kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Вода как вещество. Свойства воды Значение воды для жизни на Земле»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Образовательная:

-изучить свойства воды в жидком состоянии,  формировать целостный взгляд на мир через наблюдение, осознание, восприятие и практическую деятельность (исследование свойств воды).

Развивающая:

- развивать такие приёмы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ.

Воспитывающая:

 -воспитывать экологическую культуру младшего школьника -  бережное отношение к воде и  природе в целом на примере охраны водных ресурсов родного края.

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.

Просмотр содержимого документа
««Вода как вещество. Свойства воды Значение воды для жизни на Земле»»

Класс 3 Учебный предмет « Окружающий мир».


Тема урока: «Вода как вещество. Свойства воды Значение воды для жизни на Земле»

Цель:

Образовательная:

-изучить свойства воды в жидком состоянии, формировать целостный взгляд на мир через наблюдение, осознание, восприятие и практическую деятельность (исследование свойств воды).

Развивающая:

- развивать такие приёмы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ.

Воспитывающая:

-воспитывать экологическую культуру младшего школьника - бережное отношение к воде и природе в целом на примере охраны водных ресурсов родного края.

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.

Планируемые результаты:

Предметные:

-  ученики узнают информацию о значении воды для живых организмов, основные физические свойства и химические свойства воды;

- научатся определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект - воду;

-расширят знания о водоемах Донбасса, о глобальных проблемах человечества, закрепят знания о необходимости бережного использования воды.

Метапредметные:

Учить:

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми - понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,

- адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог) - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Личностные:

- формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях-формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности - учить организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)


Межпредметные связи:  уроки гражданственности и духовности Донбасса, физика (пропедевтическая информация)

Оборудование и материалы:

А.А.Плешаков Учебник "Окружающий мир" 3 класс. В 2 ч. Ч.1./ 3-е изд.- М.: Просвещение, 2013 год., стаканы с водой, стаканы, ложки, полоски цветной бумаги, сахар, почва, бумажные полотенца для фильтра, сухой спирт, колба, металлическая подставка, металлический держатель, компьютер, синие и желтые капельки.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер учителя, мультимедийный экран, авторская презентация


Технологии: личностно-ориентированное обучение, деятельностный подход, развивающее обучение, проблемное обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии, групповые технологии.


Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок - исследование)

Ход урока


  1. 1. Организационный момент. Минутка эмоционального настроя на урок. Мотивация к учебной деятельности.

На уроке будь старательным!

Будь спокойным и внимательным.

Делай все, не отставай!

Слушай, не перебивай!

Говори все четко, внятно, чтобы было всем понятно.


  1. Определение совместно с учениками темы урока (Слайд 1)

1. Загадка:

Я и тучка, и туман,

и река, и океан,

и летаю, и бегу,

и стеклянной быть могу.


- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Что это за таинственное чудо, без которого пропал бы мир? - Это ВОДА!

На доску прикрепляется табличка «ВОДА».


  1. Ассоциативный куст.

Вода – это вещество. Какие мысли возникают у вас, когда мы говорим об этом веществе? (Учитель записывает на доске высказывания учеников:













Этот куст может расти и расти до бесконечности, т.к. роль воды на нашей планете очень велика.


ІІІ. Актуализация знаний.

Ребята, скажите, где в природе мы встречаемся с водой?

- А теперь давайте посмотрим, где в природе встречается вода, и почему воду называют таинственной.

Слайд 2 " Вода в природе".

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает

Ледником в горах зовётся

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода наша спутница всегда

IV. Изучение нового материала. Исследовательская деятельность

А сейчас пришло время поближе познакомиться с водой. Открыть тайны воды помогут опыты. Представим, что мы исследователи, которые сделают серьёзные открытия и узнают, что происходит с водой в жидком состоянии. Узнаем с помощью опытов свойств воды. Запишите в тетради с красной строки слово «Вода» и после каждого нашего открытия будете дописывать свойства воды.

 ОПЫТ №1. Опускаем в стакан с водой ложку (проводит учитель).

Оборудование: стакан с водой, ложка.

Содержание опыта: 

- Рассмотрите воду в стакане. Опустим туда ложечку. Видна ложечка?

- Почему?

Вывод: вода прозрачная (запись в тетрадь).


Опыт 2. Сравниваем цвет воды с цветом полосок (проводит учитель).

Оборудование: стакан с водой, полоски белого, синего и красного

Содержание опыта: 

- Давайте сравним воду, которая в стакане с полосками белого, синего, красного цвета.

- Что можно сказать о цвете воды? Она ни белого, ни синего, ни красного цвета.

Вывод: Вода бесцветная и прозрачная. Через неё видно предметы (запись в тетрадь).


ОПЫТ № 3 Сравниваем цвет воды с цветом полосок ( проводит ученик).

Оборудование: стакан с водой.

Содержание опыта:

Второй опыт мне поможет провести мой помощник (Назар) .

- Понюхай воду. Пахнет?

- Теперь предложи понюхайте воду в своем стакане другим ученикам.

- Какой запах вы чувствуете?

- И я тоже не почувствовала никакого запаха.

Вывод: ни Назар, ни я, ни вы, ребята, запаха у воды не почувствовали.

Вода не имеет запаха (запись в тетрадь).


ОПЫТ № 4. Определяем, имеет ли вода вкус ( проводит ученик).

Оборудование: стаканы с водой.

Содержание опыта:

Этот опыт мне тоже поможет провести помощник Коля.

- У меня возник еще один вопрос: есть ли у воды вкус? Мы потребляем воду из пищи. Пьём сок, чай. Едим на обед суп. Все эти продукты разные на вкус.

Вот интересно: есть ли вкус у простой воды? Попробуй воду. Почувствовал ты вкус?

А теперь и вы попробуйте воду со своих стаканов.

Как вы думаете, есть ли у воды вкус?

Вывод: вода не имеет вкуса (запись в тетрадь).


ОПЫТ № 5. Опускаем в стакан немного сахара, размешиваем (проводит ученик).

Оборудование: стакан с водой, сахар, ложечка.

Содержание опыта:

Насыпь в воду немного сахара. Перемешай ложечкой. Что вы заметили?

- Сахар растворился.

Вывод: вода – растворитель для некоторых веществ (запись в тетрадь).


Опыт № 6. Пропускаем грязную воду через фильтр (проводит учитель совместно с учеником).

Оборудование: стакан с водой, почва, ложечка

Содержание опыта:

- Опусти в стакан с водой кусочек почвы. Перемешай полочкой. Растворилась почва? Что стало с водой?

- Вода стала мутная.

-Сделаем из бумажного полотенца фильтр и выльем в чистый стакан эту мутную воду. Что произошло с водой?

- Вода очистилась. Грязь осталась на фильтре.

Вывод: воду можно очистить, пропустив через фильтр. Нерастворившиеся вещества остаются на фильтре (запись в тетрадь).


Опыт № 7. Нагреваем воду (проводит учитель)

Оборудование: колба с водой, металлическая подставка, горючий спирт, металлический держатель для колбы.

Содержание опыта:

- Заметьте уровень воды в чашке. Я нагреваю воду. Что заметили?

- Уровень воды чуть-чуть поднялся.

Вывод: при нагревании вода расширяется (запись в тетрадь)..

-У какого вещества вы уже наблюдали такое свойство?

- У воздуха.

А что будет с водой при охлаждении?

Вывод: при нагревании вода расширяется, при охлаждении – сжимается.

Сейчас вы увидели 7 опытов, которые нам помогли раскрыть некоторые тайны воды. Мы узнали основные свойства воды.

- Так почему воду называют таинственной?

V. Физкультминутка

Приём «ДА – НЕТка» (дети выходят из-за парт, при утвердительном ответе согласно кивают головой, при отрицательном - машут головой из стороны в сторону).

  1. Когда вода застаивается, она имеет неприятный запах? (Да)

  2. При нагревании вода расширяется? (Да)

  3. При температуре ниже нуля вода текучая? (Нет)

  4. При растворении в воде соли вода соленая? (Да)

  5. При растворении в воде сахара вода соленая? (Нет)

  6. Воду можно носить в решете? (Да)

  7. При опрокидывании стакана с водой вода упадет камнем со стола? (Нет)

  8. Вода имеет цвет? (Нет)


VI. Продолжение работы.

Рассказ учителя.

- Как вы думаете, много ли воды на земле? Посмотрите на глобус (слайд № 3).Реки покрывают наш Земной шар, словно голубой паутиной. Космонавты из космоса видят нашу планету голубой, так как воды на Земле больше, чем суши. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. А вот так бы выглядела наша планета, если бы на земле пропала вся вода (слайды № 4,5)

Реки Донецкого края - голубая паутинка нашей «малой родины»

По территории Донецкого края протекают 110 рек, 47 из них имеют протяжённость более 25 км каждая. Давайте вспомним основные реки – Кальмиус, Миус (слайды 8-10). Реки — равнинного типа, преимущественно снежного и дождевого питания. Многие реки летом пересыхают и водоснабжение осуществляется за счёт 20 водохранилищ. Сооружены 1011 прудов общей площадью водного зеркала 8049 га (слайд 11).

Рассказ учителя об Азовском море. (Слайд 12).  Азовское море – любимое место отдыха как жителей Донецкого региона, так и его гостей. Азовское море – самое мелкое море в мире, его площадь 38 000 квадратных километров, средняя глубина его составляет 8 метров, а максимальная едва дотягивает до 14 метров. Вода в Азовском море мутная, серо-зеленого цвета. Это объясняется тем, что реки Кубань, Дон и другие несут в него огромное количество ила и песка, а также других веществ. Вода в нем хорошо прогревается солнцем – практически до самого дна.  Поэтому в Азовском море идеальные условия для произрастания большого количества водорослей. Ими питаются мелкие рачки и моллюски, а они в свою очередь прекрасная пища для рыб.

Однако рыб в Азовском море становится все меньше. Ученые считают, что главная причина этого явления – повышение солености воды и потеря рыбами своих мест откладывания икры – из-за вмешательства в жизнь моря хозяйственной деятельности человека, а именно: сокращения притока в море пресных вод.

- Давайте сделаем вывод о том, как необходимо беречь водные ресурсы нашего края (анализ ответов учеников).

VI. Рефлексия. Прием «Капелька».

- Что нового узнали на уроке?

Посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды синие и жёлтые. Синяя капелька - урок понравился, было интересно. Жёлтая - возникали трудности.

Поднимите капельку, которую считаете нужной.


  1. Домашнее задание

Подсчитайте, сколько стаканов воды вы выпиваете за сутки.

Прочитайте в учебнике статьи на стр. 51-54 и проверьте себя по вопросам на стр. 54.

Дополнительное задание – задача: «Вычисли и запиши, сколько воды в твоем организме. Для этого нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2.


  1. Подведение итога:

  1. Почему вода самая главная жидкость на Земле?


  1. Подведя итог сегодняшнего урока, давайте составим СЕНКАН «ВОДА»:

  1. Что? Вода


  1. Какая она? Чистая, волшебная, чудесная,

текучая, бесцветная.


  1. Что дает людям? Дает жизнь всему живому, растворяет,

радует, охлаждает, исцеляет.


  1. Ваше отношение к воде? Бережем воду, любим её.



  1. Обобщение: Всегда и везде

Вечная слава воде!


На последнем кадре все ученики хором читают стихотворение:

Символ жизни на Земле - вода!

Экономь её и береги!

Мы ведь на планете не одни!





















Таблица 1. Описание опытов

Что делаем

Вывод

Опыт 1. Опускаем в стакан с водой ложку.

Ложка видна. Вода прозрачная.

Опыт 2. Сравниваем цвет воды с цветом полосок.

Вода бесцветная и прозрачная. Через неё видно предметы.

Опыт 3. Определяем, имеет ли вода запах.

Вода не имеет запаха.

Опыт 4. Определяем, имеет ли вода вкус.

Вода не имеет вкуса.

Опыт 5. Опускаем в стакан немного сахара, размешиваем.

Вода может растворять некоторые вещества.

Опыт 6. Пропускаем грязную воду через фильтр.

Вода очищается. Нерастворившиеся вещества остаются на фильтре.

Опыт 7. Нагреваем воду.

При нагревании вода расширяется.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
«Вода как вещество. Свойства воды Значение воды для жизни на Земле»

Автор: Киракосян Аннета Александровна

Дата: 06.12.2020

Номер свидетельства: 565681

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Кому и для чего нужна вода? "
    ["seo_title"] => string(31) "komu-i-dlia-chiegho-nuzhna-voda"
    ["file_id"] => string(6) "162888"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422425821"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Вода - чудо природы"
    ["seo_title"] => string(18) "voda-chudo-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "301399"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456916287"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Презентация к уроку химии в 7 классе по теме «Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. Охрана вод»"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_khimii_v_7_klasse_po_teme_voda_kak_veshchestvo_znachenie_v"
    ["file_id"] => string(6) "534551"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1578261106"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Вода - природное богатство "
    ["seo_title"] => string(26) "voda-prirodnoie-boghatstvo"
    ["file_id"] => string(6) "100501"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402382140"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "уникальность планеты Земля "
    ["seo_title"] => string(28) "unikal-nost-planiety-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "126189"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415123401"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства