Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Географические координаты»»
Тема урока: «Географические координаты»
Цели урока: сформировать у учащихся понятие о географических координатах, научить определять координаты.
Учебно-воспитательные задачи:
- образовательные – способствовать более глубокому пониманию географических координат; закрепить понятия о географической широте и географической долготе;
- развивающие – совершенствовать умение учащихся определять географические координаты; продолжить формирование умения работать с атласом и контурной картой; развивать коммуникативные, управленческие навыки;
- воспитательные – воспитывать чувство ответственности, развивать интерес к учебе и к предмету, способствовать расширению кругозора учащихся.
Оборудование: физическая карта полушарий, контурная карта, атлас, учебник, мультимедийная презентация к уроку, тесты, карточки с заданиями.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? А хотите отправиться в путешествие? Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Оно будет виртуальным, потому что путешествовать мы будем, не выходя из класса, по географической карте.
И сегодня вы не просто класс, а экипаж корабля, который отправится в плавание.
2.Проверка домашнего задания.
Но прежде чем отправиться в плавание, необходимо проверить географические знания, которые необходимы в любом путешествии.(слайд № 2).
У вас на столах лежат тесты. Возьмите каждый по тесту № 1, подпишите фамилию. В каждом задании обведите правильный ответ. На эту работу отводится 3 минуты.
Теперь, пожалуйста, положите ручку и отдайте свой тест соседу по парте. Обратите внимание на экран. Перед вами правильные ответы. Проверьте тесты. Если ответ правильный ставьте «плюс», если нет - «минус». (слайд № 3).
Посчитайте количество правильных ответов и поставьте баллы.
Отложите работы. В конце урока их сдадите.
3. Актуализация знаний.
Когда мы знания проверили, мы можем отправляться в путь.
Для начала послушайте отрывок из увертюры. Кто знает, из какого кинофильма данный музыкальный отрывок? (слайд № 4).
Это отрывок из кинофильма «Дети капитана Гранта» по одноименному роману Жюля Верна. Герои этого известного романа отправились в кругосветное плавание в поисках капитана Гранта.
Но отправляемся мы в путешествие не просто так. В конце виртуального путешествия мы должны будем ответить на ключевой вопрос: Почему героям книги «Дети капитана Гранта» пришлось совершить кругосветное путешествие?
Кстати, а помните, как герои этой книги получили послание от капитана Гранта? (ответ: письмо в бутылке).
Правильно, в море выловили бутылку с посланием.
Так вот, на днях я получила такое же послание. Само послание испорчено водой, и я принесла вам его копию. Написано оно в двух вариантах.
Вот вариант № 1. Кто его прочтет?(текст послания: Тому, кому попадет это послание…… Экипаж шхуны «Вечерняя звезда» потерпел крушение в тихом океане. Капитану и двум матросам удалось спастись на острове. Ищите: 18 градусов южной широты…..)
Ребята, скажите, что интересного и географического есть в этом послании? (ответ: дана географическая широта).
А что такое географическая широта?(слайд № 5)
Что является началом отсчета всех широт? (ответ: экватор)
Какая бывает широта? (ответ: северная и южная)
А как определить географическую широту?
Итак, мы с вами вспомнили, что такое географическая широта.
Можно ли только по одной географической широте найти нужный остров? (ответ: нет, т.к. данную широту имеют все объекты, находящиеся на данной параллели).
Нам еще чего-то не хватает? Но может нам поможет 2 вариант послания.Давайте посмотрим вариант № 2. Кто его прочтет? (текст послания: тому, кому попадет это послание… Экипаж шхуны «Вечерняя звезда» потерпел крушение в Тихом океане. Капитану и двум матросам удалось спастись… Ищите:…..182 градуса западной долготы).
Тут тоже послание испорчено водой. Но здесь тоже есть необходимая информация. Какая именно? (ответ: дана географическая долгота).
А что такое географическая долгота?(слайд № 8)
Что является началом отсчета всех долгот? (ответ: начальный меридиан)
Какая бывает долгота? (ответ: западная и восточная)
А как найти географическую долготу?
Сможем ли мы по этой записке найти нужный остров? (ответ: нет, т. к. данную долготу имеют все объекты, находящиеся на данном меридиане).
А, зная широту и долготу данного острова, сможем ли мы найти нужный остров? (ответ: да, т. к. мы знаем меридиан и параллель, на котором находится нужный нам остров).
Найдите этот остров на карте.
А теперь давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: Почему героям книги «Дети капитана Гранта» пришлось совершить кругосветное путешествие? (ответ: они не знали географических координат) .
Итак, какой вывод мы можем сделать? Что необходимо знать для того, чтобы определить местоположение объекта? (мы должны знать широту и долготу объекта)
продолжить формирование умения работать с атласом и контурной картой.
Итак, для того, чтобы найти точку на карте, необходимо знать широту и долготу, т. е. нужно знать географические координаты
Что такое географические координаты? Найдите это определение в учебнике стр. 34 и запишите в тетрадь. (слайд № 10).
По атласу определите координаты тех объектов, которые обозначены на слайде.
Санкт- Петербург – 59 с. ш.; 31 в. д.
О. Кергелен– 50 с.ш.; 70 в.д.
(слайд № 10).
Практика (слайд № 12)
Если известны координаты и надо найти объект, то следует осуществить обратные действия:
а) по широте найти полушарие и параллель;
б) по долготе определить полушарие и меридиан;
в) найти их пересечение и назвать объект.
Находим географический объект с координатами 17 ю.ш., 25 в.д.- водопад Виктория на юге Африки
1.Есть ли на карте точка с координатами 0º широты и 0º долготы,
где она находится. (Гвинейский залив)
2.Если Вы плывете на восток от точки с координатами 47º с. ш.20º з. д., берега какого материка Вы достигните?(Евразия)
3. 10 января 1821г. Русская экспедиция на судах «Восток», «Мирный» открыла остров .Его координаты 69ºю.ш.,90ºз.д.Как он называется? В каком океане находится? (о. Петра 1, Тихий океан)
4. Определите географические координаты г. Мехико. (19 с.ш.99з.д.)
4. Закрепление новой темы.
Тестовый опрос-2 (слайд 14)
Подготовка к практической работе (слайд- 15)
5.Домашнее задание. (слайд- 16)
Параграф 12, вопрос 4 письменно (определить координаты объектов указанных в вопросе и обозначить эти объекты на контурную карту)
Подведение итогов урока.
Итак, ребята, давайте вернемся к нашему ключевому вопросу, который был задан в начале урока: Почему героям книги «Дети капитана Гранта» пришлось совершить кругосветное плавание? (они не знали географических координат).
А что такое географические координаты?
Скажите, пожалуйста, а где в повседневной жизни, мы сталкиваемся с географическими координатами?
Итак, чему мы сегодня на уроке научились? (определять географические координаты и, наоборот, по географическим координатам определять объекты).
Цель нашего урока достигнута. А раз так, значит, наше путешествие благополучно завершилось.
С каким настроением вы уходите с урока?
Листочки с тестами сдайте, оценки пойдут в журнал.