Библиотечный урок
(9-11 классы)
Тема. РЕФЕРАТ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Цель урока:
- познакомить учащихся с правилами оформления списка использованных источников;
- формировать умения самостоятельно составлять список;
- развивать логическое мышление;
- формировать ответственное отношение к своей работе.
Основные понятия:
Библиография, библиографическое описание, библиографическая запись, список использованных источников
Оборудование:
раздаточный материал «Описание произведений печати и электронных ресурсов»; разные виды изданий; ноутбуки
Тип урока:
урок усвоения новых знаний
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Мотивация учебной деятельности
- На предыдущих занятиях мы рассмотрели основные части реферата.
Вспомним их.
- Титульный лист,
- содержание,
- введение,
- основную часть (разделы, части),
- заключение,
- список использованных источников;
- приложение.
- Что нам осталось рассмотреть более подробно? (Список использованных источников и приложение).
- Сообщение темы и цели урока
- Работа над темой урока.
- Лекция под запись «Список использованных источников»
Список использованных источников обязателен для любой самостоятельной письменной работы, кроме сочинения. Помещается он всегда в конце работы после основного текста.
В список обычно включают от 3 до 7 источников. В зависимости от объёма письменной работы их может быть и больше.
Наиболее часто употребляемая последовательность расположения:
- в начале списка располагаются (если есть) законы, указы, законодательные акты (в алфавитном порядке)
- дальше – остальные печатные источники и электронные ресурсы в алфавитном порядке по фамилии автора или названия (если автор не указан).
Нумерация сквозная. Ее лучше выставлять автоматически, тогда возможна автоматическая сортировка по алфавиту.
Оформление списка использованных источников регламентируются государственными стандартами, в частности:
ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
ГОСТ 7.82—2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».
Библиографическая запись имеет много тонкостей. Для списка литературы используется краткое библиографическое описание, поэтому достаточно усвоить некоторые основные правила.
Я уже вам говорила, что вы должны записывать себе все найденные источники информации, которые вы используете для написания работы.
Фиксируйте: кто автор, название, выходные данные; общее количество страниц, если вы переработали всю книгу, или те страницы, на которых расположен интересующий вас раздел.
Если источник информации – журнал, то кроме автора и заголовка статьи запишите еще название журнала, год издания и номер. А также страницы, на которых напечатана статья.
Рассмотрим правила описания произведений печати (раздаточный материал).
Библиографическая запись
Книга, имеющая не более трех авторов:
Максимов, Н. В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб. для вузов / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — М.: Инфра, 2005. – 432 с.
Книга с четырьмя и более авторами, сборник и т. п.:
Мировая художественная культура [Текст]: в 2-х т. / Б. А. Эренгросс [и др.]. — М.: Высшая школа, 2005. — Т. 2.
Статья из сборника:
Цивилизация Запада в 20 веке [Текст] / Н. В. Шишова [и др.] // История и культурология: учеб. пособие для студентов. – М, 2000. – С. 347-366.
Статья из журнала:
Мартышин, О. В. Нравственные основы теории государства и права [Текст] / О. В. Мартышин // Государство и право. — 2005. — № 7. — С. 5-12.
Интернет-ресурс:
Бычкова, Л. С. Конструктивизм [Электронный ресурс] / Л. С. Бычкова
// Культурология 20 век. — Режим доступа: http//www.philosophy.ru/.
Сначала пишутся фамилия, ставится запятая и инициалы автора, если он один. Далее следует название произведения. После названия указывается вид издания в квадратных скобках: [Текст], [Электронный ресурс].
Если существует какой-либо подзаголовок (например: «Учебное пособие» или «Роман в стихах»), то его записывают после названия без кавычек, с маленькой буквы, поставив между ними двоеточие.
Фамилия автора повторяется после заголовка за косой чертой.
Если у произведения два или три автора и они все значатся на титульном листе, то библиографическое описание начнет фамилия первого автора, а после сведений о заголовке ставится косая черта, за которой указываются все авторы.
В книге четырех авторов за косой чертой могут быть указаны все авторы или первый со словами «[и др.]». В книге пяти и более авторов могут быть приведены один или три автора со словами «[и др.]».
Если известен только составитель или редактор издания, то после заголовка, за косой чертой пишется «/ ред. Ю. А. Иванов» или «/ сост. О. М. Петров». (Сведения о редакторах и составителях чаще всего следует искать на обороте титульного листа.)
После всех сведений об авторстве и названия источника ставим точку и тире.
Если издание, с которым вы работали, выходило в свет не первый раз, то на титульном листе есть указание на номер издания. Сообщите об этом в описании. Например: «3-е изд., перераб. и доп.» или «2-е изд.». Далее опять ставьте точку и тире.
Теперь укажите место издания, поставьте точку, если название города сокращено, и двоеточие перед названием издательства. Потом ставится запятая и указывается год издания. Например: «СПб. : Нева, 2001», и снова – точка и тире.
Затем следует указание общего количества страниц книги, если вы перерабатывали ее всю, или номера страниц, на которых находится использованный вами раздел. В конце описания ставится точка. Если указывается общее количество страниц – «с» пишется с маленькой буквы после цифры (432 с.). Если указываются конкретные страницы – «С» приписная, точка, страницы через дефис (С. 8-15).
Для описания электронных ресурсов из сети Интернет вместо места издания используется «Режим доступа : » и выставляется электронный адрес страницы. Но статья должна иметь полные данные: автора, название.
Далее нужно выставить автоматическую нумерацию и выполнить автоматическую сортировку в алфавитном порядке (А-Я) фамилий авторов произведений и названий сборников.
- Практическая работа на закрепление материала (создание списка использованных источников разного вида на компьютере).
IV. Итоги урока.
- Домашнее задание. Составить список использованных источников по теме реферата.
Список использованных источников
- Волков, Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат [Текст]
/ Ю. Г. Волков. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 127 с. - Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст] / Н. И. Гендина,
Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубцева. – М. : Школьная б-ка, 2002. – С. 122–134. - Кулев, А. В. Как написать и оформить реферативную работу [Текст]
/ А. В. Кулев // Биология в школе. – 1995. – № 2. – С. 33–35. - Лазаревич, К. Как писать научную работу [Текст] / К. Лазаревич
// Библиотека в школе. – 2002. – № 10. – С. 18–19. - Лернер, П. Написать и защитить, а не вырезать и склеить : советы работающим над рефератом [Текст] / П. Лернер // Библиотека в школе. – 2003. – № 1. – С. 9.