kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории Древней Греции 5 класс "Древняя Спарта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока.

   Тема. Древняя Спарта.

   Цель. В ходе самостоятельной работы с учебным источником познакомить учащихся с     

              общественным и государственным устройством, с воспитанием граждан в Спарте.

              Развивать у учащихся умения самостоятельно добывать и практически использовать

              знания, полученные на уроке.

              Воспитывать у учащихся чувство самоопределения в оценке поведения и поступков

               людей.

   Оборудование. Карта «Древняя Греция», листы учёта с заданиями для работы каждой группы,

                              учебный материал для каждой группы.

   Технология: КСО.

   Метод: исследовательский.

                                                                               Ход урока.

   1.Организационный момент (желательно провести его на перемене для экономии учебного времени): расставить учебную мебель для работы групп и сформировать группы, назначить лидера для организации учебной деятельности группы.

    2.Организация учебной деятельности учащихся.

        2.1. Учитель обращает внимание учащихся, что тема урока будет определена после выполнения за- задания 1й группой, затем зачитывает  условное письмо, которое нацеливает на работу и определяет задачи для достижения конечного результата.

                                                       «Здравствуй, дружище.

         Недавно я был по путёвке в Греции и там  увидел много интересного. Признаюсь тебе, что это прекрасная страна. В ней прекрасна не только природа и море, но её города, а особенно Афины. Среди памятников, оставшихся с древних времён, продаётся очень много сувениров. И вот здесь я купил для тебя и твоих учеников одну вещь, а называется она «Знаешь ли ты Грецию?». Я думаю, что твои ученики смогут справиться с заданием и пополнить свои знания по истории Древней Греции.

                                                                                   Твой друг Николай».

   Задания сувенира: 1.Вы имеете контурную карту, на которой обозначена одна из древних областей и

                                    физическую карту «Древней Греции». Вы должны определить, как называется   

                                    область Древней Греции, отмеченная на контурной карте?

                                    2.По материалам воспоминаний путешественников, законов Ликурга, историчес-  

                                     кой информации составить картину жизни в этой древней области.

   Далее учитель объясняет задание: По документам, имеющимся у нас вы должны определить, что это за древнегреческое государство: где оно расположено, как называется, каковы его природные условия, как оно устроено, какие действуют в нём законы, кто его жители, какие у них основные занятия, как они живут и воспитывают своих детей.

   Получив эту пачку документов я решил организовать их изучение следующим образом:

    1-я группа выполняет задание по определению: 1.Что это за древняя страна?

                                                                                      2.Её местоположение.

                                                                                      3.Природные условия.

                                                                                      4.Люди в ней проживающие и их быт.

2-я группа выполняет следующее задание: 1. Законы и государственное устройство это страны. Группа получает необходимые документы.

3-я группа выполняет следующее задание: 1.Как воспитывали граждан этого государства?

Каждая группа получает необходимую документацию из приложения.

        Пояснение для всех групп: В строчках размеченных многоточием записываются название древней области и все связанные с ней названия после того как название области сообщит 1-я группа.

     3. Проверка выполненной работы происходит следующим образом:

       1.Группы по очереди сообщают, обработанную согласно своего плана, информацию, главное содержание из которых, слушающие ученики заносят в свои рабочие карточки.

       2.После выступления всех групп учитель проводит собеседование по заданиям сувенира.

       3. В собеседовании особое внимание учитель обращает на организацию перекрёстной дискуссии

«что вам нравится и не нравится в воспитании граждан Спарты?»

   4.Подведение итогов работы групп и индивидуально всех учащихся с учетом участия коэффициента

каждого по таблице, которую заполняет лидер группы.

   5. Домашнее задание. Прочитать параграф «Древняя Спарта», подготовиться к историческому диктанту.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории Древней Греции 5 класс "Древняя Спарта"»

План урока.

Тема. Древняя Спарта.

Цель. В ходе самостоятельной работы с учебным источником познакомить учащихся с

общественным и государственным устройством, с воспитанием граждан в Спарте.

Развивать у учащихся умения самостоятельно добывать и практически использовать

знания, полученные на уроке.

Воспитывать у учащихся чувство самоопределения в оценке поведения и поступков

людей.

Оборудование. Карта «Древняя Греция», листы учёта с заданиями для работы каждой группы,

учебный материал для каждой группы.

Технология: КСО.

Метод: исследовательский.

Ход урока.

1.Организационный момент (желательно провести его на перемене для экономии учебного времени): расставить учебную мебель для работы групп и сформировать группы, назначить лидера для организации учебной деятельности группы.

