Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность | Организационный момент: Учитель: - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я вам помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Учитель: Ребята, мы с вами познакомились с историей многих государств, существовавших в древнем мире. Они дали миру много выдающихся имен и достижений. По описанию угадайте, о какой выдающейся личности идет речь? Презентация (написано на слайде: Хаммурапи, Будда, Конфуций) А теперь вспомним достопримечательности тех стран, в которые мы уже совершили путешествие. Назовите достопримечательности и страну, где они созданы. Меняются тетрадями и проверяем (взаимопроверка), ответы показаны на слайде. Учитель: - А вы с этим согласны? - Может у кого-то по-другому? Проверка и оценивание на слайде: выставите себе оценки в тетрадь | Обучающиеся желают друг другу добра. Создается рабочая атмосфера, настрой на работу. Один учащийся зачитывает информацию, остальные отгадывают и ответ записывают в тетрадь Один из учащихся зачитывает ответы про личности, другой про достопримечательности. Отвечают: согласны. Ответы учеников записываются в тетрадь: Пирамиды-Египет, Великая китайская стена-Китай, Большой сфинкс-Египет. Выставляют оценки в тетради | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. . |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | А как вы думаете, зачем нам нужно изучать историю разных стран? Учитель: Если отправиться по Средиземному морю на север от Египта, то мы попадем в страну, с историей которой начнем знакомиться сегодня. А чем же она так знаменита? Это государство древнего мира, в котором один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”. Когда-то в этой стране, в 776 г. до н.э. произошло знаменательное событие, которое в 2014 пройдет у нас. Какое это событие? Какое событие произошло у нас, в Курганской обл. в воскресение и понедельник, которое мы так ждали? Олимпиийский огонь — один из символов Олимпийских игр. Этот огонь зажигают в городе проведения Игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания. О какой стране идет речь? (Греция) На основе ответов учащихся на доске начинаем заполнять таблицу ЗХУ графу «знаю». 1. Знаю | 2.Хочу знать | 3.Узнал | | | | Определение темы урока - Итак, наша новая тема “Древняя Греция. Греки и критяне.” (слайд ). Записываем в тетрадь Исходя из темы урока, сформулируем цель нашего занятия. | Учащиеся дают ответ на поставленный вопрос. Далее каждый учащийся делает вывод, о том зачем это нужно. Отвечают: олимпийский огонь - Греция Записывают ответы в таблицу, которая есть у каждого на столе, а потом читают вслух (2-3 ученика) Самостоятельно формулируют цель урока | Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание. |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. | Если дети затрудняются в формулировке цели, учитель им помогает, поправляет. Цель урока – изучить местоположение, природные условия Древней Греции, их влияние на занятия древних греков. Постановка проблемы: Как вы думаете, с чего лучше начать путешествие в Древнюю Грецию? Что надо знать о новой стране в первую очередь? Сформулируем вопросы для заполнения второй части таблицы «хочу знать» | Ответы учеников: - Ученики делают вывод, формулируют план (вопросы): 1. географическое положение 2. климатические и природные условия 3.население и культура | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | Рассмотрим местоположение нашей страны. (прием «Помоги соседу»). Работа с картой в учебнике с. 115. Покажите на карте. Не забывайте помочь соседу ориентироваться по карте. -В какой части света находится Греция? - В какой части Европы расположена? - На каком п-ове находится Греция? - Какими морями омывается: с юга, с запада и востока? - На какие части делится Греция? Прежде всего нужно чётко знать, где расположена Греция. Необходимо познакомиться с климатом этой страны. Для этого давайте заслушаем небольшое сообщение, а потом выполним задания. Внимательно слушаем: какой же климат в Древней Греции? Прием «верю-не верю» - | Климат в Греции холодный, так как с трех сторон омывается морями. | - | В Греции, как и в Египте и Междуречье есть полноводные реки. | - | Два месяца в году в Греции льют дожди и реки выходят из берегов. | + | В Греции жаркое засушливое лето и мягкая дождливая зима. | + | В Греции нет полноводных рек. | + | Земли, пригодной под пашню, в Греции немного. | + | Почти все греческие города стоят у моря. | Далее учитель: - Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы выберите «верное» или «неверное», полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы «+» или «-«. Листочки с заданием на партах. Кто не сделал ни одной ошибки? Физкультминутка: - Встаньте около стола, крепко возьмитесь за руки и покажите соседям, что вы одно целое, крепкое и защищенное государство. | Ученики находят территорию Греции, показывают на карте у доски (1-2 человека) и описывают: Греция находится на материке Евразия на юге Балканского п-ва, омывается Ионическим и Эгейским морями, делится на северную, среднюю и южную части. Слушают сообщение о климате Учащиеся выполняют задание, а затем проверяют по слайду Проводит Тетюева Даша | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов, способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Учитель предлагает поработать в группах: - Сейчас мы с вами будем работать в 4 группах, а для этого я вам напомню правила работы в группах (на слайде): - Уважай мнение товарища - Терпеливо выслушай товарища - Любое мнение ценно - В каждой мысли есть доля истины. Учитель дает задание: 1 группа «Мудрые совы» Я предлагаю вам побыть в роли мудрой совы: самостоятельно прочитайте в учебнике миф «О Тесее и Минотавре» с. 116, найдите мудрые мысли и выполните задание. – Дайте краткую характеристику героев мифа о Тесее и Минотавре: – напишите основные занятия древних греков (мореплавание, торговля, ремесло); – объясните почему море названо Эгейским? 2 группа «Знатоки»: самостоятельно прочитайте в учебнике миф «О Тесее и Минотавре» с. 116, найдите мудрые мысли и выполните задание. – Восстановите последовательность событий и пронумеруйте их. - Что сказочного в мифе о Тесее? - Что могло соответствовать исторической действительности? 3 группа «Археологи»: эта группа будет работать с историческим источником. -выпишите основные занятия жителей острова Крит - по фрагментам древнегреческой посуды сделайте вывод об уровне развития гончарного ремесла. 4 группа «Путешественники» Прочитайте миф о Дедале и Икаре с.119 уч. - Дайте характеристику героям мифа? - Какие знания о далеком прошлом можно почерпнуть из этого мифа? - Сделайте вывод: чему нас учит этот миф? Помощь учителя в случае затруднения и контроль за работой в группах. Защита работы в группах. Заканчиваем заполнение таблицы 3 столбик «узнал» | Обучающиеся слушают учителя Получают задание от учителя и начинают работать Обучающиеся дают характеристику героям мифа: Минотавр – чудовище с головой быка и телом человека; Дедал – мастер, строитель лабиринта; Ариадна – дочь царя Миноса; Эгей – отец Тесея, царь Афин. Выписывают основные занятия греков Объясняют про море: Царь Эгей бросился с обрыва в это море. Восстанавливают последовательность событий 4 | Гибель царя Эгея | 2 | Решение Тесея отправиться на Крит | 3 | Поединок Тесее с Минотавром | 1 | Уплата Афинами дани царю Миносу | Обучающие работают с мифом. Делают вывод. Работают с источником , выписывают занятия древних греков. Делают вывод Дают характеристику героям мифа Делают вывод по мифу Выступают с результатами | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | Учитель предлагает выполнить самостоятельно следующее задание: Я предлагаю в качестве закрепления небольшой тест: 1.Греция располагалась на юге Балканского полуострова и западном побережье Малой Азии? А) да Б) нет 2.В мифах о Тесее и Минотавре отразились события борьбы Афин и Критского царства: А) да Б) нет 3.Приведите в соответствие: А) Минотавр 1) море Б) Эгей 2) лабиринт В) Ариадна 3) нить 4.Сына царя Афин, отправившегося на Крит, чтобы победить Минотавра звали: А) Парис Б) Эгей В) Тесей 5.Письменность, возникшая на острове Крит, до сих пор не расшифрована. А) да Б) нет Ответы: 1-а,2-а, 3 А-2,Б-1, В-3; 4-в, 5-б Ответы на тест и нормы оценки на слайде | Учащиеся самостоятельно выполняют задания теста и осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном. (Ответы на слайде) | Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. |
Рефлексия Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Учитель предлагает каждой группе придумать 2 ассоциации к каждой букве слова «ГРЕЦИЯ». Подведение итога урока: Что нового вы узнали о Греции? | Придумывают ассоциации к слову Греция и один обучащийся из группы прикрепляет к доске слова. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
Домашнее задание. | §24, нарисовать рисунок к мифам «О Тесее и Минотавре или «О Дедале и Икаре», ? из рубрики «Подумайте» стр. 120 | Записывают домашнее задание в дневник | |