Образовательные: Расширить знания учащихся о прилагательном как части речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция; прививать навык точной постановки вопроса к прилагательному; учить правильно согласовывать прилагательное с существительным;
Развивающие: учить употреблять прилагательные в речи с целью придать ей образность, выразительность, яркость;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип занятия,форма проведения урока – урок-практикум
Цели урока:
Образовательные: Расширить знания учащихся о прилагательном как части речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция; прививать навык точной постановки вопроса к прилагательному; учить правильно согласовывать прилагательное с существительным;
Развивающие: учить употреблять прилагательные в речи с целью придать ей образность, выразительность, яркость;
Воспитательные: развивать творческое начало в детях через общение с произведениями художественной литературы.
Метод урока – словесный, частично-поисковой.
Оборудование урока: Интерактивная доска (экран), компьютер..
Ценности: Праведное поведение. Научить студентов работать ответственно и дисциплинированно.
Ход и хронометраж урока
№
Этапы урока
Содержание этапа
Время
1
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Постановка целей и задач.
2 мин
2
Контроль знаний
Опрос по домашнему заданию.
20 мин
3
Метод изложения нового материала
Словесный с применением опорных схем
23 мин
4
Самостоятельная работа учащихся
Выполнения учащимися заранее подготовленных заданий
15мин
5
Закрепление материала
Демонстрация практических навыков и умений. Игра «Отгадай». Творческая лаборатория. Выборочный диктант
15 мин
6
Подведение итогов занятия
Обобщение, выставление оценок с комментариями
3 мин
7
Домашнее задание
1. Используя схему, составленную на уроке, подготовить устное сообщение на тему «Имя прилагательное как часть речи»
2. Жанпеисова У.А., Майбалаева А.А. Русский язык. 10 кл. – Алматы: Мектеп, 2010 г.
2 мин
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Опрос по домашнему заданию.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Какие три критерия лежат в характеристике самостоятельных слов как частей речи? (Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция.)
2. Опираясь на эти критерии, покажите, что слово «земляника» - имя существительное.
IV. Мотивация учебной деятельности.
(Слайд 1).
1. Сравните стихотворения правого и левого столбца. Чем они различаются? Благодаря каким словам тексты правого столбца более яркие, образные.
1. В окне сквозь стекло луч зари играет.
В окне сквозь мёрзлое стекло
Зари багряной луч играет.
(А.С. Пушкин)
2. Над городом ночи и серп.
Над городом древним
Алмазные русские ночи
И серп поднебесный желтее,
Чем липовый мёд.
(А. Ахматова)
3. А кругом роса
отливала блёстки,
и над озером шептались камыши.
А кругом роса жемчужная
Отливала блёстки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склоняясь, шепталися.
(С. Есенин)
Какой литературный прием использовали поэты в своих стихотворениях? Какая часть речи лежит в основе этого литературного приема?
V. Постановка целей и задач урока. Сформулируйте тему нашего урока.
VI. Работа по новой теме.
1. Составление опорной схемы через изучение лингвистического научного текста.
Задание:
прочитайте текст, составьте с опорой на этот текст схему.
1. Общее грамматическое значение.
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?: какой? – красивый, чей? – заячий, каков? – красив.
Начальная форма имени прилагательного – форма именительного падежа единственного числа мужского рода.
Прилагательные согласуются с существительным в роде, числе, падеже; прилагательные зависят от существительных.
2. Запишите предложения; согласуйте прилагательные с существительным в роде, числе, падеже. Определите морфологические признаки прилагательного. (Слайд 3)
К дереву летит (небольшой) птица, поменьше галки. Сама вся (пёстрый) – (белый с чёрный), а на голове (чёрный с красный) бантиком шапочка. Сразу узнал я (лесной) санитара дятла.
3. Творческая лаборатория.
Задание
Прочитайте предложение. Чего не хватает в тексте для того, чтобы он был более ярким, образным?
Дополните предложение прилагательными, запишите его, начертите пунктуационную схему предложения.
(Слайд 4)
На смену воспоминаниям неожиданно хлынут поляны в цветах, роща, бор, река, коромысло радуги над нею, остров.
4. Выборочный диктант (Слайд 5)
- Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина.
- Выпишите словосочетания прилагательное + существительное, разберите их.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
VIII. Рефлексия
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Для чего существуют имена прилагательные в речи.
IX. Домашнее задание.
1. Используя схему, составленную на уроке, подготовить устное сообщение на тему «Имя прилагательное как часть речи»