“ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ”
“ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ”
Одной из актуальных практических задач является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации подростков. В решении этой задачи может помочь внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий на уроках, в том числе на уроке математики. Цель проекта: Создание на уроках математики условий, способствующих сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Применение здоровьесберегающих технологий на разных
этапах урока……………………………………………………………...16-17
Математические задачи – источник знаний о здоровье человека…….17-24
.
4.1 Разработка урока математики на тему «Проценты» с использованием пропаганды ЗОЖ……………………………………...22-24
Заключение……………………………………………………………………….25
Литература………………………………………………………………………..26
Приложение. Профилактика переутомления учащихся и сохранение их работоспособности на уроках математики…………………………………..27-29
Введение.
Постановка проблемы.
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся и студентов.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач образования. Известно, что эффективность обучения во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально-педагогических требований еще в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье. И только 5% выпускников считаются практически здоровыми. Все это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Не обучающиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний в сохранении собственного здоровья.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию культуры здоровья.
Таким образом, одной из актуальных практических задач является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации подростков.
В решении этой задачи может помочь внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий на уроках, в том числе на уроке математики.
Цель проекта: Создание на уроках математики условий, способствующих сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учащихся.
Задачи проекта:
а) Внедрить в практику такие технологии, которые позволили бы сохранять здоровье за счёт увеличения двигательной активности на уроке, не нарушая его целостности.
б) Научить студентов ценить, уважать и беречь своё здоровье.
в) Повысить мотивацию к изучению математики.
Основная часть
1. Сохранение здоровья детей – одна из важнейших задач.
Одной из важнейших задач является сохранение здоровья детей. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, предусматривает физическое, психическое, нравственное и социальное благополучие.
Считается, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – студент умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности: наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор; сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Необходимо правильно организовать учебную деятельность, а именно, следовать принципам:
строгая дозировка учебной нагрузки;
построение урока с учетом динамичности студента, их работоспособности;
создание оптимальных психолого–педагогических условий для реализации потенциальных возможностей ребенка, создание ситуации успеха в обучении.
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся, а значит, улучшается и повышается сопротивляемость организма ребенка к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, способствующих сохранению как психического, так и соматического здоровья.
В образовательном процессе одной из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий педагоги, психологи и гигиенисты считают индивидуальный подход к обучению. Формы и способы осуществления дифференциации могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определения соответствующего индивидуальным возможностям студента уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований.
К сожалению, современные студенты, как и взрослые, не считают свое здоровье важной жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих.
2. Гигиенические критерии рациональной организации урока.
Важная черта современного урока – учет при его построении и проведении динамики умственной работоспособности школьников в течение рабочего дня и недели. Каждому учителю необходимо уделять большое внимание здоровьесберегающим факторам, ставить своей целью при подготовке и проведению уроков формирование гражданина с потребностью к здоровому образу жизни, руководствоваться методической литературой, содержащей здоровьесберегающие технологии, рекомендациям врачей. Каждый учитель должен соблюдать гигиенические критерии рациональной организации урока.
Гигиенические критерии рациональной организации урока
80% - оптимальный уровень; до 65% - допустимый уровень.
№
Факторы урока
Уровни гигиенической рациональности урока
Рациональный 3 балла
Недостаточно рациональный 2 балла
Нерациональный 1 балл
1
Плотность урока
Не менее 60% И не более 70%
85-90%
Более 90%
2
Количество видов учебной деятельности
4 - 7
2 - 3
1 - 2
3
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
Не более 10 мин.
11 – 15 мин.
Более 15 мин.
4
Частота чередования различных видов учебной деятельности
Смена не позже чем через 7 – 10 мин.
Смена через 11 – 15 мин.
Смена через 15 – 20 мин.
5
Количество видов преподавания
Не менее 3-х
2
1
6
Чередование видов преподавания
Не позже чем через 10 – 15 мин.
Через 15 – 20 мин
Не чередуются
7
Наличие эмоциональных разрядок (количество)
2 - 3
1
Нет
8
Место и длительность применения ТСО
В соответствии с гигиеническими нормами
С частичным соблюдением гигиенических норм
В произвольной форме
9
Чередование позы
Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся
Имеются случаи несоответствия позы виду деятельности. Учитель иногда контролирует посадку учащихся
Частые несоответствия позы виду деятельности. Поза не контролируется учителем.
10
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток
На 20-35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого
1 физ.минутка с неправильным содержанием или по продолжительности
Отсутствует
11
Психологический климат
Преобладают положительные эмоции
Имеются случаи отрицательных эмоций
Преобладают отрицательные эмоции
12
Момент наступления утомления учащихся
Не ранее 40 мин.
Не ранее 35-37 мин
До 30 мин.
Учитель никогда не сможет заменить ребенку врача, но может и должен содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, нормированием учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий. А именно:
Учителю важно использовать в работе образовательные программы, которые соответствуют санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам.
Выполнять рекомендации по проведению контрольных работ и уроков, содержащих следующие положения:
1) контрольные работы проводить в соответствии с графиком школы (одна контрольная работа в день) на втором или третьем уроках, исключая понедельник, субботу и первые дни после каникул и продолжительных праздников;
2) использовать различные методы и виды работ на уроке; смену видов деятельности;
3) необходимо на уроке проводить динамические паузы – упражнения для расслабления мышц шеи, глаз, массаж пальцев рук; игровые моменты, позволяющие не отвлекаясь от темы урока, проводить физкультминутки. Образовательная работа требует длительного поддержания определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Небольшая двигательная нагрузка снимает напряжение, признаки утомления. Особенно это эффективно на 25-й минуте урока. Это могут быть простейшие упражнения, выполненные в положении сидя, лучше – стоя у парты. Например, при изучении правильных и неправильных дробей ученикам можно предложить такое упражнение: встать и поднять руки, если дробь, называемая ведущим, правильная, вытянуть руки перед собой – если неправильная и т.д. Физкультминутки могут проводиться только в логике урока, на котором они используются. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему.
2.1 Режим смены динамических поз.
В течение урока через 10 минут меняется поза детей (сидя-стоя), в результате чего снимается статическое напряжение, утомление. Этот элемент используется в начале и конце урока при устном счете, при устном повторении или обобщении материала. Дети встают на 1-2 минуты и работают на уроке стоя. При этом не нарушается и логика урока.
2.2 Физминутки «по Базарному».
Для выполнения таких активизирующих детей заданий используются карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые расклеиваются в разных точках класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. Например:
при проведении какой-либо самостоятельной работы на уроке в классе заранее развешиваются варианты ее решения, среди которых один вариант верный.
Ученики после выполнения работы могут проверить свое решение и найти правильный ответ, можно его и зашифровать.
При проведении устной работы для повторения или закрепления навыков я показываю часть формулы, а вторую часть ученики должны отыскать вокруг себя.
Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.
Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.) Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.) И за парты все вернулись – Вновь урок у нас идёт. (Дети садятся за парты.)
Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз; 2) потягивание ушной раковины вверх; 3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно “разбудить” детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
2.3 Упражнения для мышц глаз и хрусталика
Режим движения наглядного учебного материала используется для укрепления мышц глаза и хрусталика. Задания фиксируется на специально изготовленной ручной "держалке". Учитель показывает «держалку» сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от ученика, изменяя тем самым расстояние до текста, изменяется кривизна хрусталика, тренируются мышцы глаза. С другой стороны, это прекрасный способ индивидуальной работы с ребенком, что является одной из форм дифференцированного обучения.
Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Также всем известная игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
1) вертикальные движения глаз вверх-вниз; 2) горизонтальное вправо-влево; 3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Для разминок и упражнений глаз используются игровые элементы урока, включающие двигательную активность. При этом ученики должны «собрать» условие задания, которое по частям находится вокруг них, совершая повороты
головы, туловища, что повышает не только физическую активность детей на уроках, но и эффективность учебно-познавательного процесса.
Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение “Буратино”. После введения нового понятия, например, параллелограмм, хорового прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Многие ребята легко отвлекаются.
4) дидактические игры – творческие, развивающие и обучающие. Например: подсказать правильное действие или решение задания только руками, не употребляя слов; по изученной теме назвать наибольшее число ключевых слов: существительных, глаголов, прилагательных и кратких высказываний;
5) использовать методику опорных сигналов (автор методики Шаталов В. Ф.), способствующей здоровьесберегающим факторам, так как в процессе обучения используется цветная блок-схема, которая помогает четкому запоминанию, созданию ситуации успеха, где активизируется мыслительная деятельность и познавательная активность школьников;
6) следить за осанкой учеников на уроке;
7) у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия необходимо создавать обстановку доброжелательности;
8) предлагать ученикам индивидуально-дифференцированные домашние задания, устанавливая в них обязательную часть и необязательную.
Наиболее трудным уроком в школе считается математика. Уроки математики следует включать в расписание вторыми или третьими, то есть в период высокой работоспособности. Не следует сочетать спаренные уроки в младших классах, так как монотонная работа особенно утомительна для ребенка. «Трудность урока» и «утомительность урока» понятия разные. Трудность – это объективное свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик, а утомительность – это субъективный индивидуальный показатель, характерный для каждого ребенка. Педагогически правильно построенный урок должен способствовать высокой работоспособности и не приводить к значительному утомлению.
Так на уроках математики важно применять дифференцированные приемы оценки качества знаний учащихся, предлагая им контрольные работы разного уровня сложности, предлагать детям самим делать выбор, в тоже время не занижать стандартов образования.
3. Применение здоровьесберегающих технологий на разных этапах урока.
1.Организационный момент урока.
Обязательной частью каждого урока является эмоциональный настрой. Чтобы вызвать интерес, повысить готовность ребенка к восприятию нового материала, создать обстановку взаимного доверия, спокойствия, уверенности, защищенности и значимости для каждого ученика необходимо создать соответствующую обстановку. Для этого на каждом уроке служит вводная часть урока. В ее содержание входят элементы тренинга (умение держать правильную осанку, для сохранения зрения).
2. Устные упражнения.
Одним из средств, способствующих лучшему усвоению математики, являются устные упражнения. Они эффективны кажущейся легкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых школьников, создают в классе обстановку соревновательности, повышают интерес к изучаемому материалу.
Проводимые в начале урока устные упражнения помогают учащимся быстро включаться в работу, в середине или конце урока служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванной письменной или практической работой. В ходе выполнения этих упражнений учащиеся чаще, чем на других этапах урока, получают возможность отвечать устно, причем они сразу проверяют правильность своего ответа. В отличие от письменных упражнений содержание устных таково, что решение их не требует большого числа рассуждений, преобразований, громоздких вычислений.
3. Основная часть урока.
1) Текстовые задачи. С целью формирования основ ЗОЖ подбираю текстовые задачи, условия которых содержат советы и рекомендации.
2) Кодированные задания. Почти регулярно в начале или конце урока можно включать кодированные задания, содержащие высказывания о необходимости ЗОЖ.
3) Эстафета. Не только младшим, но и старшеклассникам нравятся задания на соревновательность и подвижность. К доске выходят по очереди с учетом желания учащихся по своим возможностям и решают задания, тот кто раньше из них закончит выполнение задания получает высший балл (каждый ученик имеет на руках жетоны трех цветов, если ученик поднял красный жетон, то это значит, что он хочет решать сложную задачу, если желтый – средней сложности, если зеленый – легкую. Независимо от сложности ученик, выполнивший задание первым, получает оценку «5». Получившие оценку «5», решившие легкое задание на следующей эстафете обязательно решают задание средней сложности и т.д) .
4) Самостоятельная работа. Для того, чтобы психологически не нагружать учащихся можно практиковать проведение разноуровневых самостоятельных работ.
4. Физкультминутка.
Для снятия и предупреждения нарастающего утомления на уроке используется физкультминутка примерно на 2 минуты. Время, когда следует провести физкультминутку, определяет учитель, сигналом к смене деятельности служит заметное двигательное беспокойство, нарушение внимания (где-то к середине урока). Так как профилирующим заболеванием является ОДА, применяется комплекс “красивая осанка”.
5. Итог урока.
При подведении итога урока можно рекомендовать учащимся самостоятельно заглянуть в глубь урока и делать выводы, наводящими вопросами, исходя из содержания рассмотренных задач.
6. Домашнее задание.
Рекомендуется включать задачи практического характера, которые позволяют привлечь в воспитательный процесс родителей и близких.
Математические задачи – источник знаний о здоровье человека.
Успешность в решении задачи формирования у школьников культуры здорового образа жизни зависит от насыщения образовательной среды информацией в виде знаний о здоровье человека.
Содержание уроков математики, информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.
Роль учителя велика, так как задания на тему сохранения здоровья призваны заинтересовать учеников вопросами устройства своего тела, а учитель - комментариями по ходу выполнения задания помогает систематизации знаний.
Важно решать задания на фактическом материале, использовать графические иллюстрации, диаграммы, таблицы для пропаганды здорового образа жизни. Приведу примеры таких задач:
На уроках математики следует проводить пропаганду отказа от вредных привычек у подростов. На уроке по теме «Пропорциональные величины. Решение задач методом пропорций» в 6 классе полезно решить такие задачи:
4.1Задача №1.
На пачке сигарет читаем: «Смола 12 мг/сиг, никотин 0,8 мг/сиг». Сколько процентов смол содержит одна сигарета?
Ответ: 93,75%.
Задача №2.
При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40 – 60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,8 мг? Сколько таких сигарет необходимо выкурить, чтобы в организм попала смертельная доза яда?
Ответ: 16мг, 50 сигарет.
Задача №3.
Одна сигарета содержит до 2,1 мг никотина, яда, более сильного, чем стрихнин. При курении 2/3 дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе этой комнаты?
Ответ: 14 мг, 35 %
Задача №4.
Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.
Ответ:12 и 6.
Задача №5.
Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.
Ответ:20 и 62.
4.2 В Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет.
В 7 классе в теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» можно решить графически задачи, позволяющие проанализировать нормальное число часов сна человека до 18 лет.
Задача №6.
Постройте график зависимости роста Н некоторого человека от его возраста Т, используя данные таблицы. Опишите график словесно. Какой можно сделать вывод из графика?
T, лет
3
7
12
15
20
Н, м
0,9
1,2
1,5
1,7
1,7
Построив график, делается вывод, что за ростом ребенка можно проследить по графику и можно сказать, нормально ли развивается тот или иной ребенок.
На уроках в 5 классе, изучая обыкновенные и десятичные дроби, составить правильный режим дня пятиклассника, решать задачи на правильное питание и др.
Задача №7.
Вова Перестукин из «Страны невыученных уроков» составил себе такое расписание на сутки: 4/24 часть суток – чтение умных книг; 9/24 часть суток – совершение добрых дел; 2/24 часть суток – прием пищи (завтрак, обед, ужин); 6/24 часть суток – занятие спортом; 8 часов на сон. Выполним ли его план?
Комментарий учителя: правильно составленный режим дня позволяет достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма утомлению. Наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил играет полноценный сон. Дети 11 лет должны спать не менее 10 часов в сутки. Нельзя много времени проводить возле телевизора и тем более у компьютера. Необходимо больше находиться на свежем воздухе и, конечно же, правильно и по режиму питаться. Сядьте по группам и составьте реальное расписание на сутки для Незнайки.
При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:
Задача №8.
Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.
Ответ:1,8 мг, 1,5 мг.
Дефицит витамина В1может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки.
Задача №9.
Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.
Ответ:8 мг, 5 мг.
Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.
Задача №10.
Заботящийся о своем здоровье пятиклассник должен правильно питаться. В день можно съедать не более 1/10 кг сладостей и сахара, дневная норма потребления хлеба составляет 1/5 кг; масла (сливочного и растительного) -1/8 кг. Сколько граммов сладостей, хлеба, масла может съедать в день пятиклассник? Что надо сделать, чтобы решить задачу?
Комментарий учителя: 200- 300 г – такова норма для здорового питания, больше может лишь съедать тот, кто занимается спортом или тяжелым физическим трудом. Лучше всего использовать в рационе хлеб грубого помола, в нем больше полезных веществ. Сладостей можно съедать 80 – 100 г., причем сюда входит и сахар, и пирожные и фрукты.
4.1. Разработка урока математики в 5-м классе: «Проценты» с использованием пропаганды здорового образа жизни.
Цели:
закрепление знаний, умений, навыков решения задач на проценты;
пропаганда здорового образа жизни, формирование бережного отношения к своему здоровью;
способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Объявить цели урока и напомнить ребятам о правильной осанке.
На компьютере с ответами этих заданий прикрыты буквы высказывания.
«ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ – В ВАШИХ РУКАХ»
По мере решения упражнений правильные ответы исчезают и появляются буквы.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Решение задач.
Проверили домашнее задание и выяснили, что не все учащиеся успевают выполнить его.
Ребята, я знаю, что вы все очень стараетесь быть аккуратным и прилежным учениками, а для этого нужно успевать за день: хорошо подготовить домашнее задание, погулять, помочь по дому, почитать и поиграть, и для этого нужно правильно распределить свое время. А вы, ребята, соблюдаете свой режим дня: вовремя ложитесь спать и встаете утром, в определенное время питаетесь, правильно отдыхаете после усердной работы? Конечно, это требует большой силы воли. Но если вы этому научитесь, станете целеустремленными и организованными, энергичными и бодрыми и успеете все, что захотите. Давайте решим задачу, в которой сказано, как правильно распределить свое время, тем самым поможем тем ребятам в классе, которые до сих пор не составили свой режим дня, но обязательно это сделают.
Задача на режим дня. Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность ночного сна должно быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе, не менее 1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 5/18 от времени, отведенного на учебные занятия. Досуг составляет около 1,8 времени от времени приготовления уроков дома. Время провождения около телевизора не должно превышать 1/6 части вашего досуга.
1. Сон - 1,5 р больше
2. Занятия в школе - 25% суток
3. Прогулка - суток
4. Подготовка дом.задания -
5. Отдых - 1,8
6. Просмотр телевизора -
Задача о свежем воздухе.Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они «работают» как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли. Чтобы воздух был чище, надо сажать деревья.
Сколько всего деревьев посажено в парке, если 44% из них дубы, столько же сосен, а остальные 60 деревьев – ели?
Физкультминутка.Чтобы не болеть, по утрам надо делать зарядку. И мы давайте сделаем небольшую зарядку. (Сравнение чисел с 1). Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Если называются числа большие 1, то подтягиваемся, подняв руки вверх. Если числа меньше 1, то делаем приседание. Если числа равны 1, то принимаем исходное положение.
Парная работа. (По два человека решают задания «лото», переворачивая карточку, получают рисунок части тела. На каждой карточке 2 задания на сложение, 2 задания на вычитание, 2 задания на умножение, 2 задания на деление десятичных дробей и 1 уравнение.)
После того, как все ученики решат задания, на экране последовательно выводятся эти части тела.
Задачи об одной сигарете. Мы знаем, что при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей и внутренних органов.
1. Норма суточной потребности человека в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?
2. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика в среднем на 10 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?
V. Итог урока.
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Как бы вы продолжили предложение:
Мое здоровье - …
Курить - …
Чтобы воздух был чище надо …
3. Выставление оценок за урок.
VI. Домашнее задание.
Подсчитайте своим родителям, если они курят, сколько часов своей жизни до сегодняшнего дня они украли у себя.
Нарисовать плакат – рекламу о здоровом образе жизни.
Заключение
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью учащихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья. Учитель может и должен помочь школьнику в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
Практика работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.
В заключениe хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером”.
Список использованной литературы
1. Педагогика и психология здоровья. М.: Академия, 2003.
2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
3. Школьный психолог// №38 (324), 8 – 15 октября 2004.
4. «Школа 2000…». Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг// Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Д. Чечель.- М.: «Школа 2000..», 2002 г.
5. Алимова Т. М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы. – М.: 2003.
6. Обучение детей с разным типом мышления. А. Л. Сиротюк.
7. Ахметшина Г.Х. (Методист отделения общего образования ПМЦ ПК и ППРО) Материалы курса «Обновление содержания и методики преподавания учебного предмета «Математика».
8. Прошанина Г.А. (Методист отделения общего образования ПМЦ ПК и ППРО) Материалы курса «Обновление содержания и методики преподавания учебного предмета «Математика».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Профилактика переутомления учащихся и сохранение их работоспособности на уроках математики.
У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние и неудовлетворенность. Огромное значение в предупреждении переутомления является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были сделаны необходимые записи на доске; иногда для создания интриги записи закрываются плакатами и по мере изучения темы открываются. Некоторые ученики трудно запоминают новый материал. Для этого полезно развивать зрительную память, используя различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно).
Далеко не всем ученикам легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроках является безотметочная система оценки знаний за работу у доски в младших классах, накопительная система баллов в старших классах, стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
По мнению ведущих специалистов в области нейропедагогики, оптимальные психолого – педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.
Одним из направлений такой работы является – «Дифференцированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий». При участии психологической службы школы полезно проводить психодиагностическое обследование учащихся с целью определения функциональной сенсомоторной асимметрии. И использовать на уроках общие рекомендации по работе с левополушарными и правополушарными детьми, позволяющие акцентировать внимание учителя на данных об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка.
Например: для правополушарных детей необходимо делать пор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных детей сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30 %. Для левополушарных наиболее значима правая полусфера: сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами. [6]
Учитель может модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко всем ученикам класса, как лево- так и правополушарным. В этом случае повышается успеваемость, минимизируется количество стрессовых ситуаций во время обучения в школе. Рекомендации по работе с детьми любой учитель может получить у школьного психолога.
Особое внимание следует уделять учащимся при переходе в 5 класс. Адаптация к новой учебной нагрузке у пятиклассников проходит напряженно и длительно, уменьшается скорость чтения, письма, увеличивается время выполнения любой учебной задачи. В этом возрасте резко возрастает потребность самоутверждения, может сформироваться не всегда адекватная самооценка. Для поддержания высокого уровня работоспособности учащихся 5 класса и решения педагогических задач большое значение имеет правильная организация урока. Его длительность, присутствие динамических пауз, сочетание разных видов деятельности. А самое главное, создание комфорта на уроке, хорошие доверительные взаимоотношения учителя с учениками.
Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья на уроках математики имеет правильная организация учебной недельной нагрузки. В недельной динамике работоспособности можно отметить периоды: понедельник – врабатывание; вторник, среда – оптимум; в четверг повышается напряжение, снижается эффективность работы, а в пятницу работоспособность ниже, чем в другие дни недели. Полезно делать «разгрузочный» день, лучше в середине или в конце недели. В этот день разгрузить урок – провести дидактическую игру, нестандартный урок, урок - путешествие и т.д.
В развитии утомления при учебной деятельности большую роль играет методика преподавания математики. Необходимо правильное использование технических средств обучения, плакатов, схем. Длительное применение ТСО создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, сильно утомляет ребенка. Поэтому необходимо учитывать нормы длительности использования технических средств на уроках: в 5 – 7 классах длительность непрерывного применения диафильмов, диапозитивов составляет от 20 до 25 минут. В течение недели количество уроков с применением ТСО для обучающихся не должно превышать 4 – 6 уроков. (п. 2.9.11. СанПиН)
При использовании на уроках математики информационных и коммуникационных технологий следует придерживаться физиолого-гигиенических рекомендаций, направленных на обеспечение безопасных условий использования ПЭВМ. Они содержат информацию о требованиях к помещениям, световому режиму, микроклимату, организации рабочего места, качеству монитора и компьютерных программ, к режиму работы на компьютере.