kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий отчет учителя русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные формы  обучения -  это  обучение, формирующее    устойчивую     положительную  мотивацию  школьника  к  изучению     учебного  предмета, они формируют  познавательную    активность,   желание  изучать  не  только  тот  материал,  который  включен  в  учебник,  но и  выйти  за  его  пределы,  изучать  потому,   что  любопытно  найти  решение  трудной  проблемной   задачи,   для    достижения  наилучшего  результата  учебного   занятия. Активные  формы  обучения  используются  на   различных  уроках,  не  притесняя   традиционную  форму  обучения,  а  только  обогащая  и  дополняя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет учителя русского языка и литературы »

В течение нескольких лет я пытаюсь внедрять активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах. Как известно , учителя словесности испытывают большие трудности в ведении уроков литературы в 9,10,11 классах. Это объясняется тем, что уровень самостоятельности учащихся данных классов не соответствует требованиям государственной программы, в которой предусматривается год от года увеличение удельного веса самостоятельной работы школьников и повышение требований к беспрерывному совершенствованию творческих способностей .Я не являюсь исключением из общей массы педагогов, бьющихся над проблемой повышения интереса учащихся к содержанию уроков литературы и русского языка и стремящихся активизировать мыслительные способности детей посредством внедрения активных форм и методов обучения.

Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личности - ориентированного обучения. Учащийся становится не столько объектом воздействия обучающей среды, сколько активным субъектом образовательного процесса. В школах накоплен определенный опыт проведения нестандартных занятий, которые стимулируют самостоятельную познавательную деятельность учащихся , творческое мышление, активность, инициативность, умение работать в команде. Все это требует от учителя применения в работе активных форм обучения.

Активные формы обучения - это обучение, формирующее устойчивую положительную мотивацию школьника к изучению учебного предмета , они формируют познавательную активность, желание изучать не только тот материал , который включен в учебник, но и выйти за его пределы, изучать потому, что любопытно найти решение трудной проблемной задачи, для достижения наилучшего результата учебного занятия. Активные формы обучения используются на различных уроках, не притесняя традиционную форму обучения, а только обогащая и дополняя.

Все они обеспечивают хорошие результаты, помогают достигать главной цели:

  1. формируют самообразовательные навыки;

  2. совершенствуют уровень усвоения ЗУН;


  1. развивают логическое мышление, активность, инициативность, умение работать в команде,

  2. активизируют речевые навыки,

  3. вырабатывают активную жизненную позицию.

Покажу на своем опыте организации практического курса русского языка, как можно использовать на занятиях активные формы обучения.

В современной педагогике используются 5 основных методов обучения, которые могут использоваться на уроках по конкретным циклам; например: естественно-математическому циклу более приемлемо уровневое обучение по Караеву; гуманистическому циклу наиболее предпочтительное модульное или стратегии критического мышления. Проектное обучение характерно для учителей технологии, биологии, химии, физики. Игровая форма-приоритет для начальной школы, учителей физкультуры. Все эти методы состоят из определенных форм, которые могут использоваться на отдельных уроках и другими учителями, т.е. учителя – предметники разных циклов могут воспользоваться какими-то отдельными видами – формами на различных этапах урока. Мною изучены некоторые приемы активных форм обучения и апробированы на уроках русского языка и литературы, а именно :


1. ролевая игра

2. урок – путешествия

3. урок – исследование

4. займи позицию – элемент критического мышления

5. урок – заседания

6. КВН (различные викторины)

7. дискуссия

8. интегрированный урок литературы и истории

9. компьютер на уроке

10. читательская конференция

11. решение дилеммы

Изучив и апробировав данные формы активного обучения, я пришла к выводу, что все эти формы можно применять на наших уроках, которые помогут разнообразить учебный процесс для уч-ся, но наиболее креативные практичные уроки, построенные на

формах стратегии критического мышления, которые способствуют формировать и развивать гибкость мышления, речь, кругозор, самостоятельность, интеллект уч-ся, воспринимать информацию, понимать и пробовать применять ее, анализировать и оценивать их. Но нельзя исключать другие формы из учебного процесса, т.к. постоянно построенные уроки по стратегии критического мышления могут так же привести к однообразию.

Из всех видов апробированных мною активных форм обучения я предлагаю вашему вниманию следующее:

  1. ролевые игры

  2. решение дилеммы

  3. дискуссии

  4. уроки-путешествия

  5. «займи позицию» - элемент критического мышления

  6. уроки- исследования

  7. уроки типа «КВН»

  8. уроки – «суды»

  9. уроки-конференции

  10. уроки-экскурсии

  11. уроки-семинары и т.д.

Самый простой и очень эффективный прием - ролевая игра. Даже взрослые люди серьезных профессий «проигрывают» ответственные ситуации своей деятельности , планируя предстоящий разговор или анализируя неудачу. Цель заданий - обсудить проблему, решить какую-то неязыковую задачу. Игра дает возможность моделировать реальное общение, используя русский язык как средство коммуникации, когда в игровых диалогах учебные схемы наполняются соответствующим ситуации содержанием и помогают строить собственные. Такие диалоги можно организовать по всем темам практического курса русского языка и литературы, заранее определив круг вопросов, набор грамматических конструкций, необходимых для их речевой реализации, и основные формулы речевого этикета. Ролевая игра имеет широкие возможности. Существующая в разных видах (конференция, круглый стол, конгресс, съезд, суд, путешествие), она должна отвечать двум требованиям: соответствовать названию и преследовать учебные цели. Если в качестве формы для проведения урока избран конгресс, то

желательно, чтобы соблюдались все условности: приглашения, ранг каждого участника, обозначенный на бэджах, программа и стилистика ведения заседания.

Если жанр урока обозначен как путешествие, то, кроме словесного ряда, представляющего изучаемый материал, необходим ещё и зрительный ( репродукций, слайды, отрывки из фильмов. Но в погоне за имитацией жанра не надо забывать, что главная цель проведения таких уроков – усвоение уч-ся новых знаний, получение новых социально – значимых навыков.

При обобщений творчества Н.В. Гоголя в 10 классе я провела урок- суд над помещиками из поэмы « Мертвые души». Прежде всего была создана группа, которая совместно с учителем подготовила сценарий урока – суда.

Подобраны актеры. Распределены роли. Все внимательнейшим образом изучили язык поэмы Гоголя , постигли характеры его персонажей, их речь, привычки, нравы. Подготовка длилась две недели. И вот урок – суд состоялся.

Оформление класса: судейский стол, скамья подсудимих, зал для зрителей, столики для защитника и обвинителя, плакаты: “ Произведеия Гоголя - “ крик ужаса и стыда” ( А. И. Герцен ); “ Боже, как грустна наша Россия» ( А.С. Пушкин), «Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь» ( Н.В. Гоголь)

Ход урока:

Секретарь: Встать, суд идет!

Судья: Прошу защитника и обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о губернских помещиках, которые обвиняются:

Манилов - в бесхозяйственности, бесхарактерности, пустой мечтательности;

Коробочка - в жадности и косности;

Ноздрев- в бесцельной активности, хамстве, пьянстве, во лживости, мошенничестве;

Собакевич- в грубости и чрезмерном чревоугодии;

Плюшкин – в беспредельной скупости, превратившей его в « прореху на человечестве, в том, что, он потерял человеческий облик.

Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор суда был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания каждого из вышеперечисленных помещиков и проследим путь их моральной деградации, путь падения.

Поочередно дают показания все помещики. Судья задает им вопросы. Опрашиваются свидетели. Слово предоставляется защитнику (адвокату). Обвинитель критикует помещиков.

Судья: Перед вами предстали люди. С их взглядами, мыслями, чувствами, и поступками, в которых мы наблюдаем утрату человеческих начал, на что и обратил внимание господин Гоголь: « Один за другим у меня следуют герой, один пошлее другого».

Суд приговаривает вышеперечисленных помещиков к вечному презрению за паразитический образ жизни, духовное и нравственное уродство. Быть именам Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина нарицательными, обозначающие человеческие пороки.

При изучении « Повестей Белкина» А. С. Пушкина, в частности» Станционного смотрителя», можно использовать такой метод, как «решение дилеммы».

Дилемма – суждение или умозаключение, требующее выбора одного из двух исключающих друг друга положений.

Прочитав повесть, учим анализировать произведение, центральное место в котором занимают образы – персонажи, раскрывающиеся через образы – вещи, образы- детали, пейзажные образы. При анализе образа персонажа необходимо рассмотреть портретную и речевую характеристики, действия и поступки, мысли и переживания героя, его взаимоотношения с окружающими, отношение автора к действующему лицу. Затем ученикам предлагается решить дилемму: « Нужно устраивать свою жизнь или выполнить долг перед родителями»? На примере образа Дуни класс можно разделить на 2-3 группы, члены которых обсуждают дилемму, обосновывают свой выбор в течение 5-7 минут, затем представляют классу результат. Все ученики участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения, учатся работать в команде и приходить к согласию, понимая, что сделать нравственный выбор очень трудно. В такой ситуации нет однозначного решения, каждая позиция имеет свои достоинства и недостатки.

Эпиграф к уроку: « Чти отца своего и мать свою и да долголетен будешь на земле» ( Библия ), « Любовь родителей наиболее бескорыстна» ( Цицерон).

Сегодня мы поговорим о любви - родительской, дочерней и сыновней.

Предлагаю интеллектуальную задачу

  • Почему Дуня уехала? Можно ли понять ее?

  • А простить?

  • Как вы думаете, как сложилась судьба Дуни? Подтвердите свое мнение словами из текста.

Продолжаем обсуждение прочитанного ответом каждой группы на вопрос как “работают” эпиграфы к уроку на раскрытие идейного замысла проанализированного

произведения. Задача этого этапа урока – заставить ребят задуматься о своем отношении к родителям ,понять:какое это счастье,что их любят.

Решаем дилемму: «Нужно ли устраивать свою жизнь или выполнить долг перед родителями?»

Нравственный выбор учащихся таков: все учащиеся, за исключением одного , считают главным – выполнить долг перед родителями, а затем устраивать свою жизнь. И только один ученик решил иначе. В нравственном выборе большинства учащихся сказался национальный менталитет казахского народа : почитание старших, забота о них.

Заключительное задание позволит еще раз обобщить все услышанное на уроке в форме эссе ( или дом. сочинения – миниатюры « Умейте быть благодарным».)

Можно предложить решение дилеммы при изучении пьесы А.М. Горького « На дне» ( сладкая ложь или горькая правда),рассказа Л.Н. Толстого « После бала»( счастливая любовь, семейная жизнь или одиночество и разочарование).

Очень интересно проходят уроки литературы в старших классах в форме дискуссии. Они могут быть свободными, направляемыми, структурными.

Структурная дискуссия - это продуманная учителем , сфокусированная на учениках деятельность, позволяющая вовлечь их в групповое решение проблемы. Учитель разбивает класс на несколько небольших групп и дает каждой задание - обсудить указанную проблему и осветить ее с разных точек зрения :

1-ая группа – с оптимистической,

2-ая группа – с пессимистической,

3-ая группа – с реалистической.

Так, после изучения рассказа А.М. Горького « Старуха Изергиль», анализа образов Ларры и Данко( любовь к своему народу, готовность пожертвовать собой или эгоизм ) была проведена структурная дискуссия « Достаточно ли сегодня патриотизма у казахстанской молодежи?»

В течение 5-7 минут члены 3-х групп обсуждают проблему, записывают общее мнение на плакате маркером, затем по очереди представляют его (3-4 минуты). После этого начинается общая дискуссия. Назначенные учителем 3 наблюдателя следят за участием каждого ученика в обсуждении проблемы, за работой группы и в конце дискуссии вместе с аналитиком, оценивают презентацию каждой группы и всю дискуссию в целом.

Направляемая дискуссия - это такая дискуссия, когда учитель должен так сформулировать вопросы, чтобы умело, без нажима направлять диспут, стимулируя творческую активность всех учащихся, но не превращая ее в спор между ними. На подготовительном этапе вводятся и закрепляются речевые структуры и наиболее употребительные слова и обороты, используемые в ходе направляемой дискуссии. Это, например, обращения ведущего и выступающего к участникам игры (Уважаемые учащиеся! Ребята! Позвольте начать ( сказать). Послушайте! Спасибо! Благодарю!), формулы согласия или несогласия с доводами выступающего (Прекрасно! Великолепно! Отлично! Ужасно! Это нелепо! Абсурдно!) удивление, сомнение по поводу аргументов оппонента (Неужели! Да ну! Не может быть! Разве? В самом деле? Сомневаюсь!), слова и словосочетания, выступающие в роли связующих элементов в высказывании. ( Позвольте сказать, Извините, я вас перебью, что вы имеете ввиду, говоря... Повторите, пожалуйста. Так, я слушаю.) На таких занятиях ведущим становится ученик, а учитель становится участником дискуссии. Роль ведущего в дискуссии очень важна. До игры ему нужно объяснить цель, поработать с ним над речью. Готовя дискуссию, учитель прогнозирует, где в дальнейшем ученик сможет использовать усвоенные речевые образцы (дома, в школе, с товарищами.) Во вступительном слове ведущий называет тему дискуссии, аргументирует выбор, характеризует предмет обсуждения, определяет регламент выступлений, словом, задает настрой. Он направляет дискуссию и сдерживает эмоции с помощью реплик: не отвлекайтесь, ближе к делу, спокойнее, потише, пожалуйста, выслушайте товарища и т.п.

Дискуссия позволяет рассмотреть обсуждаемую проблему с разных точек зрения.

Эффективна на уроках литературы и другая активная форма «Займи позицию»: «да» (согласен), «нет» ( не согласен) При изучении программных произведений предлагаются утверждения : « Любовь к женщине ( мужчине)дороже любви к « Родине (Андрей – « Тарас Бульба» Н.В. Гоголя).

« Яркая, короткая жизнь в борьбе за свободу дороже долгой жизни, полной унижений и неволи»

( Пугачев « Капитанская дочка» А.С.Пушкина)

В противоположных углах доски вывешиваются плакаты,на одном из которых написано «да» (согласен), а другом « нет» ( не согласен). На доске помещено утверждение. Ученики по очереди встают с места и подходят к плакату, который соответствует их позиции, после него учитель предлагает высказаться каждому. Учащиеся должны аргументированно отстоять свою точку зрения. Каждая из групп должна отметить самый веский довод « противников». Если кого-то убедили аргументы членов противостоящей группы, он может изменить свою позицию.

Подводя итоги, учитель должен отнестись с уважением к выбору каждого ученика.

Одной из активных форм и приемов обучения является урок – исследование, где ученики могут проявить свои творческие способности и быть не просто обучаемыми, а настоящими соратниками учителя. Участие в исследовательской деятельности помогает учащимся овладевать методами научного познания, учит самостоятельно и творческии их применять.

По степени самостоятельности ученика при введении его в исследование можно выделить три уровня реализации « исследовательского обучения»

Первый, самый простой, - когда учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения, а ответ ученикам предстоит найти самостоятельно.

Второй уровень – учитель ставит проблему, но пути ее решения учащиеся ищут самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

На третьем, высшем, уровне, постановку проблемы, поиск методов ее исследования и разработку решения ученики осуществляют самостоятельно.

Проведение исследования на уроке включает несколько этапов:

  1. выделение и постановка проблемы;

  2. выдвижение гипотез;

  3. поиск возможных вариантов решения ( он может быть коллективным ) ;

  4. сбор материала для решения проблемы ( наблюдение, целевой отбор, сравнение, группировка, классификация и т.д.);

  5. подготовка выступления, сообщения, доклада;

  6. защита.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока – исследования по творчеству А. Твардовского в 11 классе по поэме « По праву памяти». Одиннадцатиклассники , уже знакомые с жизнью и деятельностью поэта, на этом уроке анализируют одну из самых трагических его поэм, где Твардовский судит время, в которое жил, и самого себя как непосредственного участника событий той эпохи – эпохи культа личности. И выяснить отношение учеников к этому времени, определившему судьбу поэта, помогает форма занятия - урок – исследование. Она позволяет создать целостное представление о личности Твардовского, понять его отношения с семьей, которые во многом объясняются историческими условиями 30х годов. Учащиеся на этом уроке выступают в роли историков, биографов, психологов, литературных экспертов, ведущих. Группы исследователей использовали при подготовке к уроку подобранную мною дополнительную литературу: воспоминания его жены М.И. Твардовской, брата И.М. Твардовского, критиков и литературоведов Ю. Буртина , А. Кондратовича, В. Лекшина , статьи из журнала «Литература в школе» (1989 г., №4), газеты « Литература» ( 1999г. № 22).

Мы начинаем урок чтением отрывка из приведенных в учебнике воспоминаний Расула Гамзатова о Твардовском: « Всем болям и радостям мира было открыто его сердце, так же, как его поэзия» Мне кажется ,это и есть идеал современного поэта.

Следует вступительное слово учителя , затем по очереди выступают все участники исследования со своими заключениями.

В конце урока чтец читает первые четыре строфы из главы «Сын за отца не отвечает», которые во многом объясняют, почему Твардовский вынужден был на время отказаться от общения с родными. Мы анализируем эту главу.

Подводя итоги урока ,я подчеркиваю, что «По праву памяти» - эта поэма - воспоминание, поэма – исповедь. Возвращаю учеников к эпиграфу – словам А.Т. Твардовского: «Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой». Делаем вывод: все мы в неоплатном долгу перед прошлым .Чтобы никогда не повторять его ошибок, мы должны знать правду, какой бы она ни была, - слишком велика плата «за эти были»: миллионы погибших , искалеченные судьбы оставшихся в живых. От этого должна уберечь нас память.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Память активна она не оставляет человека равнодушным , бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти».

Именно об этом поэма Твардовского ,заставляющая нас задуматься об ответственности каждого перед своим временем и перед будущим.

Организация урока с учетом правил научного исследования, построение его на основе творческого поиска превращает процесс обучения из репродуктивного в творческий, когда исследование становится основным методом познания, обучения и воспитания. Именно побуждая учащихся к поисковой деятельности, мы повышаем их творческую активность и эмоциональное восприятие.

Современный мир требует использования новых, мультимедийных технологий, тем более, что поставленные в школы компьютерные классы позволяют активно использовать и в преподавании гуманитарных предметов проекционную систему. Мультимедийные материалы, предоставленные как методическое оснащение классов- диск по творчеству, например: А. С. Пушкина, на, в частности, могут стать основой для создания методических материалов к урокам, которые дают возможность использовать аудио, видео, мультимедиа- информацию одновременно. Урок обеспечивает активное участие ученика в поиске, и оценке информации, ученик сам может стать соавтором урока - презентации.

Мною апробирован на мультимедийной доске урок- презентация по роману Ч. Айтматова « И дольше века длится день». Анализ легенды о манкурте.

Активные формы уроков требуют активных методов и приемов работы. Так же мною используются такие как:

  1. творческие виды пересказа;

  2. поисково- исследовательские методики (создание проблемной ситуации, « мозговой штурм»;

  3. грамматические сказки;

  4. взаимоопрос;

  5. взаимопроверка работ;

  6. создание проверочных, самостоятельных, творческих работ для одноклассников;

Так, ученики становятся способными к исследовательской деятельности, самостоятельной и творческой, которая может работать и на уроке – система творческих индивидиуальных задании. ( Н-Р: подбор музыкальных ассоциаций к стихотворению и т. д.)

Вашему вниманию предлагаю ещё две активные формы уроков- урок- консультация и урок – исследование . Данные формы уроков делают уч-ся не только активными участниками урока на этапе проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока: исследование ведется на основе вопросов, возникших у уч-ся после прочтения произведения, а консультация осуществляется через получение уч-ся дополнительной информации из разных источников. Обе формы уроков рассчитаны на активную позицию учащихся, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно добывать необходимую информацию.

Безусловно, всего этого можно достичь лишь тогда, когда активно работает учитель- осваивает педагогические технологии; занимается исследовательской деятельностью; творчески подходит к преподаванию и , самое главное, способен к сотворчеству и с коллегами, и с учениками.

Так, на мой взгляд рождается живой ум, который способен постигнуть даже непознаваемое. Я согласна с Дж. Бруно, который утверждает, что « особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и много понять».

Слово «обучение» обычно ассоциируется с традиционными уроками, где зачастую ученики заняты трудной, монотонной работой, далекой от творчества и предполагающей пассивное усвоение знании. Есть ли от нее польза особенно на уроках литературы? Можно ли таким образом пробудить в ребятах творческое начало, помочь им полюбить чтение, научить читать вдумчиво, вглядываться в детали и передавать содержание прочитанного? Ведь от уровня владения языком зависят возможности интеллектуального и нравственного развития школьников, приобщения к духовной культуре. Размышляя с этих позиции о роли предметов « Русский язык» и «Литература» , понимаешь, как необходимы такие методы и приемы обучения, которые смогли бы оживить уроки, воспитать интерес и вкус к работе над словом.

Каковы результаты такого обучения? В 9 – классе в 2008и в 11 классе в 2009 году с одними и теми же детьми в конце учебного года было проведено анкетирование. В анкету вошли следующие вопросы

1.Интересны ли вам уроки литературы и русского языка ?

2.Что вы предпочитаете на уроках литературы: слушать учителя или выступать самому.

3.Какие виды устных высказываний для вас наиболее желательны?

4.Что вас побуждает выступать на уроках?

5. Какие из видов выступлений вам интересно слушать?

6.Долго ли вы готовитесь к выступлению?

Результаты анкеты таковы:


2008

2009

I 1.Да

2.Не всегда

3.Нет

9

6

5

17

3

-

II 1.Любите ли вы слушать учителя?

2.Высказываться монологически?

3.В диалогах?

16

3

1

7

9

4

III Мотивы ваших высказываний на уроке?

1.Проявить свои знания

2.Самоутвердиться в коллективе

3.Получить хорошую оценку

4.Убедить слушателей в чем – либо

5.Нет желания выступать



2

2

13

2


1



13

2

2

3

-

IV.Долго ли вы готовитесь к выступлению?

1.Долго

2.Недолго

3.Не готовлюсь


8

12

1


12

8

-


Вывод: учащиеся 9 класса любили литературу, но не имели достаточных интеллектуально- речевых умений, чтобы выступать с логической речью, с развернутым ответом, на это нужно было обратить особое внимание в 2008-2009 учебном годах.

Учащиеся 11 класса показали :

1.Повышение интереса к изучению литературы и русского языка. 2.Совершенствование образовательных навыков учащихся.

3.Качественные показатели обучения

4.Совершенствование коммуникативной компетенции как способности организовать свою речевую деятельность соответствующими языковыми средствами в разных ситуациях.

Мониторинг успеваемости






































































Говоря об активных формах обучения, хотелось бы отметить, что у учащихся, занимавшихся с учителем по данной методике, шире кругозор, намного выше уровень знаний, культура речи. Обычно это учащиеся более склонны к взаимопомощи в учебе, в них меньше высокомерия, больше терпимости к тем, у кого знания хуже.

Активные формы обучения – это познание, направленное на открытие: обучаемые на практике усваивают новые знания, приобретают опыт анализа и решения проблем.

Но и от учителя требуется много усилий, чтобы подготовить и интересно провести занятие, в основу которого положены активные формы обучения.




























Подготовила учитель русского языка и литературы

в казахской школе сш № 32

Сабирова Мария Калиевна





с. Кайнар 2015год.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творческий отчет учителя русского языка и литературы

Автор: Сабирова Мария Калиевна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201600

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Материалы творческого отчета учителя русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(69) "materialy_tvorcheskogo_otcheta_uchitelia_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "548585"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1588476141"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Урок русского языка по теме "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(40) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "248417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446723981"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Презентация на тему : "Олимпийское образование на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(92) "priezientatsiia-na-tiemu-olimpiiskoie-obrazovaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122928"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414355231"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Творческий отчет МО учителей русского языка и литературы МКОУ СОШ №5 за 2013 – 2014 учебный год "
    ["seo_title"] => string(106) "tvorchieskii-otchiet-mo-uchitieliei-russkogho-iazyka-i-litieratury-mkou-sosh-5-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "106737"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403077727"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация,Творческий отчет учителя русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiiatvorchieskiiotchietuchitieliarusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "293388"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455467636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства