МИНИ - РЕФЕРАТ (в рамках повышения квалификации) может быть использован как отправной материал для погружения в тему.
«Использование искусства в лечении в разные исторические периоды»
Понятие искусства крайне широко – оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определенной области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически выразительных форм. Функции искусства многограны. Рассмотрим одну из мотивированных функций искусства - использование искусства в лечебных целях.
Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины. Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н.э.), Аристотель, Платон (IV в. до н.э.), указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. «Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти». Вошли в историю идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Художественное пение как эффективная вокалотерапия при врачевании существовало уже до нашей эры в Египте, Малой Азии, Древней Греции. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе – концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства. В античных источниках находится множество свидетельств чудесного исцеления благодаря воздействию того или иного вида искусства. В Средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Известно, что в начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения.
В России по инициативе В.М.Бехтерева в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов. Специальные исследования С.С.Корсакова, В.М.Бехтерева, И.М.Догеля, И.М.Сеченова, И.Р.Тарханова, Г.П.Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Академик В.М.Бехтерев, на протяжении 20 лет систематически изучавший рисунки детей, еще в 1910 г. в работе «Первоночальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» указывал, что «детский рисунок есть объективный свидетель проявлений и развития детской психики». И в настоящее время рисунки используются для оценки состояния психики детей.
В Европе практика использования изобразительного творчества в лечении больных, имеющих психические расстройства, относится к началу XX в. Опыт использования художественного творчества и преодолении недугов и ускорении процессов восстановления и реабилитации описан в книге А.Хилла «Изобразительное искусство против болезни» (1945). Он ввел в европейскую науку и практику термин «арттерапия» по отношению к изобразительному искусству как средству лечебного воздействия. В это время арттерапия развивается в контексте теоретических идей З.Фрейда и К.Юнга и в психотерапевтической практике используется как метод лечебного воздействия на психически больного через включение его только в изобразительную деятельность. Во второй половине XX в. создаются первые профессиональные объединения арттерапевтов (в 1963 г. появились Британская ассоциация арттерапевтов, Американская арттерапевтическая ассоциация). В 1970-е гг. Британская ассоциация арттерапевтов сделала первые шаги по внедрению арттерапии в государственное здравоохранение. В это же время начинается подготовка специалистов-арттерапевтов в США и Великобритании. В 1980-1990-е гг. роль арттерапевтической практики повышается в образовании, в частности, в специализированных школах. Интерес к использованию искусства в целях коррекции, к механизму его воздействия на человека заметно вырос с конца XX в.
В настоящее время различные виды арттерапии представлены практически во всех странах как в медицине, так и в психологии, в частности, в специальной психологии. Можно выделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на эмоциональную сферу), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка).
В России в настоящее время психокоррекционая практика использования разных видов арттерапии с детьми с отклонениями в развитии представлена в работах Ю.Б.Некрасовой, Б.И.Айзенберг, Л.В.Кузнецовой, Е.Ю.Рау. Современные исследователи (В.Н.Коропулина, М.Н.Смирнова, Н.О.Гордеева) определяют арттерапияю как способ и технологию реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельностью. Арттерапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.
Таким образом, можно сделать выводы:
- искусство применяется в озоровительных целях с древнейших времен;
- существует огромный выбор различных видов искусства, обладающих оздоровительным потенциалом;
- многие методики применения искусства для лечения и оздоровления имеют научное обоснование;
- арттерапия в последние годы приобрела педагогическое направление, активно и эффективно используется в специальной педагогике.
Список используемой литературы:
- Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248 с.
- Сизова А.В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Ж-л «Коррекционная педагогика» №3(9)2005 г.-с.47
- Шестаков В.П. Музыкальная эстетика заподноевропейского Средневековья и Возрождения. - М.,1966.с.157