Урок исследования. Учащиеся открывают общий способ решения орфографических задач при работе над правописанием безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне слова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Слова с непроизносимыми согласными»
Урок русского языка в 3 классе.
(Учебник: А.В.Полякова «Русский язык. 3 класс», система Л. В. Занкова)
Автор: Рыбакова Нина Васильевна, учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарска.
Тема: Слова с непроизносимыми согласными.
Цель: Открытие детьми общего способа решения орфографических задач при работе над правописанием безударных гласных в корне слова, парных по звонкости-глухости согласных в середине и на конце слова и непроизносимых согласных.
Оборудование к уроку:
карточки для групповой работы
карточки для индивидуальной работы
записи на доске
I.Оргмомент.
II. Чистописание.
У: Начнём работу, как обычно, с минутки чистописания. Придумайте росчерки с буквами, которые вы видите на доске (д т л), 2 строчки. (Самостоятельная работа)
Сейчас я предлагаю вам выступить в роли учителя. Оцените работу соседа. (Взаимопроверка)
Критерии оценки:
Наклон
Соединения
Высота строчных букв
Соблюдение строки
Творчество
Кто справился на «отлично», «хорошо», кто не доволен своей работой? (Дети встают)
Что вы можете сказать о данных буквах?
II. Ситуация успеха.
Вы успешно справляетесь с ролью учителя. Предложите задание к тексту (на доске)
На б. льшой п. ляне ст. яла ель. Ре. кий ветер к. чал ги. кие веточки л. сной кр. савицы. Ро. кий зайчик спрятался в овра..
(Самостоятельная работа)
Кто заканчивает работу первым, даются индивидуальные карточки со словами для разбора по составу
У: Что нужно знать, чтобы успешно справиться с заданием к этому тексту?
Какой способ вы применили? (слабую позицию согласных и гласных проверяй сильной позицией)
Проверка: цепочкой дети 1 ряда читают по предложению, называя проверочные слова.
III. Самоконтроль.
У: Оцените свою работу (Дети на полях рисуют зелёный, жёлтый или красный кружочки)
Критерии оценки:
Зелёный кружок- Задание для меня лёгкое. Я очень доволен!
Жёлтый кружок- Задание оказалось не таким уж лёгким. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.
Красный кружок- Задание оказалось слишком трудным. Мне нужна помощь!
Встаньте, кто себе поставил зелёный кружочек, жёлтый, красный.
IY. Минута отдыха.
У: Сейчас поиграем в «снежки». Я кидаю вам снежок и говорю слово, а вы определяете орфограмму и бросаете обратно с проверочным словом.
У: Ребята, помогите разобраться. Алёша тоже выполнял такую же работу, как вы, но ему вернули текст, сказав, что он допустил ошибки. Найдите ошибки и укажите, что Алёша хорошо знает, а что он не знает.
Ребятишки долго ждали празника. У всех было грусное настроение. Наконец привезли ёлку. Веточки ели украсили флажками и хлопушками. Даже яркое сонце заглянуло в окошко. Радосный смех заполнил комнату.
Алёша знает Алёша не знает
? ?
У: Чтобы ускорить эту работу, поработайте в группах.
YI. Открытие детьми способа решения орфографической задачи. Групповая работа.
У: Договоритесь в группах, кто от вашей группы будет выступать. Внимательно слушайте ответы, не повторяйте то, что назвали ребята предыдущей группы.
У: Алёша не знает, как писать слова «праздник», «грустное», «солнце», «радостное». А что трудного в этих словах? Какие согласные звуки не произносятся? А почему они не произносятся? (слабая позиция, рядом несколько согласных, стечение согласных) Вы нашли ошибки, посоветуйте Алёше, что он должен сделать, чтобы грамотно написать слова. Какой способ проверки вы предлагаете? А это новый способ или уже знакомый? Где мы его уже использовали? (при проверки безударных гласных, парных по звонкости-глухости согласных). А можно ли его сформулировать в общем виде, чтобы применять к 3 орфограммам? (Безударные гласные, парные по звонкости-глухости согласные, непроизносимые согласные)
Вывод: Слабую позицию гласных и согласных проверяй сильной позицией.
Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? А какую цель мы поставим перед собою?
YI. Минутка отдыха.
У: О каком празднике говориться в тексте Алёши? А как бы вы объяснили лексическое значение слова «праздник». (Ответы детей) Слово «праздник» произошло от древнерусского слова «праздь»- день свободный от работы. В наше время — это день торжества в честь кого или чего-нибудь. Обычай отмечать праздник Новый год и украшать ёлку сложился сравнительно недавно, хотя имеет глубокие корни. Древние земледельцы верили, что вечнозелёные деревья могут оказать благотворное влияние на урожай и приносили в дом еловые ветки. В нашей стране обычай отмечать праздник Новый год ввёл Пётр I. Специальным указом он повелел 1 января 1970г украсить все дома еловыми и сосновыми ветками и поздравлять друг друга с Новым годом. В этом году мы празднуем Новый год 310 раз.
YII. Проверка на практике открытого способа.
У: К какому вы выводу пришли, как проверять непроизносимые согласные в словах?
(непроизносимый согласный поставь в сильную позицию) Проверим этот способ.
Работа по учебнику А.В.Поляковой «Русский язык. 3класс.», стр.116. упр.228.
YIII. Самоконтроль.
У: Оцените свою работу (Дети на полях рисуют зелёный, жёлтый или красный кружочки)
IX. Творческое домашнее задание.
Мини-сочинение. Использовать слова: грустный, радостный, солнце, праздник.
X. Рефлексия.
Выбери начало одной из фраз и продолжи
- сегодня я узнал (а)…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял(а) задания…
- я понял (а), что…
- теперь я могу…
- я почувствовал (а), что…
- я приобрел (а)…
- я научился (ась) …
- у меня получилось …
- я смог (ла)…
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Литература:
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1989.
2. Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки. - Ростов н/Д: Учитель, 2006.