Урок по истории Древней Греции 5 класс "Древняя Спарта"
Урок по истории Древней Греции 5 класс "Древняя Спарта"
План урока.
Тема. Древняя Спарта.
Цель. В ходе самостоятельной работы с учебным источником познакомить учащихся с
общественным и государственным устройством, с воспитанием граждан в Спарте.
Развивать у учащихся умения самостоятельно добывать и практически использовать
знания, полученные на уроке.
Воспитывать у учащихся чувство самоопределения в оценке поведения и поступков
людей.
Оборудование. Карта «Древняя Греция», листы учёта с заданиями для работы каждой группы,
учебный материал для каждой группы.
Технология: КСО.
Метод: исследовательский.
Ход урока.
1.Организационный момент (желательно провести его на перемене для экономии учебного времени): расставить учебную мебель для работы групп и сформировать группы, назначить лидера для организации учебной деятельности группы.
2.Организация учебной деятельности учащихся.
2.1. Учитель обращает внимание учащихся, что тема урока будет определена после выполнения за- задания 1й группой, затем зачитывает условное письмо, которое нацеливает на работу и определяет задачи для достижения конечного результата.
«Здравствуй, дружище.
Недавно я был по путёвке в Греции и там увидел много интересного. Признаюсь тебе, что это прекрасная страна. В ней прекрасна не только природа и море, но её города, а особенно Афины. Среди памятников, оставшихся с древних времён, продаётся очень много сувениров. И вот здесь я купил для тебя и твоих учеников одну вещь, а называется она «Знаешь ли ты Грецию?». Я думаю, что твои ученики смогут справиться с заданием и пополнить свои знания по истории Древней Греции.
Твой друг Николай».
Задания сувенира: 1.Вы имеете контурную карту, на которой обозначена одна из древних областей и
физическую карту «Древней Греции». Вы должны определить, как называется
область Древней Греции, отмеченная на контурной карте?
2.По материалам воспоминаний путешественников, законов Ликурга, историчес-
кой информации составить картину жизни в этой древней области.
Далее учитель объясняет задание: По документам, имеющимся у нас вы должны определить, что это за древнегреческое государство: где оно расположено, как называется, каковы его природные условия, как оно устроено, какие действуют в нём законы, кто его жители, какие у них основные занятия, как они живут и воспитывают своих детей.
Получив эту пачку документов я решил организовать их изучение следующим образом:
1-я группа выполняет задание по определению: 1.Что это за древняя страна?
2.Её местоположение.
3.Природные условия.
4.Люди в ней проживающие и их быт.
2-я группа выполняет следующее задание: 1. Законы и государственное устройство это страны. Группа получает необходимые документы.
3-я группа выполняет следующее задание: 1.Как воспитывали граждан этого государства?
Каждая группа получает необходимую документацию из приложения.
Пояснение для всех групп: В строчках размеченных многоточием записываются название древней области и все связанные с ней названия после того как название области сообщит 1-я группа.
3. Проверка выполненной работы происходит следующим образом:
1.Группы по очереди сообщают, обработанную согласно своего плана, информацию, главное содержание из которых, слушающие ученики заносят в свои рабочие карточки.
2.После выступления всех групп учитель проводит собеседование по заданиям сувенира.
3. В собеседовании особое внимание учитель обращает на организацию перекрёстной дискуссии
«что вам нравится и не нравится в воспитании граждан Спарты?»
4.Подведение итогов работы групп и индивидуально всех учащихся с учетом участия коэффициента
каждого по таблице, которую заполняет лидер группы.
Просмотр содержимого документа
«Урок по истории Древней Греции 5 класс "Древняя Спарта"»
План урока.
Тема. Древняя Спарта.
Цель. В ходе самостоятельной работы с учебным источником познакомить учащихся с
общественным и государственным устройством, с воспитанием граждан в Спарте.
Развивать у учащихся умения самостоятельно добывать и практически использовать
знания, полученные на уроке.
Воспитывать у учащихся чувство самоопределения в оценке поведения и поступков
людей.
Оборудование. Карта «Древняя Греция», листы учёта с заданиями для работы каждой группы,
учебный материал для каждой группы.
Технология: КСО.
Метод: исследовательский.
Ход урока.
1.Организационный момент (желательно провести его на перемене для экономии учебного времени): расставить учебную мебель для работы групп и сформировать группы, назначить лидера для организации учебной деятельности группы.
2.Организация учебной деятельности учащихся.
2.1. Учитель обращает внимание учащихся, что тема урока будет определена после выполнения за- задания 1й группой, затем зачитывает условное письмо, которое нацеливает на работу и определяет задачи для достижения конечного результата.
«Здравствуй, дружище.
Недавно я был по путёвке в Греции и там увидел много интересного. Признаюсь тебе, что это прекрасная страна. В ней прекрасна не только природа и море, но её города, а особенно Афины. Среди памятников, оставшихся с древних времён, продаётся очень много сувениров. И вот здесь я купил для тебя и твоих учеников одну вещь, а называется она «Знаешь ли ты Грецию?». Я думаю, что твои ученики смогут справиться с заданием и пополнить свои знания по истории Древней Греции.
Твой друг Николай».
Задания сувенира: 1.Вы имеете контурную карту, на которой обозначена одна из древних областей и
физическую карту «Древней Греции». Вы должны определить, как называется
область Древней Греции, отмеченная на контурной карте?
2.По материалам воспоминаний путешественников, законов Ликурга, историчес-
кой информации составить картину жизни в этой древней области.
Далее учитель объясняет задание: По документам, имеющимся у нас вы должны определить, что это за древнегреческое государство: где оно расположено, как называется, каковы его природные условия, как оно устроено, какие действуют в нём законы, кто его жители, какие у них основные занятия, как они живут и воспитывают своих детей.
Получив эту пачку документов я решил организовать их изучение следующим образом:
1-я группа выполняет задание по определению:1.Что это за древняя страна?
2.Её местоположение.
3.Природные условия.
4.Люди в ней проживающие и их быт.
2-я группа выполняет следующее задание:1. Законы и государственное устройство это страны. Группа получает необходимые документы.
3-я группа выполняет следующее задание:1.Как воспитывали граждан этого государства?
Каждая группа получает необходимую документацию из приложения.
Пояснение для всех групп: В строчках размеченных многоточием записываются название древней области и все связанные с ней названия после того как название области сообщит 1-я группа.
3. Проверка выполненной работы происходит следующим образом:
1.Группы по очереди сообщают, обработанную согласно своего плана, информацию, главное содержание из которых, слушающие ученики заносят в свои рабочие карточки.
2.После выступления всех групп учитель проводит собеседование по заданиям сувенира.
3. В собеседовании особое внимание учитель обращает на организацию перекрёстной дискуссии
«что вам нравится и не нравится в воспитании граждан Спарты?»
4.Подведение итогов работы групп и индивидуально всех учащихся с учетом участия коэффициента
каждого по таблице, которую заполняет лидер группы.
После определения области объявить её название всем группам.
Наименование древней области………………………
В начале «железного века» дружина греков-дорийцев вторглась с севера в Пелопоннес и проникла в область Лаконику, окружённую горами. Здесь на берегу Еврота, дорийцы основали город …..…………………………. Завоеватели дорийцы покорили земледельцев, живших вокруг новой ……………., и превратили их в своих рабов. Эти рабы назывались илотами. Остальные обитатели Лаконики сохранили свою свободу и свои города, однако не стали полноправными членами …………………….......государства: они посылали в спартанскую армию своих гоплитов и подчинялись ……………………….. властям, но не считались гражданами Спарты. По преданию законы, по которым жила ……………………… придумал мудрец Ликург
Законы Ликурга.
1.Чтобы в ……………….не было бедных и богатых: переделить землю, раздать всем …………………. семьям одинаковые участки-клеры, которые нельзя дарить и продавать.
2.Запретить ………………………. иметь золотые и серебряные монеты. Вместо денег пользоваться железными брусками.
3.Граждане ……………. должны жить в домах, срубленных топором, носить одинаковую одежду
и есть одинаковую простую пищу- чёрную лаконскую похлёбку.
4……………………….. гражданам запрещается заниматься ремеслом, торговлей и земледелием, а
кормить их должны илоты, работающие на их участках – клерах. Оружие и другие необходимые предметы изготовляют жители лаконских городов.
5.Единственное занятие ……………….. – военное дело, которым они должны заниматься с 9 лет
до старости, закаляя свою душу и тело военными упражнениями и охотой.
6………………………… гражданином может быть только человек, получивший с раннего детства особое воспитание.
7.Если в семье рождается мальчик, отец должен показать его старейшинам. Если ребёнок слабый или больной его нужно убить, сбросив в пропасть.
8.С 7 лет мальчики покидают семью и переходят в государственную школу. Здесь они должны не только учиться, но и жить со сверстниками. Заниматься тяжёлыми физическими упражнениями.
9.Вся школа разбивается на отряды, которые соревнуются между собой в силе и храбрости.
10.Младшие беспрекословно слушаются старших товарищей, также повинуются каждому взрослому …………………………………как своему отцу.
11.В присутствии взрослых мальчики должны скромно молчать, смиренно опустив глаза пока
к ним не обратятся с вопросом.
12.Вся власть в ……………………. должна принадлежать царям, Совету и эфорам.
13.Народное собрание состоит только из граждан Спарты, которое выражает своё мнение одобрительным криком.
Приложение к выполнению заданий.
Группа № 2
План работы.
На основе полученных документов определить:
1.Каково государственное устройство страны и по каким законам там жили?
2.Работать по следующему плану:
- Кто придумал законы в этой стране?
- как они назывались?
- что они определяли?
- как согласно этим законам было устроено государство?
- составьте схему из аппликаций и объясните её.
Карточка учета работы учащихся на уроке.
№п/п
Ф.И. ученика
Участие в работе по выполнению заданий
Общий
итог
Карточка заданий по сообщениям 1й группы.
1.Название древней страны………………………………………………………………………………..
1.Чтобы в ……………….не было бедных и богатых: переделить землю, раздать всем …………………. семьям одинаковые участки-клеры, которые нельзя дарить и продавать.
2.Запретить ………………………. иметь золотые и серебряные монеты. Вместо денег пользоваться железными брусками.
3.Граждане ……………. должны жить в домах, срубленных топором, носить одинаковую одежду
и есть одинаковую простую пищу- чёрную лаконскую похлёбку.
4……………………….. гражданам запрещается заниматься ремеслом, торговлей и земледелием, а
кормить их должны илоты, работающие на их участках – клерах. Оружие и другие необходимые предметы изготовляют жители лаконских городов.
5.Единственное занятие ……………….. – военное дело, которым они должны заниматься с 9 лет
до старости, закаляя свою душу и тело военными упражнениями и охотой.
6………………………… гражданином может быть только человек, получивший с раннего детства особое воспитание.
7.Если в семье рождается мальчик, отец должен показать его старейшинам. Если ребёнок слабый или больной его нужно убить, сбросив в пропасть.
8.С 7 лет мальчики покидают семью и переходят в государственную школу. Здесь они должны не только учиться, но и жить со сверстниками. Заниматься тяжёлыми физическими упражнениями.
9.Вся школа разбивается на отряды, которые соревнуются между собой в силе и храбрости.
10.Младшие беспрекословно слушаются старших товарищей, также повинуются каждому взрослому …………………………………как своему отцу.
11.В присутствии взрослых мальчики должны скромно молчать, смиренно опустив глаза пока
к ним не обратятся с вопросом.
12.Вся власть в ……………………. должна принадлежать царям, Совету и эфорам.
13.Народное собрание состоит только из граждан Спарты, которое выражает своё мнение одобрительным криком.
Государственное устройство Спарты.
2 царя (во время войны они военачальники, в мирное время члены Совета)
СОВЕТ (из 30 членов: 2 царя и 28 старцев старше 60 лет). Управлял государством, разбирал судебные дела.
ЭФОРЫ- Особые надзиратели (5 человек) следили, чтобы исполнялись законы Ликурга. Могли даже лишить власти и осудить на смерть провинившегося царя.
Народное собрание покорно голосовало за все предложения властей
Вот что пишет о ………………………….один из путешественников:
«Государство было олигархическим, (олигархия –это власть немногих) потому что лишь немногие знатные люди в нём обладали властью. Народное собрание не вмешивалось в госу-дарственные дела. В него входили только граждане ……………….. Хотя считалось, что любой гражданин может стать советником, но в Совет избирались только самые знатные, час-то царские родственники. Эфоры тоже избирались из знатных семей.»
Приложение к выполнению заданий.
Группа № 3
План работы.
На основе полученных документов определить: Как воспитывали в стране будущих граждан?
- что происходило с ребёнком в детстве?
- как их воспитывали, к чему готовили?
- кем они были, когда становились взрослыми?
- что означают следующие фразы: «лаконичная речь», «со щитом или на щите»?
Карточка учета работы учащихся на уроке.
№п/п
Ф.И. ученика
Участие в работе по выполнению заданий
Общий
итог
Карточка заданий по сообщениям 1й группы.
1.Название древней страны………………………………………………………………………………..
Один из путешественников, побывав в …………………….. так описывает воспитание детей.
« С 7 лет мальчиков отдавали в школу, где их разбивали на отряды. Во главе каждого отряда был тот, кто был сообразительнее и храбрее всех в драке. Остальные исполняли его приказы и молча терпели наказания. Главным воспитателем назначался один из самых уважаемых взрослых. За играми и занятиями присматривали старики. Они старались вызвать ссору и драку и наблюдали за отвагой и упорством детей в драках.
Ребятишек обучали стойко переносить неудобства и лишения. Бегали они полуголыми и необутыми, спали на подстилках, которые сами себе готовили, ломая голыми руками тростник.
Кормили мальчиков скудно, побуждая их самих добывать себе пищу. Они крали не только в огородах и чужих кладовых но даже в храмах пищу предназначенную в жертву богам. Но если воришка попадался его избивали плетью, наказывая не за воровство, а за то, что попался.
Их учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы (такая речь называлась лаконичной – по названию области Лакония). Учили грамоте мало, зато мальчики напряжённо занимались гимнастикой, состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья, часами разучивали под звуки флейты военные песни, в которых прославляли храбрецов и проклинали трусов, призывали совершать подвиги.
Из мальчиков вырастали сильные и бесстрашные воины, которые никогда не отступают с поля боя: или побеждают, или погибают. Провожая сыновей на войну, матери говорили: «со щитом или на щите» ( на щите выносили с поля боя погибших).»