kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль учителя в жизни человека (по рассказу В. Распутина "Уроки французского")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из целей урока - воспитывать стремление к знаниям, уважительное отношение к учителю, нравственную стойкость, доброту и человечность; прививаить интерес к чтению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль учителя в жизни человека (по рассказу В. Распутина "Уроки французского")»

Тема: Роль учителя в жизни человека (по рассказу В. Распутина "Уроки французского")

Цель: познакомить учащихся с писателем В. Распутиным, раскрыть особенности его творчества на примере рассказа "Уроки французского"; развивать умения рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы; навыки работы с текстом; воспитывать в учащихся стремление к знаниям, уважительное отношение к учителю, нравственную стойкость, доброту и человечность.

Оборудование: портрет писателя, фото Знаменского монастыря, кадры из кинофильма "Уроки французского (фото учительницы и главного героя с матерью), наглядный рабочий материал.

Ход урока

«Мне нужно было вернуть людям то добро,

которое в свое время они сделали для меня».

( В. Распутин.)

I. Объяснение нового материала

1. Работа с эпиграфом

Учитель: Каким образом автор возвращает людям добро? (Создаёт произведение, в котором описывает добрый поступок учительницы).

Почему автор считает важным сохранить память об учительнице? (Общение ученика и учителя стало не просто процессом получения знаний, но, в первую очередь, уроком доброты, который автор запомнил на всю жизнь)

2. Знакомство с писателем

Учитель: Каким человеком был Валентин Распутин? Откуда он так хорошо знает послевоенную жизнь?

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в сибирском селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. Поскольку его рассказ "Уроки французского" является автобиографическим... (учащиеся рассказывают историю детства автора, отмечая трудности военного периода).

Учитель: Кто из ранее изученных писателей так же описывает своё детство в автобиографическом произведении? (В. Астафьев "Конь с розовой гривой").

Трудностей хватало, но В. Распутин старался и окончил школу с отличным аттестатом. Это помогло ему без всяких проблем стать студентом филологического факультета Иркутского университета. Годы студенчества пролетели незаметно, хоть было много трудностей и хлопот. Валентин много времени посвящал учебе, но не упускал ни малейшей возможности заработать. Он знал, что должен помочь родным, поэтому не отказывался от любых подработок.

Прожил долгую счастливую жизнь. Воспитал 2 детей. Умер на 78 году жизни. Похоронен в Знаменском монастыре. В Иркутске открыт музей писателя.

2. История создания произведения

Учитель: Что вы знаете об истории создания произведения и его написании? (Работа с учебником, стр. 85 -87)

В. Распутин написал рассказ, когда его сыну Сергею было столько же лет, сколько и главному герою. Сергей Распутин окончил Иркутский педагогический институт иностранных языков по специальности «учитель английского языка». В 1992 г. открыл языковую школу «АВС», первую в городе. С 1992 г. Сергей Валентинович директор этой школы.

3. Время действия в рассказе

Учитель: В какое время происходят действия, описанные в рассказе? (1948 г.)

Страна только начинает восстанавливаться после войны. Хотя Сибирь находилась в тылу и на её территории не шли военные действия, гибель солдат уменьшила численность работоспособного населения. Отсюда сиротство, нехватка рабочих рук, тяжёлая работа легла на женские плечи.

II. Работа с текстом произведения

Учитель: Подтвердите текстом характерные признаки послевоенного времени.

Жили мы без отца, жили совсем плохо...

Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались или он был настолько мал, что мы его не почувствовали. 

Учитель: 1946 год - засуха, которая оставила без урожая и государство и семьи. Но люди держались, помогали друг другу выжить. И несмотря на тяжёлое материальное положение, недоедание, бедность, главный герой ... (учащиеся заканчивают мысль) стремится продолжить обучение, хотя для этого (работа по тексту) пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр.

Учитель: Каким было отношение главного героя к учёбе?

Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя.

Учитель: Жизнь главного героя разделяется на до и после.

5. Работа в тетради и на доске (в парах)

С одной стороны доски два ученика описывают жизнь главного героя «до» (письменно и устно по тексту). С другой стороны доски два ученика описывают жизнь главного героя «после» (письменно и устно по тексту). В это время класс работает в тетрадях.

Проверка задания у доски и в тетрадях

Письменно: До - это родной дом, мама, сёстры, друзья, уважение (в деревне признавался за грамотея).

Чтение текста: Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь приходилось двигаться, играть, а на уроках — работать.

Письменно: После - это самостоятельная жизнь в чужом доме, новая школа (Тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля).

Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня.

Учитель: А что в новой жизни было хуже тоски и одиночества? (Голод, ещё горше и сильнее, чем в деревне).

Голод здесь совсем не походил на голод в деревне. Там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. Небольшую речушку на десять рядов процеживали бреднями. Я как-то в воскресенье просидел с удочкой весь день и поймал трех маленьких, с чайную ложку, пескариков — от такой рыбалки тоже не раздобреешь. Больше не ходил — что зря время переводить! На плите у тети Нади стоял горячий чайник; пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, ложился спать. Утром опять в школу. Так и дотягивал до того счастливого часа, когда к воротам подъезжала полуторка и в дверь стучал дядя Ваня.

Учитель: Подтвердите текстом, повлияло ли тяжёлое материальное состояние и физическое истощение мальчика на отношение к учёбе?

Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки.

Учитель: Ох уж этот французский! Это он станет названием рассказа и мостиком на пути к новым событиям и отношениям.

1. Какой виделась главному герою учительница французского языка?

Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.

2. Как себя чувствовал ученик рядом с Лидией Михайловной? (Стыдился своего внешнего вида, расстраивался…)

Она помолчала, рассматривая меня, и я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.

3. На какие жертвы пришлось пойти матери, чтобы сын согласился на следующую осень учиться в городе?

Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги.

4. Что особенно потрясло Лидию Михайловну в объяснении ученика, почему он играет на деньги? (Он не покупает конфеты или книги и не копит их, а тратит на молоко).

5. Подтвердите текстом, что мальчику было жизненно необходимо ежедневно пить молоко.

Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось, иначе я покупал бы его и здесь. Откуда им в колхозе взяться? Все же раза два она подкладывала мне в письмо по пятерке — на молоко. На теперешние это пятьдесят копеек, не разживешься, но все равно деньги, на них на базаре можно было купить пять поллитровых баночек молока, по рублю за баночку. Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова.

Учитель: Есть такое понятие "деятельная доброта". Как вы понимаете это выражение? (Не просто сочувствие, а помощь людям)

6. Как в рассказе проявляется "деятельная доброта", и кто является её носителем? (Учитель французского языка Лидия Михайловна. Она старается накормить мальчика, передала посылку, даже играла в поддавки на деньги).

Учитель: Начинаются нелёгкие взаимоотношения ученика и учителя, одиннадцатилетнего мальчика, которому необходим стакан молока, чтобы не упасть в обморок, и двадцатипятилетней девушки, в комнате которой на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник с проигрывателем — редкое по тем временам чудо.

И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать. Мне надо было говорить, чтобы я раздевался, проходил в комнату, садился — меня приходилось передвигать, словно вещь, и чуть ли не силой добывать из меня слова. Моим успехам во французском это никак не способствовало.

7. Понимала ли это учительница? (Понимала, но приглашала его к себе не в надежде улучшить его знания, а чтобы накормить, а впоследствии проиграть ему деньги, необходимые на молоко)

я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке — мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность. А кроме того, я всегда придерживался мнения, что девушки, изучающие французский или испанский язык, становятся женщинами раньше своих сверстниц, которые занимаются, скажем, русским или немецким.

Учитель: Лидия Михайловна нарушила все нормы: моральные, этические, педагогические, когда решила играть с учеником на деньги. Правильно ли поступил директор, уволив её со школы? (Дети высказывают своё отношение к случившемуся).

8. Несмотря на нарушение правил и морально-этических норм, вы считаете её доброй. Почему? (Она не побоялась пожертвовать своим честным именем и рискнула помочь мальчику, решив сыграть с ним на деньги и дав ему возможность выиграть, чтобы он мог купить себе молока… Ей пришлось нарушить правила, потому что по-другому мальчик не принимал помощь, в которой так нуждался… Она не думала о своём авторитете, когда ребёнок нуждался в помощи, и нашла единственный способ ему помочь, хотя и не педагогичный…)

Учитель: Ваши ответы показали ваше отношение к героям произведения, понимание таких важных человеческих качеств, как доброта, ответственность, стойкость.

Постройте синонимичный ряд (письменно) со словом доброта (чуткость, сострадание, милосердие).

Валентин Распутин так объяснил причину, которая побудила его написать рассказ: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

9. Какие уроки после прочтения рассказа легли вам на душу?

Учитель: Подошло время ответить на главный вопрос: какова роль учителя в жизни человека? Предлагаю подумать над этим дома и письменно закончить фразу: «По моему мнению, учитель - это человек…»

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос «Какова роль учителя в жизни человека?» или закончить фразу «По моему мнению, учитель - это человек…»











3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Роль учителя в жизни человека (по рассказу В. Распутина "Уроки французского")

Автор: Васкевич Светлана Григорьевна

Дата: 08.12.2025

Номер свидетельства: 678518

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект Урок - раздумье "Нести добро людям" (по рассказу В. Распутина "Уроки французского") "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-urok-razdum-ie-niesti-dobro-liudiam-po-rasskazu-v-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "102628"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402538815"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Служение доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского») "
    ["seo_title"] => string(67) "sluzhieniie-dobrotie-po-rasskazu-v-g-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "160592"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422092226"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок-педсовет "Через три дня Лидия Михайловна уехала. Почему?" (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского") "
    ["seo_title"] => string(117) "urok-piedsoviet-chieriez-tri-dnia-lidiia-mikhailovna-uiekhala-pochiemu-po-rasskazu-v-g-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "137100"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417270389"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) ""Уроки доброты" по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского" "
    ["seo_title"] => string(60) "uroki-dobroty-po-rasskazu-v-g-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "170051"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423496361"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока литературы по рассказу В. Распутина "Уроки французского", 6 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-litieratury-po-rasskazu-v-rasputina-uroki-frantsuzskogho-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "178887"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424888281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства