kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
Антонимы

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Мешкова Наталья Владиславовна

Место работы

МКОУ «СОШ с. Прималкинского»

Должность

учитель русского языка и литературы

Предмет

русский язык и литература

Класс

5 класс

Тема и номер урока в теме

Урок № 5 Раздел «Лексика». «Антонимы»

Базовый учебник

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов.

Цель  урока: повторить и обобщить изученный материал по  разделу «Лексика», ; воспитать орфографическую и пунктуационную зоркость; совершенствовать навыки правописания; формировать навыки литературной речи. дать представление об антонимах, тренировать пятиклассников в умении использовать в своей речи синонимы и антонимы., познакомить уч-ся с антонимами как лексическим средством русского языка.

         9.   Задачи: 

         - обучающие научить распознавать антонимы и синонимы; раскрыть роль антонимов в речи.

                     работать с  орфоэпическим и орфографическим, фразеологическим словарями, отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения; развивать и обогащать словарный запас учащихся;

         -развивающие : развивать умения и навыки анализа текста,

 прививать интерес к предмету,  продолжать работу над                  

                     формированием навыков грамотного письма.

-воспитательные : воспитывать любовь к  художественному слову, воспитывать самостоятельность при выполнении задания, развитие речи уч-ся.

         10. Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование : интерактивная доска,

Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Оргмомент

Проверка готовности к уроку, готовность к восприятию

Готовят  к уроку рабочее место

1мин.

2.

Определение цели путешествия

Презентация на интерактивной доске

 ( слайд 1)

Презентация. Слайд 1

Задает вопрос: Как вы определите цель нашего путешествия

Слушают и  отвечают на вопрос учителя

2мин.

3.

Актуализация опорных знаний. Введение в тему

Учитель задает вопрос: Ребята, о чём мы будем сегодня говорить?

-Какой раздел науки о языке изучает лексика

Сегодня у нас необычное занятие - урок путешествие по острову «Лексика».Отправиться в путешествие мы должны с багажом знаний.

Ученики отвечают на вопросы

2 мин

  4.

Постановка цели.

Слайд 2

Ориентирует на формулировку цели урока:

Давайте сформулируем цели нашего путешествия

1.Что мы должны знать?

2.Что должны уметь различать?

Ученики отвечают:

- Предмет изучения лексики

- Различать синонимы и антонимы

2 мин.

5

6.

Словарная работа.

Работа с толковым словарем

Коллективная работа.

Слайд №3

Слайд №4

Предлагает отгадать кроссворд:

Дает письменное задание

Какое слово мы отгадали? Как называется островок? Какая часть слова вам знакома? Что она обозначает?

Отгадывают кроссворд

Записывают в тетради слово, ставят ударение, выделяют орфограммы

Ученики отвечают.

Антонимы. «Оним»-имя. Название островка «Антонимы»

5 мин.

7

Введение в тему

Изучение нового материала

Работа с толковым словарём

Слайд 4

Слайд 5

 Учитель:

Каково лексическое значение слова. За помощью мы обратимся к членам экспертной группы.

Ученики дают определение.

 -Какие  задачи мы д0лжны решить?

Ученики дают определение, определяют цель путешествия

2 мин.

8

Физкультур-

Задание творческой группе. Работа по теме урока

     Просмотр презентации, подготовленной учеником.

Слайд 6

 Учитель

-Сочинить сказку, используя антонимы.

Учитель ставит вопрос:

-А почему эти слова называют спорщиками? На  этот вопрос нам помогут ответить ребята.

Сценка.

Вывод:

-Антоним существует только в антонимичной паре. Как называется такой прием в литературе?

-А как вы думаете, на каких предметах вы встречаете слова с противоположным значением?

Учитель: Что вы знаете о творчестве Б.Заходера

Дети работают самостоятельно

Дети разыгрывают сценку.

Дети отвечают

-Антитеза.

Уч-ся отвечают:

-Математика, литература, физкультура.

Ученик представляет свою презентацию

20 мин.

3 мин.

4 мин.

.

9.

Коллективная работа. Игра «Эхо»

Злектронное упражнение для глаз

Слайд7

Учитель предлагает поиграть

Задание 1. Закончить предложения.

Задание 2.  Подобрать к словам антонимы

  Учитель предлагает ответить на вопросы:

_ Какие слова вам встретились?

К какой части речи их можно отнести?

Ученики отвечают:

-Высоко-низко, далеко- близко, потерял-нашёл.

7 мин.

10

Физминутка

Слайд 8


 

3 мин.

11

Работа в парах

Слайд 9

Дает задание. Прочитайте правильно слова в предложениях.  Составляют пословицы. Вставляют пропущенные буквы.

Работают  со словами, расставляя ударения, составляя предложения

7 мин.

12

13

14

Самостоятельная работа

Отчет творческой группы.

Подводим итоги урока.

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Просмотр видеоролика

 Организует дифференцированную  работу

Задания:1 группа

Найти в тексте  слова, которые имеют антонимы.

2 группа: Выписать из текста антонимы.

Учитель:

-Какие антонимы вы встретили?

Задание:

-Выписать антонимы, заполнить таблицу.

Учащиеся выполняют  в тетрадях разноуровневые задания

Работают с интерактивной доской

Отвечают на вопросы,

6 мин

3мин.

15

Итог урока.

Учитель задаёт вопросы:-

Для чего нужны антонимы?

-Какие части речи в роли антонимов?

Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания

4 мин.

12.

Рефлексия

Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?

-  С каким настроением вы вернулись из путешествия?.

- Спасибо за урок!

Работают с карточками, лежащими на партах

1 мин.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Антонимы"»

Цель  урока: повторить и обобщить изученный материал по разделу «Лексика», познакомить учащихся с антонимами как лексическим средством русского языка ,воспитать орфографическую и пунктуационную зоркость; совершенствовать навыки правописания; формировать навыки литературной речи. дать представление об антонимах, тренировать пятиклассников в умении использовать в своей речи синонимы и антонимы..

         .   Задачи: 

         - обучающие научить распознавать антонимы и синонимы; раскрыть роль антонимов в речи; работать с  орфоэпическим и толковыми словарями, отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения; развивать и обогащать словарный запас учащихся;

         -развивающие : развивать умения и навыки анализа текста,

прививать интерес к предмету,  продолжать работу над                  

                     формированием навыков грамотного письма.

-воспитательные : воспитывать любовь к  художественному слову, воспитывать самостоятельность при выполнении задания расширение словарного запаса, развитие речи учащихся.

         . Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование : интерактивная доска.



Оборудование: учебники, тетради, презентация к уроку, раздаточный материал, толковые словари.
^ Методы и формы работы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный; метод эвристической беседы.
Ход урока.
Оргмомент. (сообщение темы и цели урока)

Учитель:

-Сегодня мы продолжаем наше путешествие по необычайному острову «Лексика».На прошлом уроке мы попрощались с жителями островка «Синонимы».И сегодня мы отправимся на этот остров. А как вы думаете, какую цель мы должны поставить перед собой. слайд №1

(как называется этот островок)

-Ребята, покажите, с каким настроением вы отправляетесь на островок?

(дети показывают изображения)Слайд №2

-Настроение у нас прекрасное, открываем наши путеводители –тетради, и записываем дату отплытия(дети записывают число).

-А что нужно для хорошего путешествия?

(знания)

-_Поможет нам в этом словарная работа. слайд №3

Задание: Расставить ударения в словах, вспомнить лексическое значение слов, объяснить правописание .(один человек работает возле доски, остальные в тетрадях)

Словарная работа: лексика, синонимы, омонимы, кроссворд, диалог, антитеза…..

слайд №4

Учитель: Дайте лексическое значение слов(устная работа). Мы начинаем путешествие. Слышите, это волны. Мы оказались на острове. А как же он называется. Я думаю, что нам поможет в этом кроссворд.

(дети отгадывают кроссворд) слайд №5

п

а

р

у

с

к

а

п

и

т

а

н

ш

т

о

р

м

я

к

о

р

ь

т

а

н

к

е

р

б

и

н

о

к

л

ь

м

а

я

к

в

о

л

н

ы























1.Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
ПАРУС

2.Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль ...
КАПИТАН

3.Нептун, явно, с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море …
ШТОРМ

4. Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
Судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
ЯКОРЬ

5. Это судно у причала,
В трюмы нефти накачало.
Больше трюм, чем баки в танке.
И зовется судно…
ТАНКЕР

7. Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли,
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?
МАЯК


8. В тихую погоду

Нет на нигде,

Как ветер подует –

Бежим по воде.

ВОЛНЫ


Слайд №6

Учитель:

-Какое слово у нас получилось? Давайте пополним наш багаж знаний. Как называется наш островок? Ребята, как вы думаете, что объединяет это слово с названиями других островов?( «Оним» имя.)

А каково лексическое значение слова? За помощью мы обратимся к представителям экспертных групп.

Задание:Дайте толкование лексического слова?(работа с толковым словарём).

Учитель: Иногда антонимы называют словами –спорщиками. Почему? Я думаю, что ребята помогут нам в этом.(сценка)

Задание:

В чём особенность разговора? Почему слова-спорщики?.

Вывод: антонимы существуют только в антонимической паре, он не может существовать сам по себе. А как называется такой приём в литературе? Слайд №7

(антитеза)

Учитель:На какие вопросы мы должны получить ответы во время путешествия? слайд №8

-Что такое антонимы?-

- Какой частью речи они являются?

-Для чего они нужны?

-Во время нашего путешествия будет работать творческая группа.

Задание: Сочинить сказку ,с использованием антонимов.

(творческая группа работает самостоятельно).


Учитель:

-Я предлагаю вам сыграть в игру «Наооборот». Слова этой игры взяты из стихотворения Б.Заходера. А что мы знаем об этом писателе? Попов Владимир подготовил нам презентацию. Слайд №9

(просмотр презентации)

Вставить слова, противоположные по смыслу. Слайд №10

(игра)

Задание:

-Какими частями речи могут быть антонимы? (всеми частями речи). На что важно обратить внимание? (одна часть речи). Слайд № 11

.Учитель:

Мы попали на клумбу рассыпанных пословиц. Соберите их. Слайд №11

Электронные упражнения для глаз

Задание: Работа в парах . Собрать пословицы и записать их в тетрадь. Обозначить орфограммы.

Вывод: Где чаще всего встречаются антонимы? А как вы думаете, на каких предметах вы сталкиваетесь с антонимами?(математика, физкультура)

Физминутка. Слайд №12

Учитель:

-Охарактеризуйте героев мультфильма с помощью антонимов. Запишите получившиеся пары в тетрадь, обозначь орфограммы.


(идёт просмотр мультфильма)

(самостоятельная работа в парах) Слайд №12


Учитель: Наше путешествие подошло к концу.

Задание по группам.

1 группа: Работа с текстом.

2 группа: Выписать из стихотворения антонимы

-Учитель.

-Закончила путешествие и наша творческая группа. (чтение сказки) Слайд 13


Задание.

-Какие слова –антонимы вы услышали?

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. С каким настроением мы вернулись , покажите?

Слайд №14

Достигли ли мы поставленной цели?.

Рефлексия:.-Я узнал, что… Слайд №15

-Мне было интересно…

-Оцените сою работу , подобрав соответствующую картинку. Слайд №16

Красный цвет- Я понял, что такое антонимы, но у меня есть сомнения.

Зелёный цвет-Я понял тему урока и могу работать по эталону.

Синий цвет- Я понял и могу объяснить другим.

(дети показывают кружки)


Домашнее задание: Слайд №17

1 группа: Написать сочинение- рассуждение по одной из пословиц.

2 группа: Нарисовать картинки , используя слова с противоположным значением.

3 группа: Упр.

Спасибо з







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме "Антонимы"

Автор: Мешкова Наталья Владиславовна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248417

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок  русского языка "Богатство русской лексики" "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-boghatstvo-russkoi-lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "103352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402580951"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Русский язык. Антонимы. "
    ["seo_title"] => string(22) "russkii-iazyk-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "159696"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421937524"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок русского языка на тему "Слова, противоположные по значению" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "urok_russkogo_iazyka_na_temu_slova_protivopolozhnye_po_znacheniiu_2_klass"
    ["file_id"] => string(6) "505175"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553832979"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства