kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии в 6 классе "Географические координаты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Географические координаты»

Класс: 6, УМК «Сферы»

Цель урока:

Сформировать обобщенный прием определения положения объекта по географическим координатам.

Задачи:

Обучающие:

- теоретические: повторить понятия экватор, начальный меридиан, градусная сетка;   отработать понятия широта, долгота, географические координаты.

- практические: научить определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов;

                           научить находить  объекты на карте по географическим координатам;

Развивающие:

- формировать навыки работы с географическими картами;

- развивать представление о возможностях географических карт;

- развивать познавательную деятельность, умение применять полученные знания на практике;

- формировать умение слушать и оценивать ответы учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать умения радоваться собственным успехам и достижениям одноклассников.

-воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Тип урока: урок изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности:   групповая, индивидуальная.

Образовательные технологии       : технология критического мышления через чтение и письмо.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование: мультимедиапроектор, физическая карта полушарий,  учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажер, атласы.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 6 классе "Географические координаты" »

Тема урока: «Географические координаты»

Класс: 6, УМК «Сферы»

Цель урока:

Сформировать обобщенный прием определения положения объекта по географическим координатам.

Задачи:

Обучающие:

- теоретические: повторить понятия экватор, начальный меридиан, градусная сетка; отработать понятия широта, долгота, географические координаты.

- практические: научить определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов;

научить находить объекты на карте по географическим координатам;

Развивающие:

- формировать навыки работы с географическими картами;

- развивать представление о возможностях географических карт;

- развивать познавательную деятельность, умение применять полученные знания на практике;

- формировать умение слушать и оценивать ответы учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать умения радоваться собственным успехам и достижениям одноклассников.

-воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Тип урока: урок изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Образовательные технологии : технология критического мышления через чтение и письмо.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование: мультимедиапроектор, физическая карта полушарий, учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажер, атласы.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока. Деятельность учителя.

Время

(мин.)

Деятельность учащихся

Организа-ционный момент




Проверка домашнего задания




























































Актуализа-ция знаний













Новая тема



Вызов




















Осмысление
































































































Закрепление





































Рефлексия





Домашнее задание



Оценивание


Добрый день! Садитесь. Мы начинаем наш урок. Он немного необычен сегодня! Все, что мы с вами будем делать, будет оцениваться - каждое ваше действие, каждое ваше слово. И от того, как четко, быстро, внимательно, организованно вы будете работать, зависит ваша оценка. (Приложение №1).



Давайте проверим, как вы подготовили домашнее задание.

а) Я задаю вопрос, а вы отвечаете. Оценивается активность.

-Что такое параллели?

-Одинаковы ли параллели по длине?

-Назовите и покажите самую длинную параллель.

-Назовите материки, которые располагаются и в северном и в южном полушариях. Поясните ответ.

-Что такое меридианы?

-Все ли меридианы одинаковы по длине?

-Назовите океаны, которые располагаются как в западном, так и в восточном полушариях. Поясните ответ.

-Что называют градусной сеткой?

-Через какое количество градусов на карте проведены параллели?

-Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов параллели?

-Назовите ближайшую к полюсу параллель.

-Сколько градусов имеет параллель, ближайшая к экватору?

-Через какое количество градусов на карте проведены меридианы?

-Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов меридианов?

-Для чего на глобусы и карты наносят градусную сетку?

-Как можно узнать точное месторасположение объекта на карте, используя градусную сеть?

б) На прошлом уроке мы изучали, какую тему? Узнали, что ее составляют параллели и меридианы. У вас на столе листочки с нарисованным квадратом. Это поле. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой».


1

2

3

4

а





б





в





г







Вопросы:

-Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с ее поверхностью называется: а) экватором; б) параллелью; в) полюсом;

г) меридианом.

-Кратчайшая воображаемая линия, проведенная по поверхности Земли от одного полюса до другого называется: а) экватором; б) параллелью; в) тропиком; г) меридианом.

-Направления запад - восток показывают: а) параллели; б) меридианы.

-Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет:

а) 360º; б) 90º; в) 180º.

Проверяем. Передайте свой лист соседу по парте для взаимоконтроля. Подойдите серьезно и объективно к оценке работы своего товарища. Ответы на вопросы теста и критерии оценки на доске. Отдайте листы с оценкой. Поднимите руку те, кто получил «4» и «5». Молодцы!

-Как вы определяли ответ в предыдущем задании? Т. е. вы определяли координаты.

А сейчас работаем в группах.

-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «координаты»? (Составление кластера). Прошу обсудить в группе и выбрать то, что написано у большинства ребят в группе. (Каждая группа представляет свой результат). Записываю на доске. (Приложение № 2)

-Как можно определить место ученика в классе? Вы часто слышите фразу в разговоре взрослых: «Оставьте мне ваши координаты». Что означает это выражение? Главное в том, что по этим данным можно найти человека. Системы координат пронизывают всю нашу жизнь. - Почтовый адрес, номер телефона, зрительный зал в кинотеатре, поезд, № вагона и № места. Игры: шахматы, «Морской бой».

-Итак, как вы думаете, какая же тема нашего урока? Конечно, мы будем говорить о географических координатах. Записываем тему урока в тетради.

-Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес состоит из двух частей - широты и долготы. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определенной параллели, а долгота - место этой точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть и есть нужный нам адрес. Попробуем выяснить, что такое географическая широта и долгота и узнать их отличия.

-В учебнике §3 на странице12 найдите определение географической широты и запишите его. Используя это определение на схематичном рисунке земного шара, найдите широту и подпишите ее.

-В учебнике §3 на13 странице найдите определение географической долготы и тоже запишите его. Используя это определение на схематичном рисунке земного шара, найдите долготу и подпишите ее.

-Заполните таблицу. (Приложение №3)

-Проверьте внимательно таблицу у своего партнера по парте. Если вы обнаружили ошибки, ВМЕСТЕ исправьте их. Если вы сомневаетесь, обратитесь к учителю. Оцените работу.



Физкультминутка.

- звучит музыка И. Дунаевского.

-Потерпевший кораблекрушение герой романа Жюль Верна капитан Грант («Дети капитана Гранта») сумел добраться до острова Табор 37° ю.ш. и 153°з.д. Найдите этот остров на карте.

-Мы не можем это сделать, т. к. не знаем, как определить широту и долготу.



-Что же значит определить географическую широту?

-Смотрим ЭП.

-Находим экватор, широта отсчитывается от него. Все точки от экватора к северу будут иметь северную широту (с. ш.), а расположенные к югу — южную (ю. ш.). Для всех точек, лежащих на одной параллели, широта одинакова.

-Определяем широту г. Санкт — Петербурга.

Алгоритм. Найти объект на карте, определить в каком полушарии, определить широту параллели, на которой расположен объект.

Записываем в тетрадь г. Санкт - Петербург- 60º с. ш.

-А если объект расположен между параллелями?

Алгоритм.

Определяем широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора, определяем число градусов от этой параллели до объекта (расстояние между параллелями на карте 10º, значит, 1º соответствует одна десятая часть этого расстояния), прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели.

-Определяем широту г. Москвы.

-Вернемся к нашему герою капитану Гранту. Определим остров. Широту определили, а долготу не можем.

-Что же значит определить географическую долготу?

-Смотрим ЭП.

-Меридианы называют линиями долготы. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена.

-Находим начальный меридиан, долгота отсчитывается от него. Все точки от него к западу будут иметь западную долготу (з.д.), а расположенные к востоку (в.д.) На меридиане все точки имеют одинаковую долготу.

Определим долготу г. Санкт-Петербурга.

Алгоритм.

Найти объект на карте, определить в каком полушарии находится, определить долготу меридиана, на котором он находится.

Записываем в тетрадь г. Санкт-Петербург - 30º в.д.

- А если объект расположен между меридианами?

Алгоритм.

Определяем долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого меридиана, определяем количество градусов от этого меридиана до объекта (учтите, расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°). Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана.

-Определяем долготу г. Москвы.

-Таким образом, мы определили географическую долготу и географическую широту городов. Мы установили географические координаты.

- А теперь мы можем определить, где же наш герой капитан Грант потерпел кораблекрушение?



-Открываем тетрадь-тренажер, с.26 №8, с.27 № 12



- Для чего необходимо уметь определять географические координаты? Людям, каких профессий это умение особенно необходимо? (Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходиться искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. Военным.)



- Обменяйтесь с соседом по парте двумя вопросами по новой теме. А теперь найдите себе новую пару, снова проработайте по два вопроса по новой теме. Быстро образуйте четверки, взяв с собой тетрадь и ручку. Считаю до 8.Посыльным взять на столе у меня по 1 листу бумаги на четверку. Вам на группу нужно составить 1 задание на определение географических координат выбранных объектов и 1 «обратное» задание (т.е. по указанным географическим координатам определить задуманные объекты). Особое условие: записи должны быть понятными, разборчивыми, аккуратными!

-Четверки поменялись листочками с заданиями. Выполняем задания, составленные в группах.

Оцените свою работу в оценочном листе.



- Закончите фразу.

А у меня сегодня получилось….

Я и не подозревал….



§3, тетрадь-тренажер, №8 с.26 , №12 с.27





Подсчитайте, какое количество баллов вы набрали и поставьте себе оценку. Критерии оценивания на доске. (Приложение №4)


2







8





























































3
















15





















































































































7















2



1




2

Знакомство с оценочным листом










Дети отвечают на вопросы




Работа с атласом







Работа с атласом








Дети отвечают на вопросы


























Выбирают правильный ответ и заносят его в таблицу





Взаимопроверка работ, работа в парах








Работа в группах, составляют кластер























Работа с концептуальной таблицей, вставляют пропущенные слова



Взаимопроверка




Выполняют движения под музыку


Слушают музыку





Работа с картой полушарий


Рассматривают схему в электронном приложении и определяют географическую широту


































Рассматривают схему в электронном приложении и определяют географическую долготу





























Учащиеся

определяют место кораблекрушения


Работа с тетрадями-тренажерами











Работа в группах








Выполняют задания на листочках


Оценивают работу




Заканчивают фразу



Записывают в дневник




Ставят себе оценку






















Приложение №1


Оценочный лист


Вид задания

Отметка (по пятибалльной шкале)

Активность


Работа в группах:


Самооценка


Оценка товарищей


Итого:













Средний балл:
















Приложение №2








































Приложение № 3

Географическая широта Географическая долгота

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Географическая широта это - расстояние в градусах от …………… до точки, измеренное по ……………… , проходящему через ………………………… точку. Географическая долгота это - расстояние в градусах от ………………………до точки, измеренное по …………. проходящей через……………………………….точку.


ПО СТОРОНАМ ГОРИЗОНТА БЫВАЕТ

  1. …………………………… широта и 1)……………………………долгота

  2. …………………………….широта 2) ……………………………долгота


РАСПОЛАГАЕТСЯ

Первая располагается к северу от …………………. Первая располагается к западу от………………………

Вторая - к югу от ……………………………… . Вторая – к востоку от ………………………………….

ИЗМЕНЯЕТСЯ

От 0 до ………… в ……………………… и …………. От 0 до ………… в …………… и………………

направлениях от ………………, который принимают за 0. направлениях от ………………, который принимают за 0.

ОПРЕДЕЛИТЬ


Географическую широту точки – значит найти …………………….., на которой она расположена. Географическую долготу точки – значит найти……………………., на котором она расположена.









Приложение № 4

28 - 33 баллов - «5»


24 - 27 баллов - «4»


22 - 26 баллов - «3»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок географии в 6 классе "Географические координаты"

Автор: Павлова Елена Александровна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 240979

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация к уроку  географии "Географические координаты" "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-k-uroku-ghieoghrafii-gieoghrafichieskiie-koordinaty"
    ["file_id"] => string(6) "132164"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416302071"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Географические координаты" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-gieoghrafichieskiie-koordinaty"
    ["file_id"] => string(6) "132168"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416302401"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Урок "Географические координаты". 6 класс"
    ["seo_title"] => string(43) "urok_gieoghrafichieskiie_koordinaty_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "443107"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1512799229"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Географические координаты- конспект урока в 6классе "
    ["seo_title"] => string(57) "gieoghrafichieskiie-koordinaty-konspiekt-uroka-v-6klassie"
    ["file_id"] => string(6) "205910"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430054843"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Тема "Глобус. Градусная сеть. Географические координаты" "
    ["seo_title"] => string(59) "tiema-globus-gradusnaia-siet-gieoghrafichieskiie-koordinaty"
    ["file_id"] => string(6) "132075"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416282834"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства