kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством

Нажмите, чтобы узнать подробности

КСП "Почему древние люди занимались скотоводством и земледелием"

Просмотр содержимого документа
«Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством»

Краткосрочный план урока по всемирной истории

Школа: ГУ «Озерная основная школа» ФИО учителя: Желкишенов Адиль Серикович

Класс: 5


Тема урока

Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством

Цели обучения

5.4.1.1 – описывать виды хозяйственной деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов);

Цель урока

Назвать виды хозяйственной деятельности древних людей

Определять различия между присваивающим и производящим хозяйством

Определять влияние неолитической революции на жизнь древних людей

Критерии оценивания

Описывает основные виды хозяйственной деятельности древних людей.

Определяет типы хозяйств (присваивающее и производящее)

Называет сходства и различия присваивающего и производящего хозяйства


Языковые задачи

Лексика и терминология урока: Хозяйство, скотоводство, земледелие, рыболовство, жилище, охота, собирательство, металлургия, орудия труда.

Способствует развитию языковых концепций:

Слушание (аудирование) – при выполнении практических заданий и при просмотре видеоматериала.

Чтение - при работе с текстом учебника п 3 стр 16-17, текстом из раздаточного материала, а так же при работе с терминами и при решении практических заданий. Термины: Орудие труда, жилище, скотоводство, земледелие, ремесло, охота, собирательство.

Письмо – при выполнении письменных работ при решении практических заданий.

Говорение – в ходе коллективного обсуждения заданий в парах и при ответе на вопросы учителя.


Воспитание ценностей

Через ценности: Мәңгілік Ел Общность истории, культуры и языка а так же Мәңгілік Ел – это Общество Всеобщего Труда: Воспитание уважительного отношения к прошлому, к истории и историческому наследию а так же привитие уважительного отношения к труду.

Межпредметные связи

С Познанием мира для повторения изученного материала в начальных классах по темам Жизнь древних людей, с Историей Казахстана в которой изучается раздел Жизнь древних людей на территории Казахстана, с Физической Географией по темам развитие металлургии, с русским языком при работе с текстовым материалом.

Предыдущие знания

Знают о том, как появились первые люди из параграфа 1 учебника Всемирная история 5 класс, из параграфа учебника № 2 знают, каким было первобытное искусство и какими были религиозные верования древних людей.

Ход урока.

Запланированные

этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок

Ресурсы

Начало урока: 6 минут

1 минута




3 минуты












2 минуты





Организационный момент:



Эмоциональный настрой; Круг радости.

Учащиеся встают в круг и под приятную музыку говорят друг другу пожелания.

Актуализация знаний:

Прием Пойми меня.

Работа в парах (учащиеся делятся на пары используя цветные стикеры, которые находятся в картонном ящике, учащиеся которые вытаскивают одинаковые стикеры образуют пару). Учащиеся стоят спинами друг к другу, игрок стоящий лицом к экрану объясняет исторический термин, показанный на презентации, но не называет его и не использует жесты. Другой игрок должен назвать термин.

Термины: Орудие труда, жилище, скотоводство, земледелие, ремесло, охота, собирательство


2. Определение темы урока.

- Здравствуйте ребята, посмотрите картинки, закройте глаза и представьте, что вы попали в древний мир.

С помощью иллюстрации помочь учащимся представить, что они попали в древний мир.

Даны картинки: присваивающее и производящее хозяйство

Задача учащихся составить вопрос, используя картинки и слово «почему».

Проблемный вопрос: Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством?

Дифференциация:

Учащиеся уровня А полностью описывают иллюстрации и рассказывают о том чем занимаются древние люди, а так же чем картинки отличаются друг от друга. Учащиеся уровня Б описывают иллюстрации рассказывают о том чем занимаются древние люди.

Учащиеся уровня С показывают что изображено на картинках.

Задание дается для определения темы и целей урока.


Ф.О. комментарий устно. Молодец, Хорошо, Старайся.


Знакомство детей с критериями успеха. Критерии успеха выводятся на интерактивную доску.

  • Я могу описать основные виды хозяйственной деятельности древних людей: охота и собирательство, земледелие и скотоводство, металлургия, рыболовство

  • Я могу сравнивать типы хозяйств: охоту со скотоводством, собирательство с земледелием.

