Тема урока: "Космическая роль растений"
Цель урока: Сформировать понятие о роли растений и процесса фотосинтеза для жизни на Земле.
Задачи:
- Образовательные: Объяснение роли растений на Земле и понятия растений как источников органических веществ, накопления энергии, накопления кислорода. Объяснить связь живой и неживой природы. Дать понятие роли растений как космической, играющей огромную роль в жизни планеты.
- Развивающие: Развитие интеллектуального мышления, выработка навыков работы в группах, умения работы с учебником, умения анализировать, сравнивать и делать самостоятельные выводы.
- Воспитательные: бережное отношение к природе, понимания значения растений,
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Класс делится на 6 групп. Работа проходит в группах, затем обобщение материала всем классом.
II. Повторение изученной темы «фотосинтез»
Повторение изученного материала. Задание для всех групп.
1) О каком процессе идет речь в цитате? «.Когда-то на Землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку ростка, или лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу…» (К.А. Тимирязев)
2) Работа по карточкам индивидуально (приложение 1).
Оздоровительный момент: зарядка для пальцев рук и глаз.
III. Изучение новой темы
1. Космическая роль растений.
Мы с вами на прошлом уроке говорили о важнейшем процессе на Земле - фотосинтезе. Давайте еще раз повторим формулу процесса. Запись на доске формулы.
Углекислый газ + вода + энергия солнца =
= органические вещества ( сахар и крахмал) + кислород
И так, жизнь на Земле зависит от солнца. А накопителем его энергии являются зеленые растения. Фотосинтез- уникальный процесс – ведь благодаря ему на земле происходит образование органических веществ, из неорганических, просто из воды и углекислого газа. Органические вещества затем используют в пищу животные и человек. Таким образом энергия солнца, запасенная зелеными растениями в сахарах, жирах и белках обеспечивает жизнь всего живого на Земле - от бактерий до человека.
Выдающийся русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев изучал этот процесс и назвал роль зеленый растений на Земле – космической.( Небольшое сообщение о К.А Тимирязеве)
Во время нашей работы мы выясним - почему роль растений названа – космической.
Работа в группах по карточкам.
Карточка 1
Накопление органической массы
- Какие вещества образуются при фотосинтезе.
- Где накапливаются органические вещества?
- 3. Почему их накапливается много?
Карточка 2
Накопление энергии
- В каких веществах накапливается энергия?
- В химических связях каких веществ накапливается энергия?
- В каких веществах особенно много энергии?
Карточка 3
Постоянство содержания углекислого газа.
- Сколько углекислого газа содержится в атмосфере?
- При каких процессах он образуется?
- Какое значение играют растения в постоянстве его состава?
Карточка 4.
Накопление кислорода
- Сколько кислорода содержится в атмосфере Земли?
- Как используется кислород на Земле?
- Что происходит с кислородом на высоте 25 км и какое это имеет значение для жизни?
Карточка 5
Создание почвы.
- Как используются органические вещества животными?
- Что происходит с органическими веществами при гниении и разложении живых организмов?
- Что такое почва?
Карточка 6
Значение почвы.
- Что такое гумус?
- Какие вещества входят с состав почвы ( гумуса)?
- Какие вещества берут растения из почвы для своего роста? (см. параграф 27)
После работы в группах по карточкам на доске один ученик от группы записывает самые главные выводы. Учащиеся записывают выводы в тетради.
Выводы должны быть,примерно, следующие:
- Растения образуют органические вещества для питания других организмов.
- Энергия солнца накапливается в растениях и передается другим организмам.
- Поглощая углекислый газ выделяемый животными, и при гниении и горении растения поддерживают его постоянный состав в атмосфере.
- Растения образуют кислород для дыхания и озоновый слой, защищающий живые организмы.
- При разложении растений и животных образуется почва, богатая минеральными веществами, которые могут опять использовать растения.
Вопрос учителя. В чем проявляется взаимосвязь живой и неживой природы?
Теперь составим схему взаимодействия живой и неживой природы.
Вывод: В чем же заключается космическая роль растений?
Учащиеся делают вывод: « Зеленые растения благодаря хлорофиллу осуществляют чрезвычайно важную – космическую – роль в жизни нашей планеты. И как важно беречь растения.»
2. Влияние человека.
Небольшие сообщения учащихся о роли человека и его влиянии на постоянство газового состава атмосферы.
1) Загрязнение атмосферы газами и увеличение углекислого газа, «парниковый эффект».
2) Озоновые «дыры» и состояние кислорода в атмосфере.
3) Вырубка лесов и пожары, влияние на соотношение кислорода и углекислого газа.
4). Изменение почвы, особенно в городах, в связи с осенней уборкой листьев.
IV. Закрепление изученного материала.
Тесты.
- Зеленые растения, поглощая солнечную энергию, образуют:
а) органические вещества; б) минеральные;. в) не образуют ничего - На полях после уборки урожая поглощенные растениями минеральные вещества:
а) возвращаются в почву; б) не возвращаются в почву; в) их нет в почве. - С помощью хлорофилла из углекислого газа в листе образуются:
а) органические вещества; б) неорганические вещества; в) ничего не образуется. - Зеленые растения,поглощая энергию солнца преобразуют ее в:
а) в энергию химических связей; б) тепловую энергию; в)не преобразуют. - Роль зеленых растений называют космической потому что:
а) они из космоса получают энергию солнечного света; б) потому что наша планета находится в космосе; в) не получают энергии из космоса. - С появлением растений на земле появился:
а) кислород; б) углекислый газ; в) азот - Поступившая из космоса энергия солнца запасается растениями в виде:
А) белков; б) углеводов (сахаров); в) всего вместе.
V. Задание на дом :
Параграф ___. Составить цветную красочную схему « Взаимосвязи живой и неживой природы»
Тема: Космическая роль зеленых растений?презентация есть?
Цель: углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растениями. Раскрыть космическую роль зеленых растений. Подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека. Обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
1.При недостатке какого эл-та наруш-ся образ-е хлоропластов и хлорофилла?
А)магний; б)азот; в)фосфор; г)калий
2.Что относится к удобрениям?
А)медь; б)бор; в)зола; в)марганец
3.Как наз-ся орган воздуш-го питания растений?
А)корень; б)цветок; в)лист; г)семя
4.Как наз-ся орг-мы, способные самост-но синтезировать органич-е в-ва?
А)гетеротрофы; б)автотрофы; в)суккуленты; г)эфемероиды
5.Какой процесс у растений связан с поглощением СО2, воды и минер-х солей?
А)дыхание; б)питание; в)размножение; г)рост
6.Как наз-ся орг-мы, не способны самост-но синтезировать органич-е в-ва?
А)суккуленты; )эфемероиды; в)автотрофы; г)гетеротрофы
7.Как наз-ся питание растений, основанное на фотосинтезе? (воздушное)
8.Какие меры применяют для предотвращения истощения почвы и повышения урожайности? (вносят удобрения)
9.Как наз-ся почвенное питание? (корневое)
10.Удобрения бывают минер-е и (органич-е)
Изучение нового материала
Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс– фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.
Очень много зарубежных и отечественных ученых изучали механизмы этого удивительного процесса.
История открытия фотосинтеза.
Дата
Ученый
Вклад в науку
1600г
Бельгийский естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт
Поставил первый физиологический эксперимент, связанный с изучением питания растений.
1771г
Английский химик Джозеф Пристли
Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам.
1779г
Голландский врач Ян Ингенхауз
В ходе эксперимента обнаружил, что растения способны выделять кислород лишь в присутствии солнечного света, и что только их зеленые части способны обеспечивать выделение кислорода.
1782г
Швейцарский ученый Жан Сенебье
Экспериментально доказал, что органические вещества в растениях образуются из углекислого газа, который под влиянием солнечного света разлагается в зеленых органоидах растений.
1804г
Французский физиолог растений Жак Буссенго
В ходе лабораторных работ пришел к выводу, что вода так же потребляется растениями при синтезе органических веществ.
1864г
Немецкий ботаник Юлиус Сакс
Доказал, что соотношение объемов поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода равно 1:1. продемонстрировал образование зерен крахмала при фотосинтезе.
Самостоятельная работа с учебником стр. ________
Космическая роль зеленых растений
1.Создание органич-х в-в
2.Накопление органич-ой массы
3.Накоплеие энергии
4.Обеспечение постоянства содержания СО2 в атмосфере
5.Накопление О2 в атмосфере
6.Создание почвы
4.Закрепление нового материала
1.Почему необходимо охранять растения?
2.Почему % О2 в атмосфере постоянен?
3.Какова роль растений в жизни гетеротрофов?
4.В чем вз.связь живой и неживой природы?
5.Что такое почва?
6.Что такое гумус?
7.Какой ученый назвал роль зеленых растений на Земле космической?
Познавательные задачи:
Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)
Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему? (У вяза лист шероховатый, он будет в 6 раз больше осаждать пыль, чем гладкой поверхностью листа тополь)
Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему? (Вечером т.к. в это время накапливается максимум органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а ночью происходит отток этих веществ в другие органы.)
Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему? (Нет, неправильно. Органические вещества, образованные в зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются)
В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час? (Ответ: 3580 г)
В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого гала потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц? (Ответ: 42,85 кг; внесение в почву навоза, торфа обогащает надземный слой воздуха углекислым газом, который выделяется из почвы при разложении микроорганизмами органических веществ)
К.А. Тимирязев писал: “В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, – он прежде всего производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.”. какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа? (Ответ: внесение в почву органических удобрений, соблюдение правил при посадке растений, хорошая освещенность, соблюдение правил полива растений и т.п.)
5.Подведение итогов урока
Домашнее задание§