2.Организация учебной деятельности учащихся.

2.1. Учитель обращает внимание учащихся, что тема урока будет определена после выполнения за- задания 1й группой, затем зачитывает условное письмо, которое нацеливает на работу и определяет задачи для достижения конечного результата.

«Здравствуй, дружище.

Недавно я был по путёвке в Греции и там увидел много интересного. Признаюсь тебе, что это прекрасная страна. В ней прекрасна не только природа и море, но её города, а особенно Афины. Среди памятников, оставшихся с древних времён, продаётся очень много сувениров. И вот здесь я купил для тебя и твоих учеников одну вещь, а называется она «Знаешь ли ты Грецию?». Я думаю, что твои ученики смогут справиться с заданием и пополнить свои знания по истории Древней Греции.

Твой друг Николай».

Задания сувенира: 1.Вы имеете контурную карту, на которой обозначена одна из древних областей и

физическую карту «Древней Греции». Вы должны определить, как называется

область Древней Греции, отмеченная на контурной карте?

2.По материалам воспоминаний путешественников, законов Ликурга, историчес-

кой информации составить картину жизни в этой древней области.

Далее учитель объясняет задание: По документам, имеющимся у нас вы должны определить, что это за древнегреческое государство: где оно расположено, как называется, каковы его природные условия, как оно устроено, какие действуют в нём законы, кто его жители, какие у них основные занятия, как они живут и воспитывают своих детей.

Получив эту пачку документов я решил организовать их изучение следующим образом:

1-я группа выполняет задание по определению: 1.Что это за древняя страна?

2.Её местоположение.

3.Природные условия.

4.Люди в ней проживающие и их быт.

2-я группа выполняет следующее задание: 1. Законы и государственное устройство это страны. Группа получает необходимые документы.

3-я группа выполняет следующее задание: 1.Как воспитывали граждан этого государства?

Каждая группа получает необходимую документацию из приложения.

Пояснение для всех групп: В строчках размеченных многоточием записываются название древней области и все связанные с ней названия после того как название области сообщит 1-я группа.

3. Проверка выполненной работы происходит следующим образом:

1.Группы по очереди сообщают, обработанную согласно своего плана, информацию, главное содержание из которых, слушающие ученики заносят в свои рабочие карточки.

2.После выступления всех групп учитель проводит собеседование по заданиям сувенира.

3. В собеседовании особое внимание учитель обращает на организацию перекрёстной дискуссии

«что вам нравится и не нравится в воспитании граждан Спарты?»

4.Подведение итогов работы групп и индивидуально всех учащихся с учетом участия коэффициента

каждого по таблице, которую заполняет лидер группы.

5. Домашнее задание. Прочитать параграф «Древняя Спарта», подготовиться к историческому диктанту.


Приложение к выполнению заданий.


Группа № 1.

План работы

На основе полученных документов и карты определить:

1. Как называется страна, отмеченная на карте, где нет ни одной надписи?













2.Составить описание этой страны по следующему плану:

- её местоположение;

- природные условия, в которых она находится;

- откуда там появилось население и как оно проживало?

Карточка учета работы учащихся на уроке.


№п/п

Ф.И. ученика

Участие в работе по выполнению заданий

Общий

итог

























Карточка выполнения заданий по сообщениям 2й группы.


1.В……………………..законы придумал мудрец……………………………………

2.Возглавляли государство………………………………………………………………………………........

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Карточка по выполнению заданий 3й группы.


1. Как поступали с новорождёнными…………………………………………………………………………

2.До…….лет мальчики жили в ………………………………….

3. С……лет мальчиков……………………………………………………………………………………, где они …………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………...

……………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. «Лаконичная речь» - это……………………………………………………………………………………

5. «Со щитом или на щите»- это выражение означает....................................................................................

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

После определения области объявить её название всем группам.


Наименование древней области………………………


В начале «железного века» дружина греков-дорийцев вторглась с севера в Пелопоннес и проникла в область Лаконику, окружённую горами. Здесь на берегу Еврота, дорийцы основали город …..…………………………. Завоеватели дорийцы покорили земледельцев, живших вокруг новой ……………., и превратили их в своих рабов. Эти рабы назывались илотами. Остальные обитатели Лаконики сохранили свою свободу и свои города, однако не стали полноправными членами …………………….......государства: они посылали в спартанскую армию своих гоплитов и подчинялись ……………………….. властям, но не считались гражданами Спарты. По преданию законы, по которым жила ……………………… придумал мудрец Ликург


Законы Ликурга.