  • Я могу объяснить понятия: производящее и присваивающее хозяйство и дать оценку типам хозяйства, приводя 2-3 аргумента.








Стикеры, презентация применение ИКТ (компьютер, интерактивная доска)









Иллюстрации, расслабляющая музыка, интерактивная доска.


Середина урока

30 минут


3 минуты




5 минут









































1 минута









5 минут


























































2 минуты

























































1 минута




4 минуты




















































3 минуты























4 минуты


































1 минута

-Ребята, просмотрев видеоролики, вы увидите основные занятия древних людей.



Просмотр видеоролика «Неолитическая революция» для объяснения терминов присваивающее и производящее хозяйство.



Задание 1. Схема «Содержательная картинка».

Учащиеся работая в парах должны изобразить на листах А4 предметы которые принадлежат Неолитической революции используя видеоролик как опору. Затем определяют виды хозяйственной деятельности, изображенные на картинках выступают у доски показывая свои рисунки и описывают их.

Дескрипторы:

  • Изображают на листах А 4 предметы Неолитической революции

  • Определяют виды хозяйственной деятельности изображенные на картинках: охота, рыболовство и собирательство, скотоводство и земледелие

  • Описывают виды хозяйственной деятельности: охота, рыболовство и собирательство, скотоводство и земледелие


ФО «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе выполнения задания, и предложить одно действие, которое улучшит их работу при выполнении схожего задания. Цель научить учащихся самооцениванию



Задание 2. Заполни таблицу.

Используя текст раздаточного материала и текст учебника учащие должны сравнивать присваивающий и производящий типы хозяйства для понимания экономического прогресса а так же выяснить сходства и различия разных типов хозяйственной деятельности. Учащиеся заполняют таблицу на листах А4.

Диффернециация

(Уровень А)

 отмечают в таблице все виды занятий: охота, рыболовство и собирательство, скотоводство, металлургия и земледелие, ремесло а так же сходства и различия

(Уровень Б)

 отмечают в таблице некоторые виды занятий: охота, рыболовство и собирательство, скотоводство, металлургия и земледелие, ремесло

(Уровень С)

• отмечают в таблице большую часть занятий: охота, рыболовство и собирательство, скотоводство, металлургия и земледелие, ремесло



Присваивающий тип хозяйства

Производящий тип хозяйства

Сходства


Различия

















    • Дескрипторы:

  • отмечают в таблице все виды занятий: охота, рыболовство и собирательство, скотоводство, металлургия и земледелие, ремесло а так же сходства и различия

      • отмечают в таблице большую часть занятий: охота, рыболовство и собирательство, скотоводство, металлургия и земледелие, ремесло а так же сходства и различия

      • отмечают в таблице большую часть занятий: охота, рыболовство и собирательство, скотоводство, металлургия и земледелие, ремесло


Учащимся которые нуждаются в поддержке при выполнении заданий оказывается помощь. Целью данного задания является научить различать и находить сходства в видах хозяйственной деятельности и определять к какому типу они относятся.

ФО. Оценивание три хлопка. Учащиеся оценивают свою работу хлопками. Три хлопка я выполнил задание, два были трудности и один у меня не получилось. Цель научить учащихся оценивать свою работу.


Ответь на вопросы: учащиеся выбирают вопросы по уровню сложности используя стикер с изображением солнышка (смогу ответить на сложный вопрос), солнца с облаком (смогу ответить на вопрос средней сложности) либо тучки (смогу ответить на легкий вопрос).

Данные вопросы выводятся на интерактивной доске: Вопрос учащимся:

  • Вопрос для учащихся уровня А: Чем охота и собирательство отличается от скотоводства и земледелия.

  • Вопрос для учащихся уровня Б: Почему охота и собирательство стали первыми занятиями человека?

  • Вопрос для учащихся уровня С: Как древние люди охотились и занимались собирательством?

Дифференциация:

Ответ: Уровень А: Охота и собирательство отличается от скотоводства и земледелия так как люди еще не имели сложных орудий труда и не могли вспахивать землю а так же приручать диких животных а только собирали то что могли найти и охотились, а позже с изобретением сложных орудий труда они освоили скотоводство и земледелие.

Уровень Б: Охота и собирательство стали первыми занятиями человека, потому что человек еще не имел сложных орудий труда и не научился заниматься другими занятиями.

Уровень С: Древние люди использовали орудия из камня и металлов для охоты и собирательства, а так же загоняли животных в ущелья или использовали ловушки. Учащимся которые нуждаются в поддержке при ответах на вопросы оказывается помощь.

Дескрипторы:

  • Объясняют, почему охота и собирательство отличается от скотоводства и земледелия (Уровень А)

  • Объясняет, почему охота и собирательство стали первыми занятиями человека? (Уровень Б)

  • описывает процесс охоты и собирательства, скотоводства и земледелия (Уровень С)

ФО Взаимооценивание: учащиеся с помощью звездочек оценивают работы друг друга. Три звезды: Отлично. Две звезды: Хорошо, Одна звезда: Старайся


Физминутка: Покажи мир, учащиеся показывают стоя у окна на дом, дерево, птицу, солнце



Задание 3 Просмотр видеоролика:

Видеоролик №2 (металлургия).

После просмотра видеоролика учащиеся выбирают вопросы по уровню сложности используя стикер с изображением солнышка (смогу ответить на сложный вопрос), солнца с облаком (смогу ответить на вопрос средней сложности) либо тучки (смогу ответить на легкий вопрос). Данные вопросы выводятся на интерактивной доске: Вопрос: Вопрос для учащихся уровня А:Как развивалась металлургия в древнем мире? Вопрос для учащихся уровня Б: Повлияет ли появление металла на жизнь человека?

Вопрос для учащихся уровня С: Как создавали металлические орудия труда

Учащиеся, просмотрев видеоролик, описывают добычи руды и получения металла. Целью данного задания является объяснить учащимся как появление и развитие металлургии изменило жизни древних людей.

Дифференциация:

• учащиеся уровня А смогут описать процесс развития металлургии в древности

• учащиеся уровня Б смогут объяснять, как повлияло появление металлов на человека

• учащиеся уровня С называют следствие появления металлургии: появятся новые виды орудий труда, человек сможет облегчить труд, сможет заниматься другими видами занятий.

Дескрипторы:

  • описывают процесс развития металлургии в древности

  • объясняют, как повлияло появление металлов на человека

  • называет следствие появления металлургии: появятся новые виды орудий труда, человек сможет облегчить труд, сможет заниматься другими видами занятий.

Учащимся которые нуждаются в поддержке при ответах на вопросы оказывается помощь.

ФО устное оценивание: Молодец, Хорошо, Старайся


Задание 4 На ленте времени используя материал учебника (таблицу на стр 17) одна пара учащихся должна записать периоды окультуривания растений вторая пара периоды одомашнивания животных а так же обе пары должны выявить регионы распространения используя параграф учебника и приведенную там информацию, прежде чем приступить к заданию состав пар меняется

Лента времени


Дескрипторы:

  • записывают на ленте времени периоды окультуривания растений

  • записывают на ленте времени периоды одомашнивания животных

  • выявляют регионы распространения домашних животных и культурных растений

ФО. Оценивание три хлопка. Учащиеся оценивают свою работу хлопками. Три хлопка я выполнил задание, два были трудности и один у меня не получилось. Цель научить учащихся оценивать свою работу.


Задание 5 Учащиеся делятся на пары и на листах А 4 заполняя Кластер «Паучок» должны распределить особенности производящего и присваивающего хозяйства.

Вопросы для понимания:

• Какие виды занятий называют присваивающими? Почему их так называют?

• Какие виды занятий называют производящими? Почему?

• Какие виды занятий появились от охоты и собирательства?


Кластер «Паучок»









Вывод: исходя из кластера, мы видим, что земледелие возникло от собирательства, скотоводство от охоты. Возникновение земледелие и скотоводства связано с тем, что человек хотел облегчить себе способы добычи пищи, чтобы пища была доступна постоянно, а не от случая к случаю.

Дескрипторы:

  • определяет и правильно располагает занятия: скотоводство и земледелие;

  • подбирает с занятиями понятия: присваивающее хозяйство и производящее.

  • делает вывод


ФО Анкета.

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. Ответ они подчеркивают в таблице. Целью является научить учащихся оценивать свою работу

1. На задании я работал

2. Своей работой я


3. Задание было


4. За время выполнения задания

5. Мое настроение

6. Материал мне был



активно / пассивно

доволен / не доволен


сложным / не сложным


не устал / устал


стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен







Видеоролик «Неолитическая революция https://www.youtube.com/watch?v=cG6PM5Qs6SY


Листы А4, маркеры, стикеры для оценивания.

Иллюстрации с видами хозяйственной деятельности













































Учебник 5 класс Всемирная история.

Раздаточный материал: Тексты Присваивающее и производящее хозяйство а так же иллюстрации к ним.

Стикеры. Таблица на листах А4


Уровень А,Б,С

























































Параграф 3 Учебник Всемирная история 5 класс стр 16

Уровень А,Б,С





















































Звуки природы: пение птиц,

шелест травы, шум ветра



Видеоролик Развитие металлургии в древнее время. https://www.youtube.com/watch?v=BhguDFtTAg4


Уровень А,Б,С













































Учебник Всемирная история 5 класс (Назарбаев интеллектуальные школы). Авторы Б.С. Букаева, Г.Б. Зикирина, Ж.С. Макашева, Д.Н. Мукатаева, И.А. Тен. Параграф № 3 стр 17 таблица в конце параграфа

Лента времени на листах А4















Листы А4, маркеры


































Анкета для учащихся

Конец урока

4 минуты


3 минуты
















1 минута

Рефлексия

Упражнение Микрофон

Учащиеся выходят к доске им дается картонный кубик на котором написаны вопросы: Что понравилось?

Что запомнилось?

Что было самым интересным?

Почему нужно ценить труд?

Фронтальный вопрос на рассуждение:

Почему в народе считается, что только труд из обезьяны сделал человека?

Учащиеся приводят различные гипотезы и доводы.

ФО: Дерево успеха: Учащиеся на нарисованном дереве клеят разноцветные стикеры показывающие на сколько они усвоили полученные знания. Зеленый-полностью усвоил, Желтый - были трудности. Красный – не усвоил материал.


Задание для закрепления полученных знаний прочитать параграф 3 ответить на вопросы в конце параграфа. Учащиеся уровня А составляют вопросы к параграфу на следующий урок. Для уровня Б в схему в конце параграфа занести присваивающие и производящие типы хозяйства

Для уровня С назвать: Виды орудий труда древних людей.

Кубик с вопросами

Дерево успеха

Дифференциация – каким

способом вы хотите больше

оказывать поддержку? Какие

задания вы даете ученикам более

способным по сравнению с

другими?

Оценивание – как Вы

планируете проверять

уровень усвоения материала

учащимися?

Охрана здоровья и

соблюдение техники

безопасности

Дифференциация (по оказанию поддержки) – каким

способом вы хотите больше

оказывать поддержку?

Во время выполнения заданий отдельным учащимся оказывается направляющая помощь, к примеру, наводящие вопросы либо подсказки. Взаимная поддержка осуществляется через парную и индивидуальную работу. Оказание индивидуальной помощи при затруднениях в выполнении заданий.

(Дифференциация по заданиям)

Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? Применяются как индивидуальные так и парные задания.

В начале урока я даю учащимся иллюстрации, затем они закрывают глаза, представляя, что попали в древний мир. С помощью иллюстрации помочь учащимся представить, что они попали в древний мир. Затем они описывают то, что изображено на иллюстрации и объясняют, чем данные иллюстрации отличаются друг от друга.

  • Учащиеся уровня А полностью описывают иллюстрации и рассказывают о том чем занимаются древние люди, а так же чем картинки отличаются друг от друга.

  • Учащиеся уровня Б описывают иллюстрации рассказывают о том чем занимаются древние люди.

  • Учащиеся уровня С показывают что изображено на картинках.

Данное задание я применяю для введения в тему урока.

В середине урока я использую прием Таблица. Учащиеся заполняют таблицу «Присваивающее» и «Производящее» хозяйство а так же устанавливают сходства и различия.

Дифференциация

(Уровень А)

 отмечают в таблице все виды занятий: охота, рыболовство и собирательство, скотоводство, металлургия и земледелие, ремесло а так же сходства и различия

(Уровень Б)

 отмечают в таблице некоторые виды занятий: охота, рыболовство и собирательство, скотоводство, металлургия и земледелие, ремесло

(Уровень С)

• отмечают в таблице большую часть занятий: охота, рыболовство и собирательство, скотоводство, металлургия и земледелие, ремесло

Уровень А,Б,С


Дескрипторы:

• отмечают в таблице все виды занятий: охота, рыболовство и собирательство, скотоводство, металлургия и земледелие, ремесло а так же сходства и различия

 отмечают в таблице некоторые виды занятий: охота, рыболовство и собирательство, скотоводство, металлургия и земледелие, ремесло а так же сходства и различия

 отмечают в таблице некоторые виды занятий: охота, рыболовство и собирательство, скотоводство, металлургия и земледелие, ремесло

Вывод: учащиеся могут называть виды хозяйственной деятельности, а так же относить их к типам деятельности, таким как присваивающее и производящее, а так же различать их.


Дифференциация по оцениванию:

На протяжении всего урока проводится формативное оценивание (самооценивание, взаимоощенивание)

  • В конце урока я применяю метод Микрофон по котором у учащиеся выходят из доски и используя кубик с вопросами отвечают на вопросы. Что понравилось?

  • Что запомнилось?

  • Что было самым интересным?

  • Почему нужно ценить труд?

Данная рефлексия направлена на то чтобы учащиеся учились высказывать собственное мнение.

В начале урока я оцениванию работу учащихся устно через словестную похвалу, при помощи комментариев: Молодец, Хорошо, Старайся.

Целью данного оценивания является создания ситуации успеха и повышение эмоционального настроя учащегося

Середина урока: ФО «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе выполнения задания, и предложить одно действие, которое улучшит их работу при выполнении схожего задания

Цель научить учащихся оценивать свою работу.


ФО. Самооценивание: Оценивание три хлопка. Учащиеся оценивают свою работу хлопками. Три хлопка я выполнил задание, два были трудности и один у меня не получилось. Цель научить учащихся оценивать свою работу.

ФО Взаимооценивание Звезда: учащиеся с помощью звездочек оценивают работы друг друга. Три звезды: Отлично. Две звезды: Хорошо, Одна звезда: Старайся

ФО устная оценка, при помощи комментариев: Молодец, Хорошо, Старайся. Цель создание ситуации успеха и повышение эмоционального настроя учащегося

ФО Анкета.

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был


7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно


доволен / не доволен


коротким / длинным


не устал / устал


стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

В конце урока я использую метод Дерево успеха. Учащиеся на нарисованном дереве клеят разноцветные стикеры показывающие на сколько они усвоили полученные знания. Зеленый-полностью усвоил, Желтый - были трудности. Красный – не усвоил материал. Целью данного оценивания является научить учащихся оценивать собственные достижения на уроке.

Эмоциональный настрой в начале урока; Круг радости.

Учащиеся встают в круг и под приятную музыку говорят друг другу пожелания.

Физминутка: Покажи мир, учащиеся под звуки природы показывают стоя у окна на дом, дерево, птицу, солнце.

Работа в парах, смена пар в середине урока. Соблюдение техники безопасности при просмотре видеороликов а так же соблюдение дистанции.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всемирная история

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством

Автор: Желкишенов Адиль Серикович

Дата: 17.11.2020

Номер свидетельства: 563584

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок истории на тему  Особенности эпохи железа.  Переход к кочевому скотоводству. "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-istorii-na-tiemu-osobiennosti-epokhi-zhielieza-pieriekhod-k-kochievomu-skotovodstvu"
    ["file_id"] => string(6) "138543"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417546225"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Природа и люди Древней Индии" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-priroda-i-liudi-drievniei-indii"
    ["file_id"] => string(6) "223767"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438110127"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Жизнь первобытных людей урок соревнование: история, физкультура "
    ["seo_title"] => string(68) "zhizn-piervobytnykh-liudiei-urok-sorievnovaniie-istoriia-fizkul-tura"
    ["file_id"] => string(6) "105669"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402902173"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Урок экономики на тему "Знакомство с профессиями""
    ["seo_title"] => string(44) "urokekonomikinatiemuznakomstvosprofiessiiami"
    ["file_id"] => string(6) "296824"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456084342"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока окружающего мира "Начало истории человечества"."
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_nachalo_istorii_chieloviechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "377954"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484127712"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства