной деятельности: работа с книгой, поисковые методы, практические работы, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, повышающие познавательную активность и сознательное отношение к учебе,  «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и умению»[11, c.21-22].

На всех этапах обучения предлагаются учащимся различные виды и различные формы    учебных занятий. Организация учебной деятельности детей выполняется в различных формах: фронтальной (совместное действия всех учеников под руководством учителя), индивидуальной (самостоятельная работа каждого ученика), групповой (работа по 3-4 человека, задания для групп могут быть одинаковыми или разными).

При самостоятельном выполнении заданий учащиеся работают в разном темпе и требуют разной степени помощи. Скорость выполнения заданий самостоятельной работы зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от индивидуально-физиологических способностей.  Для одного самостоятельность проявляется уже в том, что он без чьей-либо помощи выполнил упражнение по только что разобранному образцу, а для другого довольно просто выполнить задание несколькими способами, в том числе нетрадиционными. Все это должно учитываться  при подборе заданий для самостоятельной работы. Самостоятельную работу организуется в разного вида парах: статистической, динамической, вариативной. Консультации проводятся практически на каждом уроке во время индивидуальной работы с учащимися, тогда как весь класс работает самостоятельно. И, наконец, все виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя) присутствуют на каждом уроке.

Перед изучением темы проводится исходный контроль, помогающий выявить необходимый уровень знаний для усвоения данной темы.  Формы  проведения  уроков разнообразные: урок-лекция, урок-дискуссия, урок-семинар, урок-консультация, практическая работа, зачетные уроки и т.д.

Таким образом, названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся.












Заключение

 Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

В данной работе был рассмотрен аспект проблемы реализации системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка, позволяет обеспечить достижения поставленной перед учителем цели. Особенно актуально это в период экспериментального внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной общеобразовательной школе. К 2015 году, по нашему мнению, в педагогической практике основной школы уже должна будет сложиться система образования, соответствующая требованиям ФГОС и способная обеспечить преемственность при переходе на новый этап образования. Поэтому уже, сегодня учителя должны осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования  универсальных учебных действий.

Результатом нашего исследования стала технологическая карта урока урок английского языка, разработанного на основе деятельностного метода с учётом требования ФГОС.

Практическая значимость нашей работы состоит в возможности её использования учителями при разработке отдельных уроков, а так же для создания системы работы и методики преподавания. Кроме того, внедрения в педагогическую практику описанных средств позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников.

В работе освещены основные вопросы  реализации системно-деятельностного подхода на уроках иностранного  языка, актуальность введения требований новых ФГОС, суть деятельностной технологии и ее применения на уроках английского языка.

При конструировании урока были учтены рекомендации по построению технологической карты, обозначены УУД на каждом этапе, учитывались критерии результативности урока. Урок строился в соответствии с требованиями к современному уроку.






















Литература.

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий. От действий к мысли. Пособие для учителя./ А.Г. Асмолов – М.: Просвещение, 2008. – 342 с. (Стандарты второго поколения).  

  2. Асмолов А. Г.   Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009.- №4.- С.18-22.

  3. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения./ Б.Ц. Бадмаев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 272 с., 1998.

  4. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003. – 256 с.

  5. Боровских А.В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и  повышения квалификации научно-педагогических кадров./ А.В. Боровских, Н.х. Розов. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80 с.

  6. Ворожцова И.Б. Основы лингводидактики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ И.Б. Ворожцова. – Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2007с.113

  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с. — (Психология: Классические труды).

  8. Дусавицкий А. К. Психологические предпосылки построения основной школы в системе развивающего образования / А.К Дусавицкий // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 1. - с. 15-19.

  9. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

  10. Дьюи Дж. Общество и его проблемы. / Пер. с англ. И. И. Мюрберг, А. Б. Толстова, Е. Н. Косиловой. — М.: Идея-Пресс, 2002. - 880 с.

  11. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». Методическое пособие / Под редакцией Л.Г.Петерсон – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010

  12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  13. Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения /  А.В. Купавцев // Педагогика.- 2002. - № 6. – с.23.

  14. Петерсон   Л .  Г .  Система   и   структура   учебной   деятельности   в  контексте  современной  методологии / Л. Г. Петерсон , Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А.  Петерсон . – М.: АПК  и  ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006.– 92 с.

  15. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности./ А.А.Леонтьев. - М. Наука, 1965. -246 с.

  16. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении./ А.М. Матюшкин. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 392 с.

  17. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).

  18. Сухов В. П. Системно-деятельностный подход. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mbalzhirova.ucoz.ru/news/sistemno_dejatelnostnyj_podkhod_sukhov_v_p/2012-01-09-18

  19. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psymania.info/raznoe/368.php

  20. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://metodpresscentr.ru/blog/fgos/1093.html

  21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.-160c.
























32



Просмотр содержимого документа
«самоанализ урока»

Методическое обоснование урока с элементами самоанализа

1.Содержательный аспект.

Учебник «Spotlight – 5» построен в соответствии с базисным учебным планом (3 часа в неделю). Учебник состоит из Starter и 10 тематических модулей, каждый из которых включает 8 уроков и один резервный; раздел Spotlight on Russia; тексты песен и упражнения к ним; грамматический справочник; поурочный словарь (с выделенным другим цветом активным вокабуляром). Каждый модуль имеет чёткую структуру: новый лексико-грамматический материал (уроки a, b, c); урок English in Use (урок речевого этикета); уроки культуроведения (Culture Corner, Spotlight on Russia); уроки дополнительного чтения (Extensive Reading. Across the Curriculum); книга для чтения (по эпизоду из книги для каждого модуля); урок самоконтроля, рефлексии учебной деятельности (Progress Check); Согласно методической концепции авторов, ученики осуществляют самоконтроль, рефлексию учебной деятельности и знакомятся с содержанием последующего модуля, формулируют его цели и задачи на одном уроке.

Урок разработан на основе рабочей программы «Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе» 5 – 9 классы». Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На протяжении урока применяются элементы деятельностного подхода. На уроке присутствуют парная, групповая и фронтальная формы работы. На этапе рефлексии учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке. К уроку прилагается электронная презентация. У учащихся данного класса присутствует мотивация на изучение иностранного языка, однако, детей с хорошими речевыми и языковыми способностями менее половины.

2.Место урока в системе уроков:

Урок является по счету 19 в системе уроков тематического модуля 2 «That's me».

3.Форма /Тип урока/ структура урока

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая и парная.

Форма урока - учебный диалог (методика постановки вопросов и их решение, метод обучения при помощи наводящих вопросов).

Тип урока - урок «открытия» новых знаний.

4.Методы и приемы обучения.

При организации урока использованы следующие методы:

- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

- по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, работа в группах, парах;

- по характеру познавательной деятельности: репродуктивные, объяснительно-иллюстративный метод;

5.Принципы обучения.

На уроке используются следующие дидактические принципы: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности.

6.Формы организации деятельности учащихся (цель применения данного режима работы на конкретном этапе урока):

- фронтальная форма (повторение изученных и введение новых слов по теме «Страны и национальности»; развитие умения делать краткое сообщение о себе; введение тематической лексики (национальности и языки) в речь); освоение суффиксального способа словообразования: образование прилагательных, обозначающих национальности; развитие умений прогнозирования и понимания содержания текста по заголовку и иллюстрациям; развитие умений найти в тексте нужную информацию (поисковое чтение); развитие умения передавать содержание с опорой на заметки/тезисы по содержанию текста (монологическая речь));

-парная (развитие умения вести диалог-расспрос);

-групповая (Закрепление активной лексики).

7.Обоснование деятельности учителя (описать цель деятельности учителя на каждом этапе урока):

1. Самоопределение к учебной деятельности

Учитель ставит проблемную задачу перед учащимися, предлагает учащимся проблемное задание.

2. Активизация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Учитель выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

3. Постановка учебной задачи

Учитель подводит учащихся к формулировке целей и задач.

4. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель обеспечивает учащихся материалом для наблюдения

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель организует усвоение детьми нового знания при решении типовых с проговариванием во внешней речи.

6. Включение в систему знаний и повторения

Учитель выявляет границы применимости новых знаний.

7. Рефлексия

Организует повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Учитель объясняет домашнее задание.

8. Обоснование урока с позиций валеологических требований.

    На выполнение отдельных видов работы и упражнений затрачено времени:

- постановка цели и задачи урока - 2 мин

- совершенствование лексических навыков - 10 мин

- поисковое чтение – 10 мин

- диалог-расспрос – 10 мин

- монологическая речь – 10 мин

- подведение итогов - 1 мин

- рефлексия - 1 мин

- объяснение домашнего задания – 1 мин

В целях эффективности урока чередование видов преподавания  (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа) проводится через 10 минут.

Домашнее задание логически вписывалось в структуру урока. Оно предполагало индивидуальную, парную и групповую работу по аналогии с работой в классе. Место и длительность применения информационных технологий разработаны в соответствии с гигиеническими нормами.

В конце урока учитывается то, что через 45 минут наступает момент утомления учащихся и снижение их учебной активности, поэтому на уроке проводится рефлексия проделанной работы, идет комментирование задания на дом.

9. Рефлексия

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения меняется подход к обучению школьников. Технологическая карта урока в отличие от плана урока позволяет учителю спланировать урок таким образом, чтобы обучающийся в полной мере был активным участником образовательного процесса, а не просто пассивным потребителем предоставляемых ему знаний.

Чего бы хотелось сделать лучше? Использовать более эффективные технологии для создания ситуации успеха, развивать навыки взаимодействия с партнером по диалогу, развивать способности извлечения информации, умения строить логические цепочки






Просмотр содержимого презентации
«Проект урока английского языка на основе»

Проект урока английского языка на основе  системно-деятельностного подхода   Разработала: Чернышева Алена Валерьевна учитель английского языка МБОУ «Вязовская основная общеобразовательная школа Оренбургского района»

Проект урока английского языка на основе системно-деятельностного подхода

Разработала: Чернышева Алена Валерьевна учитель английского языка МБОУ «Вязовская основная общеобразовательная школа Оренбургского района»

План-конспект урока английского языка в рамках темы

План-конспект урока английского языка

в рамках темы " I m from …"

по УМК Английский в фокусе ( Spotlight ),

5 класс

под редакцией /авторов Virginia Evans , Jenny Dooley , Olga Pospelova , Julia Vaulina

Цель урока : Деятельностная: формирование у учащихся умений реализовать новые способы действий. Содержательная : расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Задачи урока: Повторение изученных и введение новых слов по теме «Страны и национальности» Освоение суффиксального способа словообразования  Развитие умений прогнозирования и понимания содержания текста по заголовку и иллюстрациям Развитие поискового чтения Развитие продуктивного письма Формируемые УУД:

Цель урока :

  • Деятельностная: формирование у учащихся умений реализовать новые способы действий.
  • Содержательная : расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока:

  • Повторение изученных и введение новых слов по теме «Страны и национальности»
  • Освоение суффиксального способа словообразования
  • Развитие умений прогнозирования и понимания содержания текста по заголовку и иллюстрациям
  • Развитие поискового чтения
  • Развитие продуктивного письма

Формируемые УУД:

  • регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную
  • познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
  • коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать
1 . Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности  Целью является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.  Деятельность учителя Деятельность ученика Постановка проблемной задачи: активизация изученной лексики, мотивирование учащихся на дальнейшую работу по теме. На базе материала начальной школы (3 – 4 классы) организуется беседа. Формируемые УУД Учащиеся приветствуют учителя. Решение проблемного задания Участвуют в диалоге. Личностные: -самоопределение -смыслообразование Регулятивные -целеполагание -волевая саморегуляция Коммуникативные -управление речевым поведением

1 . Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Целью является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Постановка проблемной задачи: активизация изученной лексики, мотивирование учащихся на дальнейшую работу по теме. На базе материала начальной школы (3 – 4 классы) организуется беседа.

Формируемые УУД

Учащиеся приветствуют учителя. Решение проблемного задания

Участвуют в диалоге.

Личностные:

-самоопределение

-смыслообразование

Регулятивные

-целеполагание

-волевая саморегуляция

Коммуникативные

-управление речевым поведением

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии     Целью этапа является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Деятельность учителя Деятельность ученика Организация фиксации каждым учеником индивидуального затруднения в пробном действии. Повторение изученных и введение новых слов по теме «Страны и национальности» Развитие умения делать краткое сообщение о себе; введение тематической лексики (национальности и языки) в речь. Формируемые УУД Соотносят самостоятельно названия стран и национальностей. Проверяют себя по эталону (прослушивают аудиозапись), фиксируют индивидуальные затруднения. The UK – British The USA – American Canada – Canadian Australia – Australian New Zealand – New Zealander France – French Japan – Japanese Разыгрывают диалоги с опорой на образец и иллюстративный материал. Познавательные -логические Регулятивные -контроль -коррекция

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Целью этапа является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организация фиксации каждым учеником индивидуального затруднения в пробном действии.

Повторение изученных и введение новых слов по теме «Страны и национальности»

Развитие умения делать краткое сообщение о себе; введение тематической лексики (национальности и языки) в речь.

Формируемые УУД

Соотносят самостоятельно названия стран и национальностей. Проверяют себя по эталону (прослушивают аудиозапись), фиксируют индивидуальные затруднения.

The UK – British

The USA – American

Canada – Canadian

Australia – Australian

New Zealand – New Zealander

France – French

Japan – Japanese

Разыгрывают диалоги с опорой на образец и иллюстративный материал.

Познавательные

-логические

Регулятивные

-контроль

-коррекция

3. Этап постановки учебной задачи  Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей Деятельность учителя Деятельность ученика Подводит учащихся к формулировке целей и задач Формируемые УУД Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. Познавательные -самостоятельное выделение познавательной цели -формирование проблемы Регулятивные -целеполагание Коммуникативные -инициативное сотрудничество в поиске сбора информации

3. Этап постановки учебной задачи

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подводит учащихся к формулировке целей и задач

Формируемые УУД

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.

Познавательные

-самостоятельное выделение познавательной цели

-формирование проблемы

Регулятивные

-целеполагание

Коммуникативные

-инициативное сотрудничество в поиске сбора информации

4. Этап построения проекта выхода из затруднения     Целью является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Деятельность учителя Деятельность ученика Обеспечивает учащихся материалом для наблюдения Освоение суффиксального способа словообразования: образование прилагательных, обозначающих национальности. Закрепление активной лексики Формируемые УУД Выполняют задание на группировку, сравнивают слова и делают вывод Разбиваются на команды и по очереди называют страну. Оппоненты должны назвать национальность. Побеждает команда, которая даст больше ответов Познавательные -анализ с целью выявления признаков -выбор оснований для классификации Регулятивные -контроль -коррекция -оценка Коммуникативные -инициативное сотрудничество

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Целью является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обеспечивает учащихся материалом для наблюдения

Освоение суффиксального способа словообразования: образование прилагательных, обозначающих национальности.

Закрепление активной лексики

Формируемые УУД

Выполняют задание на группировку, сравнивают слова и делают вывод

Разбиваются на команды и по очереди называют страну. Оппоненты должны назвать национальность. Побеждает команда, которая даст больше ответов

Познавательные

-анализ с целью выявления признаков

-выбор оснований для классификации

Регулятивные

-контроль

-коррекция

-оценка

Коммуникативные

-инициативное сотрудничество

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи    Целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Деятельность учителя Деятельность ученика Организует усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи Формируемые УУД Использует новые знания для решения типовых задач с проговариванием во внешней речи. Самопроверка по эталону. Познавательные -анализ с целью выявления признаков Регулятивные -контроль -коррекция -оценка Коммуникативные -инициативное сотрудничество в поиске сбора информации

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организует усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

Формируемые УУД

Использует новые знания для решения типовых задач с проговариванием во внешней речи. Самопроверка по эталону.

Познавательные

-анализ с целью выявления признаков

Регулятивные

-контроль

-коррекция

-оценка

Коммуникативные

-инициативное сотрудничество в поиске сбора информации

6. Этап включения в систему знаний и повторения

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Выявляет границы применимости новых знаний.

Учит использовать его в системе изученных ранее знаний.

Оказывает помощь в пояснении слов, при необходимости дает перевод.

Развитие умений прогнозирования и понимания содержания текста по заголовку и иллюстрациям

Развитие умения передавать содержание с опорой на заметки/тезисы по содержанию текста (монологическая речь)

Формируемые УУД

Прогнозируют содержание текста по заголовку и иллюстрациям. Находят в тексте нужную информацию.

Передают информацию с опорой на заметки по содержанию текста

Познавательные

-построение логической цепи рассуждения

Регулятивные

-прогнозирование

-волевая саморегуляция

Коммуникативные

-инициативное сотрудничество в поиске сбора информации

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организует повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

Обобщение правил употребления конструкции have got (утвердительная, вопросительная и отрицательная формы)

Освоение в речи конструкции have got во всех формах

Объясняет домашнее задание

Организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке

Thank you for the lesson.

Did you like lesson?

What new information about animals did you know?

What part of the lesson did you like?

Формируемые УУД

Обобщают правила употребления конструкции have got . Находят примеры в тексте. Составляют собственные примеры

Учащиеся ищут примеры в тексте, затем составляют собственные примеры с данной конструкцией о себе, своих друзьях.

Записывают домашнее задание

Обсуждают, что они научились делать и зачем им нужны эти знания. Оценивают свою УД на уроке

Познавательные

-синтез

- смыслообразование

Регулятивные

-коррекция

-оценка УД на уроке

Коммуникативные

-разрешение конфликтов

-управление поведением партнера

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект урока английского языка на основе системно-деятельностного подхода

Автор: Чернышева Алена Валерьевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104297

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства