Просмотр содержимого документа
«История Древней Греции.»
Тема урока: История Древней Греции.
Цель урока:
1. Систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции.
2. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
3. На примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в учеников чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.
Тип урока: повторительно-обобщающий форме игры «Брейн - ринг»
Оборудование: карта «Древняя Греция», атлас «История Древнего мира. 6 класс», иллюстрации троянского коня, амфоры.
Ход урока
Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Мотивация учебной деятельности: на протяжении последних двух месяцев мы с вами изучали древнюю историю одного из античных государств, которое было родиной театра, подарило нам Олимпийские игры, заложило основы современной демократии, познакомило с самой читаемой в мире мифологией, прославилось известными философами, ораторами и наконец именно этому государству мы обязаны появлением «отца истории» - Геродота. Речь естественно идет о … (Древней Греции).
Обобщение и систематизация изученного материала: ученики объединяются в группы (команды) по 6 человек. Каждая команда выбирает капитана, который следит за активностью игроков, руководит обсуждением вопроса, делает выбор – кому отвечать от имени команды.
Правильный ответ – 10 баллов, ответ с неточностями – 5 баллов. За подсказку с команды снимается 5 баллов, вопрос заменяется. На 12 баллов команде нужно набрать – 250, на 11 - 240, на 10 - 230, на 9 - 220, на 8 - 210, на 7 - 200, на 6 - 190, на 5 - 180, на 4 - 170.
Первый раунд: Историческая разминка.
Каковы были основные источники рабства в Греции? (Плен, пиратство, долговое до реформ Солона.)
2. Как называется площадь в древнегреческом городе, где ведется торговля? (Агора.)
3. Кто мог быть участником Олимпийских игр? (Эллины, кроме женщин и рабов.)
4. Кто является автором поэм «Илиада» и «Одиссея»? (Гомер)
5. Кто мог считаться гражданином афинского государства? (Уроженцы Аттики.)
6. Как древние греки называли свою Родину? (Элладой)
7. Как называлась форма правления в Афинах? (Демократия.)
8. Скульптура Фидия в древности называли «отцом богов». Какие работы Фидия вы знаете? (Статуи Зевса, Афины, метатель дискобола)
9. Сколько дней длились Олимпийские игры? (Пять.)
10. Что означает слово трагедия? (Песнь козлов.)
11. Какие жертвы греки приносили богам часто, а какую в особенных случаях (Часто – вино, масло, мед, молоко; в особенных случаях – сто быков «гекатомба»).
12. Имя героического полководца Спарты во время Греко-персидских воен. (Леонид)
Второй раунд: Путешествие по карте
Показать на карте те объекты, о которых идет речь:
1.Остров, на котором во 2 тыс. до н.э. процветала древнейшая дворцовая цивилизация региона. (Крит)
2. Это суровый горный край. Здесь нередко бывают дожди и снежные метели. А на вершине самой высокой горы по преданию когда-то жили боги. (Северная Греция)
3. Полисы этой части Греции первыми не подчинились великой и могущественной Персии. А один из городов сыграл значительную роль в ходе всей греко-персидской войны. (Ионическая Греция, Милет)
4. Здесь много широких долин и удобных пастбищ для скота. Здесь древние греки выращивали рожь, пшеницу, виноград. Главные земледельческие районы - Беотия и Фессалия. Но историю этого региона прославила не плодородная земля, а бедная, каменистая, выжженная солнцем Аттика. (Средняя Греция)
5. Полуостров, известный своими храбрыми и верными воинами. (Пелопоннес)
6. Этот город основали выходцы из Милета в конце 6 в. до н.э. в том месте, где устья Днепра и Буга сливаются и образовывают широкий лиман. В переводе с греческого его название значит «Счастливая». (Ольвия)
Третий раунд: Проверка знаний исторических терминов. Задание на доске – вывешены карточки.
Четвертый раунд: Проверка знаний исторических дат.Задание на доске – вывешены карточки.
490 г. до н.э., 776 г. до н.э., 431 г. до н. э., 594 г. до н. э., 449 г. до н.э., 478-477 гг. до н.э., 444-429 гг. до н.э.
Пятый раунд: Кому принадлежат слова
1.Определите на основании отрывка разговора отца с сыном, в каком греческом государстве он мог произойти: «Хорошо бы я был, если бы выслушивал твои жалобы, - сказал отец, оттолкнув сына.
– Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только для тебя, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!» Какая была цель воспитания в этом государстве?(Спарта, цель – воспитать воина.)
2. «Благодаря мне помещения людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я смог побороть зимний холод. За что царь богов и людей так жестоко наказывает меня?»
3. «Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть увядают цветы, засыхают деревья, выгорает трава! Верните мою дочь!»
4. «Не осуждайте бедного отца. Да, мне некого винить в смерти сына! Знаю, человек не птица… Н прекрасен мир, когда смотришь на него с высоты!..»
5. Один человек, принеся своим соратникам, весть о победе, воскликнул: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер.( Марафонская битва, 490г. до н. э.)
6. «Странник, поведай спартанцам о нашей кончине, Верны заветам страны, здесь мы костями полегли». (битва при Фермопилах)
7. Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом…» (Греко-персидские войны)
8. «Пусть разум твой будет тебе наставником, а мысли будут заняты только важными делами; Верь не тому, кто клянется, а тому, кто добр и прекрасен; Не желай ничего сверх меры; Не лги! Чего не клал – не бери!» (Заветы Солона)
Шестой раунд: Четвертый лишний
Вам на выбор предоставляется четыре географических объекта, три из которых связаны между собой по какому-то признаку, а четвертый – лишний. Нужно определить лишний объект и объяснить почему.
Гора Олимп, город Фивы, Северная Греция, Южная Греция (Южная Греция)
Полуостров Пелопонесс, гора Олимп, Город Олимпия, город Спарта (гора Олимп)
Материковая Греция, Островная Греция, Ионическая Греция, остров Крит (остров Крит)
Аттика, Лаконика, Олимп, Милет (Милет)
Делос, Наксос, Мессения, Самос (Мессения)
Индия, Персия, Македония, Фракия (Индия)
Седьмой раунд: Лаконическая речь
Представим себя жителями Спарты. Как мы будем разговаривать? (лаконично). Итак, короткий вопрос – короткий ответ. Объяснить крылатые выражения одним – двумя словами
Нить Ариадны (путеводитель)
Ахиллесова пята (слабое место, недостаток)
Яблоко розбрата (повод)
Кануть в Лету (пропасть)
Спартанское воспитание (строгость)
Восьмой раунд: Ассоциации
С каким событием или деятелем с истории Древней Греции связаны следующие предметы:
Троянский конь
Амфора
Нитки
Яблоко
Девятый раунд: Решить задачу (проблемные вопросы)
1. По каким находкам археологи могут с уверенностью сказать (определить), что в районе раскопок было древнее государство ?
2. У древних греков был бог огня и кузниц Гефест, богиня земледелия Деметра, покровитель торговля Гермес. Какие точные выводы можно сделать на основе этих фактов? (По названиям богов можно узнать о занятиях и осуществлении религии древних греков.)
3. Сравните политические порядки в Афинах с современной демократией. В чем вы видите сходство, а в чем – различие?
4. Почему греки основывали свои колонии в основном на морских берегах, хотя безопасней было бы жить вдали от моря?
5. Можно ли рассматривать поэму Гомера «Илиада» в качестве исторического источника?
6. Докажите на разных примерах, в том числе и из искусства, что греки высоко ценили духовную и физическую красоту человека.
7. Перечислите реформы Солона. Какое значение они имели для Афинского государства?
8. Кого древние греки называли тираном. Всегда ли его действия можно оценивать негативно? Можно ли сказать, что современное понимание слова тиран соответствует его древнегреческому толкованию?
9. Как было доказано историческую достоверность событий, описанных в «Илиаде» Гомера?
4. Подведение итогов урока: подсчет баллов, выставление оценок за урок по итогам проведенной игры, анализ уровня усвоенных знаний по теме.
5. Домашнее задание: повторить понятие античность: его определение, хронологические и географические рамки, основные черты.