Урок русского языка по теме «Морфологический разбор глагола» с использованием ЭОР и структур Кооперативного обучения.
Урок русского языка по теме «Морфологический разбор глагола» с использованием ЭОР и структур Кооперативного обучения.
Данный урок – это урок изучения нового материала, на котором учащиеся работают в тесном сотрудничестве, самостоятельно формулируют тему урока, ставят цель и задачи, самостоятельно добывают знания, обучая друг друга, общаясь друг с другом.
На уроке русского языка по теме «Морфологический разбор глагола» используются ЭОР и структуры Кооперативного обучения сингапурской методики. Цифровые образовательные ресурсы помогают разнообразить урок, делают его интересным, так как ЭОР имеют повышенную наглядность, интерактивность, что позволяет организовать групповую работу, работу в парах. В конспекте урока даны Гиперссылки на ресурсы, обеспечивающие доступ к ЭОР. Используются образовательные структуры Кооперативного обучения сингапурской методики ( СТЁ ЗЕ КЛАСС, РЕЛЛИ КОУЧ, СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ), к которым даны чёткие инструкции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «Морфологический разбор глагола» с использованием ЭОР и структур Кооперативного обучения. »
Название: Урок русского языка по теме «Морфологический разбор глагола» с использованием ЭОР и структур Кооперативного обучения.
Автор: Бажанова Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Место работы: Республика Татарстан, г. Нурлат, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Нурлат Республики Татарстан (МАОУ « СОШ № 2» г. Нурлат РТ).
Тема: «Морфологический разбор глагола»
Цель урока: познакомить учащихся с порядком морфологического разбора глагола.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать порядок морфологического разбора глагола; уметь производить морфологический разбор.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая ЭОР.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность и деятельность членов группы, стремление к речевому самосовершенствованию.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, умение доказывать.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками при выполнении заданий в группе, в паре, устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать об ошибках, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, работа в парах.
Работа на уроке организована в группах по 4 человека. На столах менеджметы, ученики в группе имеют определённый порядковый номер. Используются элементы сингапурской методики Кооперативного обучения.
(Объект представляет собой интерактивный текст (стихотворение И. З. Сурикова "В ночном"). Предназначен для повторения темы "Глагол. Значение глагола в речи".)
- Слова какой части речи пропущены в стихотворении? Восстановите текст, пользуясь подсказками.
В ночном
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж ________;
На краю далёком неба
Зорька _____________;
Но и та___________. Топот
В поле___________:
То табун коней в ночное
По лугам _____________.
Ухватя коней за гриву,
__________ дети в поле,
То-то радость и веселье,
То-то детям воля.
( И.З.Суриков)
Ответы: село, заалела, потухла, раздаётся, несётся, скачут.
- Рис. 1
- В стихотворении пропущены глаголы.
- Какова роль глаголов в стихотворении? ( Передают движение.)
- Совершенно верно. А теперь послушаем внимательно, как звучит это стихотворение в исполнении мастеров слова. Прикоснёмся к прекрасному.
- Какое настроение вызывают у вас эти строки?
- Эти строки вызывают радость. Сразу захотелось в деревню, пробежаться босиком по траве. Прокатиться на лошади, искупаться в речке.
3.Подготовка к новой теме.
3.1.Образовательная структура СТЁ ЗЕ КЛАСС
Учитель: - Глагол – это самая богатая часть речи. Мы уже много знаем об этой части речи. У глагола столько морфологических признаков. Я предлагаю их вспомнить. А использовать будем структуру СТЁ ЗЕ КЛАСС.
Инструкция:
Каждому ученику раздаётся листочек.
Называется тема. «Морфологические признаки глагола».
Назовите морфологические признаки глагола. Подумайте - 5 сек.
Запишите морфологические признаки глагола в течение 30 секунд, пронумеровав каждый признак.
По завершении времени прочертите горизонтальную линию после последнего ответа.
2. Встаньте, задвиньте стул. Перемешайтесь по классу. Найдите пару, поприветствуйте друг друга « ХАЙ ФАЙВ». Соберите как можно больше информации. Даётся 2 минуты на выполнение задания.
3.Если это новая идея, запишите её в свой список после черты, продолжая нумерацию. Эта идея похожа на вашу собственную, вы должны поставить галочку рядом с этой надписью на своём листочке.
4. По истечении времени вернитесь на своё место.
5. Закрепите знания, используя структуру ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН. 1 ученик зачитывает варианты ответов – другие ставят галочки. Если нет ответа, то записывают.
6. Встаньте ученики под № 2 и назовите морфологические признаки.
- Молодцы! Вы замечательно справились с этой задачей. Поблагодарим друг друга за работу и скажем все вместе: « Отличная работа».
- Повторили теорию, теперь проверим знания на практике. Обратимся к Электронным образовательным ресурсам.
3.2 Работа с ЭОР.
-Найди в каждом предложении глагол, определи у него время и число. Работаем в группе по кругу, комментируя свои действия.
Найдите в каждом предложении глагол, определи у него время и число.
Предложение
Глагол
Число
Время
1.Мы идём по весеннему лесу.
2.Солнце давно взошло.
3.На листьях ещё сверкает роса.
4.Вылезли на свет слабые зелёные травинки.
5.Все певчие птицы вернутся на родину.
6.Всё живое радуется теплу и свету.
Рис.2 Рис.3
- Проверим себя. Нажмите на кнопку «Готово».
- Молодцы.
4. Формулировка новой темы.
Беседа.
- Для чего нам необходимо знать морфологические признаки глагола?
(-Чтобы выполнять морфологический разбор глагола).
- С какой целью проводим морфологический разбор глагола? ( Это значит указать все признаки этого слова как части речи.)
- А что значит « охарактеризовать слово как часть речи»?
( -Это значит указать все признаки этого слова как части речи доказать, что слово относится именно к этой части речи.)
- Верно. Сформулируйте тему нашего урока.
( - Морфологический разбор глагола)
- Запишите тему урока.
-Сформулируйте цель:
- научиться определять глагол по его морфологическим признакам, -различать постоянные и непостоянные признаки глагола, -узнать порядок морфологического разбора глагола.
- Молодцы!
Физкультминутка.
1. Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глазки, откройте, быстро поморгайте.
2. Зажмите руки в замочек, вытяните вперед, теперь вверх, потянитесь к солнышку.
5.Изучение новой темы.
5.1.Беседа.
Учитель :- Сегодня мы рассмотрим алгоритм морфологического разбора глагола. Чему мы будем учиться на уроке?
( Характеризовать глагол как часть речи)
- Как выполняется морфологический разбор?
- По каким признакам? Назовите их.
- Морфологический разбор выполняется по трём признакам: общеграмматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. По трём китам.)
5.2.Мини-исследование.
Учитель: - Сегодня вам предстоит испытать себя в роли начинающих учёных. Вы готовы?
-На доске картинки с тремя китами ( приложение №1). В конверте лежат карточки с признаками глагола. ( Такие же картинки и карточки лежат и у учащихся на столах).
Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число, в) время (если есть),
г) лицо (если есть), д) род (если есть).
3.Синтаксическая роль
Учитель:
- Проверим, что у нас получилось. Посмотрите на схему. Откройте учебник п.88, стр.216. Сравните.
- Молодцы! У вас всё получилось.
6. Закрепление изученного.
6.1.Обучающая структура РЕЛЛИ КОУЧ
Учитель: - Сейчас выполним морфологический разбор, используя структуру РЕЛЛИ КОУЧ. ( В случае затруднения обращайтесь к схеме разбора.)
Инструкция: 2 ученика работают в паре ( партнёры по плечу). У каждой пары 1 лист и 1 ручка. Ученик А решает задачу, проговаривая её громко. Ученик Б смотрит и слушает, проверяет, тренирует при необходимости и хвалит. Ученик Б решает следующую задачу. Ученик А смотрит и слушает, проверяет, тренирует при необходимости и хвалит. Ученики повторяют по очереди, решая последующие задачи. Ученики в паре подобраны таким образом, что сильный ученик обучает слабого.
- Возьмите карточку и ручку. Напишите своё имя. Приступайте к работе.
Учитель-У вас на столах 4 листочка и 4 ручки. Работаем в команде. Вы должны добавить ответ к ответу члена команды. ( Ученики работают ручками разных цветов).
Инструкция.
1.Учитель задаёт вопрос – даёт время подумать – даёт время на выполнение каждого задания.
2.Все 4 ученика одновременно записывают ответ на первое задание в свой листочек.
3.После окончания времени учитель даёт сигнал для того, чтобы ученики централизованно передали листочки.
4. Все ученики письменно отвечают на вопрос в полученном листочке, затем передают по кругу.
-У вас на столах карточки, где записано предложение.
Береги время учёбы: оно не вернётся. ( М.В.Ломоносов)
-Прочитайте предложение. - Актуально ли высказывание М.В.Ломоносова? Свой ответ аргументируйте.
Учитель: - Выполните морфологический разбор выделенного глагола. Вспомните схему разбора по трём признакам. Подумайте 5 сек. На выполнение каждого задания 20 сек.
- Укажите общеграмматическое значение. Подумайте 5 сек - в течение 20 секундзапишите ответ одновременно в свой листочек.
- Время вышло. Передайте листочек по кругу.
- Укажите постоянные морфологические признаки.Подумайте - 5 сек - в течение 20 секунд запишите ответ одновременно в свой листочек.
- Время вышло. Передайте листочек по кругу
-Укажите непостоянные морфологические признаки.Подумайте - 5 сек - в течение 20 секунд запишите ответ одновременно в свой листочек.
- Время вышло. Передайте листочек по кругу
-Укажите синтаксическую роль в предложении. Подумайте - 5 сек - в течение 20 секунд запишите ответ одновременно в свой листочек.
- Время вышло. Передайте листочек по кругу.
- Закрепите знания, используя структуру ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН.
1 ученик зачитывает варианты ответов – другие ставят галочки. Если нет ответа, то записывают.
- Встаньте ученики под № 3 и назовите по одному морфологическому признаку.
Учитель: - Молодцы. Мы отлично поработали.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель: - Вы выполняли задания, отвечали на вопросы, помогали друг другу.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появились в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
-Заполните билетик на выход.
- Мне на уроке было…….
- Я понял (а) ……
- Особенно мне понравилось……
- Мне было трудно (легко)……..
- Теперь я знаю (умею)……
-Какое настроение у вас в конце урока?
Учитель: - Кто трудится, к тому обязательно придёт успех. Я желаю вам быть успешными.