1.Чтобы в ……………….не было бедных и богатых: переделить землю, раздать всем …………………. семьям одинаковые участки-клеры, которые нельзя дарить и продавать.

2.Запретить ………………………. иметь золотые и серебряные монеты. Вместо денег пользоваться железными брусками.

3.Граждане ……………. должны жить в домах, срубленных топором, носить одинаковую одежду

и есть одинаковую простую пищу- чёрную лаконскую похлёбку.

4……………………….. гражданам запрещается заниматься ремеслом, торговлей и земледелием, а

кормить их должны илоты, работающие на их участках – клерах. Оружие и другие необходимые предметы изготовляют жители лаконских городов.

5.Единственное занятие ……………….. – военное дело, которым они должны заниматься с 9 лет

до старости, закаляя свою душу и тело военными упражнениями и охотой.

6………………………… гражданином может быть только человек, получивший с раннего детства особое воспитание.

7.Если в семье рождается мальчик, отец должен показать его старейшинам. Если ребёнок слабый или больной его нужно убить, сбросив в пропасть.

8.С 7 лет мальчики покидают семью и переходят в государственную школу. Здесь они должны не только учиться, но и жить со сверстниками. Заниматься тяжёлыми физическими упражнениями.

9.Вся школа разбивается на отряды, которые соревнуются между собой в силе и храбрости.

10.Младшие беспрекословно слушаются старших товарищей, также повинуются каждому взрослому …………………………………как своему отцу.

11.В присутствии взрослых мальчики должны скромно молчать, смиренно опустив глаза пока

к ним не обратятся с вопросом.

12.Вся власть в ……………………. должна принадлежать царям, Совету и эфорам.

13.Народное собрание состоит только из граждан Спарты, которое выражает своё мнение одобрительным криком.















Приложение к выполнению заданий.



Группа № 2


План работы.

На основе полученных документов определить:

1.Каково государственное устройство страны и по каким законам там жили?

2.Работать по следующему плану:

- Кто придумал законы в этой стране?

- как они назывались?

- что они определяли?

- как согласно этим законам было устроено государство?

- составьте схему из аппликаций и объясните её.



Карточка учета работы учащихся на уроке.


№п/п

Ф.И. ученика

Участие в работе по выполнению заданий

Общий

итог




























Карточка заданий по сообщениям 1й группы.


1.Название древней страны………………………………………………………………………………..

2.Она находится…………………………………………………………………………………………………

3.Её природные условия…………………………………………………………………………………………

4.В ней проживали……………………………………, но её захватили……………………………………



Карточка по выполнению заданий 3й группы.


1. Как поступали с новорождёнными……………………………………………………………………………

2.До…….лет мальчики жили в ………………………………….

3. С……лет мальчиков…………………………………………………………………………………………, где они……………………………………………………………………………………………………………....

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


4. «Лаконичная речь» - это………………………………………………………………………………………

5. «Со щитом или на щите»- это выражение означает, что.................................................................................

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Законы Ликурга.

1.Чтобы в ……………….не было бедных и богатых: переделить землю, раздать всем …………………. семьям одинаковые участки-клеры, которые нельзя дарить и продавать.

2.Запретить ………………………. иметь золотые и серебряные монеты. Вместо денег пользоваться железными брусками.

3.Граждане ……………. должны жить в домах, срубленных топором, носить одинаковую одежду

и есть одинаковую простую пищу- чёрную лаконскую похлёбку.

4……………………….. гражданам запрещается заниматься ремеслом, торговлей и земледелием, а

кормить их должны илоты, работающие на их участках – клерах. Оружие и другие необходимые предметы изготовляют жители лаконских городов.

5.Единственное занятие ……………….. – военное дело, которым они должны заниматься с 9 лет

до старости, закаляя свою душу и тело военными упражнениями и охотой.

6………………………… гражданином может быть только человек, получивший с раннего детства особое воспитание.

7.Если в семье рождается мальчик, отец должен показать его старейшинам. Если ребёнок слабый или больной его нужно убить, сбросив в пропасть.

8.С 7 лет мальчики покидают семью и переходят в государственную школу. Здесь они должны не только учиться, но и жить со сверстниками. Заниматься тяжёлыми физическими упражнениями.

9.Вся школа разбивается на отряды, которые соревнуются между собой в силе и храбрости.

10.Младшие беспрекословно слушаются старших товарищей, также повинуются каждому взрослому …………………………………как своему отцу.

11.В присутствии взрослых мальчики должны скромно молчать, смиренно опустив глаза пока

к ним не обратятся с вопросом.

12.Вся власть в ……………………. должна принадлежать царям, Совету и эфорам.

13.Народное собрание состоит только из граждан Спарты, которое выражает своё мнение одобрительным криком.


Государственное устройство Спарты.


2 царя (во время войны они военачальники, в мирное время члены Совета)

СОВЕТ (из 30 членов: 2 царя и 28 старцев старше 60 лет). Управлял государством, разбирал судебные дела.

ЭФОРЫ- Особые надзиратели (5 человек) следили, чтобы исполнялись законы Ликурга. Могли даже лишить власти и осудить на смерть провинившегося царя.

Народное собрание покорно голосовало за все предложения властей


Вот что пишет о ………………………….один из путешественников:

«Государство было олигархическим, (олигархия –это власть немногих) потому что лишь немногие знатные люди в нём обладали властью. Народное собрание не вмешивалось в госу-дарственные дела. В него входили только граждане ……………….. Хотя считалось, что любой гражданин может стать советником, но в Совет избирались только самые знатные, час-то царские родственники. Эфоры тоже избирались из знатных семей.»











Приложение к выполнению заданий.




Группа № 3

План работы.

На основе полученных документов определить: Как воспитывали в стране будущих граждан?

- что происходило с ребёнком в детстве?

- как их воспитывали, к чему готовили?

- кем они были, когда становились взрослыми?

- что означают следующие фразы: «лаконичная речь», «со щитом или на щите»?




Карточка учета работы учащихся на уроке.


№п/п

Ф.И. ученика

Участие в работе по выполнению заданий

Общий

итог





























Карточка заданий по сообщениям 1й группы.


1.Название древней страны………………………………………………………………………………..

2.Она находится……………………………………………………………………………………………

3.Её природные условия………………………………………………………………………………………

4.В ней проживали……………………………………, но её захватили……………………………………



Карточка выполнения заданий по сообщениям 2й группы.


1.В……………………..законы придумал мудрец……………………………………

2.Возглавляли государство……………………………………………………………………………….............

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….




Один из путешественников, побывав в …………………….. так описывает воспитание детей.

« С 7 лет мальчиков отдавали в школу, где их разбивали на отряды. Во главе каждого отряда был тот, кто был сообразительнее и храбрее всех в драке. Остальные исполняли его приказы и молча терпели наказания. Главным воспитателем назначался один из самых уважаемых взрослых. За играми и занятиями присматривали старики. Они старались вызвать ссору и драку и наблюдали за отвагой и упорством детей в драках.

Ребятишек обучали стойко переносить неудобства и лишения. Бегали они полуголыми и необутыми, спали на подстилках, которые сами себе готовили, ломая голыми руками тростник.

Кормили мальчиков скудно, побуждая их самих добывать себе пищу. Они крали не только в огородах и чужих кладовых но даже в храмах пищу предназначенную в жертву богам. Но если воришка попадался его избивали плетью, наказывая не за воровство, а за то, что попался.

Их учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы (такая речь называлась лаконичной – по названию области Лакония). Учили грамоте мало, зато мальчики напряжённо занимались гимнастикой, состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья, часами разучивали под звуки флейты военные песни, в которых прославляли храбрецов и проклинали трусов, призывали совершать подвиги.

Из мальчиков вырастали сильные и бесстрашные воины, которые никогда не отступают с поля боя: или побеждают, или погибают. Провожая сыновей на войну, матери говорили: «со щитом или на щите» ( на щите выносили с поля боя погибших).»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок по истории Древней Греции 5 класс "Древняя Спарта"

Автор: Шабанов Анатолий Николаевич

Дата: 15.04.2016

Номер свидетельства: 318939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок истории в 5 классе "Древняя Спарта""
    ["seo_title"] => string(36) "urokistoriiv5klassiedrievniaiasparta"
    ["file_id"] => string(6) "318495"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460603023"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "древняя спарта "
    ["seo_title"] => string(17) "drievniaia-sparta"
    ["file_id"] => string(6) "165046"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422731657"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Урок " Древняя Спарта""
    ["seo_title"] => string(20) "urokdrievniaiasparta"
    ["file_id"] => string(6) "286888"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454412828"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока "Древняя Спарта""
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt_uroka_drievniaia_sparta"
    ["file_id"] => string(6) "383572"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485329636"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Греческие полисы – Афины и Спарта "
    ["seo_title"] => string(35) "griechieskiie-polisy-afiny-i-sparta"
    ["file_id"] => string(6) "200957"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428940259"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства