МАСЛОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ
Психолого-педагогический семинар:
«Формирование мотивации педагогов - обеспечение их активности в повышении результативности обучения и воспитания»
Подготовила
заместитель директора по УВР Масловской ОШ
Джанкойского р-на
Республики Крым
Васильева А.Ф.
2014 г.
«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель» К.Д.Ушинский
Внутренняя и внешняя мотивация
«Учитель учится всю жизнь» — это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.
Мотивы, побуждающие учителя к профессиональному росту:
- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
- Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:
- постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;
- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания;
В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей
Внутренняя мотивация — это то, почему вложены усилия. Она побуждает к действию. Никогда не должно быть отрицательного результата. Есть просто результат, с которым надо продолжать работать, а не опускать руки.
Внутренние мотивы:
мечта, самореализация;
творчество;
любопытство;
нужность кому-то;
личностный рост
Особенности внутренней мотивации педагога
В структуре человеческой деятельности мотивации принадлежит особое место: «сильные и «слабые» специалисты различаются не столько по уровню интеллекта, сколько по уровню и структуре мотивации. Экспериментально доказано, что от наличия в структуре мотивации творческих потребностей зависит результативность работы педагога.
Основная задача не просто победить в конкурентной борьбе и добиться определенного уровня оценок, но внедрить философию качества, предупреждение брака. Необходимо чувство ответственности и прогнозирование результатов.
Мотивы педагогической деятельности объединяются в три группы:
Мотивы долженствования;
Мотивы заинтересованности и увлеченности, преподаваемым предметом;
Мотивы увлеченности общением с детьми — «любовь к детям».
Доминирование мотива долженствования свойственно учителям, склонным к авторитаризму, доминирование мотива общения — учителям-либералам, а отсутствие доминирования того или иного мотива — учителям, склонным к демократическому стилю руководства.
Внешняя мотивация — это устремление к достижению определенного места в социуме.
Внешние мотивы:
деньги;
карьера;
признание;
статус;
достойный быт;
престижные вещи.
Особенности внешней мотивации педагога
1. Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением (сюда входят, в том числе, и такие стимулы, как повышение квалификационной категории, ослабление требований и контроля).
Особенностью работы учителя с такой мотивацией является то, что он ориентирован на внешние показатели своего труда. Практически не стремится к повышению квалификации (за исключением обучения с отрывом от работы в школе). Использование ими новшеств носит случайный, эпизодический характер, часто, когда нужно дать открытый урок.
Такая внешняя непрофессиональная мотивация ведет к снижению эффективности профессиональной деятельности в целом, а также наносит вред учащимся в плане их личностного развития, хотя далеко не всегда это проявляется так очевидно.
2. Мотив престижа. В этом случае учитель занимается введением инноваций ради положительного общественного резонанса на его труд.
Сформированность познавательной деятельности учеников, уровень усвоения знаний не являются главной целью учителя, а средство достижения цели — положительная оценка его работы. В таких случаях наблюдается тенденция превратить использование новых эффективных методов в самостоятельную задачу, подчиненную не целям обучения, а цели личного успеха.
Специфическая отрицательная особенность такого подхода состоит в выборе средств, сулящих скорую и эффективную отдачу, активном поиске и опробовании новых методик преподавания и воспитания, часто без длительной и настойчивой их доработки
Оптимальность «мотивационного комплекса» педагога
Удовлетворенность педагогической профессией напрямую связана с оптимальностью «мотивационного комплекса». Баланс между внешней и внутренней мотивациями ведет к удовлетворенности потребностей педагога как личности.
Учителя, стремящиеся к самоактуализации, предпочитают творческие виды труда, открывающие явные возможности для саморазвития. Урок для такого педагога — это повод для реализации себя как личности и профессионала. Каждый раз осуществляется выбор лучшего варианта метода, всегда реализуемого с учетом интересов детей. Таким образом, потребность в самосовершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством учителя-инноватора.
Успешность инновационной деятельности определяется способностью учителя учитывать и контролировать особенности межличностных отношений в коллективе. А формирование личности учителя во многом определяется общественным окружением, коллективом педагогов — педагогическим сообществом. Поэтому большое значение имеет создание так называемого, инновационного климата, без которого инновационная деятельность пробивает себе дорогу с трудом.
Внутренний тип мотивации — деятельность значима для личности сама по себе.
Внешняя положительная мотивация связана с удовлетворением потребностей социального престижа, уважения коллег, материальных благ и т.п.
Внешняя отрицательная мотивация связана с потребностью самозащиты, характеризуется стремлением избежать осуждения со стороны администрации и т.п.
Результаты анкетирования
Наиболее оптимальным является мотивационный комплекс, в котором внутренние мотивы занимают лидирующее положение при минимальной выраженности внешних отрицательных мотивов.
По результатам анкетирования с наиболее оптимальным мотивационным комплексом в нашем коллективе 6 педагогов (20%)
Худшим является мотивационный комплекс, в котором внешние отрицательные мотивы становятся наиболее значимыми при наименьшей ценности внутренних мотивов.
С таким мотивационным комплексом в нашем коллективе нет никого, но у 17 педагогов (57%) высокая внешняя отрицательная мотивация сочетается с высокой внутренней мотивацией.
Мотивы деятельности.
1. Денежный заработок - внешняя положительная мотивация - на максимальном уровне нет ни у кого, на достаточно высоком – у 10 педагогов (33%)
2. Стремление к продвижению по работе
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег- внешняя отрицательная мотивация – на максимальном уровне у 3, на высоком – у 10 (всего 44%)
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы - внутренняя мотивация - на высоком уровне у 13 педагогов (43%)
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности
Результаты анкеты «Факторы, способствующие / препятствующие обучению, развитию, саморазвитию учителей в школе».
Препятствующие факторы:
№ фактора | Количество педагогов, которые оценили факторы данным баллами |
5 – препят ствуют | 4 - скорее да, чем нет | 3 - и да, и нет | 2 - скорее нет | 1 - нет. | % 5+4+3 |
1 Собственная инерция | 0 | 3 | 13 | 8 | 6 | 53 |
2 Разочарование в результате неудач, которые были раньше. | 2 | 6 | 6 | 7 | 9 | 47 |
3 Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей. | 2 | 4 | 5 | 9 | 10 | 37 |
4 Враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимают в вас перемены и стремление к новому. | 0 | 2 | 8 | 9 | 11 | 37 |
5 Неадекватная обратная связь с членами коллективов и руководителями, т.е. отсутствие объективной информации о себе. | 1 | 0 | 7 | 9 | 13 | 27 |
6 Состояние здоровья. | 0 | 2 | 4 | 10 | 14 | 20 |
7 Нехватка времени. | 3 | 7 | 8 | 8 | 4 | 60 |
8 Ограниченные ресурсы, сжатые жизненные обстоятельства | 3 | 8 | 10 | 4 | 5 | 70 |
Стимулирующие факторы:
№ фактора | Количество педагогов, которые оценили факторы данным баллами | |
5 - сти мули руют | 4 - скорее да, чем нет | 3 - и да, и нет | 2 - скорее нет | 1 - нет. | % 5+4+3 |
1. Школьная методическая работа. | 6 | 13 | 9 | 1 | 1 | 93 |
2 Обучение на курсах. | 9 | 12 | 4 | 1 | 4 | 83 |
3 Пример и влияние коллег. | 3 | 15 | 9 | 2 | 1 | 90 |
4. Пример и влияние руководителей. | 4 | 11 | 13 | 0 | 2 | 93 |
5 Организация труда в школе. | 3 | 13 | 12 | 2 | 0 | 93 |
6 Внимание к этой проблеме руководителей. | 5 | 9 | 14 | 1 | 1 | 93 |
7 Доверие. | 9 | 12 | 8 | 0 | 1 | 97 |
8 Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования | 7 | 12 | 9 | 2 | 0 | 93 |
9 Занятия самообразованием. | 6 | 19 | 5 | 0 | 0 | 100 |
10 Интерес к работе. | 11 | 13 | 5 | 0 | 1 | 97 |
11 Возрастающая ответственность | 8 | 10 | 9 | 1 | 2 | 90 |
12 Возможность получения признания в коллективе | 5 | 8 | 14 | 1 | 2 | 90 |
При обработке результатов выделяют три категории учителей по признакам: «активное саморазвитие», «несостоявшееся саморазвитие, зависящее от условий» и «остановленное саморазвитие».
Анализируя факторы, которые препятствуют обучению и развитию педагогов, можно представить их в такой последовательности:
На первом месте — Ограниченные ресурсы, сжатые жизненные обстоятельства (70%), на втором -недостаток времени (60%), на третьем – собственная инерция (53%), далее — разочарование в результате имевшихся ранее неудач (47%), далее — отсутствие поддержки со стороны руководителей и враждебность окружающих (37%), неадекватная обратная связь с членами коллективов и руководителями, т.е. отсутствие объективной информации о себе (27%), состояние здоровья (20%).
Анализируя факторы, которые стимулируют саморазвитие педагогов, можно представить их в такой последовательности: занятие самообразованием – 100%, остальные – в пределах 90%.
В целом, все педагоги школы относятся к категории «активное саморазвитие»
Чтобы стимулировать развитие ученика, его творческую активность, педагогу в первую очередь необходимо эффективно работать над собой, заниматься саморазвитием и самовоспитанием, т.е. вырабатывать такие качества, которые представляются ему желательными и профессионально значимыми.
Эффективная работа над собой требует не только необходимых знаний и умений, но и высокой мотивации. Необходимо помнить, что быть личностью — это значит постоянно строить себя, стремиться к саморазвитию, самореализации, самоактуализации.
Практическая часть - Тренинги, анкетирование
1) "Символьный тест"
Инструкция: "Посмотрите на эти пять фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего. А сейчас фигуру, которая вам нравится больше всего из оставшихся" (всё участник должен делать быстро, не задумываясь).
Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.
Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.
Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.
Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.
Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.
2) Упражнение "Три цвета личности".
Задача: помочь участникам увидеть себя как некоторое "единство непохожих", каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.
Каждый участник группы получает три небольших листочка разного цвета.
Ведущий объясняет значение каждого цвета: синий - "как все" в данной группе; желтый - "как некоторые из присутствующих", розовый - "как никто больше". Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке "как все" должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (как ему кажется) со всеми другими участниками группы. На листочке "как некоторые" - качество, свойство характера или особенность поведения (стиля жизни и т. д.), роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы. Последний листочек должен содержать указания на уникальные черты данного участника, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее у него выражены.
После заполнения листочков психолог просит участников взять в руки тот, на котором записаны черты "как все". Называются общие черты для всех, кто находится в данной группе (записать на доске чаще всего встречающиеся). Таким же способом тренер просит обсудить содержание листочков "как некоторые" и "как никто больше". Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем - с другой. С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает неповторимым в данной группе.
Вопросы для обсуждения:
Какое качество личности было найти у себя труднее всего и почему?
Как вы думаете, что дают педагогам такие групповые формы работы?
Ведущий: "Итак, мы приходим к выводу, что мы одновременно и похожи друг на друга, и, конечно же, чем-то различаемся, что позволяет нам быть индивидуальными и неповторимыми. Так и наши ученики обладают похожими качествами, которые их объединяют, и качествами, о которых мы порой даже не знаем, не замечаем, но именно они отличают их друг от друга и от нас, взрослых".
Анкета - тренинг
Методика определения направленности личности — на достижение успеха/ избегание неудачи (А. А. Реан )
Инструкция: Вам предлагается 20 утверждений. Прочитайте их и оцените, насколько каждое из них соответствует вашему представлению о себе. Отметьте в бланке свой выбор: «да» — совпадает, «нет» — не совпадает. При этом выбор «да» включает в себя также ответ «скорее да, чем нет», а выбор «нет» включает «скорее нет, чем да».
Отвечайте на вопросы быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, чаще всего является наиболее точным.
№ п/п | Утверждение | Да, нет |
1 | Включаясь в работу, как правило, я оптимистично надеюсь на успех | |
2 | В деятельности я активен | |
3 | Я склонен к проявлению инициативности | |
4 | Если необходимо выполнить ответственное задание, я по возможности стараюсь найти причины отказаться от него | |
5 | Я часто выбираю крайности: либо слишком легкие задания, либо нереально трудные | |
6 | При встрече с препятствиями в большинстве случаев не отступаю, а ищу способы их преодоления | |
7 | При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов | |
8 | Продуктивность моей деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля | |
9 | При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограничения времени результативность моей деятельности ухудшается | |
10 | Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели | |
11 | Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу | |
12 | Если рискую, то, скорее, с умом, а не бесшабашно | |
13 | Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль | |
14 | Я предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие | |
15 | В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается | |
16 | При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач | |
17 | Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время | |
18 | При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное | |
19 | В случае неудачи при выполнении чего-либо — от поставленной цели я чаще всего не отказываюсь | |
20 | Если задание выбрал себе сам, то при неудаче его притягательность для меня еще больше возрастает | |
Ключ к опроснику
Выбор «да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12. 14, 16, 18, 19, 20.
Выбор «нет»: 4, 5. 7,9, 13, 15, 17.
Обработка результатов и критерии оценки
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому начисляется один балл, затем подсчитывается общее количество набранных баллов.
Интерпретация количественных показателей:
от 1 до 7 баллов — преобладает мотивация к избеганию неудачи (ее боязнь);
от 14 до 20 — превалирует мотивация к достижению успеха (надежда на успех);
от 8 до 13 — мотивационный полюс ярко не выражен (8 или 9 — есть тенденция к избеганию неудачи; 12 или 13 — есть тенденция к достижению успеха).
Направленность на достижение успеха относится к позитивной мотивации: принимаясь за дело, человек стремится к достижению цели, созиданию, надеется получить позитивные результаты. В основе его активности лежит потребность в достижении высоких результатов и на основании этого — высокой самооценки. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает целеустремленность и настойчивость в достижении поставленных задач.
Направленность на избегание неудачи относится к негативной мотивации: деятельность человека связана с потребностью избежать провала, наказания, порицания, срыва. Его активность определяется воздействием негативных ожиданий. Принимаясь за дело, такой человек заранее боится возможной неудачи, поэтому больше думает о том, как ее избежать, а не о способах достижения успеха. Такие люди обычно не уверены в своих силах, отличаются повышенной тревожностью, что, впрочем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу. Они стараются избегать ответственных заданий, а при возникновении подобной необходимости у них возрастает ситуативная тревожность (вплоть до развития состояния паники).
Заключение: стихи Марины Цветаевой
Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво —
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить.
Не обрывай свои цветы,
Пускай растут в приволье диком
Молчаньем, песней или криком
Среди безбрежной пустоты.
Не запрещай себе летать,
Не вспоминай, что ты не птица:
Ты не из тех, кому разбиться
Гораздо легче, чем восстать.
Не запрещай себе любить,
Не нужно чувств своих бояться:
Любовь не может ошибаться
И всё способна искупить.
Не бойся жить, не бойся петь,
Не говори, что не умеешь:
Ты ни о чём не пожалеешь —
Да будет не о чем жалеть!
Не бойся в камне прорастать,
Под небосвод подставив плечи.
Пусть без мечты порой и легче —
Не запрещай себе мечтать!
Литература
Кирдянкина С.В. Концепция «Мотивация профессионального роста педагогов» // Управление современной школой. - № 6. – 2010.
Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству // М., 1990.
Лепешова Е. Мотивационный инструментарий руководителя школы // Директор школы. - № 4. – 2009.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993
Семиченко В.А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. - М.: Миллениум, 2004. - 521 с.
Справочник классного руководителя, №5, 2013 г
Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе // Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2009, 448 с.