Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Энергия нужна всем"»
Авторы: Панферова Мария Яковлевна, Коновалова Ирина Ростиславовна, Хусанов Сергей Александрович, Соколова Наталия Юрьевна, учителя МАОУ СОШ №19 г. Балаково Саратовская область
Технологическая карта урока (разработка)
Тема урока: «Энергия нужна всем».
ФИО учителей: Панферова Мария Яковлевна, Коновалова Ирина Ростиславовна, Хусанов Сергей Александрович, Соколова Наталия Юрьевна
Наименование ОУ: МАОУ СОШ №19 г. Балаково Саратовская область
Цели урока:
образовательные:
организовать деятельность обучающихся по формированию знаний темы «современная энергетика России»- виды электростанций, их преимущества и недостатки,
создать условия для формирования культуры умственного и практического труда,
актуализировать и углубить знания обучающихся о физических основах производства электроэнергии на различных видах электростанций, а также об их преимуществах и недостатках в экологическом отношении,
формирование ключевых предметных компетенций на основе систематизации знаний по теме и реализации межпредметных связей.
развивающие:
направить деятельность обучающихся на самостоятельное приобретение недостающих знаний для решения познавательных и практических задач,
продолжить формирование информационных компетенций: умения структурировать информацию, вычленяя главные составляющие, переводить информацию в различные знаковые формы - составление презентации, диаграмм,
содействовать развитию умений самостоятельной работы с ресурсами Интернета и дополнительной литературой,
содействовать развитию умения самостоятельно разрабатывать проект, оформлять результаты,
работать в направлении приобретения обучающимися коммуникативных умений, социальных, работая в группах, ораторских способностей при защите проекта.
продолжить формирование коммуникативных умений: публично выступать по теме, вести диалог, участвовать в дискуссии, активно слушать.
Тип урока: комбинированный урок
Методическая характеристика урока:
по решению основных дидактических задач: урок открытия новых знаний
по характеру познавательной деятельности: информационный, репродуктивный, иллюстративный.
Оснащение урока:
учебно-методическое-
презентации по темам - АЭС, ТЭС, ГЭС, альтернативные электростанции;
карта «электроэнергетика России».
ТСО: компьютер.
Межпредметные связи:
основы информатики и ВТ – Интернет ресурсы,
история России - тема «Электрификация России»,
литература – поэтическое восприятие действительности,
физика – тема «Производство электроэнергии»,
география – тема «Мировые природные ресурсы».
биология, химия, экология - экологическое содержание проблемы урока.
ХОД УРОКА
Учитель Панферова М.Я. Здравствуйте ребята и присутствующие гости! Мы рады вас видеть на сегодняшнем уроке, посвящённом энергетике.
Ведущий 1. В наше время уровень производства и потребления энергии – один из важнейших показателей развития производственных сил общества. Современному человеку необходимо иметь в своём распоряжении разнообразные энергетические источники, помогающие ему не только жить, но и осуществлять свою профессиональную деятельность. Ведущую роль при этом играет электроэнергия – самая универсальная и удобная для использования форма энергии.
Ведущий 2. Электроэнергия обладает неоспоримыми преимуществами перед другими видами энергии:
Электроэнергию можно получать за счёт других разнообразных видов энергии (энергии воды, ветра, пара, Солнца, различных видов топлива, атомной, ядерной)
С помощью достаточно простых устройств легко превратить в любые другие формы (механическую, внутреннюю, световую).
Можно передавать по проводам на большие расстояния со сравнительно малыми потерями.
Напряжение и силу переменного тока можно в широких пределах преобразовывать почти без потерь.
Электроэнергия не наносит вреда окружающей среде.
Практическое производство электроэнергии – это электроэнергетика.
Ведущий 1.
Когда земную жизнь создать решился, - Да будет свет! - изрек с небес Господь, Тогда праэнергетик и родился, Впитав в себя божественную плоть. Светила девятнадцатого века Постигли суть талантливых идей. Законы электрического тока Открыли Ом, Ампер и Фарадей. Прославлен век двадцатый адресами Великих строек плана ГОЭЛРО. Россия засверкала огоньками - Довольно тьмы, пусть царствует добро! На реках встали мощные плотины, Взметнулись в небо трубы ТЭЦ и ГРЭС, Связали ЛЭП нас в узелок единый. Светло. Тепло. Да здравствует прогресс!
