«Групповая форма организации учебной работы на уроках русского языка как фактор саморазвития школьников»
«Групповая форма организации учебной работы на уроках русского языка как фактор саморазвития школьников»
Добрый день. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Льва
Семеновича Выготского:
То, что дети могут сделать вместе сегодня, -
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
20 лет я работаю в сельской школе своего родного района, учусь, изо дня в день, из урока в урок постигаю секреты своей профессии, которая даёт возможность жить творчески.
Меня, как и всякого учителя, постоянно волнует вопрос: почему один и тот же материал учащиеся воспринимают по-разному: одни схватывают на лету, а другим требуется на это не урок и не два.
Как сделать так, чтобы сильные не сидели без дела, не топтались на месте, а учащиеся средних способностей не только не отставали, но и поверили в свои силы, почувствовали интерес к предмету.
Сегодня задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы, и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-4 человека) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.
Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление обучающихся на группы и распределение заданий. Целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.
Следует отметить, что применение групповой работы требует от преподавателя знания некоторых особенностей организации данной формы работы.
Прежде всего, нужно выяснить вопрос о составе учебной группы. Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в гетерогенных группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме.
При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии. Желательно, чтобы преподаватель не участвовал в распределении по группам, а предложил это сделать детям, сообщив, какие критерии помогут сделать их работу плодотворной.
Следующая практическая проблема — внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе лидера или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор лидера является задачей самой группы. Оптимальная же величина группы – 4 человека, что обеспечивает более полную связь между ее членами.
Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:
I. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
II Групповая работа.
4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
5. Распределение заданий внутри группы.
6. Индивидуальное выполнение задания.
7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.
III. Заключительная часть.
9. Сообщение о результатах работы в группах.
10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться приблизительно 6 единиц, а заключительная часть — 2.
Следует также подчеркнуть, что групповая работа наиболее эффективна, если индивидуальный личный поиск предшествует обмену идеями, то есть групповому обсуждению.
Я считаю, что технология группового метода обучения решает проблему активизации познавательного интереса. Ведь какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у ребенка нет желания учиться. Именно поэтому «воспитание или возбуждение интереса к предмету» – ключ к учению, к познанию. Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, где у ребенка есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность. Следует учитывать то, что интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Но трудность должна быть посильной, преодолимой, в противном случае интерес быстро угасает, поэтому в каждой группе должны быть дети разного уровня развития. На таких уроках у детей усилено внимание к содержанию изучаемого материала, повышена работоспособность, а также чувство ответственности за успехи своих товарищей и свои лично. Групповой момент способствует созданию познавательного мотива. Учителю следует следить за созданием доброжелательной рабочей атмосферы, когда дети ведут учебный диалог.
Технология группового метода обучения применяется мною в практике методику интенсивного обучения правописанию Т. Я. Фроловой, которая позволяет включить в процесс обучения учеников с различным типом мышления. Учащиеся с логическим мышлением используют алгоритмы, алгоритмы-формулы, схемы, а школьники с наглядно-образным типом изучают правила, опираясь на иллюстрации, отражающие в образах порядок проверки орфографии.
Данная методика позволяет детям каждой группы творчески подойти к изучению материала: придумать подобное правило самому, на основе иллюстрации создать рассказ, сказку на лингвистическую тему. Метод Т. Я. Фроловой используется учителем для подготовки школьников к экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ.
Технология группового метода обучения – это обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена, и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе.
В качестве имитационной игры предлагаю фрагмент групповой работы на уроке в 5 классе по теме «Правописание О-Е после шипящих в корне слова»
Имитационная игра
Этапы игры
Содержание
Вступительное слово учителя.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!
Прежде чем перейти к теме, я хочу вернуть вас в счастливое время. Эти годы считаются самыми лучшими в жизни человека.
- Как вы думаете, о чем я говорю? (О детстве).
А вернуться в детство вам помогут известные поэтические строки. Вспомните авторов.
2. Формулирование темы урока.
«Встретились как-то таинственный Шёпот и подозрительный Шорох. Шорох шёл по чащобе и был чем-то очень разражён. «Что случилось с малышом? У него шоковое состояние!» – подумал Шёпот и смущённо поинтересовался об этом у Шороха. «Меня все боятся!» – ответил Шорох. «Ну что ты, дружок, это совсем не так! Я скажу тебе что-то очень важное, но сначала помоги мне разобраться, почему мы с тобой так похожи, а пишемся по-разному», – прошептал Шёпот».
- Над какой темой мы будем сегодня работать?
(написание 0-ё после шипящих).
Учитель открывает тему, учащиеся записывают).
3. Формулирование цели урока.
Тема вам известна.
- Но чему мы должны научиться на сегодня?
4.
Введение обобщенно-сопоставительного правила
Помощником в освоении материала будет алгоритм. Определите, сколько правил заключено в этой схеме?
В корне --------------- ё
глагол, причастие - ё
За корнем
существительное, прилагательное- о
Какие сведения нам необходимо знать, чтобы усвоить тему?
(Части речи)
Определите, к какой части речи относятся следующие слова:
шелк ( ?)–
Поджог ( ?)–
Ожёг ( ?)–
Шорох ( ?)–
Отраженный ( ?)–
Крючок ( ?)–
Стережёт ( ?)–
Холщовый ( ?)–
На какие вопросы отвечает глагол, причастие, существительное, прилагательное?
Каждая группа дает самостоятельный ответ на поставленный вопрос
5.
Работа
с наглядностью
Составьте связный текст с данными словами или сформулируйте правиkj
Дети в группах – четвёрках пытаются найти ответ на вопрос Шороха (ответ заключается в том, что все слова либо глаголы, либо отглагольные образования). Шёпот предлагает сделать вывод о написании букв О – Ё в этих словах. После его озвучивания одним человеком из группы проверяем правильность ответа (по щёлчку на экране появляется объект
6.
Физкультминутка
Проведем небольшую разминку.
Под ногами листопад,
Листья жёлтые лежат,
Листья жёлтые лежат,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и листёнок.
Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем.
Листья наши улетели.
Все за парты тихо сели.
7.
Работа с рифмовкой
(мнемотехнический прием)
Запомнить материал нам поможет рифмовка
(«Снежный ком»
Отработка умений и навыков
Групповая работа
– Проведём работу по отработке данной орфограммы.
– Слушаем внимательно задание.
– Работаем в группах.
Ответственные в группах поднимите руки.
2) У вас на столах лист бумаги и слова в конверте с пропущенными орфограммами (ж…лтый, пч…лы, ш…колад, ш…рох, ч…рный, ш…рты, ш…лк, ш…в).
3) Вам необходимо а) выделить в словах корень, б) поставить ударение, в) выбрать необходимую орфограмму и распределить эти слова в две группы: О, Ё. – Слова наклеиваем на лепестки ромашки
–Покажите готовность групп. Приступайте к работе. При работе пользуемся алгоритмом. Будьте внимательны.
– Чья группа готова покажите.
Проверка.
– Ответственные выходят с выполненной работой к доске и объясняют выбор орфограммы.
– Оцените. У кого есть замечания или дополнения.
– Чему учились в этом задании?
– Кому уже понятна эта тема?
Закрепление нового материала в форме «Поле чудес».
Ткань из нитей, получаемых из коконов южного насекомого. (шелк – шелковый)
. Плод дуба. (желудь – желудевый)
Лежит кучка поросят,
Кто не тронет – завизжат. (пчелы – пчелиный)
Предмет для чистки зубов. (щетка – щетина)
Предмет, предназначенный для приведения волос в порядок.
(расческа – чесать)
Человек, который модно одевается. (щеголь – щеголять) Погладить котика по мягкой …(шерстке – шерстяной)
Маленькое отверстие в чем-либо. (щелка – щель)
Знак переноса слов (черточка – черта)
Цвет одуванчика (желтый – желтеть)
Рефлексия
Какую тему мы рассмотрели на занятии?
С какими приемами работы мы познакомились?
Какие приемы вы сможете применить на своих уроках?
Учитель дает оценку деятельности слушателей на занятии.
Социализация в форме афиширования
Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам отразить своё понимание идеи автора в любой творческой форме: словесной, рисуночной и пр.
Моделирование.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам выполнить конструирование собственной модели урока с использованием методики Т. Я. Фроловой в режиме мастерской.
Мне бы хотелось узнать ваше мнение, возможно ли использовать рассмотренную технологию в других предметных областях?
Рефлексия.
«Г» готов
«И» использовать
«А» вы?
Свой мастер-класс мне хотелось бы закончить словами: «Дорогу осилит идущий – трудолюбия и удачи вам и вашим ученикам!»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Групповая форма организации учебной работы на уроках русского языка как фактор саморазвития школьников» »
Мастер-класс
по теме: «Групповая форма организации учебной работы на уроках русского языка как фактор саморазвития школьников»
Добрый день. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Льва
Семеновича Выготского:
То, что дети могут сделать вместе сегодня, -
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
20 лет я работаю в сельской школе своего родного района, учусь, изо дня в день, из урока в урок постигаю секреты своей профессии, которая даёт возможность жить творчески.
Меня, как и всякого учителя, постоянно волнует вопрос: почему один и тот же материал учащиеся воспринимают по-разному: одни схватывают на лету, а другим требуется на это не урок и не два.
Как сделать так, чтобы сильные не сидели без дела, не топтались на месте, а учащиеся средних способностей не только не отставали, но и поверили в свои силы, почувствовали интерес к предмету.
Сегодня задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы, и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-4 человека) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.
Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой.
Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление обучающихся на группы и распределение заданий. Целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.
Следует отметить, что применение групповой работы требует от преподавателя знания некоторых особенностей организации данной формы работы.
Прежде всего, нужно выяснить вопрос о составе учебной группы. Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в гетерогенных группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме.
При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии. Желательно, чтобы преподаватель не участвовал в распределении по группам, а предложил это сделать детям, сообщив, какие критерии помогут сделать их работу плодотворной.
Следующая практическая проблема — внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе лидера или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор лидера является задачей самой группы. Оптимальная же величина группы – 4 человека, что обеспечивает более полную связь между ее членами.
Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:
I. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
II Групповая работа.
4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
5. Распределение заданий внутри группы.
6. Индивидуальное выполнение задания.
7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.
III. Заключительная часть.
9. Сообщение о результатах работы в группах.
10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться приблизительно 6 единиц, а заключительная часть — 2.
Следует также подчеркнуть, что групповая работа наиболее эффективна, если индивидуальный личный поиск предшествует обмену идеями, то есть групповому обсуждению.
Я считаю, что технология группового метода обучения решает проблему активизации познавательного интереса. Ведь какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у ребенка нет желания учиться. Именно поэтому «воспитание или возбуждение интереса к предмету» – ключ к учению, к познанию. Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, где у ребенка есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность. Следует учитывать то, что интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Но трудность должна быть посильной, преодолимой, в противном случае интерес быстро угасает, поэтому в каждой группе должны быть дети разного уровня развития. На таких уроках у детей усилено внимание к содержанию изучаемого материала, повышена работоспособность, а также чувство ответственности за успехи своих товарищей и свои лично. Групповой момент способствует созданию познавательного мотива. Учителю следует следить за созданием доброжелательной рабочей атмосферы, когда дети ведут учебный диалог.
Технология группового метода обучения применяется мною в практике методику интенсивного обучения правописанию Т. Я. Фроловой, которая позволяет включить в процесс обучения учеников с различным типом мышления. Учащиеся с логическим мышлением используют алгоритмы, алгоритмы-формулы, схемы, а школьники с наглядно-образным типом изучают правила, опираясь на иллюстрации, отражающие в образах порядок проверки орфографии.
Рифмованные алгоритмыявляются вспомогательными мнемотехническими приёмами, которые помогают учителю в интересной и доступной форме преподнести новый учебный материал, а школьнику облегчают запоминание путём образования искусственных ассоциаций.
Данная методика позволяет детям каждой группы творчески подойти к изучению материала: придумать подобное правило самому, на основе иллюстрации создать рассказ, сказку на лингвистическую тему. Метод Т. Я. Фроловой используется учителем для подготовки школьников к экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ.
Технология группового метода обучения – это обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена, и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе.
В качестве имитационной игры предлагаю фрагмент групповой работы на уроке в 6 классе по теме «Правописание О-Е после шипящих в корне слова»
Имитационная игра
Этапы игры
Содержание
Вступительное слово учителя.
Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений – Мы вместе сочиним урок! Прежде чем перейти к теме, я хочу вернуть вас в счастливое время. Эти годы считаются самыми лучшими в жизни человека.
- Как вы думаете, о чем я говорю? (О детстве).
А вернуться в детство вам помогут известные поэтические строки. Вспомните авторов.
2. Формулирование темы урока.
«Встретились как-то таинственный Шёпот и подозрительный Шорох. Шорох шёл по чащобе и был чем-то очень разражён. «Что случилось с малышом? У него шоковое состояние!» – подумал Шёпот и смущённо поинтересовался об этом у Шороха. «Меня все боятся!» – ответил Шорох. «Ну что ты, дружок, это совсем не так! Я скажу тебе что-то очень важное, но сначала помоги мне разобраться, почему мы с тобой так похожи, а пишемся по-разному», – прошептал Шёпот».
- Над какой темой мы будем сегодня работать?
(написание 0-ё после шипящих).
Учитель открывает тему, учащиеся записывают).
3. Формулирование цели урока.
Тема вам известна.
- Но чему мы должны научиться на сегодня?
4.
Введение обобщенно-сопоставительного правила
Помощником в освоении материала будет алгоритм. Определите, сколько правил заключено в этой схеме?
В корне --------------- ё
глагол, причастие - ё
За корнем
существительное, прилагательное- о
Какие сведения нам необходимо знать, чтобы усвоить тему?
(Части речи)
Определите, к какой части речи относятся следующие слова:
шелк ( ?)–
Поджог ( ?)–
Ожёг ( ?)–
Шорох ( ?)–
Отраженный ( ?)–
Крючок ( ?)–
Стережёт ( ?)–
Холщовый ( ?)–
На какие вопросы отвечает глагол, причастие, существительное, прилагательное?
Каждая группа дает самостоятельный ответ на поставленный вопрос
5.
Работа с наглядностью
Составьте связный текст с данными словами или сформулируйте правило.
Дети в группах – четвёрках пытаются найти ответ на вопрос Шороха (ответ заключается в том, что все слова либо глаголы, либо отглагольные образования). Шёпот предлагает сделать вывод о написании букв О – Ё в этих словах. После его озвучивания одним человеком из группы проверяем правильность ответа (по щёлчку на экране появляется объект):
6.
Физкультминутка
Проведем небольшую разминку.
Под ногами листопад, Листья жёлтые лежат, Листья жёлтые лежат, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок – Папа, мама и листёнок. Ручки вверх, ручки вниз. На носочках подтянись. Ручки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем поприседаем, Никогда не замерзаем. Листья наши улетели. Все за парты тихо сели.
7.
Работа с рифмовкой
(мнемотехнический прием)
Запомнить материал нам поможет рифмовка
(«Снежный ком»)
8.
Отработка умений и навыков
Групповая работа
– Проведём работу по отработке данной орфограммы. – Слушаем внимательно задание. – Работаем в группах.
Ответственные в группах поднимите руки. 2) У вас на столах лист бумаги и слова в конверте с пропущенными орфограммами (ж…лтый, пч…лы, ш…колад, ш…рох, ч…рный, ш…рты, ш…лк, ш…в). 3) Вам необходимо а) выделить в словах корень, б) поставить ударение, в) выбрать необходимую орфограмму и распределить эти слова в две группы: О, Ё. – Слова наклеиваем на лепестки ромашки
–Покажите готовность групп. Приступайте к работе. При работе пользуемся алгоритмом. Будьте внимательны. – Чья группа готова покажите. Проверка. – Ответственные выходят с выполненной работой к доске и объясняют выбор орфограммы. – Оцените. У кого есть замечания или дополнения. – Чему учились в этом задании? – Кому уже понятна эта тема?
Закрепление нового материала в форме «Поле чудес».
Ткань из нитей, получаемых из коконов южного насекомого. (шелк – шелковый)
. Плод дуба. (желудь – желудевый)
Лежит кучка поросят,
Кто не тронет – завизжат. (пчелы – пчелиный)
Предмет для чистки зубов. (щетка – щетина)
Предмет, предназначенный для приведения волос в порядок.
(расческа – чесать)
Человек, который модно одевается. (щеголь – щеголять) Погладить котика по мягкой …(шерстке – шерстяной)
Маленькое отверстие в чем-либо. (щелка – щель)
Знак переноса слов (черточка – черта)
Цвет одуванчика (желтый – желтеть)
9.
Рефлексия
Какую тему мы рассмотрели на занятии?
С какими приемами работы мы познакомились?
Какие приемы вы сможете применить на своих уроках?
Учитель дает оценку деятельности слушателей на занятии.
Социализация в форме афиширования
Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам отразить своё понимание идеи автора в любой творческой форме: словесной, рисуночной и пр.
Моделирование.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам выполнить конструирование собственной модели урока с использованием методики Т. Я. Фроловой в режиме мастерской.
Мне бы хотелось узнать ваше мнение, возможно ли использовать рассмотренную технологию в других предметных областях?
Рефлексия.
«Г» готов
«И» использовать
«А» вы?
Свой мастер-класс мне хотелось бы закончить словами: «Дорогу осилит идущий – трудолюбия и удачи вам и вашим ученикам!»