Жизнь первобытных людей
урок соревнование: история, физкультура
(табличная форма представлена в приложении)
Интегрированный урок по истории и физкультуре
Используемая технология: коллективный способ обучения
Цель:
История: обобщить полученные знания по разделу «Жизнь первобытных людей»
Физкультура: развивать физические качества детей через подвижные игры
Задачи
Средства достижения
Контроль
Образовательная:
Повторить знания, полученные на уроках истории;
Обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам
В игровой форме – двигаясь от станции к станции, по следам развития человека от древнейшего человека к человеку разумному
Блиц опрос проводится в начале урока и в конце. Таким образом, дети дважды отвечают на вопросы и контролируют правильность ответов
Понимание детьми необходимости развития двигательных качеств
Развивающая:
Учить работать сообща в группах; Правильно распределять обязанности между всеми членами команды;
Учить договариваться между собой;
Развивать двигательные качества
На протяжении всей игры детям будет необходимо договариваться между собой, распределяя обязанности. На некоторых этапах им придётся разделиться для выполнения параллельных задач: пока одни выполняют физические упражнения, другим надо потрудиться умственно
Скорость и правильность выполнения заданий
Умение перегруппировывать силы в случае неудачи
Личностное развитие
Учить оценивать свои силы, полагаться на товарищей;
Учить оценивать свой труд и труд товарищей;
Показать необходимость сотрудничества;
Воспитывать потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом;
Содействовать воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности
В конце каждой станции детям дается время оценить свою работу, работу товарищей и работу группы в целом
Обращать внимание детей на необходимость физических качеств для выполнения упражнений
Адекватность выставления оценок
Правильность выполнения физических упражнений,
Место проведения: Спортивный зал.
Оборудование: кегли, мячи теннисные, корзины, скакалки, 4 скамейки, конверты с заданиями, фишки, коробки для карточек, таблички с номером команд.
Примерный ход урока:
учитель
деятельность
время
Физическая разминка
Построение, сдача рапорта дежурного
Строевые упражнения - повороты на месте
Ходьба по залу с заданием
Бег по залу с заданием:
- 1-меняя направление по знаку.
После разминки разделить детей на 4 команды, после этого рассадить на скамейки перед экраном
Следить за осанкой детей, за четким выполнением команд.
Четкое выполнение команд.
Имитируя движения животных.
Следить за дыханием детей.
5
учитель
деятельность
время
Мотивационный этап
Дети сидят на скамейках перед экраном
Учитель физкультуры
Сообщение задач урока.
Сначала мы рассмотрим понятие “физические качества” (двигательные способности), увидим, как физические упражнения влияют на ваше физическое состояние.
Развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств, способствует успешному освоению двигательных навыков.
Например, чем лучше у человека будет развита быстрота, тем быстрее он будет пробегать короткие дистанции, быстрее будет вести мяч, играя в футбол, быстрее перемещаться в любых других играх, то есть высокий уровень развития быстроты будет положительно сказываться на выполнении конкретных физических упражнений. То же можно сказать о развитии силы и выносливости. Следовательно, развивать эти качества нужно в первую очередь в плане общей физической подготовки, используя для данной цели соответствующие наиболее эффективные средства, например подвижные игры.
Какие физические качества вы знаете?
1.Быстрота;
2.Ловкость;
3.Выносливость;
4.Гибкость;
5.Сила.
Посмотрите, какие подвижные игры развивают различные физические качества.
Теперь вы поняли, ребята, что подвижные игры не только весёлое времяпрепровождение, но и очень важное занятие для вашего физического развития? В практической части урока посредством подвижных игр и с помощью физических упражнений будем работать над развитием некоторых физических качеств.
Учитель истории
Сегодня на уроке вы пройдете путь человека от момента его становления к превращению его в человека разумного. Нам предстоит вспомнить то, что вы изучили на уроках истории и чему научились на уроках физкультуры.
Вам предстоит показать свои умения договариваться и оценивать свой вклад в общую победу и вклад каждого члена команды. Для этого внутри группы вам необходимо будет выбирать умников, ловкачей и координаторов
Координаторы постоянно находятся на связи с учителем, отчитываются о прохождении станций и поэтому в работе групп не участвуют
А так же выставлять отметки
Просмотр, с обсуждением по ходу, презентации
Слайд № 2
Слайд № 3
Слайд 4,5,6,7,8
учитель
деятельность
время
Историческая разминка
Учитель истории
Сейчас каждая команда получит конверт с заданиями. Ваша задача как можно быстрее решить все задачи. На эту станцию вам дается всего 5 минут.
По завершению пятиминутки необходимо задать детям вопрос о необходимости кооперации и распределения обязанностей. Обратить их внимание на то, что задания каждой станции будут усложняться, а на некоторых станциях им необходимо будет разделиться. Подсказать о том, чтобы задания равномерно распределялись между всеми членами команды, ведь в конце урока не только команда, но и каждый ученик получит оценки. Необходимо объяснить детям, что роли на каждой станции могут меняться. В начале прохождения станции необходимо распределить роли, а в конце выставить оценки по трехбалльной шкале:
3 – принимал активное участие, руководил действиями группы
2 – принимал участие, выполнял инструкции
1 – не принимал участие, отказывался от выполнения задания
Выдаются конверты с задачами блиц опроса. Учитель следит за тем, как дети решают их, способны ли самостоятельно разделить обязанности:
умники, те, кто будет отвечать на вопросы и выполнять задания по истории,
ловкачи, те, кто будет выполнять физические упражнения;
координаторы, те, кто будет направлять группу, распределять обязанности, взаимодействовать с педагогом и другими группами, вносить оценки в маршрутный лист
5
Станция 1. Восточная Африка
Учитель истории
Итак, мы с вами отправляемся в Восточную Африку, где вы теперь не дети 21 века, а древнейшие люди. По ходу игры, вы можете другим цветом исправлять карточки блиц опроса.
Отвечая на вопрос, старайтесь отвечать предложением.
На этом этапе детям необходимо скоординировать свои действия, выбрать самых сильных для физических упражнений и самых умных – для опроса. Ребятам необходимо объяснить, что участвовать должны все члены команды
Построение перед игрой:
Учитель физкультуры
Ребята, а как передвигались древнейшие люди?
Объясняет правила игры.
В конце упражнения: какие физические качества вам понадобились для выполнения этого задания. Слайд 3
После прохождения станции дети оценивают свой труд,
Заполняют маршрутные листы
Опрос. Принять участие могут лишь 3 человека
Вспомните,
Чем отличались древнейшие люди от современных людей?
Мог ли человек выжить в одиночку, почему?
Какую роль в развитии человека сыграл огонь?
Игра «человек древнейший» - 2 девочки и 2 мальчика от команды
Допустимо передвижение лишь на четырех конечностях: мальчики должны попасть в цель (мяч – в корзину), а девочки собрать как можно больше теннисных мячей в корзину.
7
учитель
деятельность
время
Станция 2. Родовые общины земледельцев и скотоводов
Ну что же, время шло, человек изобретал все новые орудия труда и виды оружия для охоты. Но и сейчас им приходилось трудиться сообща, чтобы выжить. Занимаясь собирательством, человек заметил, что упавшие в землю зерна прорастают, так и появилось земледелие. А охотники, приносившие с охоты не только мясо, но и живых детенышей, научились выращивать их. Таким образом, постепенно охота превратилась в скотоводство. Первым животным, которое приручил человек, конечно была… (собака). Верно, собака. Также на этой стадии развития появляются первые религиозные представления о мире. Для того чтобы приманить зверя и удачу для охоты проводились колдовские обряды. Охотники рисовали животных и пронзали эти изображения копьем. Также появляются представления о загробной жизни души, поэтому с умершими начинают класть в могилу оружие и предметы быта.
Сейчас вам предстоит познакомиться с заданием третьей станции. Одна часть команды отправится восстанавливать текст, а вторая на эстафету. Прочтите задание, распределите роли и приступайте к выполнению
В конце упражнения: какие физические качества вам понадобились для выполнения этого задания
После прохождения станции дети оценивают свой труд
Заполняют маршрутные листы
На этом этапе происходит усложнение задания. Детям необходимо разделиться на две группы. Одна группа будет выполнять задание на восстановление текста, а вторая – физические упражнения
Разделить команды над подкоманды:
умников (работают с учителем истории) и
ловкачей (работают с учителем физкультуры)
Пользуясь знаниями других команд, восстановите текст
Ваша задача прочитав, полученный текст, пересказать его другим командам. Читать или передавать для чтения текст не допускается, используйте только пересказ. Со слов ваших партнеров из других команд вам нужно восстановить весь текст
Игра «родовые общины» 4 человека от команды
1.Бег на скорость. Один человек бежит на руках, а другой, держа его за ноги на ногах, обратно меняются местами.
2. посевные работы. Здесь важна последовательность действий (типа эстафеты). Не допустимо начало операции, пока не получишь право хода (типа эстафетной палочки)
Последовательность действий: 1 ребенок – рубит деревья (собирает расставленные в ряд кегли), 2 - мотыжит почву (ровно кладет на пол скакалку), 3 – сеет (вдоль скакалки на равном расстоянии раскладывает мячики), 4 – собирает серпом (собирает мячики в корзину и убирает скакалку)
7
учитель
деятельность
время
Итог урока:
Итак, давайте вспомним, как и благодаря чему человек смог развиться от стадии древности до человека разумного? (совместная деятельность, покорение огня, возникновение скотоводства и земледелия, изобретение новых орудий труда и видов оружия для охоты)
Вы хорошо потрудились и среди вас наверняка выделились самые сильные, ловкие, умные. Точно также среди первобытных людей выделялись самые сильные, кого выбирали (вождем), и самые умные, с кем советовались и кого выбирали (старейшиной). Запишите своих вождей и старейшин.
Как вы думаете при распределении продуктов, будут ли им доставаться лучшие куски? А при распределении земельных участков, какие земли им достанутся?
Как называлась такое деление общества (неравенство). Совершенно верно. Таким образом, мы с вами прошли путь человечества от его возникновения до становления и дальше вы начнете изучать древнейшие государства, где уже все строилось на неравенстве и зачастую на несправедливом. Время общин закончилось и теперь человек выживал среди других людей, но уже в одиночку.
А сейчас оцените вклад каждого в общий успех и сдайте маршрутные листы в жюри.
Проверяют и повторно отвечают на вопросы блиц-опроса.
Выбирают старейшин и вождей
Выставляют итоговые оценки.