Ведущий 2.
Электричеством человек стал пользоваться с 1800 года.
В 1800 году Алессандро Вольта изобрел первую батарею. Его открытие постоянного течения электричества явилось большим шагом вперед в науке. На основе этого открытия были разработаны различные типы электрических машин, это был лишь очередной толчок в использовании электричества на службе человеку.
Майкл Фарадей открыл электромагнитную индукцию. Это и привело к появлению электрических динамомашин и трансформаторов.
Первая электростанция постоянного тока была построена в Санкт-Петербурге в 1883 году, она дала свет 32 фонарям на Невском проспекте. В 1895 была пущена в строй первая гидростанция в России в Санкт-Петербурге на реке Большая Охта.
В 1897 запущена первая крупная электростанция в России в Москве.
Ведущий 2.
В 1951 году руководство страны поручило известному ученому Игорю Васильевичу Курчатову создать в Обнинске первую в мире атомную электростанцию, которая стала бы примером мирного применения атомной энергии.
Первая в мире атомная электростанция была построена в Обнинске недалеко от Москвы в 1954году. Она была введена в эксплуатацию на два года раньше чем в Англии и на три с половиной года раньше, чем в США.
В настоящее время на территории России успешно работают электростанции различных типов в количестве 6720. Из них:
Тепловые (включая Теплоцентрали)-2283.
Гидроэлектростанции – 1691.
Атомные -131.
Учитель Панферова М.Я. Расположение крупнейших из них посмотрим на карте (Называет по 3 примера электростанций). Вопрос ученикам: «Почему наш город называют городом энергетиков? Ответ: Потому что в нашем городе расположены три станции – АЭС, ГЭС и ТЭС».
Учитель Панфёрова М.Я. На основании сказанногокак можно сформулировать тему нашего урока? (СЛАЙД – тема урока)
Какие мы должны поставить задачи урока?
Показывает слайд с примерными задачами.
Учащиеся выбрали две основные задачи (1,4). Теперь мы можем приступить к решению поставленных задач.
Ведущий 1.
А сейчас мы переходим к следующему этапу нашего урока
- защита творческих проектов.
Первая группа под руководством Андреева Александра представит нам презентацию проекта атомных электростанций (АЭС).
Вторая группа под руководством Салионовой Ульяны представит нам презентацию проекта тепловых электростанций (ТЭС).
Третья группа под руководством Скворцовой Полины представит нам презентацию проекта гидроэлектростанций (ГЭС).
Четвёртая группа под руководством Саломатиной Кристины представит нам данные о структуре потребления электрической энергии в Саратовской области за последние три года.
Ведущий 1. Чтобы проверить, как вами усвоена информация сегодняшнего урока, я предлагаю вам решить ряд заданий
Учащиеся работают в группах. В это время их показываем документ - камерой на фоне музыки.
Задания для групп.
Карточка 1
Установите соответствие между типом электростанций и источники энергии, которыми они пользуются.
Вода
Уголь
Горные сланцы
Урановые руды
Газ
Торф
Ветер
Мазут
Карточка 2
На диаграмме показана доля электроэнергии, производимой различными типами электростанций. Определите их.
Карточка 3
Стрелками разного цвета покажите, к каким типам электростанций относятся следующие технико-экономические особенности.
ТЭС
Используют невозобновимые ресурсы
Стоимость строительства очень высока
Сильно загрязняют атмосферу
Воздействуют на водные ресурсы
Используют возобновимте энергоресурсы
ГЭС
Длительное время строительства
Дают самую дешевую электроэнергию
Создают опасность радиационного заражения
Дают много твёрдых отходов
АЭС
Дают дорогую электроэнергию
Карточка 4.Какие экологические проблемы предстоит решить энергетикам (при поддержке правительства) для сохранения природы и благополучной жизни человека? Выберите правильные ответы.
Изменение климата.
Вырубка лесов
Изменение водного режима рек
Охота на диких животных
Загрязнение вод Мирового океана химическими веществами
4. Выберите верное утверждение, относящееся к электроэнергетике Российской Федерации:
а) Большая часть электроэнергии вырабатывается на ГЭС; б) Вся территория страны покрыта единой энергосистемой; в) Крупнейшие гидроэлектростанции страны расположены на реках Лена, Обь и их притоках; г) Две атомные электростанции располагаются за Северным полярным кругом.
5. Укажите электростанцию, которая входит в тройку наиболее мощных теплоэлектростанций России:
7. Найдите ошибку в перечне недостатков тепловых электростанций:
а) сильно загрязняют атмосферу; б) используют невозобновимые исчерпаемте ресурсы; в) высокая себестоимость электроэнергии; г) могут быть построены только возле месторождений топливных ресурсов.
Ответы:1а 2а,в 3в 4б,г 5г 6б 7г
Ведущий 2. Передайте ваши работы экспертам, кроме викторины. Ответами по викторине поменяйтесь с соседней группой и выполните проверку. Результаты передайте на стол экспертам.
Показываем слайд с ответами.
Пока эксперты подводят итоги вашей работы, предлагаем посмотреть видео, по содержанию которого вам будет предложено домашнее задание.
Видео: Что может атом?
Учитель: Панфёрова М.Я.
Домашнее задание:
используя содержание видеосюжета, подготовить сообщение по выбранной вами теме:
1.Строение атома.
2.Принцип работы атомного реактора.
3.Цепные реакции.
4.Преимущества атомной энергетики.
Ведущий 1. Предоставим слово нашим библиографам Капитоновой Маргарите, Шалабановой Наталии. Кузнецовой Лере. В кабинете представлены книги и другие печатные издания, которые помогут вам в подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям по теме «Электроэнергетика». Например: (краткая характеристика представленной литературы, буклетов).
Ведущий 2. А теперь подведём итоги урока. Слово экспертам
Учитель: Панфёрова М.Я.
По итогам работы групп:
Первая группа получает ___ баллов;
вторая ___ баллов;
третья ___ баллов;
четвёртая ___ баллов.
Рефлексия:
Судя по этим результатам, вы хорошо усвоили материал сегодняшнего урока. Вы теперь знаете, какие виды электростанций действуют в нашей стране?
Какие преимущества электроэнергии делают более доступным её применение?
В каких отраслях народного хозяйства используется большая часть электроэнергии?
Вернёмся к задачам нашего урока.
Повтор задач
Как вы считаете, выполнили мы поставленные задачи?
Ведущий 1. А закончить урок я предлагаю поэтической минутой:
Ведущий 2.
«Ода электричеству!»
Согласитесь с истиной простой, ни одним поэтом не воспетой,
энергетик нужен, как никто, ну куда мы без тепла и света? Без работы фабрик и машин, институтов, здравниц и трамваев, без всего, что завтра совершим, если нет энергии — не знаем! А она — как ключик золотой к дверце, открывающей возможность управлять конструкцией любой и держать в руках ее надежность. Жизнь — движенье. А движенья суть навсегда в энергии сокрыта.
Учитель Соколова Н.Ю. + музыка
Ребята, перед Вами дерево. Но это не простое дерево, нам необходимо его покрыть листьями, которые будут передавать Ваши впечатления от сегодняшнего урока.
Зеленые листья означают то, что на уроке было интересно, Вам все понравилось , Желтый цвет-урок понравился, .но возникли вопросы, которые мы с Вами обязательно разберем на следующем уроке.
Выходите по очереди и нарядите деревья своими эмоциями.
На уроке было интересно,
Вам все понравилось.
Урок понравился, но возникли вопросы.
Учитель Панферова М.Я. Спасибо, ребята, за активную работу на уроке. Особо хочу отметить тех, кто принял участие в подготовке творческих проектов. Вы проделали серьезную поисковую работу, продемонстрировали навыки информационных компетенций по отбору информации и составлению презентаций, подготовили интересные сообщения. При подготовке этого урока использовали различные интернет ресурсы, материал, собранный во время экскурсий в Информационный Центр АЭС, ТЭЦ и ГЭС, работали с дополнительной литературой. (СЛАЙД-ШОУ ФОТОГРАФИЙ)
Проделанная вами работа заслуживает хорошей оценки. Большое спасибо за помощь в создании коллекции книг Информационному Центру АЭС, ТЭЦ и ГЭС.