«Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками реабилитационного центра по трудовому воспитанию»
«Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками реабилитационного центра по трудовому воспитанию»
Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации трудовой деятельности воспитанников. Труд должен стать органичной и неотъемлемой частью жизнедеятельности воспитанников. Трудовой процесс подчинен воспитательно-реабилитационным задачам. Поэтому нам необходимо умело реализовать воспитательные и реабилитационные возможности детского труда, а его организация должна отвечать целому ряду общих педагогических принципов:
1. Разнообразие. Прежде всего, труд воспитанников РЦ должен быть разнообразным по своему содержанию, формам, характеру, что дает возможность довольно широкого выбора видов труда в соответствии с индивидуальными интересами, склонностями и способностями.
Тщательно отбирая виды труда, и его содержание мы учитываем специфику воспитанников. Обязательно их возрастные и индивидуальные особенности, их потребности, интересы, мотивы.
Отдавая предпочтение труду содержательному, с элементами творчества, не следует пренебрегать и простым физическим трудом, пусть примитивным, однообразным, но без которого в условиях РЦ, просто нельзя обойтись (уборка помещений, ремонтные работы, элементарный ремонт одежды, глажка белья). Участие воспитанников в таком труде, разумно организованном, убеждает их в общественной необходимости такого труда. У них вырабатывается привычка выполнять пусть малопривлекательную, но нужную работу; укрепляется воля; развивается сила, выносливость; воспитывается чувство долга.
2. Доступность. Другим важным требованием к организации детского труда является обеспечение его посильности и доступности. Выполнение требования посильности и доступности труда, не означает, что работа воспитанников не должна быть связана с преодолением известных трудностей и сложностей. Но здесь важно чувство меры: чрезмерное усложнение труда приведет к потере интереса у детей и нежеланию трудиться, чрезмерное его облегчение – превратит труд в игру, и он во многом утратит свои воспитательные и реабилитационные возможности. В идеале же содержание труда должно соответствовать умственным и физическим возможностям детей.
3. Результативность. Воспитательная и реабилитационная эффективность детского труда во многом зависит от его целенаправленности и результативности. Редко кому безрезультатный труд приносит удовлетворение.
Определяя трудовое задание воспитаннику или группе детей, педагог должен четко сформулировать конечную цель труда, спланировать его результат, объяснить детям, для чего он нужен и как будет использован. Немаловажно также если этот труд будет иметь общественно полезную направленность, а воспитанникам на конкретных примерах будет показана общественная польза результатов их труда. Это помогает формированию у них чувства долга, ответственности и собственного достоинства, повышает их самооценку.
4. Систематичность и продолжительность. Труд воспитанников должен быть достаточно длительным и систематическим. Лишь тогда, когда воспитанники систематически упражняются в различных видах трудовой деятельности, имеет место процесс их социальной реабилитации, а труд превращается в привычку.
5. Заинтересованность. Чрезвычайно важными и актуальными в воспитательном плане являются вопросы стимулирования детского труда. Для детей и подростков нужны эффективные и постоянно действующие стимулы, представляющие собой разумное сочетание моральных и материальных поощрений за труд, начиная от простой похвалы педагога. Педагоги обязаны не оставлять без внимания любой даже самый минимальный успех ребенка в труде и хвалить за дело как можно чаще. Другими формами поощрения могут быть: объявление благодарности администрации в приказе по РЦ; отражение трудовых успехов воспитанников в письменных благодарностях. Награждение подарками, организация для особо отличившихся в труде экскурсий, поездок и др. Стимулирующую функцию могут выполнять и трудовые конкурсы с награждением их победителей.
6. Наглядность. Дети и подростки обязательно должны видеть результаты своего труда, сравнивать качество выполненной работы с работой других воспитанников, чувствовать необходимость и значимость своего труда для других людей.
Труд должен быть организован методически правильно, с учетом всех возрастных особенностей, личных интересов и наклонностей. Работа должна быть разнообразной и интересной. Труд должен приносить моральное и эстетическое наслаждение. Обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности. Способствовать сплочению коллектива и общей заинтересованности в результатах труда.
В РЦ «Детство» при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности учебная, самообслуживание, общественно-полезная.
Учебная деятельность.
Задачи:
Формировать навыки самостоятельности при выполнении домашнего задания.
Воспитывать бережное отношение к учебным пособиям.
Развивать мышление, умственные способности.
Во время учебной деятельности, подход к детям индивидуальный. У кого-то нужно только проверить домашнее задание, с кем-то надо выполнять вместе, а у кого-то надо проверить только дневник. Более способным воспитанникам, поручаю проверить домашнее задание у детей помладше.
Трудности бывают с выполнением устных предметов. С детьми вместе читаем текст, потом стараемся ответить на вопросы, ответы ищем в тексте, потом прочитываем текст еще раз. Результат от такой работы есть, воспитанники хотят узнать что-то новое, чего нет в учебнике.
Труд по самообслуживанию.
Задачи:
Формировать навыки самообслуживания, привычку к чистоте и порядку.
Воспитывать самостоятельность, следить за внешним видом.
Развивать познавательные интересы детей.
Систематически проводятся беседы:
«Средства для гигиены тела»;
«Уход за волосами»;
«Правильно ли мы чистим зубы?»
Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания.
Большое значение придается общественно-полезному труду.
Задачи:
1. Формировать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок в группе и комнате.
2. Воспитывать у детей трудолюбие, желание трудиться на общую пользу.
3. Развивать добросовестные отношения к обязанностям дежурного.
Проводились беседы:
«От кого зависит уют в доме»;
«Уход за различными видами обуви»;
«Уход за различными видами одежды»;
Следует отметить, что для повышения интереса и активности детей в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение.
Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме; умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий; формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться.
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Не важно кем станет воспитанник, когда вырастет (поваром, столяром, маляром) - умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии. Дети с удовольствием берутся за любые дела, любят выполняют поручения взрослых. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатом деятельности. Вот почему воспитатели должны стремиться не только привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде. Трудовое воспитание детей направлено на формирование мотивации позитивного отношения к труду как форме бытия и самореализации человека, к выбору профессии, адекватной их способностям, состоянию слуха и здоровья. Умение применять теоретические знания и творческие способности на практике достигается только благодаря систематической, хорошо организованной трудовой деятельности. Систематическая трудовая деятельность обеспечивает формирование у детей с ОВЗ знаний и умений, необходимых для выполнения трудовой деятельности, навыков контроля, правильного дозирования и распределения трудовых операций и нагрузок, то есть овладение рациональными приемами работы. На занятиях по трудовому воспитанию прививаю умение самостоятельно привести одежду в надлежащий вид, навести порядок в классной комнате и на своём рабочем месте, сознательно относиться к труду, самостоятельно распределять трудовые обязанности, анализировать проделанную работу.
Проводя занятия беседы по трудовому воспитанию, у воспитанников формируется самостоятельность, мы в то же время воспитываем чувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя. Если воспитаннику не удается, что-либо сделать, мы стараюсь его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Детей, выполнивших свою работу хорошо, хвалим за старание.
Учим детей со стороны видеть свою работу, предлагаем самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше.
Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.
Все перечисленное помогает воспитанникам РЦ приобрести свой социальный опыт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками реабилитационного центра по трудовому воспитанию»»
«Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками реабилитационного центра по трудовому воспитанию»
Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации трудовой деятельности воспитанников. Труд должен стать органичной и неотъемлемой частью жизнедеятельности воспитанников. Трудовой процесс подчинен воспитательно-реабилитационным задачам. Поэтому нам необходимо умело реализовать воспитательные и реабилитационные возможности детского труда, а его организация должна отвечать целому ряду общих педагогических принципов:
1. Разнообразие. Прежде всего, труд воспитанников РЦ должен быть разнообразным по своему содержанию, формам, характеру, что дает возможность довольно широкого выбора видов труда в соответствии с индивидуальными интересами, склонностями и способностями.
Тщательно отбирая виды труда, и его содержание мы учитываем специфику воспитанников. Обязательно их возрастные и индивидуальные особенности, их потребности, интересы, мотивы.
Отдавая предпочтение труду содержательному, с элементами творчества, не следует пренебрегать и простым физическим трудом, пусть примитивным, однообразным, но без которого в условиях РЦ, просто нельзя обойтись (уборка помещений, ремонтные работы, элементарный ремонт одежды, глажка белья). Участие воспитанников в таком труде, разумно организованном, убеждает их в общественной необходимости такого труда. У них вырабатывается привычка выполнять пусть малопривлекательную, но нужную работу; укрепляется воля; развивается сила, выносливость; воспитывается чувство долга.
2. Доступность. Другим важным требованием к организации детского труда является обеспечение его посильности и доступности. Выполнение требования посильности и доступности труда, не означает, что работа воспитанников не должна быть связана с преодолением известных трудностей и сложностей. Но здесь важно чувство меры: чрезмерное усложнение труда приведет к потере интереса у детей и нежеланию трудиться, чрезмерное его облегчение – превратит труд в игру, и он во многом утратит свои воспитательные и реабилитационные возможности. В идеале же содержание труда должно соответствовать умственным и физическим возможностям детей.
3. Результативность. Воспитательная и реабилитационная эффективность детского труда во многом зависит от его целенаправленности и результативности. Редко кому безрезультатный труд приносит удовлетворение.
Определяя трудовое задание воспитаннику или группе детей, педагог должен четко сформулировать конечную цель труда, спланировать его результат, объяснить детям, для чего он нужен и как будет использован. Немаловажно также если этот труд будет иметь общественно полезную направленность, а воспитанникам на конкретных примерах будет показана общественная польза результатов их труда. Это помогает формированию у них чувства долга, ответственности и собственного достоинства, повышает их самооценку.
4. Систематичность и продолжительность. Труд воспитанников должен быть достаточно длительным и систематическим. Лишь тогда, когда воспитанники систематически упражняются в различных видах трудовой деятельности, имеет место процесс их социальной реабилитации, а труд превращается в привычку.
5. Заинтересованность. Чрезвычайно важными и актуальными в воспитательном плане являются вопросы стимулирования детского труда. Для детей и подростков нужны эффективные и постоянно действующие стимулы, представляющие собой разумное сочетание моральных и материальных поощрений за труд, начиная от простой похвалы педагога. Педагоги обязаны не оставлять без внимания любой даже самый минимальный успех ребенка в труде и хвалить за дело как можно чаще. Другими формами поощрения могут быть: объявление благодарности администрации в приказе по РЦ; отражение трудовых успехов воспитанников в письменных благодарностях. Награждение подарками, организация для особо отличившихся в труде экскурсий, поездок и др. Стимулирующую функцию могут выполнять и трудовые конкурсы с награждением их победителей.
6. Наглядность. Дети и подростки обязательно должны видеть результаты своего труда, сравнивать качество выполненной работы с работой других воспитанников, чувствовать необходимость и значимость своего труда для других людей.
Труд должен быть организован методически правильно, с учетом всех возрастных особенностей, личных интересов и наклонностей. Работа должна быть разнообразной и интересной. Труд должен приносить моральное и эстетическое наслаждение. Обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности. Способствовать сплочению коллектива и общей заинтересованности в результатах труда.
В РЦ «Детство» при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности учебная, самообслуживание, общественно-полезная.
Учебная деятельность.
Задачи:
Формировать навыки самостоятельности при выполнении домашнего задания.
Воспитывать бережное отношение к учебным пособиям.
Развивать мышление, умственные способности.
Во время учебной деятельности, подход к детям индивидуальный. У кого-то нужно только проверить домашнее задание, с кем-то надо выполнять вместе, а у кого-то надо проверить только дневник. Более способным воспитанникам, поручаю проверить домашнее задание у детей помладше.
Трудности бывают с выполнением устных предметов. С детьми вместе читаем текст, потом стараемся ответить на вопросы, ответы ищем в тексте, потом прочитываем текст еще раз. Результат от такой работы есть, воспитанники хотят узнать что-то новое, чего нет в учебнике.
Труд по самообслуживанию.
Задачи:
Формировать навыки самообслуживания, привычку к чистоте и порядку.
Воспитывать самостоятельность, следить за внешним видом.
Развивать познавательные интересы детей.
Систематически проводятся беседы:
«Средства для гигиены тела»;
«Уход за волосами»;
«Правильно ли мы чистим зубы?»
Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания.
Большое значение придается общественно-полезному труду.
Задачи:
1. Формировать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок в группе и комнате.
2. Воспитывать у детей трудолюбие, желание трудиться на общую пользу.
3. Развивать добросовестные отношения к обязанностям дежурного.
Проводились беседы:
«От кого зависит уют в доме»;
«Уход за различными видами обуви»;
«Уход за различными видами одежды»;
Следует отметить, что для повышения интереса и активности детей в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение.
Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме; умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий; формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться.
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Не важно кем станет воспитанник, когда вырастет (поваром, столяром, маляром) - умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии. Дети с удовольствием берутся за любые дела, любят выполняют поручения взрослых. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатом деятельности. Вот почему воспитатели должны стремиться не только привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде. Трудовое воспитание детей направлено на формирование мотивации позитивного отношения к труду как форме бытия и самореализации человека, к выбору профессии, адекватной их способностям, состоянию слуха и здоровья. Умение применять теоретические знания и творческие способности на практике достигается только благодаря систематической, хорошо организованной трудовой деятельности. Систематическая трудовая деятельность обеспечивает формирование у детей с ОВЗ знаний и умений, необходимых для выполнения трудовой деятельности, навыков контроля, правильного дозирования и распределения трудовых операций и нагрузок, то есть овладение рациональными приемами работы. На занятиях по трудовому воспитанию прививаю умение самостоятельно привести одежду в надлежащий вид, навести порядок в классной комнате и на своём рабочем месте, сознательно относиться к труду, самостоятельно распределять трудовые обязанности, анализировать проделанную работу.
Проводя занятия беседы по трудовому воспитанию, у воспитанников формируется самостоятельность, мы в то же время воспитываем чувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя. Если воспитаннику не удается, что-либо сделать, мы стараюсь его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Детей, выполнивших свою работу хорошо, хвалим за старание.
Учим детей со стороны видеть свою работу, предлагаем самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше.
Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.
Все перечисленное помогает воспитанникам РЦ приобрести свой социальный опыт.