Содержательный аспект урока |
Сложность содержания, его соответствие возможностям обучающихся |
Содержание учебных заданий соответствует по своей сложности возможностям обучающихся и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего развития обучающихся. | 5 4 3 2 1 | Содержание учебных заданий не соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса |
Реализация компетентностного подхода. |
Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью. | 5 4 3 2 1 | Содержание урока не предусматривает реализацию компетентностного подхода |
Творческий или репродуктивный характер учебных заданий. |
На уроке широко используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в измененной или новой ситуации, в нестандартной ситуации. | 5 4 3 2 1 | На уроке преобладают задания репродуктивного характера, выполняемые по образцу. |
Развивающая направленность заданий. |
Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер. | 5 4 3 2 1 | Преобладают задания обучающего характера |
Структура и логика построения урока |
Структура урока. |
Структура урока соответствует системе обучения, программе и специфике учебного предмета. | 5 4 3 2 1 | Структура урока не соответствует системе обучения |
Логика построения урока. |
Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. Обоснованное соотношение частей урока. | 5 4 3 2 1 | Нарушена логика построения урока, отсутствует система в подборе и последовательности предъявления учебных заданий. Соотношение частей урока не продумано. |
Методологические и технологические аспекты урока |
Формы учебной работы |
Предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. | 5 4 3 2 1 | Преобладают фронтальные формы работы. На уроке очень мал объем самостоятельной работы обучающихся.В процессе индивидуальной самостоятельной работы обучающихся класса один из них выполняет это же задание на доске. |
Методы обучения и методические приемы. |
На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии. | 5 4 3 2 1 | На уроке преобладают традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) |
Характер используемой наглядности. |
Широко используется условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели и пр.). | 5 4 3 2 1 | Преобладает использование образной наглядности (картинок, иллюстраций) |
Целесообразность и функциональность используемых средств обучения. |
Используемая наглядность функциональна, т.е. используется для решения определенной учебно-практической задачи. | 5 4 3 2 1 | Наглядность используется ради наглядности, как средство привлечения внимания детей, не выполняя при этом дидактической функции. |
Организация оперативной обратной связи. |
Организована оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляя своевременную коррекцию ошибок. | 5 4 3 2 1 | Средства обратной связи не используются. |
Осуществление дифференцированного подхода к обучающимся, учет их индивидуальных особенностей. |
Ведет тонкий учет индивидуальных особенностей детей. Предусмотрена индивидуализация и дифференциация детей. | 5 4 3 2 1 | |
Деятельностный аспект урока. |
Формирование мотивационного компонента учебной деятельности. |
На уроках обеспечена положительная учебная мотивация, ведется целенаправленная работа по формированию положительной учебной мотивации. | 5 4 3 2 1 | Учитель не ведет целенаправленную работу по формированию положительной учебной мотивации. Дети демонстрируют низкий уровень учебной мотивации. |
Постановка учебных задач. |
На уроке ставятся перед детьми учебные задачи, дети их осознают. Обучающиеся принимают участие в целеполагании. | 5 4 3 2 1 | На уроке вообще не ставятся перед детьми задачи деятельности или ставятся преимущественно практические задачи. |
Формирование познавательных УУД, |
Обучающиеся осваивают одно или несколько познавательных УУД (моделирование, логические действия, смысловое чтение и др.). | 5 4 3 2 1 | Обучающиеся выполняют только предметные действия, связанные с усвоением программного материала. |
Формирование регулятивных УУД, |
Обучающиеся осваивают одно или несколько регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция и др.). Урок имеет рефлексивную направленность. | 5 4 3 2 1 | Урок не имеет рефлексивной направленности. Контроль и оценку осуществляет учитель. |
Формирование коммуникативных УУД |
Обучающиеся осваивают одно или несколько коммуникативных УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, выражение собственных мыслей). | 5 4 3 2 1 | Обучающиеся преимущественно односложно отвечают на вопросы учителя. |
Характер активности детей. |
Обучающиеся проявляют на уроке познавательную активность, выступают в роли субъектов деятельности. | 5 4 3 2 1 | На уроке активен преимущественно учитель. Дети в основном слушают учителя и выполняют задания по образцу. Обучающиеся выступают в роли объектов воздействия учителя. |
Организационный аспект урока. |
Темп проведения урока. |
Выбран оптимальный темп урока. Соблюдаются временные рамки выполнения заданий. | 5 4 3 2 1 | Темп урока чересчур быстрый (многие дети не успевают выполнять задания) или чересчур медленный (много пауз, затянутость отдельных этапов урока). Не соблюдаются временные рамки выполнения заданий. |
Организация класса, дисциплина. |
Четкая организация класса, управление учителем деятельности детей и их дисциплиной. Дисциплина поддерживается за счет интереса детей к выполнению заданий и их включения в активную деятельность. | 5 4 3 2 1 | Отсутствие четкости в организации плана. Либо наблюдается плохая дисциплина детей на уроке, неумение учителя ею управлять, либо дисциплина поддерживается за счет жестких мер со стороны учителя и боязни наказаний со стороны детей. |
Коммуникативные и личностные аспекты урока. |
Организация учебного сотрудничества. |
Организовано сотрудничество учителя и обучающихся как равных партнеров, а также сотрудничество детей друг с другом. Стиль общения гибкий с преобладанием демократического. | 5 4 3 2 1 | Учебное сотрудничество отсутствует. Возникают конфликтные ситуации. Стиль общения авторитарный. |
Психологический климат урока. |
На уроке преобладает благоприятный психологический климат, гуманное, уважительное и доброжелательное отношение учителя к обучающимся. | 5 4 3 2 1 | Психологический климат урока неблагоприятен, учитель делает много замечаний, повышает голос, управляет классом силовыми методами. |
Учет личностных особенностей обучающихся. |
На уроке создаются ситуации успеха, ситуации выбора. Обучающиеся имеют возможность высказывать собственную точку зрения, актуализируется их собственный опыт. | 5 4 3 2 1 | Личностные особенности детей на уроках не учитываются. |
Педагогическая техника учителя |
Владение речью. |
У учителя выразительная речь, отсутствуют речевые ошибки, он владеет голосом. | 5 4 3 2 1 | Речь учителя недостаточно выразительна, он допускает речевые ошибки, монотонно. |
Владение невербальными средствами общения. |
Учитель демонстрирует мастерство в использовании мимики, жестов и других невербальных средств общения. | 5 4 3 2 1 | Учитель демонстрирует неумение применять невербальные средства общения. |
Самоанализ урока учителем. |
Формулировка учителем целей урока |
Учитель четко и конкретно формулирует как развивающие, так и дидактические цели урока. | 5 4 3 2 1 | Учитель формулирует цели недостаточно конкретно или неполно (называет только дидактические цели и затрудняется определить развивающие). |
Соотнесение учителем целей урока и результатов урока. |
Учитель соотносит цели урока и его результаты, определяет, какие цели удалось реализовать, а какие нет и по какой причине. | 5 4 3 2 1 | Учитель не может соотнести цели и результаты урока. |
Методист ГАПОУ МОК им. В.Талалихина Л.А.Малькова.
Создано по материалам сайта MyShared.ru.