Добрый день! Садитесь. Мы начинаем наш урок. Он немного необычен сегодня! Все, что мы с вами будем делать, будет оцениваться - каждое ваше действие, каждое ваше слово. И от того, как четко, быстро, внимательно, организованно вы будете работать, зависит ваша оценка. (Приложение №1). Давайте проверим, как вы подготовили домашнее задание. а) Я задаю вопрос, а вы отвечаете. Оценивается активность. -Что такое параллели? -Одинаковы ли параллели по длине? -Назовите и покажите самую длинную параллель. -Назовите материки, которые располагаются и в северном и в южном полушариях. Поясните ответ. -Что такое меридианы? -Все ли меридианы одинаковы по длине? -Назовите океаны, которые располагаются как в западном, так и в восточном полушариях. Поясните ответ. -Что называют градусной сеткой? -Через какое количество градусов на карте проведены параллели? -Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов параллели? -Назовите ближайшую к полюсу параллель. -Сколько градусов имеет параллель, ближайшая к экватору? -Через какое количество градусов на карте проведены меридианы? -Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов меридианов? -Для чего на глобусы и карты наносят градусную сетку? -Как можно узнать точное месторасположение объекта на карте, используя градусную сеть? б) На прошлом уроке мы изучали, какую тему? Узнали, что ее составляют параллели и меридианы. У вас на столе листочки с нарисованным квадратом. Это поле. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой».
Вопросы: -Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с ее поверхностью называется: а) экватором; б) параллелью; в) полюсом; г) меридианом. -Кратчайшая воображаемая линия, проведенная по поверхности Земли от одного полюса до другого называется: а) экватором; б) параллелью; в) тропиком; г) меридианом. -Направления запад - восток показывают: а) параллели; б) меридианы. -Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет: а) 360º; б) 90º; в) 180º. Проверяем. Передайте свой лист соседу по парте для взаимоконтроля. Подойдите серьезно и объективно к оценке работы своего товарища. Ответы на вопросы теста и критерии оценки на доске. Отдайте листы с оценкой. Поднимите руку те, кто получил «4» и «5». Молодцы! -Как вы определяли ответ в предыдущем задании? Т. е. вы определяли координаты. А сейчас работаем в группах. -Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «координаты»? (Составление кластера). Прошу обсудить в группе и выбрать то, что написано у большинства ребят в группе. (Каждая группа представляет свой результат). Записываю на доске. (Приложение № 2) -Как можно определить место ученика в классе? Вы часто слышите фразу в разговоре взрослых: «Оставьте мне ваши координаты». Что означает это выражение? Главное в том, что по этим данным можно найти человека. Системы координат пронизывают всю нашу жизнь. - Почтовый адрес, номер телефона, зрительный зал в кинотеатре, поезд, № вагона и № места. Игры: шахматы, «Морской бой». -Итак, как вы думаете, какая же тема нашего урока? Конечно, мы будем говорить о географических координатах. Записываем тему урока в тетради. -Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес состоит из двух частей - широты и долготы. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определенной параллели, а долгота - место этой точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть и есть нужный нам адрес. Попробуем выяснить, что такое географическая широта и долгота и узнать их отличия. -В учебнике §3 на странице12 найдите определение географической широты и запишите его. Используя это определение на схематичном рисунке земного шара, найдите широту и подпишите ее. -В учебнике §3 на13 странице найдите определение географической долготы и тоже запишите его. Используя это определение на схематичном рисунке земного шара, найдите долготу и подпишите ее. -Заполните таблицу. (Приложение №3) -Проверьте внимательно таблицу у своего партнера по парте. Если вы обнаружили ошибки, ВМЕСТЕ исправьте их. Если вы сомневаетесь, обратитесь к учителю. Оцените работу.
Физкультминутка. - звучит музыка И. Дунаевского. -Потерпевший кораблекрушение герой романа Жюль Верна капитан Грант («Дети капитана Гранта») сумел добраться до острова Табор 37° ю.ш. и 153°з.д. Найдите этот остров на карте. -Мы не можем это сделать, т. к. не знаем, как определить широту и долготу.
-Что же значит определить географическую широту? -Смотрим ЭП. -Находим экватор, широта отсчитывается от него. Все точки от экватора к северу будут иметь северную широту (с. ш.), а расположенные к югу — южную (ю. ш.). Для всех точек, лежащих на одной параллели, широта одинакова. -Определяем широту г. Санкт — Петербурга. Алгоритм. Найти объект на карте, определить в каком полушарии, определить широту параллели, на которой расположен объект. Записываем в тетрадь г. Санкт - Петербург- 60º с. ш. -А если объект расположен между параллелями? Алгоритм. Определяем широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора, определяем число градусов от этой параллели до объекта (расстояние между параллелями на карте 10º, значит, 1º соответствует одна десятая часть этого расстояния), прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели. -Определяем широту г. Москвы. -Вернемся к нашему герою капитану Гранту. Определим остров. Широту определили, а долготу не можем. -Что же значит определить географическую долготу? -Смотрим ЭП. -Меридианы называют линиями долготы. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена. -Находим начальный меридиан, долгота отсчитывается от него. Все точки от него к западу будут иметь западную долготу (з.д.), а расположенные к востоку (в.д.) На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Определим долготу г. Санкт-Петербурга. Алгоритм. Найти объект на карте, определить в каком полушарии находится, определить долготу меридиана, на котором он находится. Записываем в тетрадь г. Санкт-Петербург - 30º в.д. - А если объект расположен между меридианами? Алгоритм. Определяем долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого меридиана, определяем количество градусов от этого меридиана до объекта (учтите, расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°). Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана. -Определяем долготу г. Москвы. -Таким образом, мы определили географическую долготу и географическую широту городов. Мы установили географические координаты. - А теперь мы можем определить, где же наш герой капитан Грант потерпел кораблекрушение?
-Открываем тетрадь-тренажер, с.26 №8, с.27 № 12
- Для чего необходимо уметь определять географические координаты? Людям, каких профессий это умение особенно необходимо? (Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходиться искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. Военным.)
- Обменяйтесь с соседом по парте двумя вопросами по новой теме. А теперь найдите себе новую пару, снова проработайте по два вопроса по новой теме. Быстро образуйте четверки, взяв с собой тетрадь и ручку. Считаю до 8.Посыльным взять на столе у меня по 1 листу бумаги на четверку. Вам на группу нужно составить 1 задание на определение географических координат выбранных объектов и 1 «обратное» задание (т.е. по указанным географическим координатам определить задуманные объекты). Особое условие: записи должны быть понятными, разборчивыми, аккуратными! -Четверки поменялись листочками с заданиями. Выполняем задания, составленные в группах. Оцените свою работу в оценочном листе.
- Закончите фразу. А у меня сегодня получилось…. Я и не подозревал….
§3, тетрадь-тренажер, №8 с.26 , №12 с.27
Подсчитайте, какое количество баллов вы набрали и поставьте себе оценку. Критерии оценивания на доске. (Приложение №4) |