«Вода как вещество. Свойства воды Значение воды для жизни на Земле»
«Вода как вещество. Свойства воды Значение воды для жизни на Земле»
Цель:
Образовательная:
-изучить свойства воды в жидком состоянии, формировать целостный взгляд на мир через наблюдение, осознание, восприятие и практическую деятельность (исследование свойств воды).
Развивающая:
- развивать такие приёмы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ.
Воспитывающая:
-воспитывать экологическую культуру младшего школьника - бережное отношение к воде и природе в целом на примере охраны водных ресурсов родного края.
Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Вода как вещество. Свойства воды Значение воды для жизни на Земле»»
Класс 3 Учебный предмет « Окружающий мир».
Тема урока: «Вода как вещество. Свойства воды Значение воды для жизни на Земле»
Цель:
Образовательная:
-изучить свойства воды в жидком состоянии, формировать целостный взгляд на мир через наблюдение, осознание, восприятие и практическую деятельность (исследование свойств воды).
Развивающая:
- развивать такие приёмы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ.
Воспитывающая:
-воспитывать экологическую культуру младшего школьника - бережное отношение к воде и природе в целом на примере охраны водных ресурсов родного края.
Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.
Планируемые результаты:
Предметные:
- ученики узнают информацию о значении воды для живых организмов, основные физические свойства и химические свойства воды;
- научатся определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект - воду;
-расширят знания о водоемах Донбасса, о глобальных проблемах человечества, закрепят знания о необходимости бережного использования воды.
Метапредметные:
Учить:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми - понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,
- адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог) - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
-определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Личностные:
- формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях-формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности - учить организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)
Межпредметные связи: уроки гражданственности и духовности Донбасса, физика (пропедевтическая информация)
Оборудование и материалы:
А.А.Плешаков Учебник "Окружающий мир" 3 класс. В 2 ч. Ч.1./ 3-е изд.- М.: Просвещение, 2013 год., стаканы с водой, стаканы, ложки, полоски цветной бумаги, сахар, почва, бумажные полотенца для фильтра, сухой спирт, колба, металлическая подставка, металлический держатель, компьютер, синие и желтые капельки.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер учителя, мультимедийный экран, авторская презентация
Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок - исследование)
Ход урока
1. Организационный момент. Минутка эмоционального настроя на урок.Мотивация к учебной деятельности.
На уроке будь старательным!
Будь спокойным и внимательным.
Делай все, не отставай!
Слушай, не перебивай!
Говори все четко, внятно, чтобы было всем понятно.
Определение совместно с учениками темы урока(Слайд 1)
1. Загадка:
Я и тучка, и туман,
и река, и океан,
и летаю, и бегу,
и стеклянной быть могу.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Что это за таинственное чудо, без которого пропал бы мир? - Это ВОДА!
На доску прикрепляется табличка «ВОДА».
Ассоциативный куст.
Вода – это вещество. Какие мысли возникают у вас, когда мы говорим об этом веществе? (Учитель записывает на доске высказывания учеников:
Этот куст может расти и расти до бесконечности, т.к. роль воды на нашей планете очень велика.
ІІІ. Актуализация знаний.
Ребята, скажите, где в природе мы встречаемся с водой?
- А теперь давайте посмотрим, где в природе встречается вода, и почему воду называют таинственной.
Слайд 2 " Вода в природе".
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
Ледником в горах зовётся
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода наша спутница всегда
IV. Изучение нового материала. Исследовательская деятельность
А сейчас пришло время поближе познакомиться с водой. Открыть тайны воды помогут опыты. Представим, что мы исследователи, которые сделают серьёзные открытия и узнают, что происходит с водой в жидком состоянии. Узнаем с помощью опытов свойств воды. Запишите в тетради с красной строки слово «Вода» и после каждого нашего открытия будете дописывать свойства воды.
ОПЫТ №1. Опускаем в стакан с водой ложку (проводит учитель).
Оборудование: стакан с водой, ложка.
Содержание опыта:
- Рассмотрите воду в стакане. Опустим туда ложечку. Видна ложечка?
- Почему?
Вывод: вода прозрачная (запись в тетрадь).
Опыт 2. Сравниваем цвет воды с цветом полосок (проводит учитель).
Оборудование: стакан с водой, полоски белого, синего и красного
Содержание опыта:
- Давайте сравним воду, которая в стакане с полосками белого, синего, красного цвета.
- Что можно сказать о цвете воды? Она ни белого, ни синего, ни красного цвета.
Вывод: Вода бесцветная и прозрачная. Через неё видно предметы (запись в тетрадь).
ОПЫТ № 3 Сравниваем цвет воды с цветом полосок ( проводит ученик).
Оборудование: стакан с водой.
Содержание опыта:
Второй опыт мне поможет провести мой помощник (Назар) .
- Понюхай воду. Пахнет?
- Теперь предложи понюхайте воду в своем стакане другим ученикам.
- Какой запах вы чувствуете?
- И я тоже не почувствовала никакого запаха.
Вывод: ни Назар, ни я, ни вы, ребята, запаха у воды не почувствовали.
Вода не имеет запаха (запись в тетрадь).
ОПЫТ № 4. Определяем, имеет ли вода вкус ( проводит ученик).
Оборудование: стаканы с водой.
Содержание опыта:
Этот опыт мне тоже поможет провести помощник Коля.
- У меня возник еще один вопрос: есть ли у воды вкус? Мы потребляем воду из пищи. Пьём сок, чай. Едим на обед суп. Все эти продукты разные на вкус.
Вот интересно: есть ли вкус у простой воды? Попробуй воду. Почувствовал ты вкус?
А теперь и вы попробуйте воду со своих стаканов.
Как вы думаете, есть ли у воды вкус?
Вывод: вода не имеет вкуса (запись в тетрадь).
ОПЫТ № 5. Опускаем в стакан немного сахара, размешиваем (проводит ученик).
Оборудование: стакан с водой, сахар, ложечка.
Содержание опыта:
Насыпь в воду немного сахара. Перемешай ложечкой. Что вы заметили?
- Сахар растворился.
Вывод: вода – растворитель для некоторых веществ (запись в тетрадь).
Опыт № 6. Пропускаем грязную воду через фильтр (проводит учитель совместно с учеником).
Оборудование: стакан с водой, почва, ложечка
Содержание опыта:
- Опусти в стакан с водой кусочек почвы. Перемешай полочкой. Растворилась почва? Что стало с водой?
- Вода стала мутная.
-Сделаем из бумажного полотенца фильтр и выльем в чистый стакан эту мутную воду. Что произошло с водой?
- Вода очистилась. Грязь осталась на фильтре.
Вывод: воду можно очистить, пропустив через фильтр. Нерастворившиеся вещества остаются на фильтре (запись в тетрадь).
Опыт № 7. Нагреваем воду (проводит учитель)
Оборудование: колба с водой, металлическая подставка, горючий спирт, металлический держатель для колбы.
Содержание опыта:
- Заметьте уровень воды в чашке. Я нагреваю воду. Что заметили?
- Уровень воды чуть-чуть поднялся.
Вывод: при нагревании вода расширяется (запись в тетрадь)..
-У какого вещества вы уже наблюдали такое свойство?
- У воздуха.
А что будет с водой при охлаждении?
Вывод: при нагревании вода расширяется, при охлаждении – сжимается.
Сейчас вы увидели 7 опытов, которые нам помогли раскрыть некоторые тайны воды. Мы узнали основные свойства воды.
- Так почему воду называют таинственной?
V. Физкультминутка
Приём «ДА – НЕТка»(дети выходят из-за парт, при утвердительном ответе согласно кивают головой, при отрицательном - машут головой из стороны в сторону).
Когда вода застаивается, она имеет неприятный запах? (Да)
При нагревании вода расширяется? (Да)
При температуре ниже нуля вода текучая? (Нет)
При растворении в воде соли вода соленая? (Да)
При растворении в воде сахара вода соленая? (Нет)
Воду можно носить в решете? (Да)
При опрокидывании стакана с водой вода упадет камнем со стола? (Нет)
Вода имеет цвет? (Нет)
VI. Продолжение работы.
Рассказ учителя.
- Как вы думаете, много ли воды на земле? Посмотрите на глобус (слайд № 3).Реки покрывают наш Земной шар, словно голубой паутиной. Космонавты из космоса видят нашу планету голубой, так как воды на Земле больше, чем суши. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. А вот так бы выглядела наша планета, если бы на земле пропала вся вода (слайды № 4,5)
Реки Донецкого края - голубая паутинка нашей «малой родины»
По территории Донецкого края протекают 110 рек, 47 из них имеют протяжённость более 25 км каждая. Давайте вспомним основные реки – Кальмиус, Миус (слайды 8-10). Реки — равнинного типа, преимущественно снежного и дождевого питания. Многие реки летом пересыхают и водоснабжение осуществляется за счёт 20 водохранилищ. Сооружены 1011 прудов общей площадью водного зеркала 8049 га (слайд 11).
Рассказ учителя об Азовском море. (Слайд 12). Азовское море – любимое место отдыха как жителей Донецкого региона, так и его гостей. Азовское море – самое мелкое море в мире, его площадь 38 000 квадратных километров, средняя глубина его составляет 8 метров, а максимальная едва дотягивает до 14 метров. Вода в Азовском море мутная, серо-зеленого цвета. Это объясняется тем, что реки Кубань, Дон и другие несут в него огромное количество ила и песка, а также других веществ. Вода в нем хорошо прогревается солнцем – практически до самого дна. Поэтому в Азовском море идеальные условия для произрастания большого количества водорослей. Ими питаются мелкие рачки и моллюски, а они в свою очередь прекрасная пища для рыб.
Однако рыб в Азовском море становится все меньше. Ученые считают, что главная причина этого явления – повышение солености воды и потеря рыбами своих мест откладывания икры – из-за вмешательства в жизнь моря хозяйственной деятельности человека, а именно: сокращения притока в море пресных вод.
- Давайте сделаем вывод о том, как необходимо беречь водные ресурсы нашего края (анализ ответов учеников).
VI. Рефлексия. Прием «Капелька».
- Что нового узнали на уроке?
Посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды синие и жёлтые. Синяя капелька - урок понравился, было интересно. Жёлтая - возникали трудности.
Поднимите капельку, которую считаете нужной.
Домашнее задание
Подсчитайте, сколько стаканов воды вы выпиваете за сутки.
Прочитайте в учебнике статьи на стр. 51-54 и проверьте себя по вопросам на стр. 54.
Дополнительное задание – задача: «Вычисли и запиши, сколько воды в твоем организме. Для этого нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(225) "Презентация к уроку химии в 7 классе по теме «Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. Охрана вод»"
["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_khimii_v_7_klasse_po_teme_voda_kak_veshchestvo_znachenie_v"
["file_id"] => string(6) "534551"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1578261106"
}
}