Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по разделу «Лексика», ; воспитать орфографическую и пунктуационную зоркость; совершенствовать навыки правописания; формировать навыки литературной речи. дать представление об антонимах, тренировать пятиклассников в умении использовать в своей речи синонимы и антонимы., познакомить уч-ся с антонимами как лексическим средством русского языка.
9. Задачи:
- обучающие: научить распознавать антонимы и синонимы; раскрыть роль антонимов в речи.
работать с орфоэпическим и орфографическим, фразеологическим словарями, отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения; развивать и обогащать словарный запас учащихся;
-развивающие : развивать умения и навыки анализа текста,
прививать интерес к предмету, продолжать работу над
формированием навыков грамотного письма.
-воспитательные : воспитывать любовь к художественному слову, воспитывать самостоятельность при выполнении задания, развитие речи уч-ся.
10. Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная
Необходимое техническое оборудование : интерактивная доска,
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1.
Оргмомент
Проверка готовности к уроку, готовность к восприятию
Готовят к уроку рабочее место
1мин.
2.
Определение цели путешествия
Презентация на интерактивной доске
( слайд 1)
Презентация. Слайд 1
Задает вопрос: Как вы определите цель нашего путешествия
Слушают и отвечают на вопрос учителя
2мин.
3.
Актуализация опорных знаний. Введение в тему
Учитель задает вопрос: Ребята, о чём мы будем сегодня говорить?
-Какой раздел науки о языке изучает лексика
Сегодня у нас необычное занятие - урок путешествие по острову «Лексика».Отправиться в путешествие мы должны с багажом знаний.
Ученики отвечают на вопросы
2 мин
4.
Постановка цели.
Слайд 2
Ориентирует на формулировку цели урока:
Давайте сформулируем цели нашего путешествия
1.Что мы должны знать?
2.Что должны уметь различать?
Ученики отвечают:
- Предмет изучения лексики
- Различать синонимы и антонимы
2 мин.
5
6.
Словарная работа.
Работа с толковым словарем
Коллективная работа.
Слайд №3
Слайд №4
Предлагает отгадать кроссворд:
Дает письменное задание
Какое слово мы отгадали? Как называется островок? Какая часть слова вам знакома? Что она обозначает?
Отгадывают кроссворд
Записывают в тетради слово, ставят ударение, выделяют орфограммы
Ученики отвечают.
Антонимы. «Оним»-имя. Название островка «Антонимы»
5 мин.
7
Введение в тему
Изучение нового материала
Работа с толковым словарём
Слайд 4
Слайд 5
Учитель:
Каково лексическое значение слова. За помощью мы обратимся к членам экспертной группы.
Ученики дают определение.
-Какие задачи мы д0лжны решить?
Ученики дают определение, определяют цель путешествия
2 мин.
8
Физкультур-
Задание творческой группе. Работа по теме урока
Просмотр презентации, подготовленной учеником.
Слайд 6
Учитель
-Сочинить сказку, используя антонимы.
Учитель ставит вопрос:
-А почему эти слова называют спорщиками? На этот вопрос нам помогут ответить ребята.
Сценка.
Вывод:
-Антоним существует только в антонимичной паре. Как называется такой прием в литературе?
-А как вы думаете, на каких предметах вы встречаете слова с противоположным значением?
Учитель: Что вы знаете о творчестве Б.Заходера
Дети работают самостоятельно
Дети разыгрывают сценку.
Дети отвечают
-Антитеза.
Уч-ся отвечают:
-Математика, литература, физкультура.
Ученик представляет свою презентацию
20 мин.
3 мин.
4 мин.
.
9.
Коллективная работа. Игра «Эхо»
Злектронное упражнение для глаз
Слайд7
Учитель предлагает поиграть
Задание 1. Закончить предложения.
Задание 2. Подобрать к словам антонимы
Учитель предлагает ответить на вопросы:
_ Какие слова вам встретились?
К какой части речи их можно отнести?
Ученики отвечают:
-Высоко-низко, далеко- близко, потерял-нашёл.
7 мин.
10
Физминутка
Слайд 8
3 мин.
11
Работа в парах
Слайд 9
Дает задание. Прочитайте правильно слова в предложениях. Составляют пословицы. Вставляют пропущенные буквы.
Работают со словами, расставляя ударения, составляя предложения
7 мин.
12
13
14
Самостоятельная работа
Отчет творческой группы.
Подводим итоги урока.
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Просмотр видеоролика
Организует дифференцированную работу
Задания:1 группа
Найти в тексте слова, которые имеют антонимы.
2 группа: Выписать из текста антонимы.
Учитель:
-Какие антонимы вы встретили?
Задание:
-Выписать антонимы, заполнить таблицу.
Учащиеся выполняют в тетрадях разноуровневые задания
Работают с интерактивной доской
Отвечают на вопросы,
6 мин
3мин.
15
Итог урока.
Учитель задаёт вопросы:-
Для чего нужны антонимы?
-Какие части речи в роли антонимов?
Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания
4 мин.
12.
Рефлексия
Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?
- С каким настроением вы вернулись из путешествия?.
- Спасибо за урок!
Работают с карточками, лежащими на партах
1 мин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Антонимы"»
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по разделу «Лексика», познакомить учащихся с антонимами как лексическим средством русского языка ,воспитать орфографическую и пунктуационную зоркость; совершенствовать навыки правописания; формировать навыки литературной речи. дать представление об антонимах, тренировать пятиклассников в умении использовать в своей речи синонимы и антонимы..
. Задачи:
- обучающие: научить распознавать антонимы и синонимы; раскрыть роль антонимов в речи;работать с орфоэпическим и толковыми словарями, отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения; развивать и обогащать словарный запас учащихся;
-развивающие : развивать умения и навыки анализа текста,
прививать интерес к предмету, продолжать работу над
формированием навыков грамотного письма.
-воспитательные : воспитывать любовь к художественному слову, воспитывать самостоятельность при выполнении задания расширение словарного запаса, развитие речи учащихся.
. Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная
Необходимое техническое оборудование : интерактивная доска.
Оборудование: учебники, тетради, презентация к уроку, раздаточный материал, толковые словари. ^ Методы и формы работы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный; метод эвристической беседы. Ход урока. Оргмомент.(сообщение темы и цели урока)
Учитель:
-Сегодня мы продолжаем наше путешествие по необычайному острову «Лексика».На прошлом уроке мы попрощались с жителями островка «Синонимы».И сегодня мы отправимся на этот остров. А как вы думаете, какую цель мы должны поставить перед собой. слайд №1
(как называется этот островок)
-Ребята, покажите, с каким настроением вы отправляетесь на островок?
(дети показывают изображения)Слайд №2
-Настроение у нас прекрасное, открываем наши путеводители –тетради, и записываем дату отплытия(дети записывают число).
-А что нужно для хорошего путешествия?
(знания)
-_Поможет нам в этом словарная работа. слайд №3
Задание: Расставить ударения в словах, вспомнить лексическое значение слов, объяснить правописание .(один человек работает возле доски, остальные в тетрадях)
Учитель: Дайте лексическое значение слов(устная работа). Мы начинаем путешествие. Слышите, это волны. Мы оказались на острове. А как же он называется. Я думаю, что нам поможет в этом кроссворд.
(дети отгадывают кроссворд) слайд №5
п
а
р
у
с
к
а
п
и
т
а
н
ш
т
о
р
м
я
к
о
р
ь
т
а
н
к
е
р
б
и
н
о
к
л
ь
м
а
я
к
в
о
л
н
ы
1.Я от ветра надуваюсь, Но ничуть не обижаюсь, Пусть меня он надувает, Яхте скорость прибавляет. ПАРУС
2.Он морской, но добрый волк, В синем море знает толк. Приводил во много стран Свой корабль ... КАПИТАН
3.Нептун, явно, с кем-то в ссоре, Если так бушует море! Волны самых разных форм… Что же с морем? В море … ШТОРМ
4. Плаваю на корабле, Иногда лежу на дне, На цепи корабль держу, Судно в море сторожу, Чтобы ветер не угнал, На волнах лишь покачал. ЯКОРЬ
5. Это судно у причала, В трюмы нефти накачало. Больше трюм, чем баки в танке. И зовется судно… ТАНКЕР
7. Шторм на море иль туман, Но где краешек земли, Знает каждый капитан. Что горит для них вдали? МАЯК
8. В тихую погоду
Нет на нигде,
Как ветер подует –
Бежим по воде.
ВОЛНЫ
Слайд №6
Учитель:
-Какое слово у нас получилось? Давайте пополним наш багаж знаний. Как называется наш островок? Ребята, как вы думаете, что объединяет это слово с названиями других островов?( «Оним» имя.)
А каково лексическое значение слова? За помощью мы обратимся к представителям экспертных групп.
Задание:Дайте толкование лексического слова?(работа с толковым словарём).
Учитель: Иногда антонимы называют словами –спорщиками. Почему? Я думаю, что ребята помогут нам в этом.(сценка)
Задание:
В чём особенность разговора? Почему слова-спорщики?.
Вывод: антонимы существуют только в антонимической паре, он не может существовать сам по себе. А как называется такой приём в литературе? Слайд №7
(антитеза)
Учитель:На какие вопросы мы должны получить ответы во время путешествия? слайд №8
-Что такое антонимы?-
- Какой частью речи они являются?
-Для чего они нужны?
-Во время нашего путешествия будет работать творческая группа.
Задание: Сочинить сказку ,с использованием антонимов.
(творческая группа работает самостоятельно).
Учитель:
-Я предлагаю вам сыграть в игру «Наооборот». Слова этой игры взяты из стихотворения Б.Заходера. А что мы знаем об этом писателе? Попов Владимир подготовил нам презентацию. Слайд №9
(просмотр презентации)
Вставить слова, противоположные по смыслу. Слайд №10
(игра)
Задание:
-Какими частями речи могут быть антонимы? (всеми частями речи). На что важно обратить внимание? (одна часть речи). Слайд № 11
.Учитель:
Мы попали на клумбу рассыпанных пословиц. Соберите их. Слайд №11
Электронные упражнения для глаз
Задание: Работа в парах . Собрать пословицы и записать их в тетрадь. Обозначить орфограммы.
Вывод: Где чаще всего встречаются антонимы? А как вы думаете, на каких предметах вы сталкиваетесь с антонимами?(математика, физкультура)
Физминутка. Слайд №12
Учитель:
-Охарактеризуйте героев мультфильма с помощью антонимов. Запишите получившиеся пары в тетрадь, обозначь орфограммы.
(идёт просмотр мультфильма)
(самостоятельная работа в парах) Слайд №12
Учитель: Наше путешествие подошло к концу.
Задание по группам.
1 группа: Работа с текстом.
2 группа: Выписать из стихотворения антонимы
-Учитель.
-Закончила путешествие и наша творческая группа. (чтение сказки) Слайд 13
Задание.
-Какие слова –антонимы вы услышали?
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. С каким настроением мы вернулись , покажите?
Слайд №14
Достигли ли мы поставленной цели?.
Рефлексия:.-Я узнал, что… Слайд №15
-Мне было интересно…
-Оцените сою работу , подобрав соответствующую картинку. Слайд №16
Красный цвет- Я понял, что такое антонимы, но у меня есть сомнения.
Зелёный цвет-Я понял тему урока и могу работать по эталону.
Синий цвет- Я понял и могу объяснить другим.
(дети показывают кружки)
Домашнее задание: Слайд №17
1 группа: Написать сочинение- рассуждение по одной из пословиц.
2 группа: Нарисовать картинки , используя слова с противоположным